Современное пенсионное обеспечение в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 06:49, дипломная работа

Описание работы

Целью данного исследования является подробное изучение результатов проведенной реформы пенсионного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с поставленной целью в работе обозначены следующие задачи: проследить развитие пенсионной системы России в историческом разрезе, рассмотреть особенности современного пенсионного законодательства в свете проведенной реформы 2002 – 2010 гг.,выявить основные проблемы реализации пенсионной реформы РФ в настоящее время, а так же предложить способы их решения

Содержание работы

Введение
Глава 1.Современное Пенсионное обеспечение в
Российской Федерации 6
1.1.Реформа пенсионного обеспечения РФ 6-11
1.2. Основные понятия и система современного
пенсионного законодательства РФ 12-14
1.3.Особенности назначения, перерасчета и расчета
трудовой пенсии РФ 15-22
Глава 2.Проблемы реализации пенсионной реформы
в юридической практике: региональный аспект
(Сыктывдинский район, Республика Коми) 23
2.1.Проблема реализации пенсионного законодательства 24-31
2.2.Проблема взаимодействия органов ПФР с
органами государственной власти, а так же
со страхователями-работодателями 32-38
Глава 3. Эволюция пенсионной системы: тенденции
и перспективы развития в условиях социально
ориентированной рыночной экономики 39-56

Заключение 57-61
Список использованных источников 62-63

Файлы: 1 файл

5fan_ru_Современное пенсионное обеспечение в Российской Федерации.doc

— 244.50 Кб (Скачать файл)

 

                                                        27

не были засчитаны в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии, а право Гражданки N признано не было.

При этом, согласно судебной практике Сыктывдинского района, как и в целом Республики Коми, а так же Российской Федерации, курсы повышения квалификации с отрывом от основной работы засчитываются в судебном порядке.

Гражданка N обратилась в Сыктывдинский районный суд, а суд, в свою очередь, признал за ней право на назначение досрочной пенсии.

В данном случае права Гражданки N, как и иных граждан Российской Федерации, а так же лиц, имеющих право на трудовые пенсии в РФ, нарушены не были, поскольку признать право за Гражданской N в соответствии с нормативно-правовыми актами пенсионного обеспечения возможности не представлялось, а суд, соответственно, такое право установил.

При этом сроки, в течение которых было произведено назначение пенсии, были увеличены в два раза. А, кроме того, расходы на назначение пенсии, государственная пошлина и иные расходы, как Управления, так и Гражданки N так же были увеличены.

За время реализации задач пенсионной реформы сложилась устойчивая судебная практика, в соответствие с которой пенсионеры защищены должным образом. А сложности, которые возникают в связи с

динамичным развитием законодательства, разрешаются только в судебном порядке: включая апелляционную, кассационную, а так же надзорные инстанции.

Дело Гражданки N является показательным не единственным примером противоречий в реализации пенсионного законодательства. Они возникают повсеместно: проблема заявительного характера пенсии, перерасчет, а так же дальнейшее образованием задолженности

 

 

                                                        28

пенсионного фонда, либо переплат пенсий в связи с несвоевременным сообщением пенсионера в пенсионный орган об обстоятельствах, повлекших изменение, либо прекращение права на пенсию.

Касаемо последней проблемы образования переплат, так же можно рассмотреть один из ярчайших примеров, характеризующих сложности реализации пенсионного законодательства.

В соответствии с Указом Президента РФ от 26.12.2006 г. №1455 гражданину M была установлена компенсация неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за лицом, достигшим возраста 80 лет43.

Согласно п.п. д) п.9 Правил «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами»44 и определяющих в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1455 порядок назначения и осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами: осуществление компенсационной выплаты прекращается в случае выполнение лицом, осуществляющим уход, оплачиваемой работы.

Согласно п.10 Правил лицо, осуществлявшее уход, обязано в течение 5 дней известить орган, осуществляющий выплату пенсии, о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение осуществления компенсационной выплаты.

Гражданином М нарушен данный пункт, поскольку в соответствии с Трудовым договором он был принята на работу.

В результате несвоевременного сообщения о поступлении на работу образовалась переплата компенсации за шесть месяцев.

