Специфика социальной помощи семьям, имеющим трудных подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 20:14, курсовая работа

Описание работы

Цель – выявить принципы и особенности социальной работы с семьями, имеющими трудных детей.
Задачи:
обозначить особенности девиантного поведение в социальной работе;
описать специфику взаимоотношений для семей с проблемными детьми;
выявить наиболее значимые направления в социальной работе с семьями, имеющими подростка с девиантным поведением;
проанализировать отечественный опыт работы социальных служб с семьями имеющими трудного ребенка;
изучить работу учреждений социальной защиты по реабилитации семей, имеющих неблагополучного ребенка;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы социальной работы с семьей, имеющей подростка с девиантным поведением……………………………………………………….....5
1.1Девиантное поведение в теории социальной работы……………………….5
1.2 Основные проблемы семей, влияющие на формирование отклонении от норм поведения у подростков. ………………………………………………….7
1.3 Характеристика направлений социальной работы с семьями, имеющими подростка с девиантным поведением………………………………………….9
2. Специфика социальной помощи семьям, имеющим трудных подростков……………………………………………………………………….………19
2.1 Обобщение российского опыта социальной работы с семьями, имеющими девиантного подростка…………………………………………………………19
2.2 Процесс социальной работы по реабилитации семей, неблагополучного ребенка…………………………………………………………………………...26
2.3 Анализ работы отечественных социальных служб по вопросу оказания помощи трудным подросткам, ……………………………………………….28
Заключение ……………………………………………………………………38
Список литературы…………………………………………………………….41

Файлы: 1 файл

курсовая работа по теории.docx

— 181.94 Кб (Скачать файл)

                                         Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Теоретические основы  социальной работы с семьей, имеющей  подростка с девиантным поведением……………………………………………………….....5

1.1Девиантное поведение в теории социальной работы……………………….5

1.2 Основные проблемы семей, влияющие  на формирование отклонении от норм поведения у подростков. ………………………………………………….7

1.3 Характеристика направлений социальной работы с семьями, имеющими подростка с девиантным поведением………………………………………….9

2. Специфика социальной помощи семьям, имеющим трудных подростков……………………………………………………………………….………19

2.1 Обобщение российского опыта социальной работы с семьями, имеющими девиантного подростка…………………………………………………………19

2.2 Процесс социальной  работы по реабилитации семей,  неблагополучного ребенка…………………………………………………………………………...26

2.3 Анализ работы отечественных социальных служб по вопросу оказания помощи трудным подросткам, ……………………………………………….28

 Заключение ……………………………………………………………………38

Список литературы…………………………………………………………….41

Приложение…………………………………………………………………….43

 

 

 

 

 

 

 

                                                  Введение

 

Изменения, происходящие в современном обществе, выдвинули целый ряд проблем; одной из которых является проблема воспитания девиантного ребенка. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании и так далее, то есть прослеживается тенденция к увеличению числа детей с девиантным поведением. Одной из главных задач для решения этой проблемы является социальная работа с семьями, имеющими трудного (или трудных детей) подростков. Необходимо определить насколько зависит появление девиации у ребенка от активности семьи.

   Объект исследования – семья, имеющая подростка с девиантным поведением.

   Предмет исследования – основные направления социальной работы с семьей имеющей подростка с девиантным поведением.

   Цель – выявить принципы и особенности социальной работы с семьями, имеющими трудных детей.

Задачи:

  • обозначить особенности девиантного поведение в социальной работе;
  • описать специфику взаимоотношений для семей с проблемными детьми;
  • выявить наиболее значимые направления в социальной работе с семьями, имеющими подростка с девиантным поведением;
  • проанализировать отечественный опыт работы социальных служб с семьями имеющими трудного ребенка;
  • изучить работу учреждений социальной защиты по реабилитации семей,  имеющих неблагополучного ребенка;
  • проанализировать опыт работы, отечественных социальных служб с трудными детьми.

 

 

 Методы исследования – анализ исследования научной литературы, сравнение,  метод анкетного опроса.

Практическая значимость заключается в том, что результаты могут быть полезны специалистам, работающим в школах, учреждениях дополнительного образования, социально-реабилитационных центрах, отделениях медико-социальной помощи подросткам и их семьям, и др.

Степень разработанности  исследования. В общем девиантным поведением занимались: В.Г. Белов1, В.В. Бочаров2,  Э.А. Зозырева3, Н.В. Николаева4 , Т.И Шульга5.

Проблемами семей с  девиантным подростками занимались следующие авторы:  О.Б. Качанова6, Л.И. Курсоносова7.

Проблема девиантного  поведения в социально-педагогической сфере  была  широко освещена в  работах :  Л.Н Антонова8,  Г.А Калашкова9.

1. Теоретические  основы социальной работы с  семьей, имеющей подростка с девиантным поведением

1.1Девиантное поведение в теории социальной работы

   

Девиантное поведение — это поведение, отклоняющееся от общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития.

