Современные социологические направления: функционализм; марксизм; структурализм; символический интеракционизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 10:57, реферат

Описание работы

В последние десятилетия в среде молодежи республик бывшего СССР ярко проявилась тенденция к созданию новых культурных стереотипов, прежде всего — молодежных субкультур. Их носителями выступают представители различных неформальных молодежных объединений — добровольных формирований, создающихся по критерию общности интересов.
В условиях политической, социальной и экономической нестабильности молодой человек подвергается воздействию проявлений, имеющих место вне образовательной системы, в числе которых — криминализация общества, падение уровня жизни подавляющего большинства населения, разрушение культурных традиций, размывание нравственных ценностей.

Содержание работы

План
1. СМИ и молодежные субкультуры
2.Негативное влияние СМИ на молодежь
3. Информационная экология

Файлы: 1 файл

сми.docx

— 95.19 Кб (Скачать файл)

В числе молодежи повышенной криминальной активностью отличаются несовершеннолетние. Уровень преступности среди подростков в полтора раза превышает аналогичный показатель среди других возрастных молодежных групп. В одном только юго-западном округе Москвы детская преступность выросла в 16 раз по сравнению с  прошлым годом. Одна из причин этого - неблагополучное детство. В России на начало 1992 года насчитывалось 41400 детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей в возрасте до 18 лет. На начало 1996 года в России более 600000 сирот ,воспитывающихся в детских сиротских  учреждениях, десятки тысяч - в тюрьмах, более миллиона - беспризорных. По данным Генпрокуратуры РФ 30% бывших воспитанников  превращаются в бомжей, 30% становятся проститутками, 20% -уголовниками, 10% кончают  жизнь самоубийством. Остальные 10% влачат жалкую жизнь. Из 1,5 млн. бомжей по России более половины - бывшие воспитанники детских сиротских учреждений. В 1994 году таких было 240 тыс. человек.

Из 38 тыс. выпускников детских  домов - 190 человек поступило в  ВУЗ, 2 тыс. - в ПТУ, остальные вынуждены  работать или вести асоциальный  образ жизни (данные на 1995 год).  За 1988-1993 гг. число несовершеннолетних в возрасте 14 - 15 лет среди участников преступлений увеличилось на 55%.

Озабоченность вызывает рост числа лиц до 18 лет, совершивших  преступление под воздействием алкогольного опьянения или наркотического возбуждения. В 1988 г. таких лиц было 18940, в 1992 - 33646.  
Растет организованная преступность подростков. В настоящее время из 19 тыс. группировок негативной направленности, находящихся на учете в органах внутренних дел, более 2/3 составляют группы, в которые входят несовершеннолетние.[11]

2.7. Молодежь и брак.