В соответствии с п.11 Правил прекращение осуществления компенсационной выплаты производится с 1-го числа месяца,

 

                                                    29

следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, указанные в пункте 9 Правил.

Кроме того, в соответствии с абз.2 п.3 Правил указанная выплата производится, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, повлекло за собой перерасход средств на выплату социальной пенсии, виновные лица возмещают Пенсионному Фонду РФ причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством РФ45.

Таким образом, излишнее получение суммы компенсации Гражданином М повлекло нецелевое расходование средств Пенсионного Фонда РФ.

Взыскание данного вида задолженностей производится зачастую в судебном порядке, поскольку социально незащищенные граждане, незаконно получающие пенсии, редко в состоянии вернуть суммы переплат добровольно. При этом, при принятии судом решения о взыскании ущерба, сама сумма часто взыскивается на протяжении долгого времени. К примеру в Сыктывдинском районе Федеральная служба судебных приставов взыскивает ущерб, причиненный Управлению в 2005, 2006, 2007 гг.

Данная проблема стоит очень остро, поскольку она напрямую тормозит развитие пенсионной системы Российской Федерации. Прошлогодняя кампания по привлечению «молчунов», принесшая негосударственным пенсионным фондам два миллиона новых душ, продемонстрировала бардак, царящий на рынке обязательного пенсионного страхования. Пострадали же, как обычно, простые граждане: в этом году многие,

получив уведомления из Пенсионного фонда России (ПФР), неожиданно выяснили, что их пенсионные деньги по неизвестным причинам вдруг оказались переведенными из Государственной

управляющей компании (ВЭБа) в частные УК и НПФ. Причем никаких заявлений о переводе средств или договоров с НПФ теперь уже бывшие «молчуны» не подписывали.

                                                       30

В распоряжении РБК daily оказалась статистика обращений граждан в ПФР с жалобами на действия негосударственных пенсионных фондов. Все заявления связаны с тем, что накопления на старость были в прошлом году переведены из Пенсионного фонда России на счета НПФ без ведома самих «молчунов». Больше всего претензий собрал НПФ «Норильский никель», далеко опередивший в этом «антирейтинге» других «лидеров»: «Благосостояние», «ЛУКОЙЛ-Гарант», «Промагрофонд», «Стальфонд» и «Ренессанс жизнь и пенсии».

Как выяснилось, немало граждан, до сих пор считавших себя «молчунами» и твердо уверенных, что государство сохранит их будущие пенсии, получив уведомление из ПФР, вдруг узнали, что их деньги находятся в одном из частных пенсионных фондов. «Вообще-то я живу и работаю в Москве три года, но приехала в отпуск в Мордовию и узнала, что по моему бывшему адресу пришло уведомление из ПФР о том, что мои деньги переведены в «Промагрофонд», — рассказала РБК daily одна из пострадавших. — Сейчас я пытаюсь выяснить, как это могло произойти. В фонде мне объяснили, что скорее всего виноваты недобросовестные агенты, и предложили приехать за копией договора».

Таких историй сотни. Так, один из бывших «молчунов» рассказал РБК daily, что договор с НПФ «Норильский никель» его попросили подписать при приеме на работу. На работу он так и не устроился, а вот пенсионные деньги попали в вышеупомянутый фонд. Более того, как выяснилось из общения с жалобщиками, попасть против своей воли в

негосударственный фонд можно, не только устраиваясь на работу в компанию, но и, скажем, придя на собеседование в рекрутинговое

агентство или просто оформляя кредит: в такой истории засветился НПФ «Дженерали», имеющий общих акционеров с ХКФ-банком.

Можно только гадать, как были бы удивлены глава ФСФР Владимир Миловидов или председатель правления ПФР Антон Дроздов, если бы вдруг получили подобные уведомления о переводе денег, скажем, в

                                                        31

лишенный в этом году лицензии НПФ «Русь» (он также есть в списке фондов, на которые поступили жалобы в ПФР). Участники рынка признают, что, несмотря на весь контроль за деятельностью агентов, собирающих души «молчунов» для НПФ, защитить граждан от мошенников они пока не в состоянии.

