Современные социологические направления: функционализм; марксизм; структурализм; символический интеракционизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 10:57, реферат

Описание работы

В последние десятилетия в среде молодежи республик бывшего СССР ярко проявилась тенденция к созданию новых культурных стереотипов, прежде всего — молодежных субкультур. Их носителями выступают представители различных неформальных молодежных объединений — добровольных формирований, создающихся по критерию общности интересов.
В условиях политической, социальной и экономической нестабильности молодой человек подвергается воздействию проявлений, имеющих место вне образовательной системы, в числе которых — криминализация общества, падение уровня жизни подавляющего большинства населения, разрушение культурных традиций, размывание нравственных ценностей.

Содержание работы

План
1. СМИ и молодежные субкультуры
2.Негативное влияние СМИ на молодежь
3. Информационная экология

Файлы: 1 файл

сми.docx

— 95.19 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

Литература 

 

1. Михайлова Л.И. Социология  культуры. — М.: Фаир-пресс, 1999

2. Мудрик А.В. Социальная  педагогика. — М.: Academia, 2001

3. Социология молодежи. Под  ред. В.Т. Лисовского. — СПб:  изд-во СПГУ, 1996

4. Александровский Ю.А.  Пограничная психиатрия и современные  социальные проблемы. Ростов-на-Дону, 1996.

5. Барденштейн Л.М., Можгинский Ю.Б. Патологическое гетероагрессивное поведение у подростков. М., 2000.

6.Вачнадзе Г. Агрессия  против разума: информационный империализм.  М., 1988.

7.В поисках допинга. // Московский комсомолец, 29.08.2002. –  с. 8

8.Добреньков В.И., Кравченко  А.И. Социология, том 3. М., 2000. –  с. 436

9.Доклад о состоянии  здравоохранения в мире. ВОЗ, 2001. – с. 21.

 

 

 

Введение………………………………………………………….………..……..3

Глава I. Как изучалось понятие «молодежь»………………….……………4

Глава II. Молодежь как социально демографическая группа…………...7

2.1. Молодежь (демографическая  характеристика)……………………………7

2.2. Молодежные субкультуры………………………………………………….7

2.3. Десять проблем молодежи………………………………………………...14

2.4. Проблема молодежной  занятости…………………………………………15

2.5. Ценностные ориентации  современной молодежи……………………….17

2.6. Молодежь и преступность………………………………………………...19

2.7. Молодежь и брак…………………………………………………………..20

2.8. Молодежь и образование………………………………………………….21

2.9. Проблема наркомании  среди молодежи…………………………………23

2.10.Молодежь и социальное  неравенство………...…………………………24

Глава III. Молодежь и становление новой России……………………….27

Заключение………………………………………………………………...….30

Рецензия…………………………………………………………………...…..33

Список использованной литературы……………………………………...34

 

Введение 

 

Молодёжь, социально-демографическая  группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных  тем и другим социально-психологических  свойств. Молодость как определённая фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но её конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические  особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного  строя, культуры и свойственных данному  обществу закономерностей социализации. Социологическое исследование молодежи предполагает единство анализа социально-классового деления общества и системно-структурного подхода, прослеживающего особенности  положения и социальных функций  молодежи в ряду других возрастных групп данного общества, на основе определенного способа производства и более широкого исторического  анализа.[1]

В своей работе я хочу рассмотреть молодежь с точки  зрения социологии и демографии. Попробую разобраться в ценностях современной  молодежи, рассмотрю с какими проблемами она сталкивается при устройстве на работу. Нельзя забывать про самые  актуальные вопросы на сегодняшний  день такие, как преступность среди  молодежи, наркомании, культура современной  молодежи, а также проблему социального  неравенства.

 

Глава I. Как изучалось понятие «молодежь» 

 

В первобытном доклассовом  обществе социальные характеристики в  наибольшей степени связаны с  естественно-биологическими и в  известной мере производны от последних. В первую очередь это касается таких универсальных признаков, как пол и возраст, на которых  покоятся древнейшие естественные формы  разделения труда. В большинстве  таких обществ существовала жёсткая  система замкнутых мужских союзов и организованных возрастных групп (этнографы называют их возрастными классами). Эта система имела множество различных вариантов, но в большинстве случаев принадлежность к той или иной возрастной группе была обязательной. Члены возрастной группы имели определенные права и обязанности по отношению друг к другу и к общине в целом и были связаны узами групповой солидарности; переход из одной возрастной группы в другую, особенно наступление зрелости, часто оформлялся специальным ритуалом посвящения (инициации). В некоторых обществах возрастные группы охватывали всё население, в других - только молодежь, ещё не достигшую полной социальной зрелости (по принятым в данном обществе критериям). Система возрастных групп являлась средством разделения труда внутри общества и одновременно важнейшим институтом социализации, в рамках которого старшие передают молодым накопленный опыт, осуществляют воинское обучение и т. д. При отсутствии письменности старики как живые носители племенных традиций и мудрости пользовались наибольшим уважением и правами. Медленный темп социальных изменений и строгое разграничение функций возрастных групп не позволяли естественным возрастным различиям перерастать в социальные конфликты. "Неполнота" социального статуса молодежи воспринималась как нечто естественное, само собой разумеющееся.

