Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 06:49, дипломная работа
Целью данного исследования является подробное изучение результатов проведенной реформы пенсионного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с поставленной целью в работе обозначены следующие задачи: проследить развитие пенсионной системы России в историческом разрезе, рассмотреть особенности современного пенсионного законодательства в свете проведенной реформы 2002 – 2010 гг.,выявить основные проблемы реализации пенсионной реформы РФ в настоящее время, а так же предложить способы их решения
Введение
Глава 1.Современное Пенсионное обеспечение в
Российской Федерации 6
1.1.Реформа пенсионного обеспечения РФ 6-11
1.2. Основные понятия и система современного
пенсионного законодательства РФ 12-14
1.3.Особенности назначения, перерасчета и расчета
трудовой пенсии РФ 15-22
Глава 2.Проблемы реализации пенсионной реформы
в юридической практике: региональный аспект
(Сыктывдинский район, Республика Коми) 23
2.1.Проблема реализации пенсионного законодательства 24-31
2.2.Проблема взаимодействия органов ПФР с
органами государственной власти, а так же
со страхователями-работодателями 32-38
Глава 3. Эволюция пенсионной системы: тенденции
и перспективы развития в условиях социально
ориентированной рыночной экономики 39-56
Заключение 57-61
Список использованных источников 62-63
ему страховой части трудовой пенсии
по старости (полностью или в определенной им части) не менее
чем в течение 12 полных месяцев со дня
ее назначения или предыдущего перерасчета.
В таком случае по заявлению пенсионера
производится перерасчет страховой части
трудовой пенсии по старости. При этом
не полученные пенсионером за указанный
период суммы страховой части трудовой
пенсии по старости подлежат зачислению
на его индивидуальный лицевой счет.
Лицам, осуществлявшим трудовую деятельность
после назначения накопительной части
трудовой пенсии по старости, один раз
в три года производится перерасчет размера
указанной части трудовой пенсии с учетом
дополнительных пенсионных накоплений,
отраженных в
специальной части индивидуального лицевого
счета, за период, истекший со дня назначения
названной части трудовой пенсии либо со дня последнего перерасчета размера
ее накопительной части. Накопительная
часть трудовой пенсии устанавливается
в зависимости от суммы страховых взносов,
поступивших за застрахованное лицо на
финансирование данной части пенсии, и
инвестиционного дохода.
Основные законодательные акты, регулирующие
механизм реализации права на трудовые
пенсии, представлены в табл. 5.
Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ предусматривает
сохранение права на досрочное установление
трудовых пенсий в связи с особыми условиями
труда, т.е. до достижения общеустановленного
пенсионного возраста (60 лет - мужчины,
55 лет - женщины). Статья 27 данного Федерального
закона устанавливает 15 категорий работников,
имеющих указанное право. При этом право
на досрочное назначение трудовой пенсии
по старости сохранено только за теми,
кто на 1 января 2003 г. отработал не менее
половины требуемого специального стажа.
Лицам, которые отработали меньше этого
срока, пенсии будут устанавливаться по
правилам обязательной профессиональной
системы, образованной согласно нормам
соответствующего федерального закона.
В настоящее время заинтересованными
министерствами и ведомствами проводится
работа по доработке и согласованию проектов
поправок к проектам Федеральных законов
"Об обязательных профессиональных
пенсионных системах в Российской Федерации"
и "О страховом взносе на финансирование
обязательных профессиональных пенсионных
систем" в целях их представления в
Правительство РФ для направления в Государственную
Думу Федерального Собрания РФ для рассмотрения
во втором чтении.
Проект Федерального закона "Об обязательных
профессиональных пенсионных системах
в Российской Федерации" является составной
частью пакета нормативных правовых
актов по реализации пенсионной реформы в России
и направлен на урегулирование отношений,
связанных с реализацией права работников
на льготную пенсию.
Указанный законопроект предусматривает
создание профессиональных пенсионных
систем, в рамках которых будут формироваться
пенсионные права работников, занятых
на рабочих местах с неблагоприятными
условиями труда. Финансирование данных
систем предполагается обеспечить за
счет уплаты работодателем дополнительных
обязательных страховых взносов в ПФР
по тарифу, определяемому законопроектом
"О страховом взносе на финансирование
обязательных профессиональных пенсионных
систем", либо пенсионных взносов в
уполномоченные негосударственные пенсионные
фонды.