«Мы знаем о таких фактах и разбираемся с каждым случаем», — говорит президент НПФ «Стальфонд» Андрей Никитченко, отмечая, что у каждого крупного игрока есть подобные истории. Исполнительный директор НПФ «Промагрофонд» Ольга Буланцева говорит, что во всем виноваты недобросовестные агенты: «Мы стараемся предупредить подобные случаи, жестко контролируя свои сети и обмениваясь информацией о нечистых на руку агентах с другими фондами». По словам г-жи Буланцевой, подобные меры уже принесли свои результаты: по сравнению с прошлым годом число обращений физлиц с жалобами в фонд заметно снизилось.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    

 

 

 

 

 

 

                                                            32

2.2. Проблема взаимодействие органов ПФР с органами государственной власти, а так же со страхователями-работодателями

 

Данные сложности возникают при взаимодействии органов Пенсионного фонда РФ с иными органами власти, а так же страхователями-работодателями в части перечисления средств на финансирование пенсий.

В данном случае показательна ситуация, которая возникла в первом полугодии 2010 года, когда в связи со сменой статей расходов в бюджете Пенсионного фонда РФ, а соответственно Отделения ПФР в Республике Коми, а так же Управления ПФР в Сыктывдинском районе, а так же с введением нового порядка осуществления контроля за уплатой страховых взносов в соответствии со вступлением в силу соответствующих Федеральных Законов46, были изменены коды бюджетной классификации для перечисления и списания денежных средств в пользу Пенсионного Фонда РФ, что повлекло за собой проблемы во взаимодействии органов Пенсионного фонда Российской Федерации с органами Федеральной налоговой службы, Федеральной Службой судебных приставов, а так же непосредственно со страхователями-работодателями, перечисляющими взносы на лицевые счета застрахованных лиц.

Наиболее важным для органов Пенсионного фонда является перечисление страхователями-работодателями задолженности по страховым взносам.

Федеральный закон 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в

                                                         33

Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (далее также - фонды обязательного медицинского страхования) на обязательное медицинское страхование (далее также - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

В силу закона плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся индивидуальные предприниматели.

Плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном

настоящим Федеральным законом. В силу пункта 1 статьи 3 контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее - контроль за уплатой страховых взносов) осуществляет Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Взыскание задолженности производится как по Постановлениям ПФР, так и по исполнительным документам, выданным судебными органами.

 

                                                        34

Взысканием задолженности в соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»47 занимается Федеральная служба судебных приставов и её территориальные органы.

При этом, задолженность взыскивается как за 2002-2009гг., так и за 2010г. (текущие платежи).

В связи с изменением кодов бюджетной классификации для перечисления денежных задолженности страхователей-работодателей, а так же получателя данных средств, территориальные органы Федеральной службы судебных приставов из-за формального подхода к выполнению своих должностных обязанностей, перечисляли задолженность, погашенную страхователями, с задержкой, поскольку неоднократно запрашивали и уточняли информацию о счетах для перечисления.

Осуществляемая в России пенсионная реформа коренным образом меняет роль настоящих и будущих пенсионеров в пенсионной системе, в которой предусмотрена накопительная составляющая трудовой пенсии. В ближайшее время будущий пенсионер сможет выбирать управляющую компанию, которая будет управлять пенсионными накоплениями, и негосударственный пенсионный фонд, в который будут переводиться средства из Пенсионного фонда России, а в

дальнейшем застрахованное лицо может менять управляющую компанию или НПФ. При выборе управляющей компании или негосударственного пенсионного фонда, будущий пенсионер также выбирает и инвестиционный портфель, то есть виды активов, в которые будут инвестированы его средства. От такого выбора напрямую зависит доходность вложений, и, следовательно, будущий размер пенсии.

Чтобы стать активным участником пенсионных отношений и делать выбор управляющей компании или пенсионного фонда, человек должен понимать свои права и обязанности, а также понимать, что происходит с деньгами, когда они передаются Пенсионным фондом России в

                                                     35

выбранную управляющую компанию или НПФ. И, кроме того, человек должен обладать всей полнотой информации о существующих управляющих компаниях, пенсионных фондах, о степени доходности и надежности определенных видов активов, в которые могут быть инвестированы средства накопительной части.

Информация о работе Современное пенсионное обеспечение в Российской Федерации