Совершенствование системы управления государственным имуществом на примере Белгородской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2015 в 23:02, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования выступают технологии государственного регулирования имущественных отношений.
Цель исследования – разработка рекомендаций по совершенствованию государственного регулирования имущественных отношений.
В соответствии с указанной целью основными задачами исследования являются:
- рассмотреть теоретические основы государственного регулирования имущественных отношений;
- проанализировать практику организации государственного регулирования имущественных отношений в Белгородской области;
- обосновать направления совершенствования государственного регулирования имущественных отношений.

Содержание работы

СТР.

ВВЕДЕНИЕ

3
РАЗДЕЛ I.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ


8
РАЗДЕЛ II.
ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ



16
РАЗДЕЛ III.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ


23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

29
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

IMUSchESTVENNYE_OTNOShENIYa_1.doc

— 175.50 Кб (Скачать файл)

Имущественные отношения должны регулироваться на основе достоверных, открытых и своевременных сведений о природном, хозяйственном и правовом положении земель Российской Федерации, местоположении и размерах имущественных участков, их количественных характеристиках, правовом режиме, стоимостной оценке и иных необходимых сведений, то есть исходя изданных земельного кадастра, являющихся основой для организации использования земли всеми участниками имущественных отношений12.

Регулирование правовых, организационных, экономических, технологических и других мероприятий по использованию и охране имущественных ресурсов, сохранению и повышению плодородия почв, недопущению необоснованного изъятия наиболее ценных земель из сельскохозяйственного и лесохозяйственного оборота.

Различают правовой и экономический механизмы государственного регулирования имущественных отношений.

1. Правовой механизм государственного регулирования имущественных отношений включает источники земельного права, земельно-правовые нормы и имущественные правоотношения. Источники права представляют собой внешнюю форму выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения. Наиболее распространенная форма источника права - нормативные правовые акты уполномоченных органов государства, устанавливающие (санкционирующие) правовые нормы, рассчитанные на многократное применение при регулировании соответствующих общественных отношений13.

Все законы и иные нормативные правовые акты находятся между собой в строго иерархической соподчиненности. Законы, принимаемые высшими представительными органами государственной власти, обладают наибольшей юридической силой по отношению ко всем иным источникам права. Верховенство среди законов на всей территории России принадлежит Конституции РФ, наделенной высшей юридической силой, и федеральным законам.

Наряду с нормативными правовыми актами земельного законодательства, к источникам земельного права относят также акты других отраслей законодательства, если они содержат правовые нормы, затрагивающие имущественные отношения.

В условиях перехода к рыночной экономике особое значение приобретают проблемы механизма экономического регулирования имущественных отношений, его содержания на конкретных этапах земельной реформы. Экономические интересы государства, землевладельцев и землепользователей реализуются в процессе государственного и рыночного регулирования имущественных отношений. Государственное регулирование создает организационный и правовой базис, регламентирует экономические действия и ответственность субъектов земельного права. Рыночное регулирование осуществляется на основе спроса и предложения на имущественные участки, а также на труд, средства производства и результаты труда.

2. Механизм экономического регулирования имущественных отношений характеризуется системой мер экономического воздействия, направленных на реализацию земельной политики государства, обеспечение прав землевладельцев и землепользователей, установление социально справедливых платежей за землю, экономическое стимулирование рациональной, и эффективного землепользования, введение экономических санкций за нерациональное использование и ухудшение экологического состояния имущественных участков, на защиту земель сельскохозяйственного назначения от порчи, снижения плодородия почв, самозахвата и разбазаривания14. Система экономических регуляторов имущественных отношений в условиях перехода к рынку включает: земельный налог, арендную плату за землю, рыночную цену земли, залоговую цену земли, компенсационные платежи при изъятии земель, платежи за повышение качества земли, штрафные платежи за экологический ущерб, налоговое обложение при гражданском земельном обороте, плату за право аренды.

Экономический механизм регулирования имущественных отношений должен отвечать следующим требованиям:

- обеспечение относительно равных  стартовых возможностей по осуществлению  воспроизводственного процесса  для всех субъектов имущественных отношений;

- разграничение объективных и  субъективных факторов этого  процесса;

- использование земельной ренты  в качестве основы для формирования  системы экономических регуляторов, взаимодействие рентных регуляторов  с другими экономическими рычагами (ценами, ссудным процентом, подоходным налогом);

- учет интересов и равноправие  различных социальных групп населения  в реализации прав земельной  собственности и различных форм  землепользования;

- стимулирование рационального  размещения и специализации сельскохозяйственного производства;

- усиление экологической защиты имущественных угодий. Одним из основных рычагов экономического регулирования имущественных отношений является механизм платы за землю. С его помощью государство воздействует на экономические интересы землевладельцев и землепользователей, побуждая их повышать эффективность использования земли, находящейся в их распоряжении. С экономической точки зрения плата за землю является особым видом издержек, связанным с получением дохода в виде ренты.

Имущественные отношения включают и экономические отношения, возникающие между их субъектами в процессе пользования землей. Так, граждане и юридические лица за участки, предоставленные им в собственность, пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование и срочное пользование, уплачивают земельный налог, а за полученные в аренду имущественные участки - арендную плату.

В России актуальным сейчас является вопрос о земельном обороте, включая порядок установления, изменения и прекращения имущественных прав и обязанностей. Допускается без изменения целевого назначения купля-продажа имущественных участков в собственность гражданам для коллективного и индивидуального садоводства и животноводства, жилищного, гаражного и дачного строительства, личных подсобных хозяйств. Существует определенный порядок наследования, дарения, аренды, субаренды, установления сервитутов и обременения имущественных участков.

