Становление и развитие отечественной социологии IXX-XX в.в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 19:43, курсовая работа

Описание работы

Зарождение социологии в России началось в середине XIX в. Не смотря на значительное экономическое и социально-политическое отставание России от Запада, а так же то, что данная наука пришла к нам с Запада, отечественная
социология концу XIX в. достигла уровня не уступающего европейскому. Сложные и обостряющиеся социальные проблемы развития страны стимулировали разработку социологической теории. Российская социологическая мысль имела прекрасную возможность опираться на достижения европейской социологии. Большое влияние на нее оказали взгляды Конта, Дюркгейма и Вебера. Ряд представителей российской социологии: Ковалевский, Мечников, Михайловский внесли значительный вклад в развитие науки.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...2
1. Причины появления и распространения социологии в России ……………..3
2. Становление и развитие социологической мысли в конце
XIX начале ХХ века……………………………………………………………….6
2.1 Анархизм М.Бакунина и П.Кропоткина……………………………………..6
2.2 Социологические взгляды народников П. Лаврова и Н. Михайловского…8
2.3 Психологическое направление……………………………………………….9
2.4 Легальный марксизм. П.Струве и М.Туган-Барановский………………....11
2.5 Плюралистическая социология М. Ковалевского………………………….13
2.6 Социологический неопозитивизм П.А. Сорокина………………………....14
Заключение……………………………………………………………………….17
Список используемых источников ……………………………………………..18

Файлы: 1 файл

Kursovaya_Sotsiologia_1111.docx

— 56.86 Кб (Скачать файл)

Сорокин издал множество  работ, получивших широкое международное  признание. Среди них “Социология  революции”, “Современные социологические  теории”, “Социальная и культурная мобильность” и многие другие.

Сорокин делил социологию на теоретическую и практическую. Теоретическую социологию он в свою очередь делил на три отдела: социальную аналитику, социальную механику и социальную генетику. Социальная аналитика изучает строение (структуру) социального явления и его основные формы. Предмет социальной механики (или социальной физиологии) - процессы взаимодействия людей, иными словами, поведение людей и тех сил, которыми оно вызывается и определяется. Социальная генетика изучает развитие социальной жизни, ее отдельных сторон и институтов. Понятно, что развитие социального явления определяется его строением (структурой) и взаимодействием с другими явлениями, так что социальная генетика как бы содержит в себе социальную аналитику и социальную механику.

Практическая социология характеризуется Сорокиным, как прикладная дисциплина. Опираясь на законы, которые формулирует теоретическая социология, она должна помогать обществу и человеку управлять социальными силами в соответствии с поставленными целями. Практическая социология проявляется в сущности как социальная политика, направляет и обосновывает последнюю.

Сорокин предложил свои критерии классификации социальных групп- односторонние и многосторонние. В соответствии с этими критериями выделяются социальные группы по одному какому-либо признаку, например языку, территории, полу, возрасту, или же по многим признакам. По многим признакам  выделяются классы, нации или другие сложные, часто социально не однородные группы.

Неоднородность общества, его объективное деление на разные социальные группы нашли свое отражение  в теории П. Сорокина о социальной стратификации и социальной мобильности. Согласно этой теории, все общество делится на различные слои – старты, которые различаются между собой по уровню доходов, видам деятельности, политическим взглядам, культурным ориентациям и т.д. К основным формам социальной стратификации (или расслоения общества) Сорокин отнес экономическую, политическую и профессиональную. По его мнению, социальная стратификация – это естественное и нормальное состояние общества. Она объективно обусловлена существующим общественным разделением труда, имущественным неравенством, разными политическими ориентациями и т.п.

Меняя профессию или  вид деятельности, свое экономическое  положение или политические взгляды, человек переходит из одного социального  слоя в другой. Этот процесс получил  название социальной мобильности. Сорокин  подразделяет социальную мобильность  на горизонтальную и вертикальную.

Горизонтальная мобильность означает переход человека из одной социальной группы в другую, находящуюся в целом на том же уровне социальной стратификации, скажем, когда сельский житель становится городским, однако профессия и уровень доходов у него остаются прежними. Вертикальная мобильность – это переход людей из одного социального слоя в другой в иерархическом порядке, например из низшего слоя общества в более высокий или же обратно – из высшего слоя в низший.

Как считал Сорокин, социальная мобильность – такое же естественное и неизбежное явление, как и социальная стратификация, на основе которой она  существует. Это касается как восходящей, так и нисходящей социальной мобильности  в процессе которых люди перемещаются вверх или вниз по социальной лестнице. Он обосновал такое понятие, как  “социальное пространство”, суть которого раскрывается через понятие “высшие  и низшие классы”, “продвижение по социальной лестнице”, “социальная  дистанция” и др.

Большое значение П. Сорокин  придавал вопросам социального равенства. Указывая на сложный и многосторонний характер проблемы социального равенства, он считал, что главное в ней  – это предоставление каждому  человеку материальных и духовных благ “по его заслугам”, т.е. “по степени  его личного социально-полезного  труда”.

