Современное пенсионное обеспечение в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 06:49, дипломная работа

Описание работы

Целью данного исследования является подробное изучение результатов проведенной реформы пенсионного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с поставленной целью в работе обозначены следующие задачи: проследить развитие пенсионной системы России в историческом разрезе, рассмотреть особенности современного пенсионного законодательства в свете проведенной реформы 2002 – 2010 гг.,выявить основные проблемы реализации пенсионной реформы РФ в настоящее время, а так же предложить способы их решения

Содержание работы

Введение
Глава 1.Современное Пенсионное обеспечение в
Российской Федерации 6
1.1.Реформа пенсионного обеспечения РФ 6-11
1.2. Основные понятия и система современного
пенсионного законодательства РФ 12-14
1.3.Особенности назначения, перерасчета и расчета
трудовой пенсии РФ 15-22
Глава 2.Проблемы реализации пенсионной реформы
в юридической практике: региональный аспект
(Сыктывдинский район, Республика Коми) 23
2.1.Проблема реализации пенсионного законодательства 24-31
2.2.Проблема взаимодействия органов ПФР с
органами государственной власти, а так же
со страхователями-работодателями 32-38
Глава 3. Эволюция пенсионной системы: тенденции
и перспективы развития в условиях социально
ориентированной рыночной экономики 39-56

Заключение 57-61
Список использованных источников 62-63

Файлы: 1 файл

5fan_ru_Современное пенсионное обеспечение в Российской Федерации.doc

— 244.50 Кб (Скачать файл)

В настоящее время лишь очень незначительная часть населения обладает необходимыми знаниями для реализации предоставленных им прав. Пока основная часть будущих пенсионеров вообще слабо представляет, в чем состоит суть пенсионной реформы, не говоря уже о том, чтобы разобраться в тонкостях инвестирования в различные активы.

Так если, по данным ВЦИОМ, 72% россиян знают о том, что в России проводится пенсионная реформа, то лишь 25% - о возможности выбрать управляющую компанию для вложения накопительной части пенсии. По данным исследования РОМИР, 66,5% на данный момент еще не определили, каким образом они распорядятся персональными счетами пенсионных накоплений. Среди россиян, которые уже приняли какое-либо решение, чуть более четверти собираются оставить свои пенсионные накопления в управлении Пенсионного фонда России, а

5,2% респондентов определились передать  управление накопительной частью  своей пенсии профессиональной  управляющей компании. Опрос респондентов, не собирающихся передавать пенсионные  накопления в управляющие компании, показал, что среди основных причин такого решения – недостаточное информирование о пенсионной реформе (34,8%) и недостаток данных об управляющих компаниях (23,5%).

Отсутствие информации о ходе пенсионной реформы приводит к тому, что граждане не предпринимают никаких действий, что только усиливает монопольное положение государственной управляющей компании. Помимо наличия большого числа «молчунов»49, возможно негативное последствие недооценивания информационно-

                                                  36

разъяснительной работы с населением при проведении пенсионной реформы. При недостаточной информированности определенная часть населения делает выбор, руководствуясь традицией, а не рациональным подходом. Как итог этого – возрастание напряженной социальной обстановки в обществе, общее недовольство пенсионной реформой и ее проводником – государством.

Что касается информационно-разъяснительной работы в Республике Коми, то она заключается в ежемесячной публикации новостей ПФР в местных и региональных изданиях (республиканские газеты, районные газеты (в частности «Наша жизнь» (Сыктывдинский район), а так же разъяснений аспектов деятельности Пенсионного фонда РФ начальниками Управлений и Отделения ПФР в Республике в рамках официальных встреч с населением представителей органов государственной власти. Кроме того, работа ведется в консультационных пунктах поселений. Таким образом, органы пенсионного фонда формально подходят к разъяснению пенсионных вопросов населению, что приводит к обратному эффекту и снижению уровня доверия граждан.

Если говорить об информационно-разъяснительной работе, то проведение её важно на самых разных уровнях, а именно:

Распространение информации для широких слоев населения России о процессе реформирования пенсионной системы

Разъяснение о новых элементах и механизмах системы

Информирование населения о том, как воспользоваться новыми элементами пенсионной системы

Разработка и распространение информационных материалов с учетом региональной и этнической специфики: что включает в себя учет не только родного языка пенсионеров, но и их уровень образованности, а так же возможность доставки данного материала на дом

 

                                                   37

Задействование возможностей структур государственной власти и общественных организаций, лидеров общественного мнения для информирования целевых аудиторий. При этом необходима обоюдная инициатива данных структур.

Разработку информационной кампании необходимо вести с учетом целевой аудитории, на которую она будет ориентирована.

