Современные социологические направления: функционализм; марксизм; структурализм; символический интеракционизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 10:57, реферат

Описание работы

В последние десятилетия в среде молодежи республик бывшего СССР ярко проявилась тенденция к созданию новых культурных стереотипов, прежде всего — молодежных субкультур. Их носителями выступают представители различных неформальных молодежных объединений — добровольных формирований, создающихся по критерию общности интересов.
В условиях политической, социальной и экономической нестабильности молодой человек подвергается воздействию проявлений, имеющих место вне образовательной системы, в числе которых — криминализация общества, падение уровня жизни подавляющего большинства населения, разрушение культурных традиций, размывание нравственных ценностей.

Содержание работы

План
1. СМИ и молодежные субкультуры
2.Негативное влияние СМИ на молодежь
3. Информационная экология

Файлы: 1 файл

сми.docx

— 95.19 Кб (Скачать файл)

Мигранты из села заимствуют прежде всего внешние образцы  поведения. Данные социологических  исследований показывают, что у мигрантов  даже во втором и в третьем поколении  сохраняются ориентации на ценности патриархальной культуры.

В городах выделяются два  типа культуры: традиционная городская  и культура мигрантов. Последних  часто отличает демонстративный, вызывающий характер поступков из-за внутреннего  дискомфорта. Такое поведение хорошо прослеживается у учащихся ПТУ, СПТУ, мигрирующих из сельской местности  с целью получения образования. 
А в чем все же проблемы?

Молодежная проблематика включает в себя широкий спектр проблем: определение молодежи как специфической  общественной группы, ее роли и места  в воспроизводстве общества, во взаимодействии поколений; выявление способов деятельности, мотивов, интересов, ценностных ориентаций, потребностей; анализ процессов профессиональной подготовки, социально-психологической  адаптации молодых людей в коллективе; изучение деятельности молодежных организаций, неформальных объединений, движений.  
Позиция молодежи в социальной структуре общества, с одной стороны, проявляется в повышении личной ответственности за свою судьбу, за свой выбор социальных ценностей, за выбор своей профессии. С другой стороны, утрата надежных мировоззренческих, нравственных ориентиров, распад традиционных институтов социализации - пионерской, комсомольской организации, невысокий авторитет вновь возникающих молодежных объединений как политического профиля (народные фронты, клубы избирателей, молодежный союз „Яблоко“, базирующийся на ценностях социал-либерализма и просвещенного патрио-тизма), так и общественно-нейтральных (панки, хиппи, металлисты и др.), превращение товарно-денежных отношений в приоритетный критерий человеческих интересов - все это приводит к росту бездуховности, к углублению процесса маргинализации молодежи. А отсюда - один шаг к аномии (нарушению культурного единства), девиантному поведению, а затем и делинквентному (противоправному) образу жизни. Фиксируются увеличивающиеся масштабы криминализации подрастающего поколения, типичные проявления тотальной фрустрации молодежи - скука, апатия, иждивенческие настроения, утрата смысла жизни, нарастающая агрессивность. И если не так давно молодежь верила в „светлое будущее“, в комсомол, партию, то сейчас из опрошенных верят только в себя - 37,4%, в друзей - 17,2%, в родных - 12,7%.  
Студенты и отсутствие денег

Сложная ситуация складывается у молодежи- экономический кризис и, как следствие, низкий уровень  жизни, рост поляризации общества по доходам.

Если в 1991 году соотношение 10% самых богатых и 10% самых бедных по уровню доходов у нас составляло 4 : 1, то в 1992 году - 16 : 1. Нужно ли говорить о том, что на эту пропорцию  влияет доход студентов. Растет безработица. В 1993 году число безработных достигло 1,1 млн. человек (1% всего трудоспособного  населения). Причем 45% из них имеют  высшее и среднее образование. Происходит широкое перемещение из научной  сферы в другие. Официальная статистика свидетельствует об уменьшении численности  занятых наукой на 14 - 16% за год.  
Образование

Складывающаяся система  образования не гарантирует свободы  выбора и возможности социального  продвижения молодых людей. Исследования показали, что распределение молодежи в системе образования жестоко  социально детерминировано. А переход  к платному образованию ужесточит  этот процесс.

Быстро растет такая группа молодежи, как маргиналы. Как правило, это юноши и девушки, ведущие  асоциальный образ жизни, не участвующие  в материальном и духовном производственном труде, эгоистически и потребительски относящиеся к другим людям, к обществу. В.И. Чупров и Е.Д. Ишгханян в исследовании „Социально-профессиональный статус молодежи России“ анализируют „четкую тенденцию люмпенизации молодежи“. Численность молодежи, которая нигде не работает и не учится, перевалила за 1 млн., из которого около 30% можно отнести к безработным.

