Соотношение институтов и организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2015 в 10:43, контрольная работа

Описание работы

В изучении социальных явлений и процессов социология основывается на принципах историзма. Это означает, что, во-первых, все социальные явления и процессы рассматриваются как системы, обладающие определенной внутренней структурой; во-вторых, изучается процесс их функционирования и развития; в-третьих, выявляются специфические изменения и закономерности перехода их из одного качественного состояния в другое. Наиболее общей и сложной социальной системой является общество, а ее элементами - люди, социальная деятельность которых обусловливается определенным социальным статусом, который они занимают, социальными функциями (ролями), которые они выполняют, социальными нормами и ценностями, принятыми в данной системе, а также индивидуальными качествами (социальные качества личности, мотивы, ценностные ориентации, интересы и т. д.).

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………………..3
1. Сущность, типология, структура и функции социальных институтов…….4
2. Специфика деятельности социальных институтов в современном обществе…………………………………………………………………………7
Заключение…………………………………………………………………………….11
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………14

Файлы: 1 файл

Контрольная работа на печать.docx

— 40.48 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

по дисциплине

«Институциональная экономика»

Тема: «Соотношение институтов и организаций»

 

 

                            

 

 

 

 

 

                                                                     Выполнил(а): студент(ка) гр.

 

           Проверил: преподаватель:

          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2014г.

 

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………..3

  1. Сущность, типология, структура и функции социальных институтов…….4

  1. Специфика деятельности социальных институтов в современном обществе…………………………………………………………………………7

Заключение…………………………………………………………………………….11

     СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

      В изучении социальных явлений и процессов социология основывается на принципах историзма. Это означает, что, во-первых, все социальные явления и процессы рассматриваются как системы, обладающие определенной внутренней структурой; во-вторых, изучается процесс их функционирования и развития; в-третьих, выявляются специфические изменения и закономерности перехода их из одного качественного состояния в другое. Наиболее общей и сложной социальной системой является общество, а ее элементами - люди, социальная деятельность которых обусловливается определенным социальным статусом, который они занимают, социальными функциями (ролями), которые они выполняют, социальными нормами и ценностями, принятыми в данной системе, а также индивидуальными качествами (социальные качества личности, мотивы, ценностные ориентации, интересы и т. д.).

      Социальная система может быть представлена в трех аспектах. Первый аспект - как множество индивидов, в основе взаимодействия которых лежат те или иные общие обстоятельства (город, деревня, трудовой коллектив и т. д.); второй - как иерархия социальных позиций (статусов), которые занимают личности, включенные в деятельность данной системы, и социальных функций (ролей), которые они выполняют на основе данных социальных позиций; третий - как совокупность норм и ценностей, определяющих характер и содержание поведения элементов данной системы. Первый аспект связан с понятием социальной общности, второй - с понятием социальной организации и третий - с понятием культуры. Социальная система, таким образом, выступает как органическое единство трех сторон - социальной общности, социальной организации и культуры.

 

 

 

 

 

 

  1. Сущность, типология, структура и функции социальных институтов

 
      Социальная практика показывает, что для человеческого общества жизненно важно упорядочить, регламентировать и закрепить некоторые социально-значимые отношения, сделать их обязательными для всех членов общества. Базисным элементом регулирования общественной жизни являются социальные институты. Первым предложил науке термин «социальный институт» английский философ и социолог Герберт Спенсер(1820—1903), подробно изучивший и описавший шесть типов социальных институтов.

