Состояние подросткового клуба на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 22:32, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить особенности деятельности подросткового клуба.
Объектом исследования является досуг подростков.
Предмет исследования: организация досуговой деятельности подростков в клубах.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические аспекты изучения особенностей подростковых клубов 6
1.1. Особенности досуга подростков 6
1.2 Исторические корни клуба 14
1.3 Подростковые клубы как сфера дополнительного образования и воспитания 16
2. Состояние подросткового клуба на современном этапе 25
2.1. Направления работы и совершенствования клуба 25
2.2. Особенности подростковых клубов Украины 32
Заключение 38
Список литературы 40

Файлы: 1 файл

клуб. курсовая.doc

— 182.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

 

 

Введение

Социально-экономические условия в нашей стране, недостаток финансирования системы образования отразились на развитии сети учреждений дополнительного образования, особенно на клубах по месту жительства детей и подростков.

Из года в год накапливаются негативные тенденции: ограничение доступа к полноценному, плодотворному отдыху, занятиям физкультурой и спортом; ухудшение состояния здоровья детей и подростков; неуклонно повышается уровень детской заболеваемости. Значительной проблемой является социальное одиночество, связанное с семейными проблемами, когда подросток не находит поддержки и опоры в семье, или с индивидуальными особенностями, когда он испытывает проблемы при общении с взрослыми или сверстниками. Эта проблема влияет на самочувствие и здоровье детей и подростков, на их социализацию. В последние годы сильно сузилось воспитывающее «подростковое пространство», что негативно влияет на реализацию интересов и потребностей детей.

Являясь государственным приоритетом, воспитание подрастающего поколения в современных условиях должно основываться на национальных, региональных и социальных особенностях среды. 

Общеизвестно, что каждая человеческая личность неповторима, что воспитание молодого человека заключается в раскрытии этой неповторимости, самобытности, творческой индивидуальности. Одна из действенных его форм - внешкольное воспитание, расширяя кругозор, учащихся общеобразовательных школ, усиливает стартовые возможности для профессиональной ориентации и для последующего профессионального образования. 

Внешкольное обучение и воспитание является неотъемлемой частью всей системы образования: оно направлено на развитие способностей детей, на удовлетворение их интересов, духовных запросов в различных областях науки, техники, литературы, искусства, физической культуры и спорта. 

Современное общество требует новых технологий в деятельности всех социальных институтов, работающих с детьми, потому что в настоящее время проблема социальной и индивидуальной адаптации детей очень актуальна из-за быстро меняющихся условий жизни, эволюции различных форм обучения, воспитания и развития, необходимости подготовки к жизни и социальному успеху.

Подростковый возраст – это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, возраст кипучей энергии, бурной активности, инициативности, жажды деятельности. Известно, как несложно увлечь подростка чем-либо. И также известно, как трудно сохранить, поддержать и развить этот интерес. Важная особенность этого возраста – формирование активного, самостоятельного, творческого мышления.

Основной задачей клуба, как социального института, является развитие социальной активности и творческого потенциала личности. На данный момент совершенствование деятельности учреждений по организации досуга является одной из актуальных проблем.

Проблемы содержания и организации внешкольной работы с детьми занимают важное место в истории педагогики и школьной практике нашего времени. В научно-педагогической литературе имеется немало научных разработок, посвященных истории становления и развития внешкольных детских учреждений, содержанию, методам и формам их работы.  
Исследование путей развития системы внешкольных детских учреждений и результатов пройденного пути может способствовать совершенствованию их деятельности на современном этапе и внести определений вклад в теорию педагогики, обогатить практическую работу в этой области. 

Цель исследования – изучить особенности деятельности подросткового клуба.

Объектом исследования является досуг подростков.

Предмет исследования: организация досуговой деятельности подростков в клубах.

Цель работы предполагает решение следующих задач:

  1. Проанализировать совокупность научной и учебно-методической, педагогической литературы, касающейся темы изучения;
  2. Выявить принципы и особенности подросткового досуга;
  3. Изучить исторические корни подростковых клубов.
  4. Рассмотреть деятельность и пути развития клубов по организации досуга подростков.

