Современные социологические направления: функционализм; марксизм; структурализм; символический интеракционизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 10:57, реферат

Описание работы

В последние десятилетия в среде молодежи республик бывшего СССР ярко проявилась тенденция к созданию новых культурных стереотипов, прежде всего — молодежных субкультур. Их носителями выступают представители различных неформальных молодежных объединений — добровольных формирований, создающихся по критерию общности интересов.
В условиях политической, социальной и экономической нестабильности молодой человек подвергается воздействию проявлений, имеющих место вне образовательной системы, в числе которых — криминализация общества, падение уровня жизни подавляющего большинства населения, разрушение культурных традиций, размывание нравственных ценностей.

Содержание работы

План
1. СМИ и молодежные субкультуры
2.Негативное влияние СМИ на молодежь
3. Информационная экология

Файлы: 1 файл

сми.docx

— 95.19 Кб (Скачать файл)

Особую сложность составляет усугубление социальных различий по территориям. Молодежные проблемы по-разному проявляются в столице, областном центре, малом городе и на селе, в разных регионах России.

Подрастающее поколение, студенчество (как наиболее яркая  его часть) уже четко сформировало свое мнение в области основных принципов  организации хозяйственной жизни.

Студенческие экзамены открывают  путь в университет или другое высшее учебное заведение, а начало обучения для большинства молодых  людей знаменуется долгожданным побегом из дома, даже если университет или другое учебное заведение расположен в том же городе, где живут их родители. И даже если у родителей нет проблем с жилплощадью и пр.

Многие выезжают в общежитие, кто-то снимает квартиру, а некоторые, объединившись в небольшую компанию, снимают большую квартиру. Но каждый непременно желает иметь отдельную комнату. Это же правило распространяется и на общежитие, где комнаты одноместные. Есть и счастливчики, которым родители покупают квартиры. Например, в Ростове снять жилье за умеренную плату не так-то просто. Сейчас осталось совсем мало студентов, способных прожить на свою стипендию. Остальные вынуждены искать работу или просить деньги на жизнь у родителей.

Практически каждый второй студент (в эту категорию попадают именно «бедные» студенты) ищет себе работу. Сделать это нелегко, так как желающих достаточно много, и молодые люди берутся за любую работу, например, за уборку помещений. Можно найтиработу продавца в круглосуточном киоске или обслуживать клиентов на бензоколонке.

Круг предлагаемых работ  не так уж и велик. Но оказавшись в положении самостоятельного и независимого человека, студент начинает привыкать ко взрослой жизни. И у молодежи, недостаточно обеспеченной, процесс происходит намного быстрее, чем у молодых людей, имеющих возможность брать деньги у родителей и не думать о завтрашнем дне.

«Бедная» молодежь через  какое-то время может заработать себе на жизнь. Естественно, это не такие уж и большие суммы, но минимумом можно себя обеспечить. Но некоторые все же жалуются. Это связано с тем, что жизнь постоянно усложняется, и наши потребности растут. Все становится и привлекательнее, и дороже — одежда, мебель, бытовая техника и т.д. Многие молодые люди имеют диктофоны, магнитофоны, компьютеры и красивую одежду. У других молодых людей ситуация сложнее.[16]

Отсутствие связи между  уровнем образования и размером доходов молодежи уже давно и четко усвоилось. Высшее образование дает более широкий выбор видов деятельности, развивает способность приспосабливаться к жизни. Однако тут же возникает другая проблема — невостребованность достаточно высокого трудового потенциала современного молодого поколения. Каждый третий безработный — молодой человек в возрасте до 30 лет. Несмотря на некоторую стабилизацию молодежной безработицы в последние два года, она остается значимым фактором социального исключения большой группы молодых людей. Если в экономически более развитых обществах проблема труда наиболее остро встает для низкоквалифицированных рабочих, то в России с нею сталкиваются образованные, дипломированные специалисты.

Как неизбежное следствие  этих процессов, происходит духовная и  профессионально-квалификационная деградация части молодежи как субъекта труда, выраженная в депрофессионализации, а также изменение, извращение отчужденной функции в формах девиации. Ее ярким примером служит криминальный бизнес.

Налицо явный конфликт между интересами молодежи и реальными  возможностями социальной мобильности. Относительно 1990 г. удельный вес тех, кто отличался высоким уровнем профессионального статуса, сократился в конце 1994 г. более чем в полтора раза. Во столько же раз выросла доля низкостатусных групп молодежи.[17]

Как известно, снижение статуса  в одной из сфер часто провоцирует  нисходящую мобильность в других сферах. Поэтому нет уверенности, что рост непривилегированных слоев  не приведет к укреплению андеркласса как постоянного источника социальной нестабильности.