         Поведение некоторых детей и подростков обращает на себя внимание нарушением норм, несоответствием получаемым советам и рекомендациям, отличается от поведения тех, кто укладывается в нормативные требования семьи, школы и общества. Это поведение, характеризующееся отклонением от принятых нравственных, а в некоторых случаях и правовых норм называют девиантным. Оно включает антидисциплинарные, антисоциальные, делинквентные противоправные и аутоагрессивные (суицидальные и самоповреждающие) поступки. Они по своему происхождению могут быть обусловлены различными отклонениями в развитии личности и ее реагирования. Чаще это поведение – реакции детей и подростков на трудные обстоятельства жизни. Оно находится на грани нормы и болезни и потому должно оцениваться не только педагогом, но и врачом. Возможность появления отклонений в поведении связана также с особенностями физического развития, условиями воспитания и социального окружения .

        Девиантное поведение подразделяется на две группы:

1. Поведение, отклоняющееся от  норм психического здоровья, т.е.  наличие у человека явной или  скрытной психопатологии. Эту группу, во-первых, составляют лица, которых можно условно отнести к третьей группе характеров, т.е. астеников, шизоидов, эпилептоидов и других психически ненормальных людей. Во-вторых, к этой группе примыкают лица с акцентуированными характерами, которые тоже страдают психическими отклонениями, но в пределах нормы.

2. Поведение, отклоняющееся от  морально-нравственных норм человеческого общежития и проявляющееся в различных формах социальной патологии - пьянстве, наркомании, проституции и пр. Подобный вид девиантного поведения выражается в форме проступков или преступлений. Если эти проступки незначительны и не приносят большого вреда общественным отношениям, то лица, совершившие их, подвергаются наказанию по нормам трудового или административного права. Правоохранительные органы в лице милиции и судебных органов применяют к девиантам меры принудительного характера (административный арест, штраф и пр.), а социальные и медицинские службы проводят с ними комплекс мер по социальной адаптации. Если же девиант совершает преступление, то такое деяние квалифицируется по нормам уголовного законодательства. Вот почему преступность как вид девиантного поведения в основном изучается юриспруденцией, а аморальное поведение социологией, психологией, психиатрией и другими науками.

Ученые определяют девиантность соответствием или несоответствием социальным нормам-ожиданиям. Следовательно, девиантным является поведение, не удовлетворяющее социальным ожиданиям данного общества.

Поскольку девиантное поведение стало  ассоциироваться со многими негативными  проявлениями (олицетворением «зла»  в религиозном мировоззрении, симптомом «болезни» с точки зрения медицины, «незаконным» в соответствии с правовыми нормами), возникла даже тенденция считать его «ненормальным». Поэтому следует подчеркнуть, что девиации как мутации в живой природе являются всеобщей формой, способом изменчивости, следовательно, жизнедеятельности и развития любой системы. Поскольку функционирование социальных систем неразрывно связано с человеческой жизнедеятельностью, в которой социальные изменения реализуются также путем девиантного поведения, отклонения в поведении естественны и необходимы. Они служат расширению индивидуального опыта. Возникающее на основе этого разнообразие в психофизическом, социокультурном, духовно-нравственном состоянии людей и их поведении является условием совершенствования общества, осуществления социального развития.

Поскольку социальная норма определяет исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных организаций. В отличие от естественных норм физических и биологических процессов социальные нормы складываются как результат адекватного или искаженного отражения в сознании и поступках людей объективных закономерностей функционирования общества.

Социальные нормы служат средством  ориентации социального поведения каждой личности или общности людей в определенной ситуации и средством контроля за их поведением со стороны общества. Социальные нормы (в отличие от других регуляторов общественного поведения) характеризуются: единством предписывающего и оценочного моментов; наличием средств социальной оценки и контроля; наличием определенных социальных санкций; внешней формой выражения (например, юридические нормы проявляются в правовых актах, моральные - в общественном мнении, традициях, обычаях, религиозные - в священных писаниях и проповедях, эстетические - в художественных принципах, нормы общественных и государственных организаций и учреждений - в законах, уставах, положениях.

Семья является важным фактором который обязан предотвратить, еще на ранней стадии появления девиантного поведения у своего ребенка10.

 

1.2 Основные проблемы семей, влияющие  на формирование отклонения от норм поведения у подростка.

Порой социальные факторы  и, прежде всего, условия семейного  воспитания, играют решающую роль в возникновении отклонений поведения у детей и юношества.

Семья не существует сама по себе. Она живет в конкретном городе, стране, в которой происходят изменения  в политике, экономике, в моральных  оценках, взглядах людей. Семья –  это часть большого организма. Она  не только ощущает все процессы, происходящие в обществе, но и сама оказывает влияние на это общество.

