Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 19:43, курсовая работа
Зарождение социологии в России началось в середине XIX в. Не смотря на значительное экономическое и социально-политическое отставание России от Запада, а так же то, что данная наука пришла к нам с Запада, отечественная
социология концу XIX в. достигла уровня не уступающего европейскому. Сложные и обостряющиеся социальные проблемы развития страны стимулировали разработку социологической теории. Российская социологическая мысль имела прекрасную возможность опираться на достижения европейской социологии. Большое влияние на нее оказали взгляды Конта, Дюркгейма и Вебера. Ряд представителей российской социологии: Ковалевский, Мечников, Михайловский внесли значительный вклад в развитие науки.
Введение…………………………………………………………………………...2
1. Причины появления и распространения социологии в России ……………..3
2. Становление и развитие социологической мысли в конце
XIX начале ХХ века……………………………………………………………….6
2.1 Анархизм М.Бакунина и П.Кропоткина……………………………………..6
2.2 Социологические взгляды народников П. Лаврова и Н. Михайловского…8
2.3 Психологическое направление……………………………………………….9
2.4 Легальный марксизм. П.Струве и М.Туган-Барановский………………....11
2.5 Плюралистическая социология М. Ковалевского………………………….13
2.6 Социологический неопозитивизм П.А. Сорокина………………………....14
Заключение……………………………………………………………………….17
Список используемых источников ……………………………………………..18
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Заочное отделение
Курсовая работа
по дисциплине
«Социология»
Тема:"Становление и развитие отечественной социологии IXX-XX в.в."
Студента группы __ГМУ_______
Ф.И.О._____Маркелова_Е.Ю___
Преподаватель: ______________
Москва 2013г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.
Причины появления и
2. Становление и развитие
XIX начале ХХ века…………………………………………
2.1 Анархизм М.Бакунина и П.Кропоткина……………………………………..6
2.2 Социологические взгляды
2.3 Психологическое направление………
2.4 Легальный марксизм. П.Струве
и М.Туган-Барановский………………...
2.5 Плюралистическая социология М. Ковалевского………………………….13
2.6 Социологический неопозитивизм П.А. Сорокина………………………....14
Заключение……………………………………………………
Список используемых источников ……………………………………………..18
Впервые термин «социология» был введен французским социологом Контом в середине XIX в. и означал «обществоведение». На протяжении века предмет социологии менялся. С одной стороны он уточнялся, что выражалось в отделении социологии от философии. А с другой стороны увеличивалось число концепций, каждая из которых рассматривала под своим углом социальные отношения.
Зарождение социологии в России началось в середине XIX в. Не смотря на
значительное экономическое и социально-политическое отставание Росси от
Запада, а так же то, что данная наука пришла к нам с Запада, отечественная
социология концу XIX в. достигла уровня не уступающего европейскому. Сложные
и обостряющиеся социальные проблемы развития страны стимулировали разработку
социологической теории. Российская социологическая мысль имела прекрасную
возможность опираться на достижения европейской социологии. Большое влияние
на нее оказали взгляды Конта, Дюркгейма и Вебера. Ряд представителей
российской социологии: Ковалевский, Мечников, Михайловский внесли
значительный вклад в развитие науки.
Необходимо отметить, что российская социологическая мысль представляла собой
сочетание общего и национально особенного. Уже на первом этапе ее становления
появилось множество направлений, зачастую имеющих принципиальные различия и
отстаивающих противоположные позиции.
1. Причины появления и распространения социологии в России
Возникновение самой социологии,
как и суммы вышеперечисленных
ее зависимостей, определялось в первую
очередь капиталистическим
В 1842 году Конт выпустил заключительный том "Курса позитивной Философии". И через три года мы обнаруживаем первую четкую реакцию на него в России. О необходимости создания в стране новой науки — социологии — заявил талантливый исследователь Валериан Майков.
Особенно помогли реформы 1861 года, когда некоторые запреты на изучение многих общественных проблем, существовавшие для национальных исследователей в эпоху Николая I, были наконец-то сняты.
