Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 23:25, курсовая работа
Для нормального функционирования мозга необходимы фосфор, сера, медь, цинк, кальций, железо и магний. Фосфор и фосфорные соединения способствуют образованию клеток мозга, сера нужна для насыщения их кислородом. Витамин мозга – витамин Е, а также: витамины В1, В2, В6.
В связи с этим вам будет полезно знать, какие продукты питания содержат вышеперечисленные микроэлементы, витамины. Это: картофель, петрушка, мята, хрен, говядина, мозги, морковь, капуста, сельдерей, огурцы, вишня, смородина, сухофрукты, яичный желток, крыжовник, виноград, печень, кисломолочные продукты, грибы, масло оливковое, апельсины, горох, малина, клубника, соевые бобы, ботва репы, пророщенная пшеница, хлеб из муки грубого помола.
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ТЕМЕ:
«СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ
УЧАЩИХСЯ В ГБОУ СОШ»
Москва
2013
План
«Совершенствование организации питания учащихся в
ГБОУ СОШ № ______ на 2013/2014 учебный год»
3.1. Анализ комплектования школы.
3.2. Анализ социального состава школы.
3.3. Анализ состояния здоровья обучающихся в школе.
3.4. Анализ санитарной
грамотности педагогов,
3.5. Анализ деятельности
педагогов по организации
3.6. Анализ деятельности Комиссии по контролю за организацией и качеством питания в школе.
3.7. Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в столовой-доготовочной школы.
4. Документальное обеспечение организации питания.
5. Совершенствование производственного контроля.
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний и вера в свои силы»
В.А. Сухомлинский
ВВЕДЕНИЕ
Здоровое питание для школьника
К составлению полноценного рациона школьника требуется глубокий подход с учетом специфики детского организма. Освоение школьных программ требует от детей высокой умственной активности. Маленький человек, приобщающийся к знаниям, не только выполняет тяжелый труд, но одновременно и растет, развивается, и для всего этого он должен получать полноценное питание. Напряженная умственная деятельность, непривычная для первоклассников, связана со значительными затратами энергии.
Современный школьник, по мнению диетологов, должен есть не менее четырех раз в день, причем на завтрак, обед и ужин непременно должно быть горячее блюдо. Для растущего организма обязательны молоко, творог, сыр, кисломолочные продукты — источники кальция и белка. Дефицит кальция и фосфора также помогут восполнить рыбные блюда. В качестве гарнира лучше использовать не картошку или макароны, а тушеные или вареные овощи (капусту, свеклу, лук, морковь, бобовые, чесноки капусту). За день школьники должны выпивать не менее одного-полутора литров жидкости, но не газированной воды, а фруктовых или овощных соков.
Родители возлагают большие надежды на правильный завтрак — ведь они лично контролируют этот процесс и могут быть абсолютно уверены, что хотя бы раз в день ребенок поел как следует. Однако не все знают, какой завтрак наиболее ценен для школьника.
Помимо сладкого чая, варенья и кондитерских изделий, в утренний завтрак школьников должны обязательно входить хлебобулочные изделия, каши (овсянка зарекомендовала себя лучше всех), макароны, свежие овощи, из фруктов предпочтительны яблоки, богатые клетчаткой и пектином. Это сложные формы углеводов, запас которых необходим ребенку. Остальные углеводы лучше распределить на промежуточные приемы в течение школьного дня: фруктовые напитки, чай, кофе, булочки, печенье, конфеты обеспечат постоянное поступление свежих порций глюкозы в кровь и будут стимулировать умственную активность школьников.
Второй по значимости компонент пищи, нужный для удовлетворения энергетических потребностей школьников,— это жиры. На их долю приходится от 20 до 30% от общих суточных затрат энергии.
В пищевом рационе школьника
должна присутствовать в необходимых количествах
Белки — это основной материал, который используется для построения тканей и органов ребенка. Белки отличаются от жиров и углеводов тем, что содержат азот, поэтому белки нельзя заменить никакими другими веществами.
Школьники 7—11 лет должны получать в сутки 70—80 г белка, или 2,5—3 г на 1 кг веса, а учащиеся 12—17 лет — 90—100 г, или2 −2,5 г на 1 кг веса.
