Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 16:52, реферат
В настоящее время основным научно-исследовательским центром отечественной этнологии является Институт этнологии и антропологии Российской академии наук.
Конечно, сегодняшняя этнологическая наука значительно обогатилась по сравнению с прошлым. В сферу ее профессиональных интересов теперь входят не только «отсталые» этнические группы, но и народы современных индустриальных обществ. Возникло много смежных дисциплин на пересечении этнологии с другими науками: этносоциология, этнопсихология, этнолингвистика, этнодемография и т.д. В этнологии все явственнее вырисовываются черты новой социальной науки, синтезирующей разнообразные знания о человеке и его культуре.
Нужно уметь оценивать события, идеи или высказывания, которые отдельные народы взяли у других и интегрировали в собственную историю как действительные исторические события. Но для этнологов даже такие заимствования имеют ценность, поскольку они свидетельствуют о связях между этими народами.
Для этнологии ценны и устные
предания, также выражающие историческое
сознание народа. Опыт этнологических
исследований позволяет утверждать,
что развитие исторического сознания
может быть совершенно разным даже
у соседних народов. Так, сказители
в некоторых африканских
Устные предания как источник получения этнологических материалов исчезают быстрее, чем другие. Этот процесс все более ускоряется, и нетрудно предвидеть, что уже совсем скоро данный источник иссякнет совсем. Основная причина этого процесса заключается не только и не столько в незначительном интересе народов к своей ранней истории, сколько в растущей грамотности народов. Любое записанное предание как бы растворяется и прекращает жить в памяти, его место занимают новые идеи. Вместе с этими преданиями по капле утрачивается и обедняется история.
Для восстановления этнической истории
и истории культуры в этнологии
применяется метод изучения археологических
материалов. В отличие от письменных
источников и устных преданий археологические
материалы самые надежные: они
позволяют довольно точно определить
время каких-то исторических событий
или возраст предметов
Важным методом этнологических исследований является сравнительное языкознание, суть которого — в сравнении определенных слов из разных языков, что может показать точные границы соотношения близких языков и степень их родства. Вследствие разных темпов развития языков некоторые из них на основе эндогенных процессов за короткое время создают много новых слов или перенимают благодаря внешнему влиянию слова из чужих языков, тогда как другие языки, напротив, статичны, т.е. не изменяются на протяжении многих столетий.
Как показывает практика сравнительного языкознания, особенно интересные и важные для этнологии результаты дают систематизированные сравнения слов из нескольких языков. Если исходить из аксиомы, что «слова» и «дела» неразрывно связаны друг с другом в любой культуре, то на основе этого метода можно проследить развитие культуры и культурных отношений разных народов. При этом исчезновение определенных слов или их замена на синонимы из других языков служат важными показателями взаимодействия культур. Конечно, метод сравнительного языкознания требует от ученых хорошего знания соответствующих языков, и, прежде всего законов их словообразования.
С середины XX в. в этнологии постоянно увеличивается значение статистических источников, среди которых наиболее важными являются переписи, населения, благодаря которым ученые получают этническую информацию по самому широкому кругу вопросов. Ценность этой информации заключается не только в ее разнообразии, но и в ее систематизированном, упорядоченном характере. Переписные бланки, как Правило, разбиваются на блоки вопросов по соответствующим направлениям. Среди них главным является блок социально-демографических вопросов: о поле, о возрасте, о социальном положении, об образовании, о профессии, о типе жилища, о времени проживания в данной местности и т.д. Блок вопросов о национальности и родном языке не только отражает объективные характеристики индивида, но и черты его сознания, прежде всего его самоидентификацию с той или иной этнической или языковой группой. Это позволяет установить общую этническую картину и определить динамику этнических процессов путем сравнения материалов нескольких переписей.
Становление этнологии как самостоятельной
науки в значительной степени
произошло благодаря
Метод полевого исследования основывается
на длительном пребывании и вживании
исследователя в изучаемую
Закономерно, что плодотворность метода
полевого исследования возрастает с
увеличением срока пребывания исследователя
в изучаемом этносе. В этом отношении
история этнологии особо
Метод полевых исследований позволяет
этнологам получить сведения и о
материальной, и о духовной культуре.
