Состояние подросткового клуба на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 22:32, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить особенности деятельности подросткового клуба.
Объектом исследования является досуг подростков.
Предмет исследования: организация досуговой деятельности подростков в клубах.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические аспекты изучения особенностей подростковых клубов 6
1.1. Особенности досуга подростков 6
1.2 Исторические корни клуба 14
1.3 Подростковые клубы как сфера дополнительного образования и воспитания 16
2. Состояние подросткового клуба на современном этапе 25
2.1. Направления работы и совершенствования клуба 25
2.2. Особенности подростковых клубов Украины 32
Заключение 38
Список литературы 40

Файлы: 1 файл

клуб. курсовая.doc

— 182.00 Кб (Скачать файл)

Для достижения цели деятельности и реализации основных задач в Клубе могут быть использованы следующие формы работы:

– работа клубных формирований, работа с семьями, в том числе молодыми семьями;

– творческие фестивали, конкурсы, акции, выставки, презентации, спектакли, тематические вечера, праздники, дискотеки;

– спортивные соревнования, турниры, туристские слеты и походы, спартакиады, спортивные фестивали;

– диспуты, круглые столы, семинары, форумы, мастер-классы, школы актива, консультации, беседы, встречи, профилактические акции;

– волонтерские акции, шефские концерты, трудовые десанты, экологические мероприятия, культурно-познавательные экскурсии и выезды;

– поисковая и краеведческая работа, экскурсии, походы, экспедиции по историческим местам и местам боевой славы, военно-спортивные лагеря, историческая реконструкция, работа с ветеранскими организациями;

– выпуск молодежных клубных газет, социально-ориентированных информационных листков, сборников, создание и ведение молодежных сайтов, «форумов», «чатов», проведение мониторингов, анкетирования;

– участие в меж клубных, районных, городских, всероссийских, межрегиональных и международных мероприятиях;

– психолого-педагогическая деятельность;

– иные мероприятия, не противоречащие уставу Учреждения.

Для клубной формы дополнительного образования детей характерно движение от реализации индивидуальных потребностей, через включение в социальную деятельность к социально одобряемому стилю жизни.

Реализация функции развития и духовно-ценностной ориентации в рамках клубной формы организации дополнительного образования детей предполагают:

– направленность на такие ценности как «социальный оптимизм» и «социальная активность», толерантное сознание (по отношению к национальным, религиозным и расовым различиям, неприятие любых форм экстремизма), «демократизм» и «общественное самоуправление», «солидарность», «социальная ответственность» (в системе социальных отношений), «диалог»,

– развитие у школьников коммуникативных и рефлексивных способностей.

Вторая группа – содержательные функции детских объединений и учреждений дополнительного образования детей, реализующих клубную форму, предполагает:

– организацию социального опыта учащихся по проведению ежедневного отдыха, время между окончанием одного рабочего дня (смены) и началом следующего, опыт в сфере самостоятельной организации своего свободного времени (выбор целей, сфер интересов, планирование свободного времени, корректировка планов на основе удерживания приоритетов);

– организацию у школьников опыта социально приемлемого взаимодействия в сфере не регламентированного (слабо регламентированного) регламентированного досугового общения с детьми и взрослыми, в объединениях, существующих на основе общих занятий, увлечений; – организацию опыта самопознания, самопонимания, рефлексии собственных поступков;

– организацию социального опыта труда и отдыха в имеющихся общественных условиях, опыта перевода имеющегося недовольства качеством жизни в конструктивное русло, проявление социальной инициативы, опыта в сфере общественной самоорганизации, осознания проблем, их открытого обсуждения, выработки приемлемого варианта решения;

– индивидуальную педагогическую помощь школьникам в решении проблем межличностного взаимодействия, через стимулирование рефлексии, развитие саморегуляции, возможность способствовать восстановлению отношений с окружающими, поддержку социального статуса в общеобразовательной школе, группе сверстников;

– индивидуальную педагогическую помощь в выборе любимых занятий, друзей и товарищей;

Детско-подростковый клуб в зависимости от конкретных условий может обеспечить: привлечение школьников к занятиям физической культурой, включение в социально приемлемое общение и игру со сверстниками и взрослыми, совместное развлечение, совместную рефлексию экзистенциальных ценностей. Занятия увлекающим человека делом обеспечивают: релаксацию (от латинского relaxatio – расслабление, разрядка, отдых), снятие психического напряжения и рекреацию (латин. recreatio восстановление) [6, с. 71].