В фундаментальном четырехтомном  труде “Социальная и культурная динамика” П. Сорокин анализирует  развитие культур народов, разрабатывает  теорию ценностей. Понятие “ценность” выступает как одно из важнейших  в его социологии. С помощью  этого понятия объясняется поведение  индивидов и социальных групп, их взаимодействие по самым разным направлениям. Большое значение предается общечеловеческим ценностям, на основе которых возможно сотрудничество народов. Именно к этому  всегда призывал П. Сорокин как ученый и общественный деятель. На склоне своих  лет он выступил с идеей конвергенции, согласно которой в будущем капиталистический и коммунистический, как он писал, типы общества сольются в некое третье интегральное общество, которое “объединит большинство позитивных ценностей и освободится от серьезных дефектов каждого типа”.

Питирим Александрович  Сорокин вошел в историю как  один из самых выдающихся в области  социологии мыслителей ХХ века.8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                        ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Социологическая мысль  в России XIX была представлена множеством направлений, которые отражали весьма сложный спектр существующих в то время общественно-политических течений. Различные социологические доктрины теоретически обосновывали направленность, цели, а порой и программные  установки этих течений.

В отличие от Запада социология в России долгое время не имела  своих собственных учреждений, лабораторий, учебных курсов, изданий, журналов. Она испытывала враждебность как  со стороны самодержавно-государственного аппарата, так и со стороны учёных – историков, философов, юристов. И  несмотря на это в России постоянно  росло число публикаций по социологии, появлялось всё больше переводов, обобщений, комментариев работ западных социологов. Изучение данных фактов актуально и  в настоящее время так как  дает понять под влиянием каких обстоятельств  возникла Российская социология и как  она развивалась.

Социологическая мысль  в России второй половины прошлого – начала нынешнего столетия была представлена множеством направлений, которые отражали весьма сложный  спектр существующих в то время общественно-политических течений.

Весьма содержательные и принципиальные объяснения развития общества, движущих сил исторического  процесса содержатся в трудах русских  мыслителей 19-20 веков, в том числе  П. Чаадаева, А Герцена, В Белинского, Н. Чернышевского, Н. Данилевского, П. Лаврова, Н. Михайловского, П. Струве, М.Туган-Барановского, М. Ковалевского, П. Сорокина.

На протяжении XIX века происходило  постепенно размежевание между гуманитарно-филологическим комплексом наук о духовной жизни  общества и социальными науками, основанными на теоритическом осмыслении его закономерностей, структур и процессов. Важнейшим достижением этого сдвига в научном познании стало формирование социологии как науки, изучающей общество как объективную взаимосвязанную целостную систему отношений, процессов и институтов. Наряду с ростом описательных и гуманитарных исследований происходило постепенное совершенствование социологического познания социальных и культурных явлений.

Социология с самого начала обнаружила тенденцию к изучению реального общества, данные о котором  могут быть почерпнуты не из умозрительных  общих концепций и не из художественного  творчества мастеров культуры, а на основе эмпирических методов. Конечно,и эти источники не могут отвергаться, так как и они выражают некоторые существенные стороны жизни общества, но отнюдь их не исчерпывая и не перекрывая значения обыденных ориентаций различных слоев и групп населения. На этом пути социологии приходилось бороться за самоопределение. Крупным мыслителям -–социологам второй половины 19 – начала 20 века пришлось провести основательную работу по признанию первичности и специфичности социальной реальности, состоящей из отношений, в которые вступают люди в самых разных вариантах своей деятельности. Уже в период становления социологии важным предметом анализа стали те нормативно-ценностные представления и смыслы, через которые человек входит в окружающую его социальную среду.9

 

                                   Список используемых источников

  1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. – М., 1993.
  2. Голосенка И.А. Питирим Сорокин: судьба и труды. - Сыктывкар, 1991.
  3. Голосенко И.А., Козловский В.В. – История русской социологии XIX – XX века. – М., Онега,1995.
  4. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. – М., 1990.
  5. Здравомыслов А.Г. О судьбах социологии в России // Социологические исследования. – 2000. - № 3.
  6. История социологии: Учеб. пособие / Под ред. А.Н. Елсукова. – Минск: Высшая школа, 1997.
  7. Кареев Н.И. Основы русской социологии // Социологические исследования. – 1985. - № 3.
  8. Култыгин В.П. История российской социологии. - М., 1994.
  9. Новикова С.С. Особенности развития социологической мысли в России // Социологические исследования. – 2003. - № 4. – С. 25 – 33.
  10. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: Курс лекций. – М.: Владос, 1995. – 192 с.
  11. Чагин В.Н. – Социологическая мысль в России – Л., 1978.

1 Голосенко И.А., Козловский В.В. – История русской социологии XIX – XX века. – М., Онега,1995. С.126

2 История социологии: Учеб. пособие / Под ред. А.Н. Елсукова. – Минск, 1997. С.281-283

3  Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: Курс лекций. – М.: Владос, 1995. – 192 с.

4  Чагин В.Н. – Социологическая мысль в России – Л., 1978. С.76-78

5 Новикова С.С. Особенности развития  социологической мысли в России // Социологические исследования. –  2003. - № 4. С. 25 – 33.

6 Кареев Н.И. Основы русской  социологии // Социологические исследования. – 1985. - № 3. С.41-45

7  Култыгин В.П. История российской социологии. - М., 1994. С. 125-128

8  Голосенка И.А. Питирим Сорокин: судьба и труды. - Сыктывкар, 1991. С. 72-75

9 Здравомыслов А.Г. О судьбах социологии в России // Социологические исследования. – 2000. - № 3. С. 59-61

 


Информация о работе Становление и развитие отечественной социологии IXX-XX в.в