Молодые люди, которым «повезло», образуют пусть небольшую, но по-настоящему процветающую группу. Это, как правило, те, кто унаследовал положение элиты, плавно перешедшей в разряд нового руководства, банкиров и бизнесменов. Они составляют около 70% «новых русских». Основной же части молодежи уготованы второстепенные роли и неквалифицированная работа в инфраструктуре бизнеса. Не желая работать на государственных предприятиях и не сумев занять высокое положение, большинство из них вынуждено пойти по пути криминальной деятельности..[18]

Образование должно быть всеобщим и бесплатным — так считает  каждый второй молодой студент. На вопрос: «Согласны ли Вы с мнением, что  молодежь лучше приспособилась к  условиям российской действительности, чем представители старших поколений?»  были получены в 1.997 г. следующие ответы: скорее да — 76,1%, скорее нет — 9,2%, затрудняюсь  ответить — 14,7%. Оценивают свое материальное положение как бедственное — 10,8%, с трудом сводят концы с концами — 31,5%, доход обеспечивает нормальную жизнь — 52,9%. Сказали: я вполне самостоятельный человек — всего 4,8%[19].

Сегодня образование стало  фактором укрепления социального неравенства. Дети «власть имущих» и богатых имеют возможность попасть в узкую группу, которая в будущем получит доступ к рычагам власти в экономике и политике.

В анкету был также включен  вопрос: «Современная жизнь трудна и жестока. А потому, как Вы относитесь к возможной перспективе работы в криминальных группировках?» Ответили: это для меня приемлемо — 66,5%, если жизнь прижмет, то можно этим заняться — 21,7%, сегодня это вполне нормальный способ заработать деньги — 10,4%.

И все же молодое поколение  не может жить без света «в конце  туннеля», без надежды даже в условиях глубокого кризиса общества и социально-экономической нестабильности. Поэтому успешность выхода из кризиса во многом зависит от инновационных способностей России, от умения так сформировать политический и экономический потенциал общества, чтобы новое поколение не чувствовало превосходства или, наоборот, низости друг перед другом. 

 

Глава III. Молодежь и становление новой России. 

 

Высокая скорость политических, экономических и социальных изменений  в  90-е  годы  оказали (и оказывают) влияние на положение и развитие российской молодежи.  Сегодня, очевидно, что в молодежной среде преобладают процессы дифференциации. Причем дифференцирующие факторы проявляются более зримо,  чем интегрирующие.  Это  связано прежде  всего  с  тем,  что в условиях радикального преобразования российского общества происходят глубокие изменения его  социальной стратификации, одной  из  особенностей которой является социальная поляризация, основанная на имущественном расслоении.

В социальной  структуре появились новые группы:  предпринимателей, банкиров,  мелких торговцев и "челноков", новых русских и новых бедных.  Возникли  новые тенденции в среде рабочих и крестьян, связанные с отношениями к той или иной форме собственности.  Между слоями рабочего класса,  крестьянства углубляются различия в доходах, экономических и политических интересах.

К каждой страте, социальной группе в большей или меньшей  степени принадлежит молодежь. Именно поэтому фундаментальными критериями социальной  дифференциации  юношества выступают социальное происхождение и собственное социальное положение молодых людей. Обладая социальными  признаками  разных общностей,  они различаются по материальным возможностям,  ценностным ориентациям, образу и стилю жизни. Анализ показывает,  что важнейшей характеристикой современной российской молодежи является возросшее расслоение по  социально-экономическим показателям.

Внутренняя дифференциация молодежи  обуславливается  не  только социальными параметрами.  Исследователи  кроме стратификационного, выделяют такие типы дифференциации,  как возрастной и  субкультурный. Среди  молодежи  возникает  необходимость  изучение специфики групповых отношений,  особенности формирования потребностей и  целей, роли  и  места различных слоев юношества в становлении нового общества. Знание специфики - одно из важных условий разработки научного подхода к решению молодежных проблем, проведению социальной и молодежной политики.

Вместе с тем был  и остается не менее актуальным ценностный подход к изучению всего многообразия общих связей  и  закономерностей молодого поколения,  как органического субъекта развития общества. Именно такой подход отличает ряд крупных работ вышедших в 90-е годы. В  них  молодежь рассматривается как социально-демократическая группа с   характерными   для   нее   социальными,    возрастными, психологическими свойствами   и  социальными  ценностями,  которые обуславливают уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями   социализации  в  российском  обществе.  Такой взгляд способствует более глубокому осмыслению молодежных проблем, дифференцированному подходу  молодежи как внутренне неоднородной и вместе с тем  специфически  особой  общественной  группе.  Однако, справедливо отмечают уральские исследователи Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т., усиливающаяся дифференциация молодежи актуализирует проблему выявления интегрирующих факторов, признаков и целостности.

Среди факторов социологического определения "молодежь" исследователи  устойчиво выделяют:

- возростные границы и социально-психологические особенности.

- специфику социального  статуса, социально-культурное поведение.

- процесс социализации  как единство социальной адаптации  молодежи в индивидуализации.

