Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 22:32, курсовая работа
Цель исследования – изучить особенности деятельности подросткового клуба.
Объектом исследования является досуг подростков.
Предмет исследования: организация досуговой деятельности подростков в клубах.
Введение 3
1. Теоретические аспекты изучения особенностей подростковых клубов 6
1.1. Особенности досуга подростков 6
1.2 Исторические корни клуба 14
1.3 Подростковые клубы как сфера дополнительного образования и воспитания 16
2. Состояние подросткового клуба на современном этапе 25
2.1. Направления работы и совершенствования клуба 25
2.2. Особенности подростковых клубов Украины 32
Заключение 38
Список литературы 40
1. Что есть?
2. Что должно быть?
3. Что надо сделать, чтобы достичь должного?
Воспитательная деятельность должна иметь такое же конкретное содержание, как и учебная деятельность. Оптимизация воспитательной работы возможна при условии опоры на психологическую информацию, что позволяет изучить нормативы развития и сравнить индивидуальные характеристики личности с этими нормативами.
Эффективность воспитательной работы с подростками зависит от понимания психологии учащихся данного возрастного этапа, стиля и педагогической позиции педагога, внутрисемейных обстановки и стратегии воспитания, состояния физического и психологического здоровья учащихся, точности определения симптомов и причин поведенческих нарушений.
На сегодняшний день проблема досуга подростков стоит очень остро. Зачастую детям просто нечем себя занять. Наивно было бы думать, что, построив достаточное количество кафе, дискотек решается подростковые проблемы.
Фактором, во многом определяющим образ и стиль жизни молодых людей, становится криминализация и коммерциализация их досуга. Приобретает всё более актуальный характер проблема личной безопасности молодых людей: социологические исследования свидетельствуют, что около 50% из них подвергались когда-либо физическому насилию со стороны сверстников или взрослых, а 40% испытывали на себе рукоприкладство родителей [7, с. 58].
Стремление уйти от реальных проблем в иллюзорный мир способствует массовому распространению алкоголизма и наркомании среди подростков. Наркомания сегодня становится мощнейшим фактором социальной дезорганизации, представляя большую угрозу для нормального функционирования всего общественного организма. По свидетельству специалистов, причины роста наркомании в известной мере есть результат конфликта личности и общества, который особенно ярко проявляется в кризисе социализации. Взрослые не могут сегодня предоставить молодому поколению необходимое количество альтернативных способов существования, целей и ценностей, норм, ради которых стоило бы упорно учиться, трудиться, соблюдать определённые стандарты поведения.
Большое влияние на подростка оказывает телевидение, где с экранов обрушивается на молодёжь заряд огромной разрушительной силы. Ежедневно показ сцен жестокости и насилия – нравственный беспредел. Убийства, насилия, грабежи, смерть – не сходит с экранов. Телевидение методично, изо дня в день разрушает духовную среду общества, насаждая культ стяжательства, наживы, красивой, богатой радостями и приключениями жизни, полной сексуальной распущенности и насилия. Это прямая психологическая атака на молодое поколение, у которого ещё не выработан иммунитет на такое растлевающее влияние. Именно поэтому общество постепенно начинает привыкать к детской безграмотности, безнадзорности, детям правонарушителям и преступникам. Телевидение же преподносит нам это как нечто неизбежное, обычное. Телевидение оказывает влияние на формирование системы духовных ценностей и поведения. На сегодняшнее время фиксируется всё большее число подростков, которые отрицают даже сам факт возможного послушания взрослым, в том числе родителям и учителям, объясняя это своей большей по сравнению со старшими, информированностью о «современных правилах жизни [13, с. 85].
