Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 10:57, реферат
В последние десятилетия в среде молодежи республик бывшего СССР ярко проявилась тенденция к созданию новых культурных стереотипов, прежде всего — молодежных субкультур. Их носителями выступают представители различных неформальных молодежных объединений — добровольных формирований, создающихся по критерию общности интересов.
В условиях политической, социальной и экономической нестабильности молодой человек подвергается воздействию проявлений, имеющих место вне образовательной системы, в числе которых — криминализация общества, падение уровня жизни подавляющего большинства населения, разрушение культурных традиций, размывание нравственных ценностей.
План
1. СМИ и молодежные субкультуры
2.Негативное влияние СМИ на молодежь
3. Информационная экология
Особую сложность составляет усугубление социальных различий по территориям. Молодежные проблемы по-разному проявляются в столице, областном центре, малом городе и на селе, в разных регионах России.
Подрастающее поколение,
студенчество (как наиболее яркая
его часть) уже четко сформировало
свое мнение в области основных принципов
организации хозяйственной
Студенческие экзамены открывают путь в университет или другое высшее учебное заведение, а начало обучения для большинства молодых людей знаменуется долгожданным побегом из дома, даже если университет или другое учебное заведение расположен в том же городе, где живут их родители. И даже если у родителей нет проблем с жилплощадью и пр.
Многие выезжают в общежитие, кто-то снимает квартиру, а некоторые, объединившись в небольшую компанию, снимают большую квартиру. Но каждый непременно желает иметь отдельную комнату. Это же правило распространяется и на общежитие, где комнаты одноместные. Есть и счастливчики, которым родители покупают квартиры. Например, в Ростове снять жилье за умеренную плату не так-то просто. Сейчас осталось совсем мало студентов, способных прожить на свою стипендию. Остальные вынуждены искать работу или просить деньги на жизнь у родителей.
Практически каждый второй студент (в эту категорию попадают именно «бедные» студенты) ищет себе работу. Сделать это нелегко, так как желающих достаточно много, и молодые люди берутся за любую работу, например, за уборку помещений. Можно найтиработу продавца в круглосуточном киоске или обслуживать клиентов на бензоколонке.
Круг предлагаемых работ не так уж и велик. Но оказавшись в положении самостоятельного и независимого человека, студент начинает привыкать ко взрослой жизни. И у молодежи, недостаточно обеспеченной, процесс происходит намного быстрее, чем у молодых людей, имеющих возможность брать деньги у родителей и не думать о завтрашнем дне.
«Бедная» молодежь через какое-то время может заработать себе на жизнь. Естественно, это не такие уж и большие суммы, но минимумом можно себя обеспечить. Но некоторые все же жалуются. Это связано с тем, что жизнь постоянно усложняется, и наши потребности растут. Все становится и привлекательнее, и дороже — одежда, мебель, бытовая техника и т.д. Многие молодые люди имеют диктофоны, магнитофоны, компьютеры и красивую одежду. У других молодых людей ситуация сложнее.[16]
Отсутствие связи между уровнем образования и размером доходов молодежи уже давно и четко усвоилось. Высшее образование дает более широкий выбор видов деятельности, развивает способность приспосабливаться к жизни. Однако тут же возникает другая проблема — невостребованность достаточно высокого трудового потенциала современного молодого поколения. Каждый третий безработный — молодой человек в возрасте до 30 лет. Несмотря на некоторую стабилизацию молодежной безработицы в последние два года, она остается значимым фактором социального исключения большой группы молодых людей. Если в экономически более развитых обществах проблема труда наиболее остро встает для низкоквалифицированных рабочих, то в России с нею сталкиваются образованные, дипломированные специалисты.
Как неизбежное следствие
этих процессов, происходит духовная и
профессионально-
Налицо явный конфликт между интересами молодежи и реальными возможностями социальной мобильности. Относительно 1990 г. удельный вес тех, кто отличался высоким уровнем профессионального статуса, сократился в конце 1994 г. более чем в полтора раза. Во столько же раз выросла доля низкостатусных групп молодежи.[17]
Как известно, снижение статуса в одной из сфер часто провоцирует нисходящую мобильность в других сферах. Поэтому нет уверенности, что рост непривилегированных слоев не приведет к укреплению андеркласса как постоянного источника социальной нестабильности.