Общий вывод  исследователей НИЦ при ИМ,  сделанный в 1993 году, остается в силе: "Каждое последующее поколение российской молодежи по основным показателям социального положения и развития хуже предыдущего". Это выражается прежде всего в тенденции сокращения  количества молодых  людей,  что ведет к старению общества и следовательно, снижению роли молодежи как социального ресурса в целом.   

 С 1987-1996 гг. в стране  родилось шесть миллионов детей  меньше, чем за предыдущие десять  лет. Количество молодежи в  возрасте до 16 лет уменьшилось  на три миллиона человек.   

 Демографическая ситуация   осложняется   новым   в   российской действительности - ростом убийств и самоубийств, в том числе среди молодежи.   

 Причина - возникновение  сложных личных и жизненных  ситуаций.   

 Имеются тенденции  ухудшения состояния здоровья детей и подростков. Растущее поколение менее здоровое физически  и  психически, чем  предыдущее.  В среднем по России лишь 10%  выпускников школ могут считать себя абсолютно здоровыми,  45-50%  из них имеют серьезные морфофункциональные отклонения.   

 Также наблюдаются  тенденции расширения процесса  десоциализации, маргинализации молодежи.  Увеличивается количество молодых людей, ведущих асоциальный,  аморальный образ жизни. В силу различных причин и в разной степени к ним относятся: инвалиды, алкоголики, бродяги, "профессиональные нищие",  лица отбывающие заключение в исправительно-трудовых учреждениях,  которые стремятся быть социально полезными гражданами,  но в силу общественных условий не могут ими стать. Происходит люмпенизация и криминализация молодежи.    

 Также видны тенденции  снижения возможностей участия  молодежи в экономическом развитии, тенденции падения социальной  ценности труда, престижа ряда  важных для общества профессий.    

 Социологические исследования  последних лет констатируют,  что в трудовой мотивации приоритет отдается не содержательному труду,  а труду, направленному на получение  материальной  выгоды.  "Большая зарплата" - этот мотив оказался решающим при выборе места работы.   

 Конечно, все, что  сказано подтверждают цифры, и  цифры, не вселяющие оптимизм. Но все же надо верить в  лучшее, тем более, что оптимистические  прогнозы по отношению к молодежи  основаны не на беспочвенных  высказываниях оптимистов, а на  других цифрах, эти цифры не  столь велики, но на их основе  можно сказать, что у современной  молодежи в России есть будущее.  Ведь именно сейчас мы видим  насколько самостоятельными становятся  подростки, как быстро они приспосабливаются  к меняющимся условиям. Много  стало молодых людей, желающих  учиться.

Все это говорит о том, что современная молодежь является будущим нашей страны и это  будущее конечно светлое. 

 

Заключение

Каковы же причины тяжелого положения молодежи?

Основные причины связаны  с проблемами „жизненного старта“ - с уровнем материальной обеспеченности и социальной защищенности, с получением образования, началом трудовой деятельности и т.д. Очень мала стипендия студентов. Молодежь в России (это 32 млн. человек  в возрасте 14-29 лет) - наиболее образованная часть общества. Удельный вес работников с высшим образованием, незаконченным  высшим и средним образованием в  составе работающей молодежи в возрасте до 29 лет составляет 92%.

Самостоятельность - статус взрослого, означает способность обеспечить себя средствами существования, быть независимым  от родителей. Недостаточная материальная обеспеченность, вынужденное использование  материальной помощи родителей нередко  формирует у части молодежи социальный инфантилизм. Труд перестает занимать важное место в структуре ценностей, усиливаются потребительские установки.  
Отрицательно влияет на становление личности и несоответствие полученного образования содержанию реально выполняемого труда. Это приводит к падению престижа ряда важнейших для общества профессий, обесценивается образование, наблюдается ухудшение материального положения молодых людей, большинство живет за чертой бедности. Сокращается доля молодых во властных структурах на всех уровнях.

Говоря о причинах кризиса  социализации молодежи надо помнить, что  он возник и протекает на фоне мирового социального процесса, связан с „контркультурой“ Запада, с общими глобальными проблемами дегуманизации современной цивилизации.

Духовная опустошенность, гражданское безучастие, потеря нравственных, идейных ориентиров связаны с  особенностями нынешнего этапа  ломки старых общественных отношений  и перехода к новым. Отказ от многих устоявшихся стереотипов, этических  норм, дезориентация затрагивают  наименее интегрированные группы общества, в частности, молодежь.

Кризис социализации молодежи связан и с таким важным каналом  ее формирования, как семья. Значительно  уменьшается в современном обществе роль семьи и родства. Изменились социальные функции семьи: на первом месте у молодых не продолжение  рода, не экономическая стабильность, а реализация потребности в духовной близости, эмоциональном комфорте. В ранговой шкале системы жизненных  ценностей молодежи на первом месте - здоровье, на втором - счастливая семейная жизнь, на третьем - любовь.

Специального анализа  требуют и такие причины кризиса  социализации молодежи, как миграция из села в город, влияние средств  массовой информации.

Информация о работе Современные социологические направления: функционализм; марксизм; структурализм; символический интеракционизм