Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 22:32, курсовая работа
Цель исследования – изучить особенности деятельности подросткового клуба.
Объектом исследования является досуг подростков.
Предмет исследования: организация досуговой деятельности подростков в клубах.
Введение 3
1. Теоретические аспекты изучения особенностей подростковых клубов 6
1.1. Особенности досуга подростков 6
1.2 Исторические корни клуба 14
1.3 Подростковые клубы как сфера дополнительного образования и воспитания 16
2. Состояние подросткового клуба на современном этапе 25
2.1. Направления работы и совершенствования клуба 25
2.2. Особенности подростковых клубов Украины 32
Заключение 38
Список литературы 40
– Моделирование и программирование деятельности на основе диагностики интересов, способностей детей, особенностей микросоциума, результатов выявления социального заказа.
– Создание для детей условий выбора клуба и творческого объединения.
– Использование новых условий хозяйствования и финансирования, обеспечивающих наибольшую свободу деятельности.
– Усиление внимания к работе с одаренными, талантливыми детьми.
– Проведение специализированной оздоровительно-коррекционной и познавательно – досуговой деятельности с детьми-инвалидами, малообеспеченными семьями и сиротами.
– Отход от единообразия и формальной организации деятельности, усиление ориентации на индивидуальность подростка, личностно-ориентированный подход к его развитию.
– Координация взаимодействия с семьей, школой, социумом.
Рассмотрим Содержание социально-педагогической деятельности клубов по месту жительства по следующей схеме.
1. Профилактическая работа – встречи, беседы со службами:
2. Работа кружков по интересам – основной задачей которых, является сделать досуг детей более деятельным, творческим и интересным, способным обогатить личность, подрастающего человека социально ценным опытом, содействовать повышению уровня культуры детей. На базе ПК осуществляется работа объединений по разным направлениям: спортивно – оздоровительное, прикладное творчество, художественное творчество, эколого – биологическое, социально – педагогическое. Результатом деятельности кружков являются: участие и организация выставок работ воспитанников, участие в спортивных областных, городских мероприятиях, участие в товарищеских встречах среди клубов, участие в концертах и конкурсах.
3. Спортивно – оздоровительная работа – является одним из основных направлений работы с детьми и подростками по месту жительства. Воспитанники ПК принимают активное участие в областных, городских соревнованиях проводимых совместно со спорткомитетом, а так же в круглогодичной спартакиаде и товарищеских встречах среди детских клубов.
Благодаря группам общей физической подготовки и проведению спортивных мероприятий в клубы привлекается большое количество ребят самого разного возраста, среди них дети «группы риска».
4. Работа педагога – психолога – включает в себя занятия с воспитанниками клубов, консультации детям и родителям.
Для ребят подросткового возраста проводятся занятия по саморазвитию личности. Цель которых – помочь подросткам лучше узнать себя, свои сильные стороны, развить чувство собственного достоинства, преодолеть неуверенность, страх.
5. Индивидуально – профилактическая и коррекционная работа с детьми группы риска – педагоги ПК тесно сотрудничают с социальными педагогами школ, выявляя детей «группы риска», стараются привлечь их к посещению занятий, мероприятий, соревнований в клубе. Педагоги ПК и педагог – психолог проводят индивидуальные беседы и консультации для этих детей и их родителей.
6. Взаимодействие с социальными учреждениями – на протяжении всего года клубы взаимодействуют со школами города – организовываются и проводятся совместные развлекательные, познавательные, профилактические мероприятия, праздники, клубы помогают в организации каникулярного времени.
7. Работа с родителями
– важнейшим аспектом в
Педагоги организуют совместную деятельность детей и родителей. Информируют родителей о деятельности детских объединений, что значительно влияет на сохранность контингента детей. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс, в совместную с детьми творческую социально-значимую деятельность, укрепляют союз «родитель – ребенок – педагог».
Формы совместной деятельности родителей и детей:
Такие формы работы с родителями призваны развивать коллективизм, взаимоподдержку, сопереживание, более глубокое сплочение детей и родителей.
Так называемые детско-юношеские клубы по месту жительства достались нам в наследство с советских времен. Большинство из них до сих пор сохранили дизайн двадцатилетней давности, да и перечень услуг за эти годы мало изменился. Кружки мягкой игрушки, вокала, бальных танцев с удовольствием посещают младшие школьники. Подростки если и ходят в такие клубы, то только в те, где есть какие-то спортивные секции или тренажерные залы. Увы, эти заведения давно перестали быть культурно-просветительными учреждениями, в которых собираются люди для отдыха, развлечений.