Молодые люди, которым «повезло», образуют пусть небольшую, но по-настоящему процветающую группу. Это, как правило, те, кто унаследовал положение элиты, плавно перешедшей в разряд нового руководства, банкиров и бизнесменов. Они составляют около 70% «новых русских». Основной же части молодежи уготованы второстепенные роли и неквалифицированная работа в инфраструктуре бизнеса. Не желая работать на государственных предприятиях и не сумев занять высокое положение, большинство из них вынуждено пойти по пути криминальной деятельности..[18]
Образование должно быть всеобщим
и бесплатным — так считает
каждый второй молодой студент. На вопрос:
«Согласны ли Вы с мнением, что
молодежь лучше приспособилась к
условиям российской действительности,
чем представители старших
Сегодня образование стало фактором укрепления социального неравенства. Дети «власть имущих» и богатых имеют возможность попасть в узкую группу, которая в будущем получит доступ к рычагам власти в экономике и политике.
В анкету был также включен вопрос: «Современная жизнь трудна и жестока. А потому, как Вы относитесь к возможной перспективе работы в криминальных группировках?» Ответили: это для меня приемлемо — 66,5%, если жизнь прижмет, то можно этим заняться — 21,7%, сегодня это вполне нормальный способ заработать деньги — 10,4%.
И все же молодое поколение не может жить без света «в конце туннеля», без надежды даже в условиях глубокого кризиса общества и социально-экономической нестабильности. Поэтому успешность выхода из кризиса во многом зависит от инновационных способностей России, от умения так сформировать политический и экономический потенциал общества, чтобы новое поколение не чувствовало превосходства или, наоборот, низости друг перед другом.
Глава III. Молодежь и становление новой России.
Высокая скорость политических, экономических и социальных изменений в 90-е годы оказали (и оказывают) влияние на положение и развитие российской молодежи. Сегодня, очевидно, что в молодежной среде преобладают процессы дифференциации. Причем дифференцирующие факторы проявляются более зримо, чем интегрирующие. Это связано прежде всего с тем, что в условиях радикального преобразования российского общества происходят глубокие изменения его социальной стратификации, одной из особенностей которой является социальная поляризация, основанная на имущественном расслоении.
В социальной структуре появились новые группы: предпринимателей, банкиров, мелких торговцев и "челноков", новых русских и новых бедных. Возникли новые тенденции в среде рабочих и крестьян, связанные с отношениями к той или иной форме собственности. Между слоями рабочего класса, крестьянства углубляются различия в доходах, экономических и политических интересах.
К каждой страте, социальной группе в большей или меньшей степени принадлежит молодежь. Именно поэтому фундаментальными критериями социальной дифференциации юношества выступают социальное происхождение и собственное социальное положение молодых людей. Обладая социальными признаками разных общностей, они различаются по материальным возможностям, ценностным ориентациям, образу и стилю жизни. Анализ показывает, что важнейшей характеристикой современной российской молодежи является возросшее расслоение по социально-экономическим показателям.
Внутренняя дифференциация молодежи обуславливается не только социальными параметрами. Исследователи кроме стратификационного, выделяют такие типы дифференциации, как возрастной и субкультурный. Среди молодежи возникает необходимость изучение специфики групповых отношений, особенности формирования потребностей и целей, роли и места различных слоев юношества в становлении нового общества. Знание специфики - одно из важных условий разработки научного подхода к решению молодежных проблем, проведению социальной и молодежной политики.
Вместе с тем был и остается не менее актуальным ценностный подход к изучению всего многообразия общих связей и закономерностей молодого поколения, как органического субъекта развития общества. Именно такой подход отличает ряд крупных работ вышедших в 90-е годы. В них молодежь рассматривается как социально-демократическая группа с характерными для нее социальными, возрастными, психологическими свойствами и социальными ценностями, которые обуславливают уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе. Такой взгляд способствует более глубокому осмыслению молодежных проблем, дифференцированному подходу молодежи как внутренне неоднородной и вместе с тем специфически особой общественной группе. Однако, справедливо отмечают уральские исследователи Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т., усиливающаяся дифференциация молодежи актуализирует проблему выявления интегрирующих факторов, признаков и целостности.