С переходом к классовому обществу единство возрастных и социальных характеристик разрывается. Общественное положение индивида и его престиж  определяются уже не столько его  возрастом, сколько социальным происхождением и имущественным положением. Основной ячейкой первичной социализации постепенно становится семья, а возрастные группы утрачивают свой обязательный, формальный характер. Хотя те или иные виды "молодёжных групп" повсеместно  существовали и в античности, и  в средние века ("мальчишники", "холостячества", "королевства шутов" и т. п.), давая "легальные" формы выхода юношеской энергии и необузданности, теперь они выполняют преимущественно подсобные и не всегда точно определенные социально-психологические функции. Сами критерии молодости и зрелости становятся менее чёткими. Одни древние авторы расчленяют жизненный цикл по аналогии с временами года: например, Пифагор считал, что "весна", охватывающая детство и юность, длится до 20 лет, "лето" - от 20 до 40, плодоносящая зрелость ("осень") - с 40 до 60 лет, а старость ("зима") - с 60 до 80 лет. Другие выдвигают условные хронологические единицы: например, Солон делит человеческую жизнь на десять "седмиц", причём юность начинается в 14 лет, расцвет физической силы приходится на 21-28 лет, оптимальный брачный возраст на пятую седмицу, а ум вполне созревает между 35 и 42 годами. Третьи исходят из формально-юридических критериев.

В средние века границы  молодости чаще всего увязывались  с юридическими критериями и нормами  обычного права, регулировавшими условия  достижения "взрослого" статуса. Английский статут о ремесленниках 1563 требовал, чтобы каждый ремесленник в городе или в сельской местности обучался своему ремеслу в течение 7 лет под наблюдением мастера, который за него отвечал. Считалось, что, "...пока человек не достигнет 23 лет, он большей частью - хотя и не всегда - необуздан, не имеет правильных суждений и недостаточно опытен, чтобы управлять собой". Лишь достигнув 24 лет и окончив срок ученичества, он мог жениться и завести собственное дело или стать подмастерьем по найму.

В обыденном сознании мужчина  считался молодым (в смысле неполноты  социального статуса), пока он не обзаводился  собственной семьёй [отголоски этого  в языке - нем. Junggeselle (холостяк) буквально значит "молодой парень"]. С этим ассоциировался и определенный стиль жизни, выявляя ценностный аспект проблемы. Понятие молодости вообще имеет смысл лишь в сопоставлении с другими возрастами, но характер этого сопоставления во многом зависит от того, делается ли акцент на незавершённости процесса социализации и незрелости молодежи (в противоположность взрослости) или на её силе и творческой активности (в противоположность старости).

В новое время положение  ещё более усложнилось. Прежде всего  раздвинулись условные социально-психологические  границы молодости. С одной стороны, процесс акселерации существенно  ускорил физическое и, в частности, половое созревание детей и подростков, которое традиционно считается  нижней границей юности. С другой стороны, усложнение трудовой и общественно-политической деятельности, в которой должен участвовать  человек, вызывает удлинение общественно  необходимого срока подготовки к  жизни, в частности периода обучения, с которым ассоциируется известная  неполнота социального статуса. Современная молодежь дольше обучается  в школе и соответственно позже  начинает самостоятельную трудовую жизнь. Усложнились и сами критерии социальной зрелости. Начало самостоятельной  трудовой жизни, завершение образования  и приобретение стабильной профессии, получение политических и гражданских  прав, материальная независимость от родителей, вступление в брак и рождение первого ребёнка - все эти события, в своей совокупности дающие человеку чувство полной взрослости и соответствующий  социальный статус, наступают не одновременно, и сама их последовательность и символическое  значение каждого из них не одинаковы  в разных социальных слоях. Отсюда и  дискуссионность хронологических, абсолютных возрастных границ: нижнюю границу молодежи разные авторы устанавливают  между 14 и 16, а верхнюю - между 25 и 30 годами и даже позже.

Не менее важно, чем  удлинение периода молодости, усложнение самого процесса социализации. Формирование личности молодого человека осуществляется сегодня под влиянием нескольких относительно автономных социальных факторов, важнейшими из которых являются: семья, школа, общество сверстников (специальные молодёжные организации, большей частью направляемые взрослыми, и многообразные неформальные, стихийные группы и сообщества), средства массовой коммуникации. Уже сама множественность этих институтов и средств воздействия даёт формирующейся личности значительно большую степень автономии от каждого из них в отдельности, чем когда бы то ни было в прошлом. Организация воспитания и обучения молодежи по возрастному принципу (чего не было в средневековой школе) усиливает эту возрастную гомогенность, способствуя выработке специфического "молодёжного" самосознания и стиля жизни ("субкультуры").