Молодежь - социально-возрастная группа; - социально-демографическая  группа, переживающая период становления  социальной зрелости. Вхождение в  мир взрослых, адаптация к нему и его будущее обновление. Брак -  добровольный, равноправный союз мужчины и женщины, заключаемый для создания семьи, и порождающий взаимные права и обязанности супругов. Главное условие заключения брака - добровольное согласие вступающих в брак. В РФ брачный возраст установлен в 18 лет. В отдельных случаях предусмотрено смещение брачного возраста до 16 лет. На поведение молодежи отражаются знания обо всех сторонах семейной жизни. Как показывают социологические исследования, уровень культурных половых взаимоотношений между супругами, как правило, очень низкий. Формирование правильных установок молодежи в интимной сфере является одной из важных составляющих их воспитания. Сегодня значительная часть молодежи или совсем не получает информацию о семье, или получает ее недостаточно. Что отрицательно сказывается и на дееспособности семьи, и на стабильности браков. К сожалению, подготовка к браку сводиться лишь к теоретическим изложениям некоторых догм семейной жизни. Оптимизировать процесс самоопределения молодежи в сфере личной жизни одна семья, конечно же, не в состоянии. Это задача, которую призваны решать вся система воспитания, включая искусство массовую информацию, общественное мнение и общественные организации. В доперестроичный период отношения к молодежному браку было негативным, то есть молодежный брак считался социально неустойчивым, а именно молодежная семья находилась на родительском попечении, кроме того, молодожены испытывали порицания не только со стороны родителей, учителей, но и со стороны сверстников, комсомольской и общественной организаций. В настоящее время отношения к молодежному браку не столь отрицательное, как раньше. Созданы много знаков о браке. К новому законодательству о браке можно отнести семейный кодекс РФ, принятый 1 марта 1996 года, а также статья гражданский кодекс РФ часть 1, который принят 21 октября 1994 года, а также статья 26, 27 конвенция СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским семейным уголовным делам. Отношение к молодежному браку в странах Запада не носит формального характера, а носит характер гражданского брака, это говорит о том, что главным аспектом семейной жизни является материальная основа семьи. В восточных странах семейные отношения имеют религиозный характер, то есть наблюдается дискриминация по отношению к женскому полу. Девушки вступают в брак, даже не достигнув 17 лет. Из проведенного социологического опроса видно, что отношения современной молодежи к браку изменилась. На вопрос, как Вы относитесь к браку, 83% опрашиваемых ответили, что пока они не получат высшего образования, в брак не вступят; 10% задумывались; 7% могли бы вступить в брак до окончания учебного заведения.[12]

2.8. Молодежь и образование

На данный момент существует серьезная опасность, что молодые  люди (в особенности подростки), занимающиеся перепродажей различных товаров  на улицах, видя в этом один из основных источников быстрого обогащения, при  наступлении нормальных рыночных отношений  могут оказаться без образования  и без профессии, что приведет к серьезным социальным последствиям в будущем. Психологи бьют тревогу: «Прогностически неблагоприятно влияет рыночная, вульгарно-гедонистическая реклама, которая назойливо бомбардирует мозговые центры плотских удовольствий детей и взрослых, разрыхляет ценностный смысл этических и эстетических понятий. Нынешнее поколение 15-16-летних еще может не поверить, что "истинное счастье" состоит в обладании той иной "сладкой" продукцией, а доблесть и мужество не определяются предпочитаемой маркой сигарет».

Многие из обследованных  учащихся начальной школы считают  сбор бутылок, «работу» вокруг торговых ларьков более перспективным  делом, чем учеба. Образ «бизнесмена», с которым было принято связывать  такие черты, как индивидуализм, накопительство, мещанство, бесчеловечность  и другие, «чуждые социалистическому  образу жизни», становятся своеобразным фетишем. Причем и реализуется он в тех же искаженных формах, которые  были надуманно созданы старой моралью.

Исследования, проведенные  петербургским социологом  С, А. Ежовым в четырех городах России (Санкт-Петербург, Ростов на Дону, Братск и Нефтекамск) в 1993-1995 гг., позволили выявить ряд профессий, которыми учащиеся II классов сейчас отдают предпочтение. В первую очередь—это профессии экономического, рекламного и юридического профилей: менеджер, маркетинг-директор, юрист, адвокат—в этом едины как юноши, так и девушки. Не уступают им профессии, связанные с проектированием и вычислительной техникой, программного обеспечения. По-прежнему престижной считают респонденты и профессию архитектора. Девушки отдают предпочтение преимущественно следующим профессиям: модельер, парикмахер, секретарь-референт, переводчики, традиционно, педагогические работники и врачи.

Значительно снизился интерес  к техническим профессиям и увеличился к профессиям гуманитарного направления.

Объединяя все сказанное  выше можно сделать вывод, что  образование на данный момент теряет свои позиции, как отрасль влияющая на умы и мировоззрение подрастающего  поколения. Подростки делают выбор  профессии на основе заработной платы, которую они будут там получать, а то что может их ждать в  выбранной ими сфере, даже не интересует их. 