Среди факторов социологического определения "молодежь" исследователи устойчиво выделяют:
- возростные границы и социально-психологические особенности.
- специфику социального
статуса, социально-культурное
- процесс социализации
как единство социальной
Общий вывод исследователей НИЦ при ИМ, сделанный в 1993 году, остается в силе: "Каждое последующее поколение российской молодежи по основным показателям социального положения и развития хуже предыдущего". Это выражается прежде всего в тенденции сокращения количества молодых людей, что ведет к старению общества и следовательно, снижению роли молодежи как социального ресурса в целом.
С 1987-1996 гг. в стране
родилось шесть миллионов
Демографическая ситуация осложняется новым в российской действительности - ростом убийств и самоубийств, в том числе среди молодежи.
Причина - возникновение сложных личных и жизненных ситуаций.
Имеются тенденции ухудшения состояния здоровья детей и подростков. Растущее поколение менее здоровое физически и психически, чем предыдущее. В среднем по России лишь 10% выпускников школ могут считать себя абсолютно здоровыми, 45-50% из них имеют серьезные морфофункциональные отклонения.
Также наблюдаются тенденции расширения процесса десоциализации, маргинализации молодежи. Увеличивается количество молодых людей, ведущих асоциальный, аморальный образ жизни. В силу различных причин и в разной степени к ним относятся: инвалиды, алкоголики, бродяги, "профессиональные нищие", лица отбывающие заключение в исправительно-трудовых учреждениях, которые стремятся быть социально полезными гражданами, но в силу общественных условий не могут ими стать. Происходит люмпенизация и криминализация молодежи.
Также видны тенденции
снижения возможностей участия
молодежи в экономическом
Социологические исследования последних лет констатируют, что в трудовой мотивации приоритет отдается не содержательному труду, а труду, направленному на получение материальной выгоды. "Большая зарплата" - этот мотив оказался решающим при выборе места работы.
Конечно, все, что
сказано подтверждают цифры, и
цифры, не вселяющие оптимизм.
Но все же надо верить в
лучшее, тем более, что
Все это говорит о том, что современная молодежь является будущим нашей страны и это будущее конечно светлое.
Заключение
Каковы же причины тяжелого положения молодежи?
Основные причины связаны с проблемами „жизненного старта“ - с уровнем материальной обеспеченности и социальной защищенности, с получением образования, началом трудовой деятельности и т.д. Очень мала стипендия студентов. Молодежь в России (это 32 млн. человек в возрасте 14-29 лет) - наиболее образованная часть общества. Удельный вес работников с высшим образованием, незаконченным высшим и средним образованием в составе работающей молодежи в возрасте до 29 лет составляет 92%.
Самостоятельность - статус
взрослого, означает способность обеспечить
себя средствами существования, быть независимым
от родителей. Недостаточная материальная
обеспеченность, вынужденное использование
материальной помощи родителей нередко
формирует у части молодежи социальный
инфантилизм. Труд перестает занимать
важное место в структуре ценностей,
усиливаются потребительские
Отрицательно влияет на становление личности
и несоответствие полученного образования
содержанию реально выполняемого труда.
Это приводит к падению престижа ряда
важнейших для общества профессий, обесценивается
образование, наблюдается ухудшение материального
положения молодых людей, большинство
живет за чертой бедности. Сокращается
доля молодых во властных структурах на
всех уровнях.
Говоря о причинах кризиса
социализации молодежи надо помнить, что
он возник и протекает на фоне мирового
социального процесса, связан с „контркультурой“
Запада, с общими глобальными проблемами
дегуманизации современной
Духовная опустошенность, гражданское безучастие, потеря нравственных, идейных ориентиров связаны с особенностями нынешнего этапа ломки старых общественных отношений и перехода к новым. Отказ от многих устоявшихся стереотипов, этических норм, дезориентация затрагивают наименее интегрированные группы общества, в частности, молодежь.
Кризис социализации молодежи
связан и с таким важным каналом
ее формирования, как семья. Значительно
уменьшается в современном
Специального анализа
требуют и такие причины