Послереформенная Россия, при всей противоречивости освобождения крестьян от крепостной зависимости, была во многом отличной от дореформенной России, особенно учитывая важнейшие тенденции развития общества, культуры и базовой, массовой личности. Именно эти тенденции и сформулировали национальные потребности в новой общественной науке — социологии, методику которой при этом предлагали брать у западных авторитетов — Д. Милля, Г. Бокля, Г. Спенсера, но особенно у О. Конта. С середины 60-х годов в русской литературе появляются работы, в которых неоднократно встречается словечко социология, которая, однако, понимается как философия истории "на научной основе".
Спор, как называть эту науку — "социальной физикой", "философией истории" или "социологией" был не столь беспредметен, как может сейчас показаться. Один из комментаторов этого процесса отмечал, что, если бы речь шла просто о выборе того или иного названия, то в конечном счете можно было бы согласиться с любым из них или каким-либо другим, но вопрос заключался в ином – в междисциплинарных отношениях, объектах и степени толкования социальной реальности.
Оформление социологии на русской культурной арене имело как гносеологическое значение, связанное с появлением новой формы мысли, так и более широкий социальный смысл. А именно — социология теоретически отражала в самой различной форме требования буржуазной модернизации существующих порядков в России. Известно, что одной из основных особенностей русской общественной жизни тех лет было сохранение в стране пережитков крепостничества. Переплетение нового и старого придавало особую историческую специфику и остроту многим противоречиям страны. ''Учреждения старины", густая сеть докапиталистических отношений деформировали и тормозили развитие капитализма не только в области политико-экономических отношений, но и в сфере культуры, в том числе и в социологии.
Идеология громадной части русских социологов - мелкобуржуазный демократизм и либерализм; поэтому в большинстве доминирующих в это время идеологических конфликтов, особенно до революции 1905 ода, они выступали оппозиционерами и критиками царского режима. В рамках этой общей ориентации неизбежно были свои оттенки: одни видели негативные аспекты западного капитализма и стремились в утопической форме снять их (Н. Михайловский и другие), другие, напротив, призывали, открыто исходить из ценностей буржуазного общества и "пойти на выучку капитализму" (П. Струев и другие).2
Так, проблема разложения феодального
строя и генезиса промышленного
капитализма и его культуры становится,
как правильно отмечал В.И. Ленин,
"главным теоретическим
Русская передовая журналистика выступала с критикой и требованием пересмотра всей деятельности, всех архаических заветов и преданий прошлого. Наука об обществе – социология – многим представлялась тогда наиболее надежным помощником в этом деле.
Для становления социологии явно стимулирующим фактором оказалось усложнение социальной структуры русского общества, бурный рост городских сословий, бывших до реформы почти незаметными группами на фоне крестьянства и дворянства. "Одному Штольцу 40-х годов после реформы, - указывал отечественный социолог А.А. Исаев, — соответствовали уже 5-10 Штольцев с русскими и нерусскими именами". Капитализм увеличил и сложно дифференцировал состав населения города, создал массу новых профессий, способствовал невиданной ранее постоянной мобильности населения, ломке старых культурных стандартов. Вся совокупность этих изменений вызвала в различных слоях русского общества (особенно у быстро растущей интеллигенции) жадный интерес к социальным проблемам. Кстати, Россия не только подарила миру термин "интеллигенция", но и первые теоретические формы самосознания этого слоя, вырастающего на разработке ряда социологических проблем - роли интеллигенции в общественных процессах, идей общественного долга, соотношения "толпы и героя" и т. п.
Уже первые историки русской социологии, как отечественные, так и зарубежные (Н. Кареев, О. Лурьев, Ю. Геккер), верно, заметили, что главные теоретические достижения социологической мысли в России были одновременно ответом на вопрос: "Что считать наиболее важным для блага народа?". Свое стремление помочь угнетенному народу (часто беспомощное) русские интеллигенты переносили в писательскую и исследовательскую деятельность, не очень их разграничивая. Отсюда публицистичность социологической литературы в России, ее подчеркнутая гуманистическая ориентация, совпадающая с литературной ориентацией на страдающего человека, хотя в итоге не обошлось и без "веховского" высмеивания этой линии, и сциентистского отрицания ее. В свою очередь русская реалистическая литература конца XIX века жадно впитывала социальную проблематику.
