Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 06:49, дипломная работа
Целью данного исследования является подробное изучение результатов проведенной реформы пенсионного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с поставленной целью в работе обозначены следующие задачи: проследить развитие пенсионной системы России в историческом разрезе, рассмотреть особенности современного пенсионного законодательства в свете проведенной реформы 2002 – 2010 гг.,выявить основные проблемы реализации пенсионной реформы РФ в настоящее время, а так же предложить способы их решения
Введение
Глава 1.Современное Пенсионное обеспечение в
Российской Федерации 6
1.1.Реформа пенсионного обеспечения РФ 6-11
1.2. Основные понятия и система современного
пенсионного законодательства РФ 12-14
1.3.Особенности назначения, перерасчета и расчета
трудовой пенсии РФ 15-22
Глава 2.Проблемы реализации пенсионной реформы
в юридической практике: региональный аспект
(Сыктывдинский район, Республика Коми) 23
2.1.Проблема реализации пенсионного законодательства 24-31
2.2.Проблема взаимодействия органов ПФР с
органами государственной власти, а так же
со страхователями-работодателями 32-38
Глава 3. Эволюция пенсионной системы: тенденции
и перспективы развития в условиях социально
ориентированной рыночной экономики 39-56
Заключение 57-61
Список использованных источников 62-63
В настоящее время лишь очень незначительная часть населения обладает необходимыми знаниями для реализации предоставленных им прав. Пока основная часть будущих пенсионеров вообще слабо представляет, в чем состоит суть пенсионной реформы, не говоря уже о том, чтобы разобраться в тонкостях инвестирования в различные активы.
Так если, по данным ВЦИОМ, 72% россиян знают о том, что в России проводится пенсионная реформа, то лишь 25% - о возможности выбрать управляющую компанию для вложения накопительной части пенсии. По данным исследования РОМИР, 66,5% на данный момент еще не определили, каким образом они распорядятся персональными счетами пенсионных накоплений. Среди россиян, которые уже приняли какое-либо решение, чуть более четверти собираются оставить свои пенсионные накопления в управлении Пенсионного фонда России, а
5,2% респондентов определились
Отсутствие информации о ходе пенсионной реформы приводит к тому, что граждане не предпринимают никаких действий, что только усиливает монопольное положение государственной управляющей компании. Помимо наличия большого числа «молчунов»49, возможно негативное последствие недооценивания информационно-
разъяснительной работы с населением при проведении пенсионной реформы. При недостаточной информированности определенная часть населения делает выбор, руководствуясь традицией, а не рациональным подходом. Как итог этого – возрастание напряженной социальной обстановки в обществе, общее недовольство пенсионной реформой и ее проводником – государством.
Что касается информационно-разъяснительной работы в Республике Коми, то она заключается в ежемесячной публикации новостей ПФР в местных и региональных изданиях (республиканские газеты, районные газеты (в частности «Наша жизнь» (Сыктывдинский район), а так же разъяснений аспектов деятельности Пенсионного фонда РФ начальниками Управлений и Отделения ПФР в Республике в рамках официальных встреч с населением представителей органов государственной власти. Кроме того, работа ведется в консультационных пунктах поселений. Таким образом, органы пенсионного фонда формально подходят к разъяснению пенсионных вопросов населению, что приводит к обратному эффекту и снижению уровня доверия граждан.
Если говорить об информационно-разъяснительной работе, то проведение её важно на самых разных уровнях, а именно:
Распространение информации для широких слоев населения России о процессе реформирования пенсионной системы
Разъяснение о новых элементах и механизмах системы
Информирование населения о том, как воспользоваться новыми элементами пенсионной системы
Разработка и распространение информационных материалов с учетом региональной и этнической специфики: что включает в себя учет не только родного языка пенсионеров, но и их уровень образованности, а так же возможность доставки данного материала на дом
Задействование возможностей структур государственной власти и общественных организаций, лидеров общественного мнения для информирования целевых аудиторий. При этом необходима обоюдная инициатива данных структур.
Разработку информационной кампании необходимо вести с учетом целевой аудитории, на которую она будет ориентирована.
Характеризуя целевые аудитории, можно отметить, что широкие слои россиян не имеют большого интереса к теме пенсионной реформы. Для многих, особенно активной работающей части населения, эта тема далека от повседневных проблем, а потому у людей нет достаточных мотиваций по отношению к происходящим в системе пенсионного обеспечения переменам. Данное обстоятельство приводит, с одной стороны, к тому, что эта тема не столь пристально освещается в СМИ, а с другой, - в массовом сознании циркулируют некоторые мифы и представления, далекие от реалий нового пенсионного
законодательства. Таким образом, для донесения информации о ходе пенсионной реформы и ее широкого обсуждения необходимо взаимодействовать с целевыми группами, которые впоследствии станут трансляторами идей в более широкие целевые аудитории. В рамках информационной кампании целевые аудитории нужно подразделять на две основные категории – конечные и аудитории-трансляторы51.
