Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 22:32, курсовая работа
Цель исследования – изучить особенности деятельности подросткового клуба.
Объектом исследования является досуг подростков.
Предмет исследования: организация досуговой деятельности подростков в клубах.
Введение 3
1. Теоретические аспекты изучения особенностей подростковых клубов 6
1.1. Особенности досуга подростков 6
1.2 Исторические корни клуба 14
1.3 Подростковые клубы как сфера дополнительного образования и воспитания 16
2. Состояние подросткового клуба на современном этапе 25
2.1. Направления работы и совершенствования клуба 25
2.2. Особенности подростковых клубов Украины 32
Заключение 38
Список литературы 40
Для достижения цели деятельности и реализации основных задач в Клубе могут быть использованы следующие формы работы:
– работа клубных формирований, работа с семьями, в том числе молодыми семьями;
– творческие фестивали, конкурсы, акции, выставки, презентации, спектакли, тематические вечера, праздники, дискотеки;
– спортивные соревнования, турниры, туристские слеты и походы, спартакиады, спортивные фестивали;
– диспуты, круглые столы, семинары, форумы, мастер-классы, школы актива, консультации, беседы, встречи, профилактические акции;
– волонтерские акции, шефские концерты, трудовые десанты, экологические мероприятия, культурно-познавательные экскурсии и выезды;
– поисковая и краеведческая работа, экскурсии, походы, экспедиции по историческим местам и местам боевой славы, военно-спортивные лагеря, историческая реконструкция, работа с ветеранскими организациями;
– выпуск молодежных клубных газет, социально-ориентированных информационных листков, сборников, создание и ведение молодежных сайтов, «форумов», «чатов», проведение мониторингов, анкетирования;
– участие в меж клубных, районных, городских, всероссийских, межрегиональных и международных мероприятиях;
– психолого-педагогическая деятельность;
– иные мероприятия, не противоречащие уставу Учреждения.
Для клубной формы дополнительного образования детей характерно движение от реализации индивидуальных потребностей, через включение в социальную деятельность к социально одобряемому стилю жизни.
Реализация функции развития и духовно-ценностной ориентации в рамках клубной формы организации дополнительного образования детей предполагают:
– направленность на такие ценности как «социальный оптимизм» и «социальная активность», толерантное сознание (по отношению к национальным, религиозным и расовым различиям, неприятие любых форм экстремизма), «демократизм» и «общественное самоуправление», «солидарность», «социальная ответственность» (в системе социальных отношений), «диалог»,
– развитие у школьников коммуникативных и рефлексивных способностей.
Вторая группа – содержательные функции детских объединений и учреждений дополнительного образования детей, реализующих клубную форму, предполагает:
– организацию социального опыта учащихся по проведению ежедневного отдыха, время между окончанием одного рабочего дня (смены) и началом следующего, опыт в сфере самостоятельной организации своего свободного времени (выбор целей, сфер интересов, планирование свободного времени, корректировка планов на основе удерживания приоритетов);
– организацию у школьников опыта социально приемлемого взаимодействия в сфере не регламентированного (слабо регламентированного) регламентированного досугового общения с детьми и взрослыми, в объединениях, существующих на основе общих занятий, увлечений; – организацию опыта самопознания, самопонимания, рефлексии собственных поступков;
– организацию социального опыта труда и отдыха в имеющихся общественных условиях, опыта перевода имеющегося недовольства качеством жизни в конструктивное русло, проявление социальной инициативы, опыта в сфере общественной самоорганизации, осознания проблем, их открытого обсуждения, выработки приемлемого варианта решения;
– индивидуальную педагогическую помощь школьникам в решении проблем межличностного взаимодействия, через стимулирование рефлексии, развитие саморегуляции, возможность способствовать восстановлению отношений с окружающими, поддержку социального статуса в общеобразовательной школе, группе сверстников;
– индивидуальную педагогическую помощь в выборе любимых занятий, друзей и товарищей;
Детско-подростковый клуб в зависимости от конкретных условий может обеспечить: привлечение школьников к занятиям физической культурой, включение в социально приемлемое общение и игру со сверстниками и взрослыми, совместное развлечение, совместную рефлексию экзистенциальных ценностей. Занятия увлекающим человека делом обеспечивают: релаксацию (от латинского relaxatio – расслабление, разрядка, отдых), снятие психического напряжения и рекреацию (латин. recreatio восстановление) [6, с. 71].
Основополагающими мотивами включения в жизнедеятельность клубного сообщества могут быть потребности в общении со сверстниками, потребность в идентификации с группой сверстников.
По отношению к школе и к ее структурным элементам, прежде всего, к классу, клубные объединения выполняют по крайней мере три функции: компенсаторную, стимулирующую и интегративную.
Компенсаторная функция проявляется в том, что, во-первых, в деятельности по интересам ребенку легче самореализоваться, самоутвердиться среди сверстников, что не всегда возможно в других сферах деятельности (скажем, в учебной), где много обязательного, не всегда соотносящегося с интересами и потребностями школьника; во-вторых, в связи с интенсивными процессами дифференциации обучения в школе (создание специальных классов с углубленным изучением учебных дисциплин, классов выравнивания, коррекции и др.) наблюдается «расслоение» учащихся по интеллектуальным возможностям, и клубная работа, основанная на интересах детей и общедоступная для всех, в определенной степени компенсирует это «расслоение».