Основополагающими мотивами включения в жизнедеятельность клубного сообщества могут быть потребности в общении со сверстниками, потребность в идентификации с группой сверстников.

По отношению к школе и к ее структурным элементам, прежде всего, к классу, клубные объединения выполняют по крайней мере три функции: компенсаторную, стимулирующую и интегративную.

Компенсаторная функция проявляется в том, что, во-первых, в деятельности по интересам ребенку легче самореализоваться, самоутвердиться среди сверстников, что не всегда возможно в других сферах деятельности (скажем, в учебной), где много обязательного, не всегда соотносящегося с интересами и потребностями школьника; во-вторых, в связи с интенсивными процессами дифференциации обучения в школе (создание специальных классов с углубленным изучением учебных дисциплин, классов выравнивания, коррекции и др.) наблюдается «расслоение» учащихся по интеллектуальным возможностям, и клубная работа, основанная на интересах детей и общедоступная для всех, в определенной степени компенсирует это «расслоение».

Деятельность объединений по интересам стимулирует развитие потребностно-мотивационной сферы детей; учащиеся, занимающиеся в них, как правило, проявляют больший интерес к познавательной деятельности, владеют творческими способами ее организации и т.д. Клубная деятельность стимулирует также педагогов к поиску творческих путей организации учебно-познавательной деятельности, способствует «поддержанию ее тонуса». Деятельность объединений по интересам как наименее запрограммированная, более творческая и нестандартно организованная, зачастую являющаяся «зоной неупорядоченности», способна поддерживать активное состояние воспитательной системы, стимулировать процесс ее развития в целом.

Интегративная функция клубных объединений по отношению к школе и ее структурам реализуется в том, что, с одной стороны, в деятельности клубов в значительной степени усиливается познавательный компонент, а с другой – клубность становится характерной чертой жизни школы, класса.

 

 

 

2. Состояние подросткового клуба на современном этапе

2.1. Направления работы и совершенствования клуба

 

Рассмотрим особенности работы клуба на примере клуба по месту жительства. Клубы по месту жительства являются ключевым звеном в системе социального воспитания детей и подростков. Специфика коллективов по месту жительства – в неформальном статусе, построенная по принципу открытости для всех желающих, являет собой, многообразие организационных форм в соответствии, разносторонних интересов и потребностей подростков. Деятельность детских подростковых клубов по месту жительства направлена на организацию свободного времени детей, подростков, молодежи. Развитие интересов, способностей, активной познавательной, трудовой, культурно-творческой деятельности, сохранение духовно-нравственного формирования личности.

Задачами деятельности детских клубов по месту жительства:

– Социализация и организация положительного, насыщенного общения детей;

– Организация и реализация творческого потенциала через совместную деятельность;

– Приобретение новых умений и навыков в различных видах образовательной деятельности.

Общая характеристика деятельности клубов выражается в:

  • разнообразии направлений деятельности

– эстетическое

– познавательное

– экологическое

– трудовое

– физкультурно-оздоровительное

– предметно-практическая и др.

  • разнообразии функций:

– развивающая (раскрытие творческого потенциала личности, формирование творческой индивидуальности);

– культурно – досуговая (формирование навыков рациональной организации свободного времени, приобщение к мировой и отечественной культуре);

– образовательная (предоставление услуг, расширяющих базовое образование);

– рекреационно – оздоровительная (восстановление физических и психических сил личности);

– социально-педагогическая (коррекция и социальная адаптация).