Дети и подростки — юные спортсмены, имеющие повышенные физические нагрузки (в том числе и участники туристских походов), нуждаются в увеличении суточной нормы потребления белка до 116—120 г в возрасте 10—13 лет. и до 132—140 г в возрасте 14—17 лет.
В детском питании учитываются качественные особенности белков. Так, удельный вес белков животного происхождения в рационе детей школьного возраста составляет 65—60%, у взрослых—50%. Потребностям детского организма в наибольшей степени соответствует молочный белок, так же как и все остальные компоненты молока. В связи с этим молоко должно рассматриваться как обязательный, не подлежащий замене продукт детского питания. Для детей школьного возраста суточная норма молока — 500 мл. Следует иметь в виду, что 100 г молока соответствует12 г сухого молока или 25 г сгущенного.
Незаменимые аминокислоты: лизин, триптофан и гистидин — рассматриваются как факторы роста. Лучшими их поставщиками являются мясо, рыба и яйца.
Пища – единственный источник, с которым ребенок получает необходимый пластический материал и энергию. Нормальная деятельность головного мозга и организма зависит в основном от качества употребляемой пищи. Родителям полезно знать о том, что «трудный» характер ребенка часто является результатом нерационального питания, что правильное питание улучшает умственные способности, развивает память у детей и таким образом облегчает для него процесс обучения.
Обеспечение
рационального питания
К особенностям этого возрастного
периода относится также
Для обеспечения всех этих
сложных жизненных процессов
школьнику необходимо полноценное
питание, которое покроет повышенные
потребности его организма в белках, жирах,
углеводах, витаминах, энергии. Эти показатели значительно
изменяются в зависимости от возраста, пола,
вида деятельности, условий жизни. В школьном возрасте
дети должны получать биологически полноценные
продукты, богатые белками, минеральными
солями и витаминами.
Особенно важно для растущего организма
ребенка включение достаточного количества
белка.
Белки животного происхождения
должны составлять не менее 50-60% от общего количества
белка в зависимости от нагрузки и условия жизни
ребенка. При дефиците белка у детей нередко
отмечаются нарушения функции коры головного
мозга, снижается трудоспособность, легко
возникает переутомление, ухудшается
успеваемость.
В питании детей школьного возраста большое
место должны занимать продукты,
богатые белком: яйцо, мясо, рыба, орехи,
овсяная, гречневая крупа. Ежедневно в
школьном меню необходимы молочные и кисломолочные продукты
(творог, йогурт, молоко), яйца, мясные и
рыбные продукты. При подборе продуктов
нельзя не считаться с тем, что дети нуждаются в
легкоусвояемой пище, ведь переваривающая
способность их пищеварительных соков
слаба. Молочные продукты – основные источники
минеральных веществ, витаминов, белков.
Предпочтение следует отдать кисломолочным
продуктам, благоприятно действующим на
пищеварение. Особенно, если ребенок страдает
дисбактериозом и у него отмечается непереносимость
цельного молока. Молочная кислота и другие бактерицидные
вещества, содержащиеся в кисломолочных продуктах,
подавляют рост болезнетворных микробов.
Например, применение в жаркое время напитка
«Бифидок» приводит к снижению заболеваемости
дисбактериозом.
Хлеб лучше употреблять ржаной или с отрубями, так как в нем содержится на 30% больше железа, вдвое больше калия и второе больше магния, чем в белом хлебе.
Овощи – необходимый источник витаминов и
микроэлементов. В рационе до 50% должно
быть сырых овощей и фруктов. При этом надо
иметь в виду, что овощи и фрукты надо включать
каждый раз и обязательно употреблять до
еды, но не после. Употребление фруктов и
овощей после еды способствует длительной
задержке пищевых масс, усиливает процесс
брожения, что впоследствии может привести к
хроническим заболеваниям органов пищеварения.