Законопроект "О страховом взносе на
финансирование обязательных профессиональных
пенсионных систем" устанавливает обязательный
к уплате платеж - страховой взнос на финансирование
профессиональных пенсионных систем,
созданных с участием ПФР и НПФ. Данный
платеж призван обеспечить мобилизацию
средств для реализации прав работников,
занятых на рабочих местах с особыми условиями
труда, на выплаты из профессиональных
пенсионных систем в соответствии с
проектом Федерального закона "Об
обязательных профессиональных пенсионных
системах в Российской Федерации".
Пенсии по государственному пенсионному
обеспечению могут быть различных видов
в зависимости от категории граждан, которым
они назначаются. Федеральным законом
от 15.12.2001 N 166-ФЗ предусматривается установление
социальных пенсий. Фактически социальная
пенсия представляет собой социальное
пособие, основная цель которого - предоставить
минимальный источник к существованию
гражданину, не заработавшему право на
получение трудовой пенсии.
Данный Федеральный закон закрепляет
право некоторых категорий граждан на получение
двух пенсий. Например, такое право имеют
участники Великой Отечественной войны,
которым может устанавливаться пенсия
по инвалидности, предусмотренная Федеральным
законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ, и трудовая пенсия
по старости в соответствии с Федеральным
законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ. Заметим, что первый
указанный закон не охватывает все возможные
случаи государственного пенсионного
обеспечения. Пенсионное обеспечение
отдельных категорий граждан, осуществляемое
за счет средств федерального бюджета,
может регулироваться другими законодательными
актами.
К лицам, имеющим необходимые для назначения
ежемесячного материального обеспечения
награды и звания, относятся:
Герои Советского Союза;
Герои Российской Федерации;
Герои Социалистического Труда;
граждане, награжденные орденом Святого
апостола Андрея Первозванного;
граждане, награжденные орденом Ленина;
чемпионы Олимпийских игр;
лауреаты государственных премий и др.
При определении суммы
дополнительного материального обеспечения
применяется размер базовой части трудовой
пенсии по старости. При этом данная сумма
зависит от конкретной награды (звания).
Например, Героям Советского Союза дополнительное
материальное обеспечение назначается в размере 415% названной
части трудовой пенсии по старости.
В связи с празднованием 60-летия Победы
в Великой Отечественной войне Президентом
Российской Федерации был подписан Указ
от
30.03.2005 N 363 "О мерах по улучшению
материального положения некоторых категорий граждан
Российской Федерации в связи с 60-летием
Победы в Великой Отечественной войне
1941-1945 годов". В соответствии с этим
Указом право на дополнительное ежемесячное
материальное обеспечение в размере от
500 до 1 000 руб. получали такие категории
граждан России, как инвалиды и участники
Великой Отечественной войны, вдовы военнослужащих,
погибших в годы войны с Финляндией, Великой
Отечественной войне, войне с Японией,
и вдовы умерших инвалидов Великой Отечественной
войны, бывшие несовершеннолетние и совершеннолетние
узники нацистских концлагерей и "блокадники"
Ленинграда.
Как показывает время, прошедшее с начала
пенсионной реформы, ее стратегия выбрана
правильно, и развитие пенсионной системы
Российской Федерации осуществляется
в верном направлении.
Заключение
Пенсионное регулирование касается одной из наименее социально защищённых групп – престарелых граждан, тем или иным образом влияет на жизнь каждого члена общества.
Его становление должно проходить в соответствии с основными принципами гуманизма. Правовая основа пенсионного регулирования должна быть создана государством с особой тщательностью, ибо цена неудачи очень высока. От эффективности системы пенсионного обеспечения зависит моральное состояние всего общества.
При всей важности морального аспекта стоит отметить, что и экономическое состояние общества зависит от эффективности функционирования системы пенсионного обеспечения. Вопросы пенсионной реформы затрагивают финансы предприятий и организаций, доходы населения, бюджетную сферу, инвестиционные процессы. В настоящее время реформирование пенсионной системы
может и должно стать неотъемлемым звеном реформы всей экономики и финансов России.