Ускорение темпов общественной жизни в связи с научно-техническим  прогрессом влечёт за собой повышение  роли и значения молодежи в общественно-политической и культурной жизни. Дело не столько  в абсолютном росте числа молодых  людей (в развитых странах, где ниже рождаемость и выше средняя продолжительность  жизни, удельный вес молодежи в общей  массе населения ниже, чем в  развивающихся странах), сколько  в меняющихся социальных условиях. Чем выше темп технико-экономического развития, чем быстрее обновляются  знания, условия труда и быта, тем заметнее становятся социально-культурные различия между поколениями. Новые  проблемы и события толкают на поиски принципиально новых решений  и критическую переоценку прошлого опыта. Это не меняет, вопреки мнению ряда западных учёных (М. Мид, США), принципиального направления процесса социализации, т. к. любые поиски нового молодежь осуществляет, опираясь на опыт и знания, полученные от старших; кроме того, социальная преемственность не сводится к передаче быстро устаревающих специальных знаний, но включает также усвоение гораздо более устойчивых и глубоких психологических структур, культурных ценностей и традиций, аккумулирующих весь опыт всемирной истории человечества. Пренебрежение этими ценностями, типичное для некоторых "новых левых", ведёт к политическому авантюризму. Однако и освоение прошлого опыта, и поиск новых решений в условиях научно-технической революции требуют более активного и творческого участия молодежи.

 

Глава II. Молодежь как социально демографическая группа. 

 

2.1. Молодежь (демографическая  характеристика) 

 

Нижняя возрастная граница  определяется, что с 14 лет наступает  физическая зрелость и человек может  заниматься трудовой деятельностью (период выбора учиться или работать). Верхняя  граница определяется достижением  экономической самостоятельности, профессиональной и личной стабильности ( создание семьи, рождение детей).

В этот период человек проживает  важный этап семейной и внесемейной социализации.

Социализация - это процесс  становления личности, обучения, усвоения ценностей, норм, установок образцов поведения, принятых в данном обществе. У молодежи есть особые черты, которые  характеризуют её как самостоятельную  социально-демографическую группу.

По данным переписи населения 1989г. молодежи от 14 до 30 лет в РФ насчитывается 34,4 млн. человек, или 23,4%. За 10 лет (с 1979г.) численность молодежи сократилась  на ;.8 млн. человек и эта тенденция  развивается.

С 1989 по 1999 годы численность  продолжала сокращаться. По современным  данным численность давно упала  ниже 30 млн. человек, точных данных привести невозможно, так как различные  источники указывают различные  цифры.

Современную численность  молодежи покажет перепись населения, которую собираются провести.

Падение рождаемости в  Российской Федерации привело к "старению" молодежи: увеличилась  доля 25-29 летних.

Молодежь составляет 41% населения  России в трудоспособном возрасте. В народном хозяйстве заняты 22,3 млн. молодых людей. Однако доля молодежи среди занятых в народном хозяйстве  постоянно снижается, особенно среди  рабочих промышленности , строительства  и транспорта. В связи со структурными изменениями, происходящими в экономике, растет доля молодежи в непроизводственной сфере. А это требует внесения изменений в структуре ее трудовой подготовки и переподготовки. Численность  молодежи на селе за 10 лет сократилась  на 25% и составляет лишь около 9% сельского  населения России. [2]

2.2. Молодежные субкультуры.

Один из первых вопросов, который возникает перед исследователем, — это вопрос о соотношении  западных и отечественных молодежных субкультур. Достаточно часто последние  — хиппи, панки, рэйверы или стиляги — представляются следствием копирования западных образцов. Разумеется, было бы нелепо отрицать влияние западных субкультур на отечественные. Однако сами западные молодежные субкультуры даже при поверхностном рассмотрении обнаруживают наличие множества элементов, заимствованных из культурных традиций, подчас противоположных западной культуре, или, точнее, культуре американского (западноевропейского) среднего класса. Данная культура, по многочисленным наблюдениям, была основой консенсуса, которому был в 50—60 гг. брошен вызов со стороны молодежных субкультур. Мы предполагаем, что и отечественные, и западные молодежные субкультуры — результат осознанного поиска новой идентичности, выстраивания нового стиля. Источником этого стиля является романтизированный и идеализированный образ другой цивилизации или культуры («культурный миф», или «культурная утопия»). Для молодежных субкультур Запада источниками конструирования «культурных мифов» стали буддистский Восток, Африка, культуры североамериканских индейцев и т.д. Это было скорее именно конструирование, нежели заимствование: образ чужой культуры очищался от неприемлемых черт, пополнялся собственными интерпретациями культурных феноменов. Результат поэтому мог быть весьма отличен от «оригинала».

Информация о работе Современные социологические направления: функционализм; марксизм; структурализм; символический интеракционизм