Знание причин кризиса  процесса социализации и социального  статуса сегодняшней молодежи позволяет  определить направления и механизм осуществления молодежной политики, способы и методы разрешения социальных проблем молодежи.

Формирование молодежной политики в России, определение нравственности, а также юридических, экономических  и политических механизмов ее реализации нуждаются в критическом анализе  не только кризисных явлений, с которыми столкнулось наше общество, но и  содержания принципов, на которых оно  строило отношения с подрастающим поколением. В разные периоды нашей  истории экономические и политические противоречия общества в целом фокусировались в молодежной политике, накапливались  в исторической памяти поколений, определяя  характерные черты их социального  облика.

В каждом новом поколении  неразрешимые противоречия не исчезали, а накапливались, предопределяя  тем самым характерные черты  сегодняшней молодежи.

Поэтому, говоря о современной  молодежной политике, было бы одинаково  ошибочными как однозначный возврат  к ленинским принципам, которые  формулировались применительно  к качественно иному поколению  в условиях конкретной исторической ситуации, так и отказ от того немалого опыта, в том числе и  негативного, накопленного за всю историю  существования советского государства.

Список использованной литературы  

 

1.   Журнал Социологические исследования. (Социс) Подшивка за 1998 г.

2.   Brake M/ The sociology of Youth Cultures and Youth Subcultures in America, Britain and London.

3.   Сергеев С. А. К вопросу о классификациях и некоторых особенностях молодежных субкультур России // Социальное знание: формации и интерпретация. Материалы международной научной конференции. Казань 1996.

4.   Щепанская Т. Б. Символика молодежной субкультуры: опыт исследования системы. СПб., 1993.

5.   Журнал «ОМ» № 2  (декабрь). С. 14

6.   Клипенштейн Т. Проблема молодежной занятости в современных условиях. М. 2000

7.   Российская молодежь: десять главных проблем. Материалы исследования Научно – исследовательского центра при Институте молодежи. 1999

8.   Социальная защита молодежи: вопросы теории и практики/ Отв. ред. В.Т.Лисовский. М., 1994

9.   Иваненков С. П. Молодежь и брак.// «Credo» № 2 1997

10.         Караваева В. А. Социальный портрет учащейся молодежи. М. 2001

11.         Наркомания// Медицинский вестник. 15 октября 2001 г.

12.         Голенкова З. Т. Динамика социокультурной трансформации в России // Социс. 1998. № 10

13.         Меренков А. В. Жизненные ориентиры студенчества. // Социс. 1998 № 12.

14.         Зубок Ю. А. Исключение в исследовании проблем молодежи // Социс. 1998. № 8

15.         Осипов П. Н. Студент средней профессиональной школы // Социс 1998. № 11

16.         Лисовский В. Т. Динамика социальных изменений // Социс. 1998. № 5 

 

 

 

[1] Большая Российская энциклопедия. М. 2001

[2] Журнал Социологические исследования. (Социс) Подшивка за 1998 г.

[3] Brake M/ The sociology of Youth Cultures and Youth Subcultures in America, Britain and London. P. 23

[4] Сергеев С. А. К вопросу о классификациях и некоторых особенностях молодежных субкультур России // Социальное знание: формации и интерпретация. Материалы международной научной конференции. Казань 1996. С. 50

[5] Щепанская Т. Б. Символика молодежной субкультуры: опыт исследования системы. СПб., 1993. С. 128

[6] Щепанская Т. Б. Символика молодежной субкультуры: опыт исследования системы. СПб., 1993. С. 132 - 133

[7] Журнал «ОМ» № 2  (декабрь). С. 14

[8] Российская молодежь: десять главных проблем. Материалы исследования Научно – исследовательского центра при Институте молодежи. 1999

[9] Клипенштейн Т. Проблема молодежной занятости в современных условиях. М. 2000

[10]Социальная защита молодежи: вопросы теории и практики/ Отв. ред. В.Т.Лисовский. М., 1994,  

[11] Журнал Социологические исследования. (Социс) Подшивка за 1998 г.

[12] Иваненков С. П. Молодежь и брак.// «Credo» № 2 1997

[13] Караваева В. А. Социальный портрет учащейся молодежи. М. 2001

[14]Наркомания// Медицинский вестник. 15 октября 2001 г.

[15] Голенкова З. Т. Динамика социокультурной трансформации в России // Социс. 1998. № 10

[16] Меренков А. В. Жизненные ориентиры студенчества. // Социс. 1998 № 12.

[17] Зубок Ю. А. Исключение в исследовании проблем молодежи // Социс. 1998. № 8

[18] Осипов П. Н. Студент средней профессиональной школы // Социс 1998. № 11

[19] Лисовский В. Т. Динамика социальных изменений // Социс. 1998. № 5


Информация о работе Современные социологические направления: функционализм; марксизм; структурализм; символический интеракционизм