В нашей работе мы рассмотрели формирование пенсионного законодательства. Процесс его становления и дальнейшего реформирования можно разделить на следующие этапы:
С 1927г. – 1990 г. – социалистический. Особенностью данного периода является то, что аккумуляция средств на пенсионное обеспечение происходила в бюджете социального страхования.
1990 г. – переходный. Особенностью
данного периода явилось
1990г. – 2002г. – адаптивный. Развитие
пенсионной системы как
2002г. – настоящее время –
пенсионная реформа. Особенностями
данного периода являются: Установление
трехуровневой системы
При этом на современном этапе реформы пенсионное законодательство и пенсионная система в целом – это вертикальная система государственного фонда, а так же негосударственных фондов, регулируемая посредством следующих нормативно-правовых актов: Конституция РФ, Федеральные законы №173 -ФЗ и т.д.
Данные нормы регулируют как форму пенсионного обеспечения, так и его содержание: назначение, перерасчет, а так же выплату различных
видов пенсий и иных денежных выплат (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца).
Важно отметить, что в ходе реформы пенсионного законодательства выявился ряд юридических пробелов, что на практике привело к усложнению функционирования пенсионной системы.
В целом основной причиной этих проблем являются перегруженность системы пенсионных норм, которые ведут к сбоям в реализации пенсионного законодательства. В своем многообразии их можно разделить на две группы:
Проблема реализации пенсионного законодательства. Чаще всего на практике она выливается в сложностях при назначении пенсии, подсчете стажа для назначения, либо перерасчета пенсии, а так же при прекращении выплат пенсий по причине утраты лицом данного права.
Сложности при взаимодействии ПФР с государственными органами в части распределения средств, поступающих от работодателей-страхователей.
Данные проблемы в основном касаются практической реализации пенсионных норм, поэтому в работе рассмотрена юридическая практика. Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Сыктывдинском районе Республики Коми по каждой из обозначенных проблем.
Несмотря на то, что все рассмотренный случаи юридической практики усложняют процесс становления современной пенсионной системы, можно выделить следующие пути их разрешения:
Проблема реализации пенсионного законодательства.
Проблема несвоевременного обращения за назначением пенсии стоит довольно остро, что подтверждается юридической практикой, а так же вызывает негодование у большинства пенсионеров, поскольку их право на пенсию установлено Конституцией РФ. Но статья 19 Федерального
закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 N 173-ФЗ ФЗ обозначила заявительный характер назначения пенсии.
Для решения данной проблемы было бы уместным поменять порядок назначения пенсии, изложив п.1 статьи 19 Федерального Закона «О трудовых пенсиях» в следующей редакции: трудовая пенсия назначается со дня возникновения права на указанную пенсию. Так же следует добавить пункт, в котором будет обозначено, что выплата пенсии осуществляется первого числе месяца, следующего за месяцем, в котором лицо предоставило все необходимые для назначения пенсии документы.
Проблема подсчета стажа для назначения пенсий кроется в более глубинных сложностях формирования пенсионного законодательства, поскольку подсчет страхового стажа производится в соответствии с большим количеством нормативных документов: инструкций и
рекомендаций, а так же правил подсчета стажа для каждого вида пенсий. Поэтому часто её решение возможно только в судебном порядке, поскольку в данном случае большую роль играет судебная практика.
Проблема переплат пенсий, влекущих перерасход бюджета РФ должна быть решена посредством внесения в статью 14. «Права, обязанности и ответственность страхователей» Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» пунктов, в которых будет четко прописано, что при принятии на работу лиц, получающих государственные выплаты, в соответствии с законодательством РФ, а так же при их увольнении необходимо оповещать в течении 5 дней пенсионные органы официальным письмом. При этом к письму необходимо приложить копии всех документов, необходимых для подтверждения данного факта.
Кроме этого при несоблюдении данной нормы за страхователями должна быть предусмотрена административная ответственность в виде штрафа. Это уменьшит переплаты пенсий и дисциплинирует работодателей.
Проблема взаимодействия органов ПФР с государственными органами , а в частности с налоговыми, и страхователями может быть решена с помощью создания унифицированной системы погашения задолженности с соответствующим законодательным оформлением. В данном случае статью 18 «Исполнение обязанности по уплате страховых взносов» Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» уместно дополнить пунктом о формах уплаты страховых взносов, где будет оговорена упрощенная форма
Информация о работе Современное пенсионное обеспечение в Российской Федерации