Пагубно влияют на детей жестокие сцены, постоянно демонстрируемые по телевидению. Необходимо обратить внимание на непрерывный поток грубости и жестокости в современных мультфильмах для детей. Демонстрация насилия на телеэкранах ведёт к агрессивному поведению детей, смотревших эти программы. Агрессия может быть инструментальная и враждебная. Инструментальная агрессия проявляется человеком для достижения определённой цели, она очень часто проявляется у младших детей: (я хочу забрать игрушку, предмет и т.д.). У старших детей чаще демонстрируется враждебная агрессия, направленная на то, чтобы причинить человеку боль. Телевидение не только побуждает к жестокости, но и вызывает повышенную склонность к употреблению алкоголя и наркотиков. Бесконтрольный просмотр телевидения приводит к:
Теперь о проблеме содержательности компьютерных игр. Многие из подростков своё «компьютерное время» проводят в форме примитивных игр, не требующих большого умственного напряжения и совершенно не способствующих развитию. Многочасовая бессмысленная погоня за «условным противником», «уничтожение врага» нехитрыми примитивными способами постепенно ведут к интеллектуальной деградации игрока. Другая реальная опасность таких игр состоит в том, что неокрепшая детская психика подсознательно воспринимает игровой девиз: «Убей всё, что движется» как некое руководство к действию в реальной жизни.
По утверждению психологов, зачастую компьютерные игры такой категории становятся причиной детских страхов и даже неврозов. У детей меняется психика, они становятся агрессивнее. Считается, что более всего выматывают детей игры, рассчитанные на быстроту реакции (так называемые «войнушки», «стрелялки»). Совершенно очевидно, что компьютерные игры, способные причинить вред детской психике, провоцирующие жестокость, насилие и другие низменные чувства, не должны использоваться в досуговых развлечениях подрастающего поколения [13, с. 121].
Исходя из выше сказанного уже заметно, что на организацию досуга подростка пагубно влияет телевидение, компьютерные игры и другие средства массовой информации. А это в свою очередь приводит к асоциальному поведению подростка. Ребенок, который употребляет наркотики и алкоголь, становится опасным для того социума, в котором он находится.
Сфера досуга подростков имеет свои особенности. К таким особенностям можно отнести повышенную эмоциональную, физическую подвижность, частую смену настроений, театрализацию действий. К специфическим чертам относится преобладание поисковой активности.
Первые прообразы «клуба» появляются еще в Древней Греции, к таковым исследователи истории относят, прежде всего, гетерии. Прообразом клуба можно считать также и так называемые древнеримские со11еgiа орificum («коллегии ремесленников»). В России и на Украине наиболее явно про клубные и клубные объединения возникают в особой форме времяпрепровождения дворян (Английские клубы, салоны, гостиные офицеров, объединения аристократов – любителей большого тенниса и конного спорта). Следует также отметить наличие особых собраний (прежде всего молодежи) и у крестьян. Данью традициям были девичьи «капустницы», которые чаще всего устраивали семьи, где были невесты, так как на обязательную после рубки капусты «вечерку» приглашали холостых парней. Затем аналогичные формы организации свободного времени появляются у других городских сословий и превращаются в культурную норму («вечеринки», домашние вечера, домашние спектакли, совместные чтения) [5, с. 8].
Однако возникновение клуба в современном его понимании в полном смысле справедливо отнести к Новому времени. Первое объединение, собственно и получившее название клуба возникает в Англии в 1693 году – им стал клуб «Уайт», вслед за которым начали возникать и другие клубы. «Английский клуб в течение столь долгого времени упорядочивал общество, укрепляя уверенность в себе и мужскую солидарность в зыбкой, неустойчивой среде постоянного рыночного соперничества, перенасыщенной неженатой молодежью и закоренелыми холостяками, а также мужьями, которым не сидится дома».
Непрекращающийся поток печатной продукции давал ежедневную пищу для клубных разговоров, сплетен, анекдотов и приятного времяпрепровождения. Экспансивная, беспокойная буржуазия находила истинное наслаждение в особом укладе клуба с его успокаивающими ритуалами и регалиями, гражданскими процессиями и филантропическими жестами. Особенности клубной жизни – соблюдение известных формальных правил поведения, гостеприимство, скрепляемое неизбежной в мужской компании выпивкой, – все это помогало человеку найти свое место, делало его личностью, самобытной в профессиональном, региональном и даже национально-этническом смысле (пример – клубы лондонских шотландцев и ирландцев), а в тяжелые минуты члены клуба могли рассчитывать на дружескую поддержку.
В понимании Питера Кларка, клуб как учреждение покоился на противоречиях. Он выступал за равенство, но процветал за счет элитарности. Он поощрял общественное честолюбие и индивидуальное самосознание свободолюбивого буржуа – и в то же время создавал новую социальную иерархию со всеми присущими ей ограничениями. Упиваясь закрытыми от прочих мелкими и условными преимуществами, члены клубов находили истинное, согревающее душу тепло в очень своем и отчасти воображаемом мире. В этом смысле клуб становился превосходным светским заменителем и преемником церкви [6, с. 15].
