Становление этнологии как науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 16:52, реферат

Описание работы

В настоящее время основным научно-исследовательским центром отечественной этнологии является Институт этнологии и антропологии Российской академии наук.
Конечно, сегодняшняя этнологическая наука значительно обогатилась по сравнению с прошлым. В сферу ее профессиональных интересов теперь входят не только «отсталые» этнические группы, но и народы современных индустриальных обществ. Возникло много смежных дисциплин на пересечении этнологии с другими науками: этносоциология, этнопсихология, этнолингвистика, этнодемография и т.д. В этнологии все явственнее вырисовываются черты новой социальной науки, синтезирующей разнообразные знания о человеке и его культуре.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 43.18 Кб (Скачать файл)

Нужно уметь оценивать события, идеи или высказывания, которые отдельные  народы взяли у других и интегрировали  в собственную историю как  действительные исторические события. Но для этнологов даже такие заимствования  имеют ценность, поскольку они  свидетельствуют о связях между  этими народами.

Для этнологии ценны и устные предания, также выражающие историческое сознание народа. Опыт этнологических исследований позволяет утверждать, что развитие исторического сознания может быть совершенно разным даже у соседних народов. Так, сказители  в некоторых африканских племенах еще в середине XX в. сохранили  и передавали своим потомкам имена, даты, описания дел и поступков своих правителей и событий жизни их народов за последние 400 лет.           .

Устные предания как источник получения  этнологических материалов исчезают быстрее, чем другие. Этот процесс все более  ускоряется, и нетрудно предвидеть, что уже совсем скоро данный источник иссякнет совсем. Основная причина  этого процесса заключается не только и не столько в незначительном интересе народов к своей ранней истории, сколько в растущей грамотности  народов. Любое записанное предание как бы растворяется и прекращает жить в памяти, его место занимают новые идеи. Вместе с этими преданиями по капле утрачивается и обедняется история.

Для восстановления этнической истории  и истории культуры в этнологии  применяется метод изучения археологических  материалов. В отличие от письменных источников и устных преданий археологические  материалы самые надежные: они  позволяют довольно точно определить время каких-то исторических событий  или возраст предметов культуры. Высокая достоверность этого  метода основывается на современных  формах изучения и оценки археологических  материалов. Например, с помощью  термолюминисцентного метода можно установить возраст керамических изделий. При изучении археологических материалов сегодня все шире используются статистические методы. Применение дескрептивной (описательной) статистики позволяет максимально полно раскрыть информационный потенциал археологической информации, а использование аналитической статистики дает возможность выработать типологию археологической информации и проверить научные гипотезы. Применение статистических методов требует тщательной подготовки археологического материала, благодаря чему достигается высокая достоверность информации. В свою очередь анализ, оценка и интерпретация этой информации служат основанием для создания этнологических теорий, концепций, моделей культуры.

Важным методом этнологических исследований является сравнительное  языкознание, суть которого — в сравнении  определенных слов из разных языков, что  может показать точные границы соотношения  близких языков и степень их родства. Вследствие разных темпов развития языков некоторые из них на основе эндогенных процессов за короткое время создают много новых слов или перенимают благодаря внешнему влиянию слова из чужих языков, тогда как другие языки, напротив, статичны, т.е. не изменяются на протяжении многих столетий.

Как показывает практика сравнительного языкознания, особенно интересные и  важные для этнологии результаты дают систематизированные сравнения  слов из нескольких языков. Если исходить из аксиомы, что «слова» и «дела» неразрывно связаны друг с другом в любой культуре, то на основе этого  метода можно проследить развитие культуры и культурных отношений разных народов. При этом исчезновение определенных слов или их замена на синонимы из других языков служат важными показателями взаимодействия культур. Конечно, метод  сравнительного языкознания требует  от ученых хорошего знания соответствующих  языков, и, прежде всего законов их словообразования.