Многие ученые, исследующие  проблемы семьи, говорят о кризисе  современной семьи. Надо заметить, что о кризисе семьи говорят во многих странах мира. При этом слово «кризис» имеет отрицательный оттенок.

    Жизнь не стоит на месте, все в ней меняется, что-то исчезает, что-то появляется вновь. Во всем есть не только отрицательные стороны, но и положительные. Появляются новые формы взаимоотношений в семье, остается то, что на данный момент способствует развитию института семьи. Для нас важно рассмотреть как отрицательные, так и положительные условия жизни семьи, влияющие на воспитание и развитие ребенка, чтобы по возможности избежать ненужных ошибок, чтобы сохранить мир и добрые отношения в семье.

Основные социальные проблемы семей, влияющие  на формирование отклонения от норм поведения у подростка:

  • Следует отметить профессиональную занятость родителей и невозможность уделять достаточного количества времени детям.

Членам семьи приходится работать очень много: иногда без  выходных, иногда без отпуска, постоянно  обдумывая что-то, составляя планы, проекты, разговаривая по телефону со своими коллегами, подчиненными. Вы полны  энергией или выбились из сил, но в  том или другом случае, вы не бросаете свою работу.

  • Изменились нравственные и моральные нормы семейных отношений, сместились приоритеты личностных качеств, что, конечно, повлекло за собой изменения в структуре и атмосфере семьи.
  • Изменилось отношение к женщине, которая самостоятельно растит и воспитывает ребенка. Такая женщина не вызывает осуждения. Сегодня многие материально независимые женщины не вступают в брак, а рожают или берут на воспитание (усыновляют) ребенка.
  • Появляются и нетипичные (нетрадиционные) семьи. Некоторые такие появившиеся семьи необычны для нашей страны, например, многоженство. В то же время для мусульманских стран – это явление естественное.

      Наиболее распространенной формой нетипичной семьи в последнее время является гражданский брак.

     Брак может быть зарегистрирован, однако супруги предпочитают жить раздельно. Он может быть прерывающимся, когда супруги расходятся на какое-то время, или открытым, когда партнеры охотно допускают интимные отношения вне брака.

     В нашей стране широко распространены семьи – коммуны, так называемые «шведские» семьи, а также – гомосексуальные семьи.

  • Распространенной является ситуация, когда создаются браки, в которых супруги относятся к разным культурам, т.е. это семьи, где может быть различное вероисповедание супругов, различное отношение к событиям, которые происходят в стране.

    При этом следует отметить, что с появлением ребенка эти различия становятся заметнее.

 

1.3 Характеристика  направлений социальной работы  с семьями, имеющими подростка с девиантным поведением.

 

           Для профилактики преступности среди несовершеннолетних крайне важно использовать возможности семьи, образования, общины. Рекомендуется применять самопомощь молодежи и программы компенсации и помощи потерпевшим. Анализ международных документов по проблеме профилактики и преодоления девиантного поведения несовершеннолетних. Позволяет определить направления, содержание, методы и формы такой работы с несовершеннолетними с девиантным поведением. Согласно Конвенции о правах ребенка к несовершеннолетним должны применятся такие меры, как: наблюдение, опека. Надзор, консультативные услуги, назначение испытательного срока воспитания, а так же программы обучения и профессиональной подготовки и другие формы наблюдения, заменяющие надзор в учреждениях, с целью обеспечить такое обращение с ребенком, которое отвечало бы его благосостоянию, а также его положению и характеру преступления. «Минимальные стандартные правила ООН по осуществлению правосудия относительно несовершеннолетних», принятые 29 декабря 2010года, этот перечень дополняют постоянным надзором, активной воспитательной работой. Так на Западе как особый вид опекунства и передачи ребенка в семью на воспитание распространены «fostering» и «mainstay». «Fostering» – пребывание в нормальных условиях в чужой семье (так называемая фостерная семья) в течении длительного времени, вплоть до совершеннолетия, при сохранении контактов с настоящей семьей. Как только условия для воспитания ребенка в настоящей семье становятся нормальными, ребенок в нее возвращается. «Mainstay» – применяется к детям от 11 до 17 лет в течении нескольких месяцев. Если в семье налаживаются обстоятельства и условия жизни – ребенок туда возвращается, если нет – оформляется фостеринг. На сегодняшний день социальная работа с семьей осуществляется в условиях, когда семья представляет собой структуру, закрытую от внешнего вмешательства, и вправе отказаться от него. Учитывая это, работники служб системы социальной защиты по сравнению с представителями других ведомств, оказываются в более выгодных условиях. От социальной защиты, в отличие от прочих, ждут не административных или правовых воздействий, а рассчитывают на помощь. Поэтому специалистам по социальной работе центра всегда удается установить контакт с членами даже самых неблагополучных семей.

Информация о работе Специфика социальной помощи семьям, имеющим трудных подростков