Клубы сыграли важнейшую роль в воспитании той общественности, которую британцы считали залогом прогресса (Рой Портер). Клубы служили узловыми центрами, в которых осмыслялись новости, отрабатывались идеи, развивались контакты; они помогали достичь общественного согласия, благоприятствовали выявлению региональных и местных особенностей. Способствуя развитию общественных связей, облегчая возможность для людей и групп почувствовать свою причастность к общему, образуя и ограничивая сферы интересов, клуб стал решающим фактором в формировании общественной культуры.
в Сегодня в справочной, клубоведческой, педагогической литературе не существует единого, общепринятого понятия клубного объединения; однако определяющей для каждого из них является названная нами характеристика.
«Клуб – общественная организация, добровольно объединяющая группы людей в целях общения, связанных с политическими, научными, художественными, спортивными и другими интересами, а также для совместного отдыха и развлечений».
«Клубы детские и подростковые – общественные организации, добровольно объединяющие группы детей в целях общения, связанного с различными интересами, а также для отдыха и развлечения…»
Детский клуб – это «такое объединение детей, которое ставит своей задачей организацию во внеурочное время свободных занятий для желающих учеников».
Тем не менее, каждое из типов клубных объединений имеет свои специфические черты, и мы попытались отразить их в соответствующих определениях.
Клуб в школе – это объединение учащихся по интересам на добровольных началах, организующее разнообразную творческую деятельность детей, имеющее определенную структуру и орган самоуправления [6, с. 24].
Кружок – это самодеятельное объединение учащихся по интересам, осуществляющее тематическую деятельность, как правило, познавательного или творческого характера.
Студия – определение, чаще всего применяемое к тем объединениям клубного типа, в которых учащиеся занимаются искусством (хореографическая, хоровая, театральная).
Секция – это тематическая часть какой-то определенной деятельности, осуществляемой по специальной программе. Чаще термин используется для обозначения структурного подразделения, например, клуба.
Общество – это добровольное, постоянно действующее объединение школьников или их групп (кружков, секций), занимающихся какой-то тематической деятельностью (научное общество школьников, природоохранное общество и др.).
Наиболее распространенными типами клубных объединений в школах сегодня являются кружки и клубы. Формально кружок от клуба отличается тем, что по количественному составу он, как правило, меньше; деятельность его узконаправлена и часто организуется по специально предложенной программе; в нем обычно нет структурных подразделений (секций, отделов), не избирается орган самоуправления. Однако в практике понятия «клуб» и «кружок» рассматриваются педагогами чаще всего как условные, и это не имеет принципиального значения в воспитательном процессе. Важнее другое – соответствие клубного объединения тем признакам, которые характеризуют его как объединение особого рода.
Подростковый клуб – структурное подразделение, созданное для обеспечения социально-ориентированного досуга детей и молодежи. Клубные формирования – любительские объединения, клубы по интересам, места свободного общения, студии, кружки и секции по основным направлениям молодежной политики. Основная деятельность Клуба – организация работы клубных формирований для детей и молодежи, преимущественно в возрасте от 14 лет.
Несмотря на внешние различия разнообразных объединений по интересам они характеризуются общими признаками, в совокупности отражающими их внутреннюю сущность.
Первый признак – добровольность вхождения в объединение. Неверно называть клубами (что, к сожалению, нередко встречается в практике) разнообразные штабы, советы, в состав которых входят выборные представители каждого класса, ибо именно добровольность прихода детей в объединение прежде всего определяет цель, содержание его деятельности, выбор форм и методов работы.
Клубное объединение характеризуется общедоступностью его для любого члена школьного коллектива.
Важнейший признак клубного объединения – относительная стабильность его состава. При ее отсутствии невозможно создание коллектива
Основной целью деятельности Клуба является вовлечение в социальную практику детей и молодежи преимущественно в возрасте от14 лет, формирование у них гражданской и патриотической позиции.
Задачами Клуба являются:
Направления деятельности Клуба:
Информация о работе Состояние подросткового клуба на современном этапе