С середины XX в. в этнологии постоянно увеличивается значение статистических источников, среди которых наиболее важными являются переписи, населения, благодаря которым ученые получают этническую информацию по самому широкому кругу вопросов. Ценность этой информации заключается не только в ее разнообразии, но и в ее систематизированном, упорядоченном характере. Переписные бланки, как Правило, разбиваются на блоки вопросов по соответствующим направлениям. Среди них главным является блок социально-демографических вопросов: о поле, о возрасте, о социальном положении, об образовании, о профессии, о типе жилища, о времени проживания в данной местности и т.д. Блок вопросов о национальности и родном языке не только отражает объективные характеристики индивида, но и черты его сознания, прежде всего его самоидентификацию с той или иной этнической или языковой группой. Это позволяет установить общую этническую картину и определить динамику этнических процессов путем сравнения материалов нескольких переписей.

Становление этнологии как самостоятельной  науки в значительной степени  произошло благодаря непосредственному  изучению жизни народов или, как  это принято называть у этнологов, полевым исследованиям. Формирование этого метода было вызвано потребностью иметь более подробные и систематизированные  знания о колониальных народах, их хозяйстве, социальном устройстве, обычаях, верованиях, так как возраставшая роль колоний  в хозяйственных отношениях метрополий с необходимостью требовала управления населением зависимых стран.

Метод полевого исследования основывается на длительном пребывании и вживании исследователя в изучаемую этническую среду. Причем срок стационарной работы должен быть не менее одного этнического  года, который по своей продолжительности  на два-три месяца превышает календарный. Два-три месяца требуется на первичное  знакомство и адаптацию этнолога к новым условиям, после чего он наблюдает жизнь этнической общности или ее части во все временные  периоды годичного цикла.

Закономерно, что плодотворность метода полевого исследования возрастает с  увеличением срока пребывания исследователя  в изучаемом этносе. В этом отношении  история этнологии особо отмечает выдающиеся заслуги американца Л. Моргана, длительное время прожившего среди  ирокезов, и русского этнографа Н. Миклухо-Маклая, жившего несколько  лет среди папуасов Новой Гвинеи. Неоспоримое преимущество стационарного  метода полевых исследований обусловлено  тем, что этнолог становится соучастником повседневной жизни народа. В настоящее  время в этнологии этот метод  существует в виде срочного, или  сезонного, выезда для полевых исследований, который совмещается с маршрутным вариантом этого метода, имеющим  целью охватить возможно больше населения или большую этническую территорию в отведенные сроки. Подобный характер полевых исследований дает оперативный материал, но он страдает существенными изъянами. Так, «срочный» («сезонный») выезд обычно планируется на наиболее удобный для исследователя период работы в поле, а следовательно, исключается наблюдение жизни этноса в межсезонный период.

Метод полевых исследований позволяет  этнологам получить сведения и о  материальной, и о духовной культуре. В чертежах, схемах, фотографиях  фиксируются объекты материальной культуры: объекты производственной и бытовой жизни этноса, орудия труда, жилища, утварь, одежда и т.д. С помощью современных технических  средств (кино- и фотоаппаратуры, аудио- и видеосредств) и традиционных полевых записей фиксируются объекты и явления духовной жизни народа (традиции, обряды, обычаи, ритуалы, фольклор и т.д.), причем материализованные свидетельства духовной культуры, например предметы культа, народного искусства, места и типы захоронений, фиксируются подобно объектам материальной культуры. В процессе полевой работы предметы материальной и духовной культуры зачастую изымаются из обихода и составляют экспозиции музейных этнологических собраний.

Современный уровень развития научного знания способствует использованию  этнологией научных методов различных  смежных дисциплин. Особенно полезным и плодотворным здесь оказывается  применение методов этнографии, семиотики, психологии, конкретной социологии.

 

Связь этнологии с другими науками

 

Основным объектом исследования этнологии  являются этносы, которые реализуют  свою жизнедеятельность в экономической, социальной, культурной и других сферах. Поскольку эти стороны человеческой жизнедеятельности изучаются также соответствующими науками, то этнология непосредственно взаимодействует с другими науками, также изучающими человека, народы, культуры, общество.

Наиболее близкими к этнологии  по предмету своих исследований являются антропология, культурология, социология, политология, география, этнография.

