Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 22:26, курсовая работа
Цель данной работы - изучить социальную среду организации как субъект управления и в условиях агрессивной среды
Задачи:
Рассмотреть понятие «социальная среда управления»
выявить взаимосвязь социальной среды управления с целью управленческого действия;
рассмотреть способы управления в агрессивной социальной среде.
Введение……………………………………………………………………….…..3
1.СРЕДА УПРАВЛЕНИЯ КАК СИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА УПРАВЛЕНИЯ………………………………...……5
1.1.Основные элементы и назначение социальной среды…………….………..5
1.2.Среда управления как система ……………………………………………..10
1.3.Взаимодействие субъекта и объекта управления в масштабе обществ….11
1.4.Развитие социальной среды как объект управления организацией ……..14
2. УПРАВЛЕНИЕ В УСЛОВИЯХ
АГРЕССИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ……………………………………17
2.1.Значение внутренних связей для управляющей и управляемой систем....17
2.2..Взаимосвязь состояния среды управления с целью управленческого действия…………………………………………………………………………..21
2.3.Способы управления в агрессивной социальной среде……………….…..26
Заключение………………………………………………………………….……33
Список используемой литературы …………………………………………….35
Система - это множество взаимодействующих
элементов, находящихся в отношениях и
связях друг с другом, составляющих целостное
образование.
Системный подход - это комплексное изучение
исследуемого объекта как единого целого
с позиций системного анализа. Он означает
учет всех взаимосвязей, изучение отдельных
структурных частей, выявление роли каждой
из них в общем процессе функционирования
системы и, наоборот, выявление воздействия
системы в целом на отдельные ее элементы.
Система социального
управления, в которой реализуются разные
функции управления: включает разных специалистов,
объединенных в органах управления; использует
целую совокупность методов управления,
в том числе и совокупность средств вычислительной
и организационной техники;
объединяет различные виды информации
(экономической, социальной, политической,
организационной и т. п.), которая позволяет
установить надежную связь между субъектом
и объектом управления, учесть все изменения
внутренней и внешней среды.
Поэтому можно
сказать, что наличие устойчивого равновесия между
субъектом и объектом управления, способность
субъекта управления отвечать на вызовы
постоянно изменяющейся среды (внутренней
и внешней) является одной из основополагающих
закономерностей управления, обусловливающей
все остальные его общие законы и принципы.
Глубокое нарушение равновесия между
объектом и субъектом управления приводит
к кризису управления. Возможность такого
кризиса постоянна по ряду причин: внутренняя
и внешняя среда объекта управления сегодня
очень подвижна, динамична; ее изменения
зависят от очень многих взаимосвязанных
факторов, учесть и предвидеть которые
становится все труднее.
Все это предъявляет повышенные требования к субъекту управления, который должен наиболее точно улавливать суть происходящих перемен в общественной жизни, являющейся не только объектом, но и субъектом воздействия.
В обществе выделяют такие уровни управления, как государственное, муниципальное, управление на уровне фирмы (менеджмент). Основанием для их выделения служат, прежде всего, объекты (различные виды деятельности людей и отношений между социальными группами) и субъекты управления. Специфика деятельности, на которую направлена активность субъекта управления, детерминирует соотношение функций на каждом уровне управления. [5, с.97.]
В государственном управлении важнейшей является функция регламентации деятельности управляемых субъектов, разработки ее нормативных оснований и основополагающих направлений. С реализацией этой функции могут быть связаны непрофессиональная деятельность граждан государства (уплата налогов, участие в избирательных кампаниях и др.), а также условия жизни социально-демографических групп (пенсионеров, студентов, инвалидов и др.).
Специфика объекта государственного управления заключается в том, что представляет собой разнообразную деятельность множества разнородных социальных групп, объединенных на территории одного государственного образования. В силу этого главным средством государственного управления выступают системы норм и правил, объединяющие людей, проживающих на одной территории и являющихся гражданами одного государства. Для реализации государственного управления по различным направлениям создаются специальные государственные органы.
Государственное регулирование осуществляется по следующим главным направлениям: внутренние экономические и социальные процессы, охрана правопорядка внутри государства, обеспечение его безопасности, выработка основных принципов и направлений социальной политики, внешние экономические отношения, поддержании мирового правопорядка.
Объектом муниципального управления также выступает деятельность различных групп населения, проживающих на соответствующей территории. На уровне управления муниципальными образованиями, наряду с функцией регламентации деятельности, особо важное значение приобретает функция целеполагания. Субъекты управления на муниципальном уровне организуют и контролируют деятельность исполнителей по достижению конкретных целей (например, социальной защиты инвалидов, трудоустройства мигрантов, содействия одаренным детям в получении образования).
Если государственное управление направлено на непосредственное управление гражданами государства через регулирование выполнения ими действующего законодательства, то муниципальные органы власти управляют в основном не непосредственно гражданами, проживающими на данной территории, а службами и учреждениями, которые созданы муниципальной властью для реализации конкретных программ. Поскольку граждане, проживающие на территории любого муниципального образования, осуществляют различные виды деятельности, муниципальное управление направлено на экономическую, политическую, образовательную, культурную, религиозную деятельность, решение этнических проблем, организацию социальной защиты населения и т.п. К отличительным особенностям управления на уровне муниципального образования относятся создание и функционирование социальной инфраструктуры, помощь гражданам, нуждающимся в поддержке, перераспределение товаров, оказание услуг, в том числе коммунальных. [5,с.98]
Третьим уровнем управления в обществе является менеджмент. Он рассматривается в литературе с различных позиций. Прежде всего, менеджмент часто отождествляется с управлением. Это неверно, поскольку управление имеет место в технических, кибернетических, биологических системах, и вряд ли можно называть его менеджментом, ровно как человека, управляющего техническими системами, - менеджером. Иными словами, менеджмент и управление не тождественны, менеджмент представляет собой один из уровней управления обществом.