Целевые аудитории-трансляторы с точки зрения задач информационной кампании являются и объектом работы по формированию позитивного, заинтересованного отношения к проблемам пенсионной реформы, и каналом, с помощью которого информация о реформе будет доводиться до конечного потребителя. Успешное осуществление направленной на эти группы информационно-разъяснительной работы позволит использовать их для усиления воздействия в целях обеспечения поддержки пенсионной реформы на те слои населения и общественные институты, для которых они являются социальными авторитетами.
Таким образом, Проблема взаимодействия органов ПФР с иными органами власти и страхователями может быть решена с помощью создания унифицированной системы погашения задолженности, выраженной в более упрощенной форме. В данном случае идеальным решением было бы, например, создание платежных терминалов для данных целей. А так же необходима грамотная информационно-разъяснительная работа.
Глава 3 Эволюция пенсионной системы: тенденции и перспективы развития в условиях социально ориентированной рыночной экономики.
Переход от государственного социализма к смешанной, многоукладной экономике в России потребовал глубоких реформ не только в экономике, но также в области социальной политики в соответствии с
новыми принципами формирования социально ориентированной рыночной экономики, сформулированными в новой Конституции
Российской Федерации (1993 г.), Президентом
и Правительством России.
Конституция провозгласила Российскую
Федерацию демократическим, правовым
и социальным государством. Это означает,
что социальные права граждан являются
наивысшей ценностью в нашем государстве,
и оно обязано защищать эти права.
Пенсионный фонд России (ПФР) образован
постановлением Верховного Совета страны
от 02.12.1990 N 2122-1 в целях государственного
управления финансовыми средствами пенсионного
обеспечения.
Впервые объединение основных функций
по пенсионному обеспечению (сбор, аккумуляция
страховых взносов, финансирование расходов
на выплату государственных пенсий, назначение,
перерасчет, выплата пенсий) произошло
в 1992 г. в Московской области на базе регионального
Отделения ПФР в соответствии с постановлением
Президиума Верховного Совета Российской
Федерации от 06.07.1992 N 3209-1 "О создании
в порядке эксперимента единой пенсионной
службы в Московской области".
В целях перехода к работе в новых условиях
между главами районных (городских) администраций
Московской области и управляющим Отделением
ПФР по Московской области были заключены
Договоры о взаимодействии и сотрудничестве
по социальным вопросам на период эксперимента.
Создание пенсионных отделов
в структуре Отделения ПФР
по Московской области было
осуществлено в течение октября
- ноября 1992 г. Постановлением Верховного Совета Российской
Федерации от 11.05.1993 N 4901-1 "О ходе выполнения
постановления Президиума Верховного
Совета Российской Федерации от 6 июля
1992 года "О создании в порядке эксперимента
единой пенсионной службы в Московской
области" итоги этого эксперимента
были подведены, одобрены и в результате
поставлен вопрос о создании рабочей группы
на уровне Верховного Совета Российской
Федерации по подготовке предложений
об организации в Российской Федерации
единой федеральной службы пенсионного
обеспечения.
В дальнейшем опыт Московской области
получил свое развитие. В некоторых субъектах
РФ органы государственной власти в инициативном
порядке, но уже не в форме эксперимента,
а на постоянной основе стали передавать
функции по назначению и выплате пенсий
ПФР. Осуществлялась эта передача путем
заключения соответствующих соглашений
между администрацией субъекта РФ и ПФР.
К сентябрю 2000 г. единые пенсионные службы
действовали в 22 субъектах РФ.
В 2000 г. был принят Указ Президента Российской
Федерации от 27.09.2000 N 1709 "О мерах по совершенствованию
управления государственным пенсионным
обеспечением в Российской Федерации",
которым было предусмотрено закрепить
за ПФР и его территориальными органами
полномочия по выплате государственных
пенсий и рекомендовано органам исполнительной
власти субъектов РФ в течение 2001 г. заключить
с ПФР соглашения о передаче территориальным
органам ПФР полномочий по назначению
и выплате
государственных пенсий, материально-технической
базы, обеспечивающей реализацию указанных
полномочий, а также переводе лиц, занимающихся
вопросами назначения и выплаты государственных
пенсий, на работу в территориальные органы
ПФР.
В целях проведения организационных мероприятий
в переходный период (2001 г.) ПФР разработаны:
проект типового соглашения, являющегося
базовым документом по координации деятельности
отделений ПФР в переходный период;
план действий по передаче полномочий
по назначению и выплате государственных
пенсий от органов социальной защиты населения;
рекомендации по формированию организационной
структуры Отделения ПФР и его органов;
типовые положения о территориальных
органах ПФР;
нормативы численности специалистов,
занятых назначением, выплатой пенсий
и оценкой пенсионных прав застрахованных
лиц;
нормативы оснащения органов ПФР средствами
вычислительной и организационной техники;
методические рекомендации по ведению
бухгалтерского учета и составлению отчетности
по выплате пенсий, по вопросам перевода
работников региональных органов социальной
защиты населения в систему ПФР и другие
документы.