Образовательный процесс в клубе имеет следующие особенности:

1. Дети приходят в клубы  на занятия творческих объединений  и массовые мероприятия в свободное от основной учебы время.

2. Образовательный процесс  организуется на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги).

3. Психологическая атмосфера  носит неформальный комфортный  характер, не регламентируется обязательствами  и стандартами.

4. Детям предоставляются  возможности удовлетворять свои  интересы и сочетать различные направления и формы занятий.

5. Допускается переход  воспитанников из одной группы  в другую (по профилю, возрастному  составу, уровню интеллектуального развития).

6. Профиль творческих  объединений и тематика массовых  мероприятий определяется исходя из социального заказа и направления деятельности детского клуба.

7. Образовательный процесс  носит развивающий характер, главным  является не сообщение знаний, а выявление жизненного опыта  детей, включение их в сотрудничество, в активную творческую деятельность.

8. Обеспечение методической  и психологической поддержки  личностного роста участников  образовательного процесса.

9. Создание условий для  раскрытия и повышения творческого  потенциала педагогов и детей.

10. Формирование здорового  образа жизни, активизация спортивно-массовой и оздоровительной работы.

Как педагогическое учреждение клуб по месту жительства сохраняет выбор детьми направления деятельности образовательной области, программы, объема, типа усвоения [6, с. 121].

Свобода выбора образовательных областей предопределяет:

– стиль взаимоотношений детей и взрослых;

– перечень направлений деятельности: всегда и при любых условиях действовать в интересах развития каждого ребенка, посещающего клуб;

– содержание и методику работы всех творческих объединений.

Сложность работы в клубе состоит в том, что модифицировать старое, осмысливать и упорядочивать новое приходится по ходу событий, оперативно выявляя и удовлетворяя меняющийся социальный заказ населения на свободное время ребенка.

Клубы являются не столько местом получения знаний, сколько микросоциумом, в котором идет процесс формирования ценностей, норм и навыков полноценного развивающегося общения, формирование навыков самоориентации ребенка в бесконечных информационных пространствах, социумом взаимного развития педагогов, детей и их родителей, обращающим свободное время детей в условия и инструмент их предсказуемого развития.

Заполнение свободного времени детей образовательным содержанием, обеспечение группового общения по интересам, отвлечение от бездумного времяпрепровождения «на улице» и др. – таков социальный и педагогический фон развития современного подростка в творческих объединениях клубов по месту жительства.

Содержание и формы деятельности клубов по месту жительства разрабатываются на основе принципов, ориентирующих социально-педагогический процесс развития социально-активной личности в изменяющихся условиях общественной жизни.

Принцип гуманистической направленности предполагает отношение педагога к воспитанникам как к ответственным субъектам собственного развития, а так же стратегию взаимодействия, основанную на субъект-субъектных отношениях.

Принцип природосообразности предполагает, что детей воспитывают сообразно их полу и возрасту, формируют у них ответственность за развитие самих себя, за экологические последствия своих действий и поведения.

Принцип культуросообразности предполагает, что воспитание основывается на общечеловеческих ценностях, строится в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры, не противоречит общечеловеческим ценностям.

Принцип эффективности социального взаимодействия предполагает осуществление социально-педагогического процесса в коллективах различного типа, что позволяет расширить сферу общения, создает условия для формирования навыков сознательной адаптации, самореализации.

Принцип концентрации воспитания и образования на развитие социальной и культурной компетентности личности предполагает, что стратегия и тактика образования и воспитания должны быть направлены на помощь ребенку, подростку, молодому человеку в освоении социального опыта и в своеобразном самоопределении в социальном окружении [8, с. 89].

Основные тенденции развития деятельности клубов по месту жительства:

– Целенаправленное движение детских объединений от досуговой, развлекательной деятельности детей к организации дополнительного образования.

– Развитие инновационной деятельности, одним из результатов которой является собственная авторская модель развития каждого клуба по месту жительства.

Информация о работе Состояние подросткового клуба на современном этапе