Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 10:57, реферат
В последние десятилетия в среде молодежи республик бывшего СССР ярко проявилась тенденция к созданию новых культурных стереотипов, прежде всего — молодежных субкультур. Их носителями выступают представители различных неформальных молодежных объединений — добровольных формирований, создающихся по критерию общности интересов.
В условиях политической, социальной и экономической нестабильности молодой человек подвергается воздействию проявлений, имеющих место вне образовательной системы, в числе которых — криминализация общества, падение уровня жизни подавляющего большинства населения, разрушение культурных традиций, размывание нравственных ценностей.
План
1. СМИ и молодежные субкультуры
2.Негативное влияние СМИ на молодежь
3. Информационная экология
Мигранты из села заимствуют прежде всего внешние образцы поведения. Данные социологических исследований показывают, что у мигрантов даже во втором и в третьем поколении сохраняются ориентации на ценности патриархальной культуры.
В городах выделяются два
типа культуры: традиционная городская
и культура мигрантов. Последних
часто отличает демонстративный, вызывающий
характер поступков из-за внутреннего
дискомфорта. Такое поведение хорошо
прослеживается у учащихся ПТУ, СПТУ,
мигрирующих из сельской местности
с целью получения образования.
А в чем все же проблемы?
Молодежная проблематика
включает в себя широкий спектр проблем:
определение молодежи как специфической
общественной группы, ее роли и места
в воспроизводстве общества, во взаимодействии
поколений; выявление способов деятельности,
мотивов, интересов, ценностных ориентаций,
потребностей; анализ процессов профессиональной
подготовки, социально-психологической
адаптации молодых людей в коллективе;
изучение деятельности молодежных организаций,
неформальных объединений, движений.
Позиция молодежи в социальной структуре
общества, с одной стороны, проявляется
в повышении личной ответственности за
свою судьбу, за свой выбор социальных
ценностей, за выбор своей профессии. С
другой стороны, утрата надежных мировоззренческих,
нравственных ориентиров, распад традиционных
институтов социализации - пионерской,
комсомольской организации, невысокий
авторитет вновь возникающих молодежных
объединений как политического профиля
(народные фронты, клубы избирателей, молодежный
союз „Яблоко“, базирующийся на ценностях
социал-либерализма и просвещенного патрио-тизма),
так и общественно-нейтральных (панки,
хиппи, металлисты и др.), превращение товарно-денежных
отношений в приоритетный критерий человеческих
интересов - все это приводит к росту бездуховности,
к углублению процесса маргинализации
молодежи. А отсюда - один шаг к аномии
(нарушению культурного единства), девиантному
поведению, а затем и делинквентному (противоправному)
образу жизни. Фиксируются увеличивающиеся
масштабы криминализации подрастающего
поколения, типичные проявления тотальной
фрустрации молодежи - скука, апатия, иждивенческие
настроения, утрата смысла жизни, нарастающая
агрессивность. И если не так давно молодежь
верила в „светлое будущее“, в комсомол,
партию, то сейчас из опрошенных верят
только в себя - 37,4%, в друзей - 17,2%, в родных
- 12,7%.
Студенты и отсутствие денег
Сложная ситуация складывается у молодежи- экономический кризис и, как следствие, низкий уровень жизни, рост поляризации общества по доходам.
Если в 1991 году соотношение
10% самых богатых и 10% самых бедных
по уровню доходов у нас составляло
4 : 1, то в 1992 году - 16 : 1. Нужно ли говорить
о том, что на эту пропорцию
влияет доход студентов. Растет безработица.
В 1993 году число безработных достигло
1,1 млн. человек (1% всего трудоспособного
населения). Причем 45% из них имеют
высшее и среднее образование. Происходит
широкое перемещение из научной
сферы в другие. Официальная статистика
свидетельствует об уменьшении численности
занятых наукой на 14 - 16% за год.
Образование
Складывающаяся система образования не гарантирует свободы выбора и возможности социального продвижения молодых людей. Исследования показали, что распределение молодежи в системе образования жестоко социально детерминировано. А переход к платному образованию ужесточит этот процесс.
Быстро растет такая группа молодежи, как маргиналы. Как правило, это юноши и девушки, ведущие асоциальный образ жизни, не участвующие в материальном и духовном производственном труде, эгоистически и потребительски относящиеся к другим людям, к обществу. В.И. Чупров и Е.Д. Ишгханян в исследовании „Социально-профессиональный статус молодежи России“ анализируют „четкую тенденцию люмпенизации молодежи“. Численность молодежи, которая нигде не работает и не учится, перевалила за 1 млн., из которого около 30% можно отнести к безработным.