Платежи за природопользование и загрязнение среды являются пока единственным и к тому же малоэффективным механизмом экономического стимулирования охраны окружающей среды.

Таким образом, исследование теоретических основ государственного регулирования имущественных отношений, позволяет сделать следующие выводы:

1. Имущественные отношения – общественные отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, гражданами по поводу владения, пользования и распоряжения землями, а также по поводу государственного управления имущественными ресурсами.

2. Регулирование имущественных отношений осуществляется исходя из целевого назначения и правового режима земель в соответствии с категориями земель, определяемыми федеральными законами и законами субъектов Федерации.

3. В имущественных отношениях наиболее значимыми являются два механизма государственного регулирования имущественных отношений: правовой и экономический. Правовой механизм государственного регулирования имущественных отношений включает источники земельного права, земельно-правовые нормы и имущественные правоотношения. Механизм экономического регулирования имущественных отношений характеризуется системой мер экономического воздействия, направленных на реализацию земельной политики государства, обеспечение прав землевладельцев и землепользователей, установление социально справедливых платежей за землю, экономическое стимулирование рациональной, и эффективного землепользования, введение экономических санкций за нерациональное использование и ухудшение экологического состояния имущественных участков, на защиту земель сельскохозяйственного назначения от порчи, снижения плодородия почв, самозахвата и разбазаривания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Исполнение государственной функции по предоставлению в собственность за плату физическим и юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной собственности Белгородской области, занятых объектами недвижимости, осуществляет департамент имущественных и земельных отношений Белгородской области.

Департамент имущественных и земельных отношений Белгородской области создан путем реорганизации комитета по управлению государственным имуществом Белгородской области для осуществления полномочий Белгородской области по:

- проведению единой государственной политики Белгородской области в области имущественных и земельных отношений;

- осуществлению функций уполномоченного органа по управлению и распоряжению земельными участками и иной недвижимостью;

- управлению и распоряжению  в пределах своей компетенции имуществом, находящимся в собственности Белгородской области, в том числе земельными участками, в установленном законодательством порядке;

- приватизации областного имущества в пределах своей компетенции;

- взаимодействию в области имущественных и земельных отношений с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, с органами исполнительной власти Белгородской области и органами местного самоуправления в случаях, установленных законодательством Российской Федерации и Белгородской области.

Департамент осуществляет координацию деятельности органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления по вопросам проведения единой государственной политики Белгородской области в области имущественных и земельных отношений. Координирует деятельность государственного специализированного учреждения «Фонд государственного имущества Белгородской области» и государственного предприятия Белгородской области «Оценщик».

Департамент руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, законами Белгородской области, постановлениями и распоряжениями губернатора Белгородской области, постановлениями и распоряжениями правительства Белгородской области, иными нормативными правовыми актами.

Департамент осуществляет следующие задачи:


 







 

 



 



 

 

 

Схема 1. Задачи Департамента

Департамент в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции:

1. Самостоятельно или по поручению правительства Белгородской области осуществляет от имени Белгородской области в установленном порядке управление и распоряжение областным имуществом, в том числе земельными участками, кроме случаев, когда осуществление указанных полномочий отнесено в соответствии с законодательством Белгородской области исключительно к компетенции иного органа исполнительной власти Белгородской области.

2. На основании решения правительства Белгородской области и по его поручению осуществляет юридические действия по приобретению земельных участков, в том числе преимущественного права покупки доли в праве на земельный участок, и иного имущества в областную собственность, осуществляет в установленном порядке передачу земельных участков и иного имущества, находящегося в областной собственности, в государственную собственность Российской Федерации и муниципальную собственность.

3. Подготавливает совместно с заинтересованными органами исполнительной власти Белгородской области и представляет правительству Белгородской области предложения о создании и ликвидации областных государственных унитарных предприятий, выключая областные казенные предприятия.

4. Закрепляет находящееся в областной собственности имущество в хозяйственное ведение областных государственных унитарных предприятий.

5. Закрепляет находящееся в областной собственности имущество в оперативное управление областных казенных предприятий и учреждений, кроме случаев, когда осуществление указанных полномочий отнесено к компетенции иных органов власти Белгородской области, а также производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного в оперативном управлении указанных предприятий и учреждений.

6. В установленном порядке анализирует показатели экономической эффективности деятельности областных государственных унитарных предприятий, в том числе предприятий, вовлеченных в приватизационный процесс, по отраслям экономики с целью оптимизации количества таких предприятий и повышению их конкурентоспособности.

7. Осуществляет в установленном порядке учет областного имущества, оформление прав Белгородской области на это имущество, ведение реестра областной собственности, учет уставов областных государственных унитарных предприятий и трудовых договоров, заключенных с их руководителем.

8. Проводит в пределах своей компетенции учет объектов областной собственности и проверку их целевого использования и сохранности.

9. В установленном порядке рассматривает и направляет соответствующие предложения о согласовании либо об отказе в согласовании перечней или отдельных земельных участков, указанных в перечнях, представленных Министерством имущественных отношений Российской Федерации для согласования.

10. По поручению правительства Белгородской области департамент имущественных и земельных отношений Белгородской области принимает участие в пределах своей компетенции совместно с заинтересованными федеральными органами и органами исполнительной власти Белгородской области в разработке и реализации инвестиционных программ, формировании условий соглашений о разделе продукций.

Информация о работе Совершенствование системы управления государственным имуществом на примере Белгородской области