 

 

1. Теоретические аспекты изучения особенностей подростковых клубов

1.1. Особенности досуга подростков

 

Слово «досуг» появилось в глубокой древности. О нем упоминает в своих трудах Аристотель. В нашей стране этот термин известен с XV в. Но его значение здесь несколько иное. Само слово «досуг» происходит от слова «достигать», а «досужий» понимается как умелый, искусный. Идентичное досугу понятие свободного времени начинает употребляться в XIX в., а его изучение начинается с XX в.

Досуг — это часть внерабочего времени, которая остается после непреложных занятий (сон, питание, дорога на работу и обратно, бытовое самообслуживание и т.п.) и расходуется на восстановление и развитие физических и духовных сил человека.

Структура досуга: самообразование, приобщение к культуре, т.е. чтение и посещение учреждений культуры, общественная активность, научно-техническое любительское творчество, художественно-эстетическая самодеятельность, занятия с детьми, общение по интересам, пассивный отдых.

Плодотворное использование досуга человеком - задача общества, ибо когда он осуществляет процесс своего досугового общения общением с искусством, техникой, спортом, природой, а также с другими людьми, важно, чтобы делал он это рационально, продуктивно и творчески. Причем, именно от того, как человек научится организовывать свой досуг в детские годы, зависит наполненность всей его дальнейшей жизни. Таким образом, проблема досуга общества существенным образом зависит от того, как она будет решена в среде детей.

Всякая деятельность зиждется на общих закономерностях ее развития. Досуг детей, подростков и юношества развивается по своим законам, принципам, теоретически обоснованным и апробированным на практике.

Принцип всеобщности и доступности — возможность приобщения, вовлеченности всех детей, подростков и юношества в сферу деятельности досуговых учреждений с целью удовлетворения творческих потенций подрастающего поколения, их досуговых запросов и интересов.

Принцип самодеятельности реализуется на всех уровнях детского досуга: от любительского объединения до массового праздника. Самодеятельность — сущностное свойство личности, обеспечивающее высокий уровень достижений в любой индивидуальной и коллективной деятельности. Принцип самодеятельности основывается на творческой активности, увлеченности и инициативе детей, подростков и юношества, с одной стороны, и их поощрении, стимулировании организаторами детского досуга, с другой.

Принцип индивидуального подхода  — учет индивидуальных запросов, интересов, склонностей, способностей, возможностей, психофизиологических особенностей и социальной среды обитания детей, подростков и юношества при обеспечении их досуга. Дифференцированный подход обеспечивает комфортное состояние каждого участника досуговой акции, будь то эпизодическое мероприятие или стабильный коллектив.

Принцип систематичности и целенаправленности в организации детского досуга — целесообразное осуществление этой деятельности на основе планомерного и последовательного сочетания непрерывности в работе всех социальных институтов, призванных обеспечивать досуг детей, подростков и юношества. Семья, школа, средства массовой информации, досуговые учреждения и др. должны осуществлять деятельность по организации досуга в выходные и будни, во время учебы и в каникулы на основе четко разработанной педагогической системы при единстве целей и задач, разнообразия содержания, форм и методов воздействия.

Принцип преемственности в организации досуга — культурное взаимодействие и взаимовлияние поколений. Необходимо активизировать деятельность родителей, всех взрослых на передачу детям социального знания и опыта, на проведение разумного досуга, его философии. Принцип преемственности означает также поддержание норм и традиций при переходе детей из одной возрастной группы в другую, из одного воспитательного учреждения в другое.

Принцип занимательности в организации досуга — создание непринужденного эмоционального общения посредством выстраивания всего досуга на основе игры и театрализации, ибо сухость, блеклость, отсутствие эмоциональной привлекательности способны обречь на неудачу любые формы и методы работы. Детский досуг должен быть красочно оформлен и дополнен самой разнообразной атрибутикой, что превращает его в праздник.

В процессе организации детского досуга реализуются самые различные функции.

Функции досуга — самореализационная, творческая, коммуникативная, мировоззренческая, просветительская, профориентационная, рекреационная, гедонистическая, прокреативная.

Характерологические особенности детского досуга являются основополагающими для определения его функций. Творческое самоосуществление личности ребенка (подростка, юноши) и актуализация генетически запрограммированных задатков, а также реализация сформированных в процессе социальной деятельности способностей как нельзя лучше протекает в досуговое время, сущностью которого является свободная творческая деятельность.