Согласно учению Г. Спенсера, любые социальные институты обеспечивают возможность членам общества, социальных групп удовлетворять свои потребности. Это одна из главнейших функций социального института. Кроме того, эти своего рода органы в сложной системе, каковой является общество, упорядочивают социальные отношения, согласуют их, объединяют отдельных индивидов, социальные группы и организации в одно системное целое — общество, обеспечивая его поступательное прогрессивное развитие. Так полагал Г. Спенсер и его последователи. 
      Социальный институт – исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности и отношений людей, выполняющая социально-значимые функции. 
В своем функционировании социальные институты проявляют существенные признаки, отличающие их от социальных организаций. Наиболее существенные из них сводятся к следующему. 
      Во-первых, как это установил еще М. Вебер, деятельность индивидов и их групп в рамках социального института рационально упорядочена принятыми в нем правилами, на которые и ориентированы все поступки индивидов, совпадающие с их обязанностями. Если же между поступками и обязанностями возникают расхождения и отдельные индивиды не желают повиноваться существующим правилам, в действие вступает аппарат принуждения.  
      Во-вторых, социальный институт представляет собой относительно устойчивый и долговременно действующий тип взаимодействия и поведения людей, что отличает его от многих организаций, исчезающих вместе со своими основателями и вдохновителями. Скажем, церковь как социальный институт существует на протяжении столетий и даже тысячелетий, а тайные организации декабристов в России существовали всего лишь на протяжении 10–15 лет. 
      В-третьих, социальный институт – это крупномасштабная общность людей, которая в отличие от организации имеет широко разветвленную и сложноиерархизированную структуру, включающую в себя, как правило, систему организаций местного, регионального и общенационального уровней. Такова, например, структура государства как сложного социального института. 
      В-четвертых, социальный институт интегрирован в социально-политическую, экономическую, социокультурную и ценностную структуру общества, что, с одной стороны, обеспечивает формально-правовую основу деятельности института, а с другой – позволяет ему осуществлять контроль над институциональными типами деятельности. 
      В-пятых, социальный институт располагает необходимыми кадрами, материальными ресурсами и условиями, обеспечивающими успешное выполнение нормативных установлений и предписаний, а также эффективное осуществление социального контроля. 
В-шестых, социальный институт располагает целостной системой стандартов поведения конкретных лиц в типичных ситуациях, обязательных для всех включенных в его состав индивидов и групп в целях успешного осуществления функций данного института. 
      Типологию социальных институтов можно составить исходя из представления о том, что каждый институт удовлетворяет ту или иную фундаментальную социальную потребность. Пяти фундаментальным социальным потребностям (в воспроизводстве рода; в безопасности и социальном прядке; в добывании средств существования; в социализации подрастающего поколения; в решении духовных проблем) соответствуют пять основных социальных институтов: институт семьи, политический институт (государство), экономический институт (производство), образование, религия. 
В структуру социальных институтов, как правило, включают следующие элементы: 
•цель, т.е. круг общественных потребностей, которые удовлетворяет институт; 
•определенная сфера деятельности института; 
•люди, находящиеся внутри того или иного института; 
•соответствующие институту учреждения; 
•материальные средства, необходимые для функционирования института; 
•нормы, которыми регулируется деятельность института; 
•санкции, стимулирующие людей соблюдать нормы; 
•функции, которые тот или иной институт исполняет в регулировании общественных отношений. 
Функции социальных институтов сводятся к следующему: 
1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Каждый социальный институт создается в ответ на возникновение определенной общественной потребности с целью выработки определенных стандартов поведения у своих  членов. 
2. Адаптационная функция заключается в том, что функционирование социальных институтов в обществе обеспечивает приспособляемость, адаптируемость общества к изменяющимся условиям внутренней и внешней среды – как природной, так и социальной. 
3. Интегративная функция состоит в том, что существующие в обществе социальные институты своими действиями, нормами, предписаниями обеспечивают взаимозависимость, взаимоответственность, солидарность и сплоченность входящих в их состав индивидов и/или всех членов данного общества. 
4. Коммуникативная функция заключается в том, что информация (научная, художественная, политическая и др.), произведенная в одном социальном институте, распространяется как внутри данного института, так и за его пределами, во взаимодействии между институтами и организациями, действующими в обществе. 
5. Социализирующая функция проявляется в том, что социальные институты играют решающую роль в формировании и развитии личности, в усвоении ею социальных ценностей, норм и ролей, в ориентации и реализации ею своего социального статуса. 
6. Регулирующая функция воплощается в том, что социальные институты в процессе своего функционирования обеспечивают регулирование взаимодействий между индивидами и социальными общностями посредством выработки определенных норм и стандартов поведения, системы поощрений за наиболее эффективные действия, соответствующие нормам, ценностям, ожиданиям общества или общности, и санкций (наказаний) за действия, отклоняющиеся от этих ценностей и норм. 