Большое внимание требует обеспечение
учащегося полноценным завтраком. Утром
организм ребенка усиленно расходует
энергию, поэтому завтрак должен содержать
достаточное количество пищевых веществ и
калорий для покрытия предстоящих энергозатрат. Он
должен обязательно содержать горячее
блюдо, творожное, яичное, мясное, крупяное. В
состав обеда следует включать максимальное
количество овощей, в том числе сырых. Ужин
в основном состоит из молочных, крупяных,
овощных, творожных и яичных блюд, перед
сном не рекомендуется блюда из мяса или
рыбы, так как богатая белком пища действует
возбуждающе на нервную систему ребенка и
медленно переваривается. Дети при этом
спят беспокойно и плохо отдыхают за ночь.
Для нормального функционирования мозга необходимы фосфор, сера, медь, цинк, кальций, железо и магний. Фосфор и фосфорные соединения способствуют образованию клеток мозга, сера нужна для насыщения их кислородом. Витамин мозга – витамин Е, а также: витамины В1, В2, В6.
В связи с этим вам будет полезно знать, какие продукты питания содержат вышеперечисленные микроэлементы, витамины. Это: картофель, петрушка, мята, хрен, говядина, мозги, морковь, капуста, сельдерей, огурцы, вишня, смородина, сухофрукты, яичный желток, крыжовник, виноград, печень, кисломолочные продукты, грибы, масло оливковое, апельсины, горох, малина, клубника, соевые бобы, ботва репы, пророщенная пшеница, хлеб из муки грубого помола.
Принципы сбалансированного питания
Рыба и морепродукты — это здоровая пища.
Белок рыбы хорошо усваивается, из него строятся
наши клетки. В жирных сортах рыбы (лосось,
сельдь, сардины) есть жирные кислоты Омега-3 и
Омега-6, которые сжигают лишний жир. В любой рыбе
много
витаминов и микроэлементов.
Овощи — это продление жизни.
В овощах содержится клетчатка и пектиновые вещества,
которые играют важную роль в нормализации процессов
пищеварения. А от того, как работает наш
пищеварительный тракт, зависит наше здоровье и
долголетие. Содержание белков в овощах невелико,
исключение составляют бобовые (горох,
фасоль, соя), в которых содержится до 20%
белка, приближающегося по своему аминокислотному
составу к животному белку.
Овощи являются источником витаминов
С, А, группы В. Овощи также содержат большое
количество минеральных веществ, органических
кислот, эфирных масел, фитонцидов, дубильных и
других веществ. Большинство овощей содержат
соли калия, микроэлементы (железо, медь,
кобальт, цинки др.), так необходимые организму
для поддержания жизнедеятельности.
Все знают, что фрукты полезны.
В них содержатся углеводы, которые мы
можем употреблять без вреда для здоровья,
заменяя ими сладости. В косточковых плодах
(абрикосы, персики, вишни) содержится
много глюкозы и сахарозы, в семечковых (груши,
яблоки) — фруктозы. Во всех фруктах много
витаминов и минеральных веществ, ценность
которых обусловлена их хорошей усвояемостью. В
персиках, бананах и абрикосах содержится
большое количество калия, который так
необходим для работы нашего сердца. Источником
железа в сочетании с аскорбиновой кислотой
(железо в этом сочетании лучше усваивается)
являются яблоки, груши, сливы. Пищевые
волокна представлены во фруктах пектинами,
которые нормализуют микрофлору кишечника,
подавляя гнилостные процессы, выводят
токсические вещества.
Всемирная организация
здравоохранения (ВОЗ) рекомендует
Рекомендации ВОЗ построены по принципу
светофора.
Зелёный свет — еда
без ограничений — это хлеб грубого
помола, цельные крупы и не менее 400 г в сутки овощей и
фруктов.
Желтый свет — мясо,
рыба, молочные продукты — только обезжиренные
и в меньшем количестве, чем «зеленые» продукты.
Красный свет — это
продукты, которых нужно остерегаться:
сахар, масло, кондитерские изделия. Чем
реже вы употребляете такие продукты, тем
лучше.
Полноценное и правильно организованное питание — необходимое условие долгой и полноценной жизни, отсутствия многих заболеваний.
Мы, родители, в ответственности за то, как организовано питание наших детей.
Информация о работе Совершенствование организации питания учащихся в ГБОУ СОШ №