Детский досуг — это своеобразная "зона невмешательства", так необходимая для самопроверки, оценки собственного "Я". Досуг для детей, подростков, юношества — это сфера, в которой, выступая в новых социальных ролях, отличных от семейных и школьных, они особенно остро раскрывают естественные потребности в свободе и независимости, активной деятельности и самовыражении. Таким образом, детскому досугу свойственна самореализационная функция.

Первый, кто обратил внимание на новое социальное явление — подростковый период развития, был Ж.Ж. Руссо. В своем вышедшем в 1762 г. романе «Эмиль, или о воспитании» он впервые обратил внимание на то психологическое значение, которое этот период имеет в жизни человека. Руссо, охарактеризовав подростковый возраст как «второе рождение», когда человек «рождается в жизнь» сам, подчеркнул важную особенность данного периода - рост самосознания [1, с. 24].

В конце XIX в. государства Европы и Америки оформили юридический статус подростка, приняв детское трудовое законодательство и специальные законы о правах молодежи, введя обязательное (преимущественно государственное) образование и установив границы подросткового возраста между достижением половой зрелости и возрастом, который закон определяет как обязательный для трудовой деятельности и правовой ответственности. Переход от детства к взрослости протекает, как правило, остро и порой драматично, в нем наиболее ярко переплетены противоречивые тенденции социального развития. Данный период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой реально формируется его сознательное отношение к себе, как к члену общества.

Подростковый, отроческий возраст (от 11-12 до 14-15 лет) является переходным прежде всего в биологическом смысле, поскольку это возраст полового созревания, параллельно которому достигают, в основном, зрелости и другие биологические системы организма. В социальном плане подростковая фаза — продолжение первичной социализации. Все подростки этого возраста — школьники, находящиеся на иждивении родителей или государства. Социальный статус подростка мало чем отличается от детского. Психологически этот возраст крайне противоречив. Для него характерны максимальные диспропорции в уровне и темпах развития. Подростковое чувство взрослости — главным образом новый уровень притязаний, предвосхищающий положение, которого подросток фактически еще не достиг. Отсюда типичные возрастные конфликты и их преломление в самосознании подростка. В целом это период завершения детства и начала «вырастания» из него.

Основное содержание подросткового периода – физиологический и социальный переход от детства к взрослости. Для подростков наиболее значимыми являются 7 базовых потребностей:

1. Потребность быть отличным от других;

2. Потребность в самоизучении и самоопределении;

3. Потребность иметь значимую деятельность в школе и за ее пределами;

4. Потребность в положительном  взаимодействии со сверстниками  и взрослыми;

5. Потребность в физической активности;

6. Потребность в компетентности и успешности;

7. Потребность в развитии  и стабильности.

Если данные потребности не могут быть удовлетворены, то можно ожидать активизации защитных механизмов и трансформации нормативного (социально одобряемого) поведения в отклоняющееся (девиантное). Девиантное (отклоняющееся) поведение у подростков может включать разнообразные антидисциплинарные, антисоциальные, делинквентные (аморальные действия, не доходящие до уровня нарушений законодательства), противоправные и аутоагрессивные (направленные на себя) действия.

Возникновение нарушений поведения может зависеть от особенностей психологического строительства личности. Так, у младших подростков появляющееся чувство взрослости, повышение уровня притязаний, эмоциональная неустойчивость опосредуют возможность возникновения конфликтов и ощущения неудовлетворенности собой. Это может стимулировать обращение к компенсаторному эффекту нарушений поведения. У старших подростков борьба за право на самостоятельность, развитие мировоззрения, определение психосексуальной ориентации, поиск способов самореализации и самоутверждения также создают благоприятные условия для отклоняющегося поведения. Таким образом, на протяжении всего подросткового периода (пока механизмы саморегуляции не действуют в полную силу) наблюдается высокая вероятность поведенческих отклонений. Воспитательная деятельность должна основываться на материалах целевого наблюдения и психодиагностической информации. Схема воспитательной работы должна включать формулировку следующих утверждений:

Информация о работе Состояние подросткового клуба на современном этапе