Знание причин кризиса процесса социализации и социального статуса сегодняшней молодежи позволяет определить направления и механизм осуществления молодежной политики, способы и методы разрешения социальных проблем молодежи.
Формирование молодежной
политики в России, определение нравственности,
а также юридических, экономических
и политических механизмов ее реализации
нуждаются в критическом
В каждом новом поколении неразрешимые противоречия не исчезали, а накапливались, предопределяя тем самым характерные черты сегодняшней молодежи.
Поэтому, говоря о современной молодежной политике, было бы одинаково ошибочными как однозначный возврат к ленинским принципам, которые формулировались применительно к качественно иному поколению в условиях конкретной исторической ситуации, так и отказ от того немалого опыта, в том числе и негативного, накопленного за всю историю существования советского государства.
Список использованной литературы
1. Журнал Социологические исследования. (Социс) Подшивка за 1998 г.
2. Brake M/ The sociology of Youth Cultures and Youth Subcultures in America, Britain and London.
3. Сергеев С. А. К вопросу о классификациях и некоторых особенностях молодежных субкультур России // Социальное знание: формации и интерпретация. Материалы международной научной конференции. Казань 1996.
4. Щепанская Т. Б. Символика молодежной субкультуры: опыт исследования системы. СПб., 1993.
5. Журнал «ОМ» № 2 (декабрь). С. 14
6. Клипенштейн Т. Проблема молодежной занятости в современных условиях. М. 2000
7. Российская молодежь: десять главных проблем. Материалы исследования Научно – исследовательского центра при Институте молодежи. 1999
8. Социальная защита молодежи: вопросы теории и практики/ Отв. ред. В.Т.Лисовский. М., 1994
9. Иваненков С. П. Молодежь и брак.// «Credo» № 2 1997
10. Караваева В. А. Социальный портрет учащейся молодежи. М. 2001
11. Наркомания// Медицинский вестник. 15 октября 2001 г.
12. Голенкова З. Т. Динамика социокультурной трансформации в России // Социс. 1998. № 10
13. Меренков А. В. Жизненные ориентиры студенчества. // Социс. 1998 № 12.
14. Зубок Ю. А. Исключение в исследовании проблем молодежи // Социс. 1998. № 8
15. Осипов П. Н. Студент средней профессиональной школы // Социс 1998. № 11
16. Лисовский В. Т. Динамика социальных изменений // Социс. 1998. № 5
[1] Большая Российская энциклопедия. М. 2001
[2] Журнал Социологические исследования. (Социс) Подшивка за 1998 г.
[3] Brake M/ The sociology of Youth Cultures and Youth Subcultures in America, Britain and London. P. 23
[4] Сергеев С. А. К вопросу о классификациях и некоторых особенностях молодежных субкультур России // Социальное знание: формации и интерпретация. Материалы международной научной конференции. Казань 1996. С. 50
[5] Щепанская Т. Б. Символика молодежной субкультуры: опыт исследования системы. СПб., 1993. С. 128
[6] Щепанская Т. Б. Символика молодежной субкультуры: опыт исследования системы. СПб., 1993. С. 132 - 133
[7] Журнал «ОМ» № 2 (декабрь). С. 14
[8] Российская молодежь: десять главных проблем. Материалы исследования Научно – исследовательского центра при Институте молодежи. 1999
[9] Клипенштейн Т. Проблема молодежной занятости в современных условиях. М. 2000
[10]Социальная защита молодежи: вопросы теории и практики/ Отв. ред. В.Т.Лисовский. М., 1994,
[11] Журнал Социологические исследования. (Социс) Подшивка за 1998 г.
[12] Иваненков С. П. Молодежь и брак.// «Credo» № 2 1997
[13] Караваева В. А. Социальный портрет учащейся молодежи. М. 2001
[14]Наркомания// Медицинский вестник. 15 октября 2001 г.
[15] Голенкова З. Т. Динамика социокультурной трансформации в России // Социс. 1998. № 10
[16] Меренков А. В. Жизненные ориентиры студенчества. // Социс. 1998 № 12.
[17] Зубок Ю. А. Исключение в исследовании проблем молодежи // Социс. 1998. № 8
[18] Осипов П. Н. Студент средней профессиональной школы // Социс 1998. № 11
[19] Лисовский В. Т. Динамика социальных изменений // Социс. 1998. № 5