2. Специфика деятельности социальных институтов

в современном обществе

 
Как уже говорилось, в зависимости от содержания и направленности деятельности социальные институты подразделяются на политические, экономические, религиозные, образовательные и семейные. Рассмотрим некоторые особенности их функционирования в современном обществе. 
Политические институты создаются в целях завоевания, удержания и укрепления власти, ее осуществления и распределения. В состав этих институтов входят: политические партии и система права, но главным элементом является государство. Следствием изменения политической ситуации в современном мире стало появление двух противоположных теорий государства: 
•теория перегрузки  государства; 
•теории кризиса легитимности. 
      Одним из наиболее важных аспектов в развитии современного государства является его связь с институтом демократии, призванным на практике реализовать идею социальной солидарности. Однако начиная с 1990-х широкая волна демократических преобразований на Западе сменилась периодом всеобщего «спада», граждане перестали ходить на выборы, упал уровень политической информированности и политических интересов. По мнению американского теоретика Дж. Александера, наличие в современном обществе таких антигражданских сил, как религиозная нетерпимость, гендерное неравенство, политическая олигархия, высокомерие экспертного знания, расовая и этническая ненависть несет прямую угрозу демократическим преобразованиям и построению гражданского общества. 
      Еще одним важным политическим институтом современного общества является институт гражданства. Британский социолог Т. Маршалл выделил три типа прав, связанных с развитием понятия гражданства: гражданские права, политические права и социальные права. Расширение в современном обществе последней категории прав служит основой формирования так называемого социально-ориентированного государства, которое прочно утвердилось в Западной Европе после  Второй мировой войны.  
      Экономический институт представляет собой систему объединений и учреждений (организаций), обеспечивающих относительно устойчивую экономическую деятельность, экономические отношения людей, связанных с производством, обменом, распределением товаров, с их отношением к собственности, к экономическим механизмам хозяйственного взаимодействия. В эту систему входят предприятия, банки, фирмы, учреждения торговли и сферы услуг, союзы предпринимателей, производственные и финансовые корпорации, институт собственности. 
      Современная рыночная экономика представляет собой сложную, многокомпонентную систему, для которой очень существенной характерной чертой является действие принципа «невидимой руки». Но, как подчеркивает выдающийся американский экономист П. Самуэльсон, в реальном мире ни одна экономика в действительности не соответствует тому идеальному миру, в котором всеми действиями руководит «невидимая рука». Несовершенство рынка приводит к неэффективному производству с его вполне возможными кризисами и к столь же неэффективному потреблению. Кроме того, несовершенство рыночной экономики порождает безработицу и появление в обществе полюсов богатства и бедности. Для того чтобы разрешить эти и другие негативные проблемы, рождаемые экономическим развитием, государство должно с помощью налогов, расходов и непосредственных законов установить контроль над экономической деятельностью. Основным рычагом государственного регулирования экономики, согласно П. Самуэльсону, является система законов и правил, устанавливаемых государством для осуществления контроля над деятельностью предприятий. 
Самоорганизация, характерная для устойчивого развивающихся рыночных систем, дает серьезные сбои в условиях переходных социально-экономических процессов, которые развиваются в последнем десятилетии XX и в начале XXI века на обширном постсоветском пространстве. В этих условиях регулирующая роль государства в развертывании трансформационных социально-экономических процессов резко  возрастает. 
      Институт образования представляет собой систему объединений людей и учреждений, ориентированных на овладение знаниями, умениями и навыками, в том числе и в сфере профессиональной деятельности, на повышение компетентности людей во всех сферах деятельности. Отметим основные тенденции развития образования в современном обществе: 
• рост социальной значимости образования; 
•         гуманитаризация образования, призванная помочь личности стать духовно богатой, свободной и творчески активной; 
•  компьютеризация образования – обеспечение доступа всех учащихся к современным информационным технологиям; 
• непрерывность образования в течение всей жизни; 
•  индивидуализация образования, когда педагог имеет дело не с массой учащихся, а с каждым из них в отдельности; 
•  акцент на самостоятельности учащихся, стимулирование их самореализации. 
      Институт религии – совокупность социальных объединений (религиозных групп, общин, сект и т.д.), а также учреждений и организаций (церковь, монастырь, семинария, духовная академия и т.п.), ориентированных на поддержание, распространение и укрепление религиозной веры, на усиление ее роли в жизни отдельных личностей и их общностей, а также общества в целом. Несмотря на процесс секуляризации, охвативший современное общество, религия продолжает сохранять свои позиции. Для характеристики функционирования института религии на постсоветском пространстве используется термин «религиозный бум», суть которого можно обозначить как процесс оживления религиозной жизни. 
      Институт семьи представляет собой ценностно-нормативный комплекс взаимодействий и отношений, посредством которого регулируется поведение членов семьи – родителей и детей, братьев и сестер, мужей и жен; определяются присущие им социальные статусы и роли. В современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций. Семья утрачивает свои ведущие позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других важнейших функциях. Изменение традиционных семейных ролей мужчин и женщин повлекло за собой ряд позитивных и негативных для общества последствий. С одной стороны, оно способствовало росту самосознания женщины, равенства в супружеских отношениях, с другой стороны, усугубило конфликтную ситуацию, воздействовало на демографическое поведение, приводя к снижению рождаемости и увеличивая уровень смертности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 
 