Глобальный кризис, который  охватил все сферы жизни российского  общества, представляет реальную угрозу как для человека вообще, а в  особенности молодежи, так и для  системы образования. Нарушены многие формы самоутверждения и выживания  человека. Раньше его самоутверждение  во многом осуществлялось на базе образования. Однако в настоящее время наблюдается  падение престижа образования, утрата интереса к получению знаний вообще.

В последние годы появились  реальные новые возможности самоутверждения  личности, где не требуется высокого уровня образования. Для многих молодых  людей эти пути кажутся достаточно привлекательными, хотя, как правило, они не ведут к настоящему успеху и негативно сказываются на раскрытии  творческого потенциала личности. С  каждым годом усиливается ощущение духовной пустоты, бессмысленности, бесперспективности, временности всего происходящего, которое зримо охватывает все  новые и новые слои россиян.

Тревожным симптомом обесценивания  знаний является понижение профессионального  уровня работающего населения, а  также падение культурного уровня, следствием чего являются возникновение  и усиление таких негативных тенденций, как склонность к криминогенному поведению, возрастание конфликтности, агрессии, а так же конформизма  и социальной апатии.

Среди этих проблем можно  указать на резко возросшую необходимость  для каждого человека более адекватного  представления о себе и своем  месте в обществе в кризисной  ситуации. Новая ситуация такова, что  она не просто заставляет людей переучиваться, но часто требует изменения системы  ценностей, установок, взглядов и привычек и ставит перед необходимостью фактически стать новой личностью. В последние  годы произошел переход от стабильной социальной среды к быстро изменяющейся нестабильной, несбалансированной среде  постперестроечного периода. Новая  нестабильная среда зачастую превышает  адаптационные возможности обычного человека. Перемена ситуации в России внесла много корректив в деятельность образовательных систем. Учеными, практиками, публицистами выделено сегодня несколько  кризисных черт образования. Резкое сокращение финансирования повело к  искажению системы воспроизводства, прежде всего научных кадров, а  также и преподавательских, особенно в вузах. Молодое поколение в  массовом порядке утратило интерес, мотивацию на получение образования, поскольку оно не обеспечивает сегодня потребностей человека в нормальном образе жизни. Свертывание научной работы привело к сильному понижению уровня образования.

Многие вузы, другие учебные  заведения идут по пути коммерциализации, заметно снижая уровень подготовки кадров. Все эти и ряд других причин ставят проблему кризиса в  системе образования.

Однако наряду с указанными тенденциями отмечаются и некоторые  позитивные перемены. К ним можно  отнести появление гибкости в  системе государственного образования, которая прежде всего сказалась  в изменении содержания дисциплин, появлении новой парадигмы в  отношениях вуз—преподаватель— студент, возникновении новых педагогических технологий, спектра методов и  приемов обучения.

Следует отметить и появление  совершенно новых для нашей социальной жизни феноменов—альтернативных, негосударственных  форм образования, уже сегодня охвативших все виды образования от самых  низких (дошкольных) до вузовского и  поствузовского обучения. Это явление уже реально создало рынок образовательных услуг, который включает, по сути, самые разнообразные формы образования, создавая между ними реальные конкурентные отношения, особенно по наиболее популярным специальностям (экономика, юриспруденция, менеджмент и т.п.). Эти явления, разумеется, носят не только позитивный характер. Их существование, очевидно, породило новые черты в системе образования, они побуждают его к саморазвитию, освобождению от тех окостеневших черт, которые сдерживали развитие образования ранее.

Изменение системы образования  повлекло за собой, с одной стороны  позитивные, а с другой негативные результаты. К позитивным результатам  относится появление новых методов  в образовании, новых материалов, доступность актуальной и правдивой  информации, для тех кто учится. Негативные черты – это недоступность  высшего образования большинству  молодых людей, так как образование  сейчас стоит больших денег, а  бесплатных мест с каждым годом остается все меньше и меньше. В связи  с невыплатой заработной платы начался  отток кадров из сферы образования, что, безусловно, скажется на качестве образования получаемого учащимися  и студентами.

