Специфика социальной помощи семьям, имеющим трудных подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 20:14, курсовая работа

Описание работы

Цель – выявить принципы и особенности социальной работы с семьями, имеющими трудных детей.
Задачи:
обозначить особенности девиантного поведение в социальной работе;
описать специфику взаимоотношений для семей с проблемными детьми;
выявить наиболее значимые направления в социальной работе с семьями, имеющими подростка с девиантным поведением;
проанализировать отечественный опыт работы социальных служб с семьями имеющими трудного ребенка;
изучить работу учреждений социальной защиты по реабилитации семей, имеющих неблагополучного ребенка;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы социальной работы с семьей, имеющей подростка с девиантным поведением……………………………………………………….....5
1.1Девиантное поведение в теории социальной работы……………………….5
1.2 Основные проблемы семей, влияющие на формирование отклонении от норм поведения у подростков. ………………………………………………….7
1.3 Характеристика направлений социальной работы с семьями, имеющими подростка с девиантным поведением………………………………………….9
2. Специфика социальной помощи семьям, имеющим трудных подростков……………………………………………………………………….………19
2.1 Обобщение российского опыта социальной работы с семьями, имеющими девиантного подростка…………………………………………………………19
2.2 Процесс социальной работы по реабилитации семей, неблагополучного ребенка…………………………………………………………………………...26
2.3 Анализ работы отечественных социальных служб по вопросу оказания помощи трудным подросткам, ……………………………………………….28
Заключение ……………………………………………………………………38
Список литературы…………………………………………………………….41

Файлы: 1 файл

курсовая работа по теории.docx

— 181.94 Кб (Скачать файл)

     Исследование показало, что роль телевидения и СМИ играет первоочередную роль в становлении личности ребенка. Основной причиной этого можно назвать низкий уровень профессиональности родителей по организации досуга детей. При этом активное внедрение социальной рекламы, в профилактики поведения детей, дало бы превосходный результат.

      При работе с родителями важно учитывать степень заинтересованности самих родителей в предотвращении девиаций у своих детей. При недостаточной заинтересованности идет работа по мотивированию родителей для деятельности. Не малое внимание уделяется культурным традициям.

     Сам анализ исследования следует отнести к сбору наиболее важной информации. Важно суметь выявить причины и виды девиации подростка. От собранной информации зависят и методы работы с клиентом.

Мы также можем сделать  вывод о том, что многие родители, в силу своей занятости и других объективных причин, не достаточно внимания уделяют детям. Не ходят вместе гулять, не выезжают на отдых, не интересуются личными проблемами подростка, его переживаниями и многим другим. И отсюда масса свободного времени у ребенка, который не имея контроля со стороны родителей попадает под негативное влияние: окружающего общества, сверстников, местных авторитетов и т.п.

 
 

                                        

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       Заключение

 

         Подросток строит свое поведение, основываясь на субъективной, подсознательной оценке происходящего вокруг. В большинстве случаев оно соответствует системе сложившихся межличностных отношений в семье. Однако не всегда поведение подростка разумно, с точки зрения родителей. Иногда дети из-за своеобразного и неполного понимания окружающего мира выбирают такие формы собственного поведения и воздействия на родителей, которые плохо влияют не только на их собственное развитие, но и на взаимоотношения в семье. Чаще всего это наблюдается в семьях с серьезными проблемами в отношениях, личностными отклонениями родителей, хотя и не обязательно. Подростки, не находя в «нормальном» репертуаре форм такого поведения, которое им помогло бы ощутить собственную значимость и любовь родителей. Многие отечественные исследователи отмечали, что семья является той микросредой, где ребенок получает чувственный опыт. Для душевного состояния детей чрезвычайно важно, чувствуют ли они в семье, что их любят, значимы они для родителей или нет, как они сами относятся к родителям. Осмысление, осознание себя в семье определяет его реакции на происходящее и, более того, представляет собой фундамент для существующих и будущих отношений с людьми. Это своеобразные сценарии, на основе которых подросток предвосхищает, как окружающие будут поступать с ним, интерпретирует, что чувствуют другие люди по отношению к нему.

Когда родители оказывают  ребенку  разумное доверие, воспитывают в  нем самостоятельную личность, тогда  он может свободно общаться с ровесниками, быть находчивым, остроумным, в меру самоуверенным, способным разобраться в различных общественных ситуациях.

 

 

     Специалист по социальной работе может помочь семье, в создании благоприятной микросреды, что бы ребенок мог получать необходимую дозу внимания со стороны родителей, в которой он так нуждается.