Характеризуя целевые аудитории, можно отметить, что широкие слои россиян не имеют большого интереса к теме пенсионной реформы. Для многих, особенно активной работающей части населения, эта тема далека от повседневных проблем, а потому у людей нет достаточных мотиваций по отношению к происходящим в системе пенсионного обеспечения переменам. Данное обстоятельство приводит, с одной стороны, к тому, что эта тема не столь пристально освещается в СМИ, а с другой, - в массовом сознании циркулируют некоторые мифы и представления, далекие от реалий нового пенсионного

законодательства. Таким образом, для донесения информации о ходе пенсионной реформы и ее широкого обсуждения необходимо взаимодействовать с целевыми группами, которые впоследствии станут трансляторами идей в более широкие целевые аудитории. В рамках информационной кампании целевые аудитории нужно подразделять на две основные категории – конечные и аудитории-трансляторы51.

Целевые аудитории-трансляторы с точки зрения задач информационной кампании являются и объектом работы по формированию позитивного, заинтересованного отношения к проблемам пенсионной реформы, и каналом, с помощью которого информация о реформе будет доводиться до конечного потребителя. Успешное осуществление направленной на эти группы информационно-разъяснительной работы позволит использовать их для усиления воздействия в целях обеспечения поддержки пенсионной реформы на те слои населения и общественные институты, для которых они являются социальными авторитетами.

                                                   38

Таким образом, Проблема взаимодействия органов ПФР с иными органами власти и страхователями может быть решена с помощью создания унифицированной системы погашения задолженности, выраженной в более упрощенной форме. В данном случае идеальным решением было бы, например, создание платежных терминалов для данных целей. А так же необходима грамотная информационно-разъяснительная работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                       39

Глава 3 Эволюция пенсионной системы: тенденции и перспективы развития в условиях социально ориентированной рыночной экономики.

 

Переход от государственного социализма к смешанной, многоукладной экономике в России потребовал глубоких реформ не только в экономике, но также в области социальной политики в соответствии с

новыми принципами формирования социально ориентированной рыночной экономики, сформулированными в новой Конституции

 Российской Федерации (1993 г.), Президентом и Правительством России. 
Конституция провозгласила Российскую Федерацию демократическим, правовым и социальным государством. Это означает, что социальные права граждан являются наивысшей ценностью в нашем государстве, и оно обязано защищать эти права. 
Пенсионный фонд России (ПФР) образован постановлением Верховного Совета страны от 02.12.1990 N 2122-1 в целях государственного управления финансовыми средствами пенсионного обеспечения. 
Впервые объединение основных функций по пенсионному обеспечению (сбор, аккумуляция страховых взносов, финансирование расходов на выплату государственных пенсий, назначение, перерасчет, выплата пенсий) произошло в 1992 г. в Московской области на базе регионального Отделения ПФР в соответствии с постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 06.07.1992 N 3209-1 "О создании в порядке эксперимента единой пенсионной службы в Московской области". 
В целях перехода к работе в новых условиях между главами районных (городских) администраций Московской области и управляющим Отделением ПФР по Московской области были заключены Договоры о взаимодействии и сотрудничестве по социальным вопросам на период эксперимента.

 

                                               40

 Создание пенсионных отделов  в структуре Отделения ПФР  по Московской области было  осуществлено в течение октября - ноября 1992 г. Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 11.05.1993 N 4901-1 "О ходе выполнения постановления Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 6 июля 1992 года "О создании в порядке эксперимента единой пенсионной службы в Московской области" итоги этого эксперимента были подведены, одобрены и в результате поставлен вопрос о создании рабочей группы на уровне Верховного Совета Российской Федерации по подготовке предложений об организации в Российской Федерации единой федеральной службы пенсионного обеспечения. 
В дальнейшем опыт Московской области получил свое развитие. В некоторых субъектах РФ органы государственной власти в инициативном порядке, но уже не в форме эксперимента, а на постоянной основе стали передавать функции по назначению и выплате пенсий ПФР. Осуществлялась эта передача путем заключения соответствующих соглашений между администрацией субъекта РФ и ПФР. 
К сентябрю 2000 г. единые пенсионные службы действовали в 22 субъектах РФ. 
В 2000 г. был принят Указ Президента Российской Федерации от 27.09.2000 N 1709 "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации", которым было предусмотрено закрепить за ПФР и его территориальными органами полномочия по выплате государственных пенсий и рекомендовано органам исполнительной власти субъектов РФ в течение 2001 г. заключить с ПФР соглашения о передаче территориальным органам ПФР полномочий по назначению и выплате

                                                    

 

                                                  41

 государственных пенсий, материально-технической базы, обеспечивающей реализацию указанных полномочий, а также переводе лиц, занимающихся вопросами назначения и выплаты государственных пенсий, на работу в территориальные органы ПФР. 
В целях проведения организационных мероприятий в переходный период (2001 г.) ПФР разработаны: 
проект типового соглашения, являющегося базовым документом по координации деятельности отделений ПФР в переходный период; 
план действий по передаче полномочий по назначению и выплате государственных пенсий от органов социальной защиты населения; 
рекомендации по формированию организационной структуры Отделения ПФР и его органов; 
типовые положения о территориальных органах ПФР; 
нормативы численности специалистов, занятых назначением, выплатой пенсий и оценкой пенсионных прав застрахованных лиц; 
нормативы оснащения органов ПФР средствами вычислительной и организационной техники; 
методические рекомендации по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности по выплате пенсий, по вопросам перевода работников региональных органов социальной защиты населения в систему ПФР и другие документы. 
По состоянию на 01.07.2001 во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 27.09.2000 N 1709 ПФР заключил соглашения о передаче полномочий по назначению и выплате государственных пенсий с 60 субъектами РФ. Было образовано 930 учреждений со статусом юридического лица, в том числе: 856 управлений ПФР, 71 отдел ПФР и 3 Центра по выплате пенсий, в которых обслуживалось свыше 14,6 млн пенсионеров. Всего к концу 2001 г. органы исполнительной власти 81 субъекта РФ подписали соглашения в