       Социальные институты выполняют в обществе функции социального управления и социального контроля как одного из элементов управления. Социальный контроль дает возможность обществу и его системам обеспечить соблюдение нормативных условий, нарушение которых наносит ущерб социальной системе. Основными объектами такого контроля являются правовые и моральные нормы, обычаи, административные решения и т. п. Действие социального контроля сводится, с одной стороны, к применению санкций в отношении поведения, нарушающего социальные ограничения, с другой - к одобрению желательного поведения. Поведение индивидов обусловлено их потребностями. Эти потребности могут быть удовлетворены различными способами, и выбор средств для их удовлетворения зависит от системы ценностей, принятой данной социальной общностью или обществом в целом. Принятие определенной системы ценностей способствует идентичности поведения членов общности. Воспитание и социализация направлены на то, чтобы передать индивидам установленные в данной общности образцы поведения и способы деятельности.

      Социальные институты руководят поведением членов общности через систему санкций и наград. В социальном управлении и контроле институты играют весьма важную роль. Их задача сводится не только к принуждению. В каждом обществе существуют институты, осуществляющие гарантии свободы в определенных видах деятельности - свободу творчества и нововведений, свободу слова, права на получение определенной формы и величины дохода, на жилье и бесплатное медицинское обслуживание и т. д. Например, литераторы и артисты имеют гарантированную свободу творчества, поиска новых художественных форм; ученые и специалисты обязываются исследовать новые проблемы и осуществлять поиск новых технических решений и т. д. Социальные институты могут быть охарактеризованы с точки зрения как их внешней, формальной (“ материальной”) структуры, так и внутренней, содержательной.

      Внешне социальный институт выглядит как совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и осуществляющих конкретную социальную функцию. С содержательной стороны - это определенная система целесообразно ориентированных стандартов поведения определенных лиц в конкретных ситуациях. Так, если есть юстиция как социальный институт внешне может быть охарактеризована как совокупность лиц, учреждений и материальных средств осуществляющих правосудие, то с содержательной точки зрения - это совокупность стандартизированных образцов поведения правомочных лиц, обеспечивающих данную социальную функцию. Указанные стандарты поведения воплощаются в определенных ролях, характерных для системы юстиции (роль судьи, прокурора, адвоката, следователя и т. д.).

      Социальный институт, таким образом, определяет ориентацию социальной деятельности и социальных отношений посредством взаимосогласованной системы целесообразно ориентированных стандартов поведения. Их возникновение и группировка в систему зависят от содержания решаемых социальным институтом задач. Каждый такой институт характеризуется наличием цели деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими ее достижение, набором социальных позиций и ролей, а также системой санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и подавление отклоняющегося поведения.

      Важнейшими социальными институтами являются политические. С их помощью устанавливается и поддерживается политическая власть. Экономические институты обеспечивают процесс производства и распределения благ и услуг. Семья также один из важных социальных институтов. Ее деятельность (отношения между родителями, родителями и детьми, методы воспитания и т. д.) определяется системой правовых и иных социальных норм. Наряду с этими институтами существенное значение имеют и такие социально-культурные институты, как система образования, здравоохранение, социальное обеспечение, культурно-воспитательные учреждения и т. д. Все еще заметную роль в обществе продолжает играть институт религии.

       Институциональные связи, как и иные формы социальной связи, на основе которых складываются социальные общности, представляют собой упорядоченную систему, определенную социальную организацию. Это система принятых видов деятельности социальных общностей, норм и ценностей, которые гарантируют сходное поведение их членов, согласовывают и направляют в определенное русло стремления людей, устанавливают способы удовлетворения их потребностей, разрешают конфликты, возникающие в процессе повседневной жизни, обеспечивают состояние равновесия между стремлениями различных индивидов и групп данной социальной общности и общества в целом, когда это равновесие начинает колебаться, говорят о социальной дезорганизации, об интенсивном проявлении нежелательных явлений (например, таких, как преступления, алкоголизм, агрессивные действия и т. п.).

Под социальным институтом ученые понимают комплекс, охватывающий, с одной стороны, совокупность нормативно-ценностно обусловленных ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенных социальных потребностей, и с другой - социальное образование, созданное для использования ресурсов общества в форме интеракции для удовлетворения этой потребности.

Таким образом, социальные институты - это специфические образования, обеспечивающие относительную устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества, некоторые исторически обусловленные формы организации и регулирования общественной жизни. Институты возникают в ходе развития человеческого общества, дифференциации видов деятельности, разделения труда, формирования специфических видов общественных отношений.

Информация о работе Соотношение институтов и организаций