   Социальный работник при реализации своей деятельности, должен находить определенный индивидуальный подход к каждой семье, выстраивать доверительные отношения с членами семьи, устанавливать плотный и постоянный контакт с семьей в течении длительного времени, все это поможет специалисту в грамотном подходе к решению проблемы семьи с подростком - девиантом.

    В социальной работе с семьями, имеющими трудных подростков, специалисты выделяют ряд задач при работе с родителями:

  • осуществление информационно-просветительской работы с целью профилактики дисгармонии семейных отношений и нарушений в семейном воспитании;
  • осуществление профилактической работы с целью выявления типа семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям и гармоничности семейных отношений в целом;
  • осуществление комплексной коррекционной работы с семьей в целях восстановления здоровых взаимоотношений между ее членами и коррекции имеющихся отклонений в семейном воспитании.

    Специалисты при работе с семьей, не могут выделить одну определенную задачу по осуществлению помощи в преодолении проблемы, самое эффективное решения осуществляется, когда специалист  берет за основу все задачи, так как они взаимодействуют друг с другом, при этом дают работе более углубленный характер.

Основой в социальная работе с семьями, имеющими трудных подростков заключается в том, чтобы проводить профилактическую работу с каждой молодой с семьей, по причинам растущей девиации , помогать членам семьи, выявить основные причины по которым, они упустили развитие девиантного поведения у собственного ребенка, а так же осуществление комплексной коррекционной работы с семьей.

     

     

                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         Список литературы

 
1. Антонова Л.Н. Дети группы риска как социально-педагогический феномен Л.Н.Антонова – М.: Педагогика , 2010. 36 с.

2. Белов В.Г. Концепция психолого - акмеологического сопровождения подростков с деликвидным поведением//Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта/ – М.: 2008. № 5 с. 11–17.

3. Белов В.Г. Проблемная семья как предиктор девиантного поведения у подростков. / В.Г. Белов  //  Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы – М.: 2010. - №2. с. 43–46.

4. Бочаров В.В. Особенности реакции эмансипации подростков, злоупотребляющих наркотическими веществами / В.В. Бочаров  // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 12, психология, социология, педагогика – М.: 2010. – с. 116–124.

6. Дернова-Ярмоленко А.А. Воспитание дошкольника /А.А Дернова-Ярмоленко //  2-е издание библиотеки журнала «Гигиена и Здоровье» – М.: 2007 . с. 34-45.

7. Зозырева Э.А. Как определить подростков группы риска. Профессиональное образование  / Э.А Зозырева  // – М.: Столица – 2010. – №10. – С. 40–41.

8. Калашкова Г.А. Социально-педагогическое сопровождение подростков девиантного поведения Г.А  Калашкова. Социальная педагогика – 2010. -№2, http: // www.menobr.ru  ( Дата обращения 12.03.2013г.)

9. Качанова О.Б. Роль семьи и личностных особенностей подростков в генезисе девиантного поведения. //Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта/ – М.: – 2007. – №5. –  с. 33-38.

10. Курсоносова Л.И. Опыт работы с неблагополучными семьями и подростками с девиантным поведением /Л.И Курсоносова – Питер: 2008. -№5. – 79с. 

11. Лемиш Д.В. Влияние телевидения на развитие детей Д.В. Лемиш – М.: Поколение, – 2010 . –30 с.

12. Макаренко А.С. Семья и воспитание детей: Учебное пособие / А.С.  Макаренко– М.: Педагогика, - 2011. –160 с.

13. Леонова И.В. Подготовка социальных педагогов к работе с девиантным поведением виктимных детей / И.В.Леонова  //  Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение» – М.: 2009. – №2 – http: // www. studyspace.ru ( Дата обращения 12.04.2013г.)

14. Николаева Н.В. Игровые технологии при обучении детей с девиантным поведением /Н.В. Николаева – М.: Среднее профессиональное образование, – 2010. –№10. –124 с. 

15. Николаева Н.В. Научный анализ проблемы девиантного поведения детей. /Н.В.Николаева  М.: – Среднее профессиональное образование, – 2010– 142 с.

16.Новичкова Н.Г. Анализ работы отечественных социальных служб по вопросу оказания помощи трудным подростками их семьям / Н.Г. Новичкова  //  Сибирский педагогический журнал – М.: – 2009. – №7. с. 121–135.

17. Чибышева У.Б.  Проектная деятельность «Семьи» У.Б. Чибышева – 2012. – http: // www.bibliofond.ru ( Дата обращения 21.04.2013г.)

18. Шульга Т.И. Технологии оказания помощи подросткам с девиантным поведением/ Т.И Шульга – М.: Социальная педагогика – 2010. – №3. –  121 с.

20. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков /Л.Б.  Шнейдер// Академический проект – 2012. –http: // www.allbest.ru ( Дата обращения 11.03.2013г.)

 

 

 

 

 

 

                                             

                                               

 

                                     Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Анкета 

1.Считете ли ВЫ, что  в вашей семье присутствует  взаимопонимание друг друга:

а) «нет»

б) «да»

2.Какие общие интересы, объединяют Вас с ребенком?

а) чтение  книг;

б) походы в кино;

в) просмотр телевизора;

г) выезды на природу;

д) радиотехника;

ж) спорт, туризм.

3.Считаете ли Вы, что  знаете интересы своего ребенка?

а) »да»

б) »нет»

4.На сколько, по Вашему  мнению, можно оценить успеваемость, своего ребенка?

а)  отлично;

б) хорошо;

в) удовлетворительно;

г) плохо;

5.Чем интересуется ребенок  в свободное время, по Вашему  мнению?

а) просмотр телевизора и компьютерные игры;

б) чтение книг;

в) прогулки с друзьями на улице;

г) занятие спортом;

д) музыка;

е) рисование;

6.Разговариваете ли Вы со своим ребенком «по душам»?

а) «да»

б) «нет»

7.Какое количество времени, Вы уделяемое своему ребенку в день?

а) 1 - 2 часа;

б) 3 – 4 часа;

в) 5 – 6 часов.

8. Занимаетесь, ли Вы  проверкой наличия домашнего задания у ребенка?

а) «да»

б) « нет»

9. Считаете, ли Вы , что Ваш ребенок может быть причастен к какой либо молодежной субкультуре?

а) «да»

б) «нет»

10. Какие, на Ваш взгляд, могут быть вредные привычки у вашего ребенка?

а) игровая зависимость;

б) курение;

в) употребление спиртного;

г) другое;

ж) отсутствие вредных привычек;

11. Был, ли место в  вашей семье тот факт, когда  ребенок сбегал из дома?

а) «да»

б) «нет»

12. Как Вы оцениваете, преодоление  вашего ребенка, возрастного кризиса?

а) успешно;

б) наличие больших трудностей в адаптации к обществу.

13.Самый распространенный  возраст родителей школьников?

А) 25 – 30

Б) 31 – 45

В) 46 – 50

14.Какой из перечисленных состав семьи,  присущий именно Вашей?

а) оба родителя и ребенок;

б) оба родителя  и несколько  детей;

в) один родитель и ребенок;

г) один родитель и несколько детей;

д) другое.

1 Белов В.Г. Проблемная семья как предиктор девиантного поведения у подростков. / В.Г. Белов  //  Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы – М.: 2010. - №2. с. 43–46.

2 Бочаров В.В. Особенности реакции эмансипации подростков, злоупотребляющих наркотическими веществами / В.В. Бочаров  // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 12, психология, социология, педагогика – М.: 2010. – с. 116–124.

3 Зозырева Э.А. Как определить подростков группы риска. Профессиональное образование  / Э.А Зозырева  // – М.: Столица – 2010. – №10. – С. 40–41.

 

4 Николаева Н.В. Научный анализ проблемы девиантного поведения детей. /Н.В.Николаева  М.: – Среднее профессиональное образование, – 2010– 142 с.

 

5 Шульга Т.И. Технологии оказания помощи подросткам с девиантным поведением/ Т.И  Шульга – М.:  – Социальная педагогика – 2010. – №3. –  121 с.

6 Качанова О.Б. Роль семьи и личностных особенностей подростков в генезисе девиантного поведения. //Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта/ – М.: – 2007. – №5. –  с. 33-38.

7 Курсоносова Л.И. Опыт работы с неблагополучными семьями и подростками с девиантным поведением /Л.И Курсоносова – Питер: 2008. -№5. – 79с. 

8 Антонова Л.Н. Дети группы риска как социально-педагогический феномен Л.Н.Антонова – М.: Педагогика , 2010. 36 с.

9 Калашкова Г.А. Социально-педагогическое сопровождение подростков девиантного поведения Г.А  Калашкова. Социальная педагогика – 2010. -№2, http: // www.menobr.ru  ( Дата обращения 12.03.2013г.)

10 Леонова И.В. Подготовка социальных педагогов к работе с девиантным поведением виктимных детей / И.В.Леонова  //  Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение» – М.: 2009. – №2 – http: // www.  studyspace.ru ( Дата обращения 12.04.2013г.)

Информация о работе Специфика социальной помощи семьям, имеющим трудных подростков