Деятельность объединений по интересам стимулирует развитие потребностно-мотивационной сферы детей; учащиеся, занимающиеся в них, как правило, проявляют больший интерес к познавательной деятельности, владеют творческими способами ее организации и т.д. Клубная деятельность стимулирует также педагогов к поиску творческих путей организации учебно-познавательной деятельности, способствует «поддержанию ее тонуса». Деятельность объединений по интересам как наименее запрограммированная, более творческая и нестандартно организованная, зачастую являющаяся «зоной неупорядоченности», способна поддерживать активное состояние воспитательной системы, стимулировать процесс ее развития в целом.
Интегративная функция клубных объединений по отношению к школе и ее структурам реализуется в том, что, с одной стороны, в деятельности клубов в значительной степени усиливается познавательный компонент, а с другой – клубность становится характерной чертой жизни школы, класса.
Рассмотрим особенности работы клуба на примере клуба по месту жительства. Клубы по месту жительства являются ключевым звеном в системе социального воспитания детей и подростков. Специфика коллективов по месту жительства – в неформальном статусе, построенная по принципу открытости для всех желающих, являет собой, многообразие организационных форм в соответствии, разносторонних интересов и потребностей подростков. Деятельность детских подростковых клубов по месту жительства направлена на организацию свободного времени детей, подростков, молодежи. Развитие интересов, способностей, активной познавательной, трудовой, культурно-творческой деятельности, сохранение духовно-нравственного формирования личности.
Задачами деятельности детских клубов по месту жительства:
– Социализация и организация положительного, насыщенного общения детей;
– Организация и реализация творческого потенциала через совместную деятельность;
– Приобретение новых умений и навыков в различных видах образовательной деятельности.
Общая характеристика деятельности клубов выражается в:
– эстетическое
– познавательное
– экологическое
– трудовое
– физкультурно-оздоровительное
– предметно-практическая и др.
– развивающая (раскрытие творческого потенциала личности, формирование творческой индивидуальности);
– культурно – досуговая (формирование навыков рациональной организации свободного времени, приобщение к мировой и отечественной культуре);
– образовательная (предоставление услуг, расширяющих базовое образование);
– рекреационно – оздоровительная (восстановление физических и психических сил личности);
– социально-педагогическая (коррекция и социальная адаптация).
Образовательный процесс в клубе имеет следующие особенности:
1. Дети приходят в клубы
на занятия творческих
2. Образовательный процесс организуется на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги).
3. Психологическая атмосфера
носит неформальный комфортный
характер, не регламентируется
4. Детям предоставляются
возможности удовлетворять
5. Допускается переход воспитанников из одной группы в другую (по профилю, возрастному составу, уровню интеллектуального развития).
6. Профиль творческих
объединений и тематика
7. Образовательный процесс носит развивающий характер, главным является не сообщение знаний, а выявление жизненного опыта детей, включение их в сотрудничество, в активную творческую деятельность.
8. Обеспечение методической и психологической поддержки личностного роста участников образовательного процесса.
9. Создание условий для
раскрытия и повышения
10. Формирование здорового образа жизни, активизация спортивно-массовой и оздоровительной работы.
Как педагогическое учреждение клуб по месту жительства сохраняет выбор детьми направления деятельности образовательной области, программы, объема, типа усвоения [6, с. 121].
Свобода выбора образовательных областей предопределяет:
– стиль взаимоотношений детей и взрослых;
– перечень направлений деятельности: всегда и при любых условиях действовать в интересах развития каждого ребенка, посещающего клуб;
– содержание и методику работы всех творческих объединений.
Сложность работы в клубе состоит в том, что модифицировать старое, осмысливать и упорядочивать новое приходится по ходу событий, оперативно выявляя и удовлетворяя меняющийся социальный заказ населения на свободное время ребенка.
Клубы являются не столько местом получения знаний, сколько микросоциумом, в котором идет процесс формирования ценностей, норм и навыков полноценного развивающегося общения, формирование навыков самоориентации ребенка в бесконечных информационных пространствах, социумом взаимного развития педагогов, детей и их родителей, обращающим свободное время детей в условия и инструмент их предсказуемого развития.
Заполнение свободного времени детей образовательным содержанием, обеспечение группового общения по интересам, отвлечение от бездумного времяпрепровождения «на улице» и др. – таков социальный и педагогический фон развития современного подростка в творческих объединениях клубов по месту жительства.
Содержание и формы деятельности клубов по месту жительства разрабатываются на основе принципов, ориентирующих социально-педагогический процесс развития социально-активной личности в изменяющихся условиях общественной жизни.
Принцип гуманистической направленности предполагает отношение педагога к воспитанникам как к ответственным субъектам собственного развития, а так же стратегию взаимодействия, основанную на субъект-субъектных отношениях.
Принцип природосообразности предполагает, что детей воспитывают сообразно их полу и возрасту, формируют у них ответственность за развитие самих себя, за экологические последствия своих действий и поведения.
Принцип культуросообразности предполагает, что воспитание основывается на общечеловеческих ценностях, строится в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры, не противоречит общечеловеческим ценностям.
Принцип эффективности социального взаимодействия предполагает осуществление социально-педагогического процесса в коллективах различного типа, что позволяет расширить сферу общения, создает условия для формирования навыков сознательной адаптации, самореализации.
Принцип концентрации воспитания и образования на развитие социальной и культурной компетентности личности предполагает, что стратегия и тактика образования и воспитания должны быть направлены на помощь ребенку, подростку, молодому человеку в освоении социального опыта и в своеобразном самоопределении в социальном окружении [8, с. 89].
Основные тенденции развития деятельности клубов по месту жительства:
– Целенаправленное движение детских объединений от досуговой, развлекательной деятельности детей к организации дополнительного образования.
– Развитие инновационной деятельности, одним из результатов которой является собственная авторская модель развития каждого клуба по месту жительства.
Информация о работе Состояние подросткового клуба на современном этапе