Проблема образования  особенно важна на данный момент, так  как России необходимы квалифицированные  кадры для выхода из сложившегося положения. [13]

2.9. Проблема наркомании  среди молодежи.

Известно, что социальные последствия наркомании тяжелы. Наркоманы выбывают из общественной жизни - трудовой, политической, семейной, вследствие физической, социальной деградации личности. Наркомания не минуемо поражает целый веер явлений чуждых обществу. Сюда относят  трудно излечимые психофизиологические болезни человека и теневую  экономику,  обусловленную  закономерным,   возрастающим спросом на наркотики и нелегальными способами его удовлетворения в корыстных целях и преступность, насилия над личностью, связанные с распространением наркотиков и незаконным обогащением. Специфической чертой наркомании общества является  формирование групп или сообществ наркоманов. Их возникновение связано с особыми условиями приобретения и употребления наркотиков. Испытывание затруднения в  добывании  не только средств на наркотики,  но и самих наркотических средств. Наркоман вынужден поддерживать связь с теми кто первоначально приобщил его к потреблению наркотиков.  Для наркомана весьма характерно стремление приобщить к пороку  свое  ближайшее окружение.

В своей работе я не буду заострять внимание на данной проблеме. Ей можно посвятить отдельную  работу. Но здесь я только хочу привести немного статистики, ужасающей, но реальной.

По оценкам  экспертов Национального антикоррупционного федерального комитета, к концу 2001 года в России будет зарегистрировано более 5 млн. человек, употребляющих наркотики. К 2005 году при существующих темпах распространения наркомании прямо или косвенно вред будет нанесен 38 млн. человек. Кстати, более 80 % среди этой статистики занимает доля молодежи. Это очень страшные цифры.[14]

2.10.Молодежь и социальное  неравенство

Совершенно очевидно, что  проблема бедной и богатой молодежи появилась не сейчас. Она существовала давно, но не приобретала столь выраженного  очертания, которое имеет место  на стыке тысячелетий. Каждая из этих групп (назовем их «бедная» молодежь и «богатая» молодежь), кроме ряда трудностей, возникающих внутри самой  группы, вступает в конфликт между собой, выставляя положение, в которой она оказалась, более худшим и достойным сожаления.

В условиях социально-экономического кризиса современной России в исключительно сложной ситуации оказались многие юноши и девушки.

Процесс ускоренного социального  расслоения охватывает российское общество неравномерно. Верхние слои (до 8% населения) все резче отдаляются от массовых слоев, концентрируя в своих руках экономическую и политическую власть.[15]

По такой же схеме происходит усиление различий жизненных позиций молодежи, наследующей определенный социальный статус.

Определенное поведение, диктуемое занимаемым социальным положением, статус родителей и сложившийся круг друзей и знакомых порождает различные точки зрения молодых людей разного социального положения на те или иные вопросы. Разные ценности, совершенно противоположные идеалы и стремления — вот то, что отличает «бедную» и «богатую» молодежь.

Факт быстрорастущего  расслоения в молодежной сфере неоспорим. Он выведен не из суммы исследований, а в каждом из них. Объективные данные по социально-экономическому расслоению в молодежной среде получить сложнее, чем в отношении взрослого населения: кроме обычных трудностей, связанных с неясностью социальной статистики, неопределенностью истинной картины доходов в силу широчайшей практики нефиксированных подработок, здесь возникает проблема самостоятельности молодого человека. Становится проблемой, что брать за основу расчетов — собственные доходы или доходы родительской семьи, с которой у молодых людей сохраняются длительные связи материального характера даже при раздельном проживании? Столь же неопределенна в молодежной среде фиксация данного показателя по субъективным оценкам самоотнесенности к «богатым», «бедным» и т.п.: молодой человек часто не в полном объеме представляет себе реальные доходы и расходы родительской семьи.

Информация о работе Современные социологические направления: функционализм; марксизм; структурализм; символический интеракционизм