В чертежах, схемах, фотографиях
фиксируются объекты
Современный уровень развития научного знания способствует использованию этнологией научных методов различных смежных дисциплин. Особенно полезным и плодотворным здесь оказывается применение методов этнографии, семиотики, психологии, конкретной социологии.
Связь этнологии с другими науками
Основным объектом исследования этнологии
являются этносы, которые реализуют
свою жизнедеятельность в
Наиболее близкими к этнологии по предмету своих исследований являются антропология, культурология, социология, политология, география, этнография.
Степень взаимосвязи этнологии
с этими науками различна, с
каждой из них она определяется количеством
проблем и вопросов, представляющих
взаимный интерес для обеих наук.
В этом отношении к этнологии
довольно близка антропология: для
той и другой общим предметом
исследований являются вопросы происхождения
рас, их распределения по нашей планете,
изменения физического облика людей
в результате культурно-исторического
прогресса, антропологического состава
этносов. В настоящее время во
взаимосвязи этих наук существует некоторая
неопределенность, вызванная существованием
самостоятельных научных
Этносы как объект изучения этнологии формируются не только в результате развития природных процессов, но и одновременно в результате социокультурных процессов. Поэтому этнология имеет социологический и культурологический аспекты исследования этнических процессов, следовательно, пересекается с социологией и культурологией.
Изначально социология складывалась как наука о формах совместной жизни и деятельности людей; предметом ее изучения являются формы человеческой социальности: социальные группы и слои, социальная структура, социальные институты и т.д. Центральная категория социологии—общество, обозначающее формы связей между совместно живущими и действующими людьми, как правило, на общей территории. Эти элементы социальных отношений представляют научный интерес и для этнологии, но их изучение этнологией происходит под другим углом зрения. В области социальных отношений для этнологии наибольший интерес представляют проблемы социальной структуры этнических общностей, социальной динамики этнических культур, социальной дифференциации этносов, этнического самосознания, этнических особенностей психики разных народов и т.д. Иными словами, этнология изучает социальные процессы и явления в разных этнических средах и этнические процессы в социальных группах. В этом и заключается взаимосвязь этиологии с социологией.
Научные интересы к одним и тем
же общественным явлениям у социологии
и этнологии оказались
В современной западной и отечественной научной литературе существует широко распространенная точка зрения, что этнология, культурная антропология и социальная антропология суть разные названия одной и той же науки. При внимательном анализе каждого из этих трех научных направлений обнаруживается, что такого рода отождествление весьма условно и не всегда правомерно. В действительности термин «этнология» существует и в западной науке и означает примерно то же, что и в России.
Культурная антропология с самого
начала выступала как дисциплина,
изучающая процессы формирования человеческой
культуры, в отличие от физической
антропологии как науки об изменчивости
физического типа человека. Ее взаимосвязь
с этнологией состоит в том, что
она использует описательные «полевые»
материалы этнологии для
Отношения этнологии с социальной
антропологией носят несколько
иной характер. Социальная антропология
с момента возникновения
Однако, пожалуй, наиболее близкой и родственной наукой для этнологии является этнография. Как самостоятельная область знаний этнография возникла полтора века назад. Изначально ее целью был сбор и систематизация социокультурных материалов о разных народах. В силу этого предметная область этнографии нередко трактуется расширительно. Термин «этнография» в разных странах употребляется в разных значениях. В ряде случаев он используется для обозначения описательного уровня исследований в отличие от этнологии, рассматриваемой в качестве теоретической, обобщающей науки об этносах. Это разделение основывается на традициях зарубежной этнографии выделять в этой науке описательную (собственно этнографию) и теоретическую (этнологию) составные части. Кроме того, в немецкой этнологии принято различать этнологию как науку о собственном этносе и этнологию как науку о других этносах. В первом случае понятие «Volkskunde» предполагает этнографическое описание и изучение немецкоязычных народов (немцев, австрийцев, швейцарцев), а понятие «Volkerkunde» подразумевает этнографическое направление в этнологии, изучающее все другие народы.