Поскольку основная
цель, смысл деятельности фирмы (организации)
заключается в получении
Оно представляет собой взаимодействие управляющих и управляемых субъектов, в результате которого вырабатываются и создаются условия для реализации программ действий в сферах, связанных с функционированием социальных общностей, удовлетворением социальных потребностей, реализацией социальных прав индивидов в составе этих общностей. Речь в данном случае идет об управлении (регулировании) социальной структурой, мобильностью, миграционными процессами, занятостью, доходами населения, карьерой индивидов, созданием условий, и возможностей для получения образования, охраны здоровья, культурного развития, отдыха, социальной защиты детей, пенсионеров, инвалидов.[5,с.100]
Развитие социальной среды – непременный объект управления организацией и вместе с тем составная часть системы управления ее персоналом.
Социальное развитие отдельной организации означает изменение к лучшему в ее социальной среде, достижение желаемых перемен в условиях труда, быта и досуга работников. Соответственно, основными целями развития социальной среды являются:
Развитие социальной среды организации, следовательно, выражается как в форме объективных процессов – в связях между людьми по поводу их жизненных условий, труда, быта и досуга, так и в субъективном, осознаваемом виде – в явлениях психологической атмосферы, межличностных отношениях и нравственных оценках. Взятое же в целом социальное развитие объемлет весь сложный механизм, привозящий в действие активность человека, последовательно развертывающуюся цепь потребностей, интересов, мотивов и целей, которые побуждают людей к работе, конкретизируют деловую ориентацию и ценностные установки персонала.
Изменение в
социальной сфере осуществляется, в
частности путем
Можно определить управление и как деятельность по упорядочиванию, координации процессов взаимодействия между людьми, между материальными объектами, между теми и другими. Объект управления – это то, на что направлен управленческий процесс, прежде всего люди, их социальные отношения и взаимосвязи. Субъект управления – это направитель указанного процесса, совокупность управленческих звеньев (подразделений) и руководящих лиц, обладающих определенными полномочиями и ответственностью.[4,с.19]
По мере ускорения темпов научно-технического прогресса, повышения уровня образования и квалификации работников в индустриально развитых странах претерпевали изменения их потребительские предпочтения и другие факторы социального порядка. Специалисты в области менеджмента стали чаще обращаться к разработке поведенческих моделей. Благодаря распределению компьютеров и автоматических систем управления открылась возможность быстро просчитать слагаемые самых сложных ситуаций, учитывать влияние на работников различных социальных условий, предлагать близкие к оптимальным варианты взаимосвязей между типами социальной среды и формами управления.
Не подлежит
сомнению, что социальное развитие
любой организации приобретает
характер обязательного условия
ее нормального функционирования, увеличивается
потребность в научном
2.1 Значение внутренних связей
для управляющей и управляемой систем
Напомним, что
система — это множество
В философии системность рассматривается как атрибутное свойство материи, как принцип диалектического материализма. Еще Аристотель писал о том, что рука, отделенная от тела, уже не рука. А Гегель образно выразился: части бывают только у трупа, а организм имеет новое качество: он живет.
Системные свойства социальной
материи, социальных организаций изучаются
в рамках системного подхода, который
выполняет теоретическую и
Все, что не входит в систему и воздействует на нее или на что воздействует сама система, называется ее внешней средой.
В зависимости от степени взаимодействия с внешней средой различаются открытые и закрытые системы. По степени сложности системы делятся на большие и сложные. К сложным системам относятся те из них, которые построены для решения многоцелевых задач.[8,с.165]
Системы состоят из подсистем, каждая из которых может быть рассмотрена как в отдельности, так и в их неразрывной целостности. Совершенно очевидно, что в социальных системах поддержание их целостности и качественной определенности осуществляется на уровне не только саморегулирования, но и целенаправленного воздействия. Поэтому каждая социальная система состоит из двух самостоятельных, но взаимосвязанных подсистем: управляемой и управляющей. К управляемой подсистеме относятся все элементы, обеспечивающие непосредственный процесс создания материальных и духовных благ или оказания услуг. К управляющей подсистеме относятся все элементы, обеспечивающие процесс целенаправленного воздействия. Важнейшим элементом управляющей системы является организационная структура управления.
Каждая из названных подсистем имеет свои особенности. При этом, говоря о системе и совокупности ее элементов, следует обратить внимание на то, что в самой социальной системе и в ее крупных частях (управляемой и управляющей подсистемах) ясно просматриваются однородные группы элементов, образующих своеобразные системы меньшего уровня: техническую, технологическую, организационную, экономическую и социальную.
Техническая система представляет
собой пропорциональное сочетание
отдельных технических средств
из множества отдельных видов
различного оборудования. Например, в
социально-экономических
Информация о работе Среда управления как система взаимодействия субъекта и объекта управления