 

                                                       42

соответствии с данным Указом. 
С принятием Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" было предусмотрено, что обязательное пенсионное страхование осуществляется страховщиком, которым является ПФР. 
Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы стали составлять единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации. 
В частности, за ПФР закреплены функции, в соответствии с которыми его органы обязаны назначать (пересчитывать) и своевременно выплачивать обязательное страховое обеспечение (трудовые пенсии) на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета, а также предусмотренные законодательством Российской Федерации другие виды пенсий, социальные пособия на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти. 
Состояние действующей системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации (далее - пенсионная система) представляло собой одну из острейших социально-экономических проблем в период перехода к рыночным отношениям. 
Социальная значимость пенсионного обеспечения определялась тем, что оно затрагивало жизненно важные интересы почти 37 млн человек - получающих пенсию по старости, инвалидов и членов семей, потерявших кормильца. 
Можно выделить основные тенденции, с учетом которых должна осуществляться пенсионная реформа: 
- Интеграция Российской Федерации в мировую систему хозяйства и переход к рыночной экономике. 
- Неблагоприятное соотношение численности плательщиков взносов и

                                                       43

пенсионеров. 
- Усиление процесса старения населения. 
- Снижение доли занятых вообще и занятых по найму, в частности, в общей численности трудоспособного населения. 
Важнейшей тенденцией развития пенсионной реформы является

интеграция Российской Федерации в мировую систему хозяйства и переход к рыночной экономике, характеризуемой свободным перемещением товаров, услуг, рабочей силы и капитала, а также конкуренцией не только на внешнем, но и на внутреннем рынке. Пенсионная реформа на первом этапе должна проводиться с учетом пропорций, сложившихся в распределении валового внутреннего продукта, соотношения среднего уровня трудовых пенсий со средней заработной платой. Это не означает, что указанные пропорции и соотношения не будут меняться. 
Все это требует создания условий для обеспечения конкурентоспособности российских товаропроизводителей, в том числе реорганизации пенсионной системы таким образом, чтобы снизить издержки производства. 
Неблагоприятное соотношение численности плательщиков взносов на пенсионное обеспечение и пенсионеров обусловливалось рядом особенностей российской пенсионной системы. 
Среди таких особенностей можно назвать: 
относительно низкий пенсионный возраст; 
высокую долю пенсионеров-льготников; 
возможность получения пенсии при продолжении трудовой деятельности после достижения пенсионного возраста; 
приток пенсионеров из республик бывшего СССР. 
В результате этого соотношение экономически активного населения и пенсионеров составило 1,8 к 1, в то время как в странах с рыночной экономикой данное соотношение составляет 2,2-2,4 к 1. Переход к

                                                   44

рыночным отношениям все больше и больше вскрывал недостатки, свойственные самой пенсионной системе, и без устранения которых невозможно было ее устойчивое развитие и повышение уровня

пенсионного обеспечения в будущем. 
Другая тенденция заключается в усилении процесса старения населения. По данным микропереписи 1994 г. за последние 5 лет на 2 пункта увеличился удельный вес лиц старше трудоспособного возраста (это соответствует темпу прироста населения за 1979-1989 гг.). В этих условиях в целях снижения экономической нагрузки на трудоспособное население необходимо было более четко определить круг лиц, нуждающихся в государственных гарантиях по пенсионному обеспечению. 
Следующей важной тенденцией являлось снижение доли занятых вообще и занятых по найму, в частности, в общей численности трудоспособного населения, что обусловливало необходимость изменения форм пенсионного обеспечения и более тесной увязки уровня пенсий различных категорий пенсионеров с их вкладом в финансирование пенсионной системы или прошлым трудовым вкладом. 
Наконец, невозможность в рамках пенсионного законодательства одновременно обеспечить повышение минимального уровня пенсионного обеспечения и социально справедливую дифференциацию пенсий в зависимости от прошлого трудового вклада требовала перехода к новому порядку исчисления размеров пенсий, который позволил бы решать эти проблемы. 
Следовательно, основными целями пенсионной реформы являются: 
первая цель- реализация гарантированного Конституцией Российской Федерации права граждан на пенсионное обеспечение в старости, в случае инвалидности, при потере кормильца и в иных установленных законом случаях; 
вторая цель- обеспечение финансовой стабильности пенсионной

Информация о работе Современное пенсионное обеспечение в Российской Федерации