Справедливости ради стоит сказать, что и в таком «неклубном» формате клубы по месту жительства отнюдь не бесполезны (все-таки ребенок может посещать какой-то кружок недалеко от дома) и могли бы существовать еще довольно долго. Но в прошлом году, после нескольких резонансных преступлений, совершенных подростками, городские власти разных городов всерьез озаботились вопросом: почему тинейджеры вообще оказываются на улице, в игровых залах и ночных клубах? Неужели некуда больше пойти? Вспомнили о детско-юношеских клубах и, присмотревшись, констатировали: в такие клубы подростки не пойдут. Основная причина – с советских времен очень сильно изменились ценности, декларируемые обществом, модой и средствами массовой информации, и направления работы, проводимые клубами, для подростков морально устарели [9].
Однако на данный момент в сфере клубного намечаются две абсолютно противоположные тенденции: полное угасание клубов, доставшихся в наследство с советских времен и возрождение молодежного движения в новом, современном формате. Такие подростковые клубы организуются чаще всего либо на базе областного управления по делам семьи и молодежи и городского ЖЭКа (как, например, Донецкий городской молодежный центр) либо на базе христианских организаций (Скала, г. Ирпень; Royal Rangers, г. Кировоград).
Рассмотрим основные направления деятельности обоих центров.
В рамках культурно-просветительской и досуговой деятельности Донецкий городской молодежный центр ведет следующую уставную деятельность: созданы новые формы клубных формирований. Функционируют танцевальные, вокальные, спортивные, театральные коллективы, студия изобразительного искусства, школа журналиста и другие. Среди молодежных коллективов динамично развиваются шоу-балеты, рок-и поп-группы, которые стали постоянными участниками жизни Центра и мероприятий городского уровня. В летний период клубных формирований насчитывается до 30, во время учебного года около 40.Общее количество постоянных участников формирований–около 800 человек.
В Молодежном центре, в рамках молодежной политики г. Донецка реализуется проект социальной адаптации, направленный на развитие личностного роста молодежи, а именно:
Однако власти далеко не каждого областного центра (не говоря уже о маленьких городах и поселках) способны организовать подобное молодежное движение, не говоря о том, чтобы выделить подростковому клубу достаточное финансирование. Например, в г. Сумы подростковые клубы продолжают угасать, поскольку несмотря их колоссальную воспитательную и спортивную работу среди молодежи, частные жэки, по закону, не обязаны содержать эти клубы, поэтому финансируют их на добровольных началах - кто сколько может. В основном этих средств хватает только на зарплату педагогам-воспитателям (как правило, минимальную) и оплату комуслуг, материально-техническая база не пополняется, помещения не ремонтируются [9].
В последние годы на Украине все активнее развивается молодежное движение на базе многочисленных религиозных конфессий (Подростковый Клуб "АВАНА" христианской церкви «Победа», г. Львов, Клуб «Скала», г. Ирпень, Клуб «Майбутнє» Баптистской церкви). Большая часть подобных клубов помимо организации досуга подростков (многочисленные тематические кружки и секции, в том числе и спортивные) основной своей направленностью считают религиозное просвещение молодежи и создание такой обстановки, которая могла бы привлечь разнообразностью досуга как и молодых приверженцев церкви, так и непросвещенную молодежь.
Однако не все христианские молодежные клубы имеют религиозную направленность. Royal Rangers – детская христианская организация, члены которой ходят в походы (в том числе многодневные), живут в палатках, сами готовят еду на костре, сплавляются по рекам, занимаются скалолазанием и так называемым тимбилдингом (построением команды) на основе веревочных техник. В г. Кировограде отряд Royal Rangers создан четыре года назад по инициативе его сегодняшнего командира Нила Плохова по образу скаутского движения. Клуб существует на средства спонсоров вовлекает в свою деятельность как обычных подростков, так и тех, кого считают трудными. Royal Rangers успешно сотрудничает с отделом семьи и молодежи Кировоградского горсовета – организовывают совместные поездки, походы, экспедиции и т.п. Руководитель клуба настаивает на том, что Royal Rangers не имеет отношения ни к одной религиозной организации - это просто подростковый клуб. Правда, рейнджеры требуют и от подростков, и от педагогов соблюдения правил: не курить, не употреблять наркотики и спиртные напитки – в принципе вполне логично для любого детского учреждения. Сегодня в данном клубе есть кружок шитья для девочек, танцевальная студия C-walk, изостудия, по воскресеньям проводятся коммуникативные игры для подростков и работает бесплатный кинозал [10].
По мнению рейнджеров, главное в клубе для подростков – дать им возможность общаться, находить друзей, чувствовать себя членами команды.
Информация о работе Состояние подросткового клуба на современном этапе