Взаимодействие художественной литературы (особенно публицистики) и социологии — важная тема, требующая самостоятельного рассмотрения. Укажем здесь только на то, что имена Спенсера, Конта, Михайловского и других социологов, их высказывания, названия трактатов и систем столь обильно замелькали в устах литературных героев и в авторской характеристике их, что это обстоятельство обратило невольное внимание литературных пародистов. В одном из произведений А. Чехова даже появился лакей — страстный любитель чтения, читающий все подряд от вывесок лавок до сочинений... О. Конта.
Одновременно действию отмеченных факторов мешали (иногда в существенной степени) многие патриархально-традиционные элементы старого общества и культуры. Прежде всего, следует упомянуть долгую вражду с царской администрацией. Боязнь мертвящего воздействия последней на социальную науку — общая черта психологии русских научных кругов. Вспомним хотя бы "высочайшие" решения Павла I и Николая I, запрещавшие официальное использование терминов "общество", "революция" и "прогресс". После реформы возникают и растут социальные слои, с мнением которых приходилось считаться: соответственно этому меняются формы самого "ответа". Причем дело, конечно, не в простом ограничении научного лексикона (хотя и это весьма показательно!), а в том, что абсолютизм и православный провиденциализм были преградой объективному рассмотрению социальных проблем. Вот один типичный пример.
Сопротивление со стороны
титулованной рутины любым научным
нововведениям, учебным программам
и планам превращало, как признавались
различные исследователи, иногда даже
довольно невинные явления (чтение книжек
не только по социологии или политической
экономии, но даже по бактериологии, гигиене,
санитарии и биологии) в дело...
политики, в процесс полулегальный.
Не только студент, но и уже сложившийся
ученый не был застрахован от доносов,
нелепого контроля, всевозможных внешних
помех в исследованиях и
В этой ситуации подавляющая часть русских социологов, так или иначе, была жертвой полицейского пресса. Это другая особенность нашей социологии, отличающая ее от западной. Ссылки, вынужденная эмиграция, тюрьма, увольнения, грозные предупреждения и т. п. - вот вехи биографии Д.Щапова, Л. Оболенского, Л. Мечникова, С. Южакова, Н. Стронина, Е. Де Роберти, Б. Кистяковского, П. Сорокина. А ведь многие из них были людьми далеко не радикальных настроений.
Другим отрицательным фактором в распространении и оформлении социологии явились предрассудки некоторых ученых в отношении новой дисциплины, особенно в старых университетских разделах гуманитарной науки: истории, государствоведении и т. д. Как Правило, их отношение к социологии варьирует от безразличия до откровенной враждебности. Недоброжелательство ломалось очень медленно. И только в первое десятилетие XX в. междисциплинарные отношения резко изменились. Началось повсеместное признание социологии, и постепенно социологическая точка зрения стала широко использоваться в истории, правоведении, политической экономии, психологии, этнографии именно как новая плодотворная теоретическая перспектива в сравнении с традиционными подходами.
Однако, несмотря на действие негативных факторов, социология в России возникла и стала развиваться. 3
2. Становление и развитие
Социологическая мысль
в России XIX была представлена множеством
направлений, которые отражали весьма
сложный спектр существующих в то
время общественно-политических течений.
Различные социологические
Весьма содержательные и принципиальные объяснения развития общества, движущих сил исторического процесса содержатся в трудах русских мыслителей XIX-XX вв., в том числе П. Чаадаева, А. Герцена, В. Белинского, Н. Чернышевского, Н. Данилевского, П. Лаврова, Н. Михайловского, П. Струве, М. Туган-Барановского, М. Ковалевского, П. Сорокина.
Как же характеризовались
наиболее влиятельные в то время
направления социологической
Информация о работе Становление и развитие отечественной социологии IXX-XX в.в