По состоянию на 01.07.2001 во исполнение Указа
Президента Российской Федерации от 27.09.2000
N 1709 ПФР заключил соглашения о передаче
полномочий по назначению и выплате государственных
пенсий с 60 субъектами РФ. Было образовано
930 учреждений со статусом юридического
лица, в том числе: 856 управлений ПФР, 71
отдел ПФР и 3 Центра по выплате пенсий,
в которых обслуживалось свыше 14,6 млн
пенсионеров. Всего к концу 2001 г. органы
исполнительной власти 81 субъекта РФ подписали
соглашения в
соответствии с данным Указом.
С принятием Федерального закона от 15.12.2001
N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном
страховании в Российской Федерации"
было предусмотрено, что обязательное пенсионное страхование
осуществляется страховщиком, которым
является ПФР.
Пенсионный фонд Российской Федерации
и его территориальные органы стали составлять
единую централизованную систему органов
управления средствами обязательного
пенсионного страхования в Российской
Федерации.
В частности, за ПФР закреплены функции,
в соответствии с которыми его органы
обязаны назначать (пересчитывать) и своевременно
выплачивать обязательное страховое обеспечение
(трудовые пенсии) на основе данных индивидуального
(персонифицированного) учета, а также
предусмотренные законодательством Российской
Федерации другие виды пенсий, социальные
пособия на погребение умерших пенсионеров,
не работавших на день смерти.
Состояние действующей системы пенсионного
обеспечения в Российской Федерации (далее
- пенсионная система) представляло собой
одну из острейших социально-экономических
проблем в период перехода к рыночным
отношениям.
Социальная значимость пенсионного обеспечения
определялась тем, что оно затрагивало
жизненно важные интересы почти 37 млн
человек - получающих пенсию по старости,
инвалидов и членов семей, потерявших
кормильца.
Можно выделить основные тенденции, с
учетом которых должна осуществляться
пенсионная реформа:
- Интеграция Российской Федерации в мировую
систему хозяйства и переход к рыночной
экономике.
- Неблагоприятное соотношение численности
плательщиков взносов и
пенсионеров.
- Усиление процесса старения населения.
- Снижение доли занятых вообще и занятых по найму, в частности,
в общей численности трудоспособного
населения.
Важнейшей тенденцией развития пенсионной
реформы является
интеграция Российской Федерации в мировую
систему хозяйства и переход к рыночной
экономике, характеризуемой свободным перемещением товаров, услуг,
рабочей силы и капитала, а также конкуренцией
не только на внешнем, но и на внутреннем
рынке. Пенсионная реформа на первом этапе
должна проводиться с учетом пропорций,
сложившихся в распределении валового
внутреннего продукта, соотношения среднего
уровня трудовых пенсий со средней заработной
платой. Это не означает, что указанные
пропорции и соотношения не будут меняться.
Все это требует создания условий для
обеспечения конкурентоспособности российских
товаропроизводителей, в том числе реорганизации
пенсионной системы таким образом, чтобы
снизить издержки производства.
Неблагоприятное соотношение численности
плательщиков взносов на пенсионное обеспечение
и пенсионеров обусловливалось рядом
особенностей российской пенсионной системы.
Среди таких особенностей можно назвать:
относительно низкий пенсионный возраст;
высокую долю пенсионеров-льготников;
возможность получения пенсии при продолжении
трудовой деятельности после достижения
пенсионного возраста;
приток пенсионеров из республик бывшего
СССР.
В результате этого соотношение экономически
активного населения и пенсионеров составило
1,8 к 1, в то время как в странах с рыночной
экономикой данное соотношение составляет
2,2-2,4 к 1. Переход к
44
рыночным отношениям все больше и больше вскрывал недостатки, свойственные самой пенсионной системе, и без устранения которых невозможно было ее устойчивое развитие и повышение уровня
пенсионного обеспечения в будущем.
Другая тенденция заключается в усилении процесса
старения населения. По данным микропереписи
1994 г. за последние 5 лет на 2 пункта увеличился
удельный вес лиц старше трудоспособного
возраста (это соответствует темпу прироста
населения за 1979-1989 гг.). В этих условиях
в целях снижения экономической нагрузки
на трудоспособное население необходимо
было более четко определить круг лиц,
нуждающихся в государственных гарантиях
по пенсионному обеспечению.
Следующей важной тенденцией являлось
снижение доли занятых вообще и занятых
по найму, в частности, в общей численности
трудоспособного населения, что обусловливало
необходимость изменения форм пенсионного
обеспечения и более тесной увязки уровня
пенсий различных категорий пенсионеров
с их вкладом в финансирование пенсионной
системы или прошлым трудовым вкладом.
Наконец, невозможность в рамках пенсионного
законодательства одновременно обеспечить
повышение минимального уровня пенсионного
обеспечения и социально справедливую
дифференциацию пенсий в зависимости
от прошлого трудового вклада требовала
перехода к новому порядку исчисления
размеров пенсий, который позволил бы
решать эти проблемы.
Следовательно, основными целями пенсионной
реформы являются:
первая цель- реализация гарантированного
Конституцией Российской Федерации права
граждан на пенсионное обеспечение в старости,
в случае инвалидности, при потере кормильца
и в иных установленных законом случаях;
вторая цель- обеспечение финансовой стабильности
пенсионной
Информация о работе Современное пенсионное обеспечение в Российской Федерации