Степень взаимосвязи этнологии  с этими науками различна, с  каждой из них она определяется количеством  проблем и вопросов, представляющих взаимный интерес для обеих наук. В этом отношении к этнологии  довольно близка антропология: для  той и другой общим предметом  исследований являются вопросы происхождения  рас, их распределения по нашей планете, изменения физического облика людей  в результате культурно-исторического  прогресса, антропологического состава  этносов. В настоящее время во взаимосвязи этих наук существует некоторая  неопределенность, вызванная существованием самостоятельных научных направлений  социальной антропологии и культурной антропологии. Так, ряд этнологов  считает, что понятия «этнология»  и «антропология» синонимичны. При  этом они не принимают во внимание то обстоятельство, что предметом  антропологии никогда не были проблемы этногенеза, этничности, демографических  процессов; антропология была и остается наукой о биологической и физической природе человека. Этнология значительно  шире по своему предметному полю, чем  антропология, что не позволяет говорить об их тождестве.

Этносы как объект изучения этнологии  формируются не только в результате развития природных процессов, но и  одновременно в результате социокультурных процессов. Поэтому этнология имеет социологический и культурологический аспекты исследования этнических процессов, следовательно, пересекается с социологией и культурологией.

Изначально социология складывалась как наука о формах совместной жизни и деятельности людей; предметом  ее изучения являются формы человеческой социальности: социальные группы и слои, социальная структура, социальные институты и т.д. Центральная категория социологии—общество, обозначающее формы связей между совместно живущими и действующими людьми, как правило, на общей территории. Эти элементы социальных отношений представляют научный интерес и для этнологии, но их изучение этнологией происходит под другим углом зрения. В области социальных отношений для этнологии наибольший интерес представляют проблемы социальной структуры этнических общностей, социальной динамики этнических культур, социальной дифференциации этносов, этнического самосознания, этнических особенностей психики разных народов и т.д. Иными словами, этнология изучает социальные процессы и явления в разных этнических средах и этнические процессы в социальных группах. В этом и заключается взаимосвязь этиологии с социологией.

Научные интересы к одним и тем  же общественным явлениям у социологии и этнологии оказались настолько  близки, что в 30-х гг. XX в. на стыке этих двух наук сформировалось отдельное научное направление — этносоциология. По мнению основоположника этносоциологии немецкого ученого Рихарда Турнвальда, эта прикладная наука должна изучать взаимосвязь этнических и социальных процессов в жизни современных индустриально развитых стран.

В современной западной и отечественной  научной литературе существует широко распространенная точка зрения, что  этнология, культурная антропология и  социальная антропология суть разные названия одной и той же науки. При внимательном анализе каждого  из этих трех научных направлений  обнаруживается, что такого рода отождествление весьма условно и не всегда правомерно. В действительности термин «этнология»  существует и в западной науке  и означает примерно то же, что и в России.

Культурная антропология с самого начала выступала как дисциплина, изучающая процессы формирования человеческой культуры, в отличие от физической антропологии как науки об изменчивости физического типа человека. Ее взаимосвязь  с этнологией состоит в том, что  она использует описательные «полевые»  материалы этнологии для доказательства и проверки своих концепций. Со своей  стороны, этнология использует данные культурной антропологии для своих  теоретических обобщений.

Отношения этнологии с социальной антропологией носят несколько  иной характер. Социальная антропология с момента возникновения направлена на изучение особенностей социальной организации народов мира. Сам  термин «социальная антропология»  был введен в научный оборот основоположником английской этнографии Джорджем Фрэзером, который противопоставлял это направление исследования человека физической антропологии. Социальная антропология скорее ближе к социологии, а не этнологии, так как не включает в предмет своих исследований этнические общности.

Однако, пожалуй, наиболее близкой и родственной наукой для этнологии является этнография. Как самостоятельная область знаний этнография возникла полтора века назад. Изначально ее целью был сбор и систематизация социокультурных материалов о разных народах. В силу этого предметная область этнографии нередко трактуется расширительно. Термин «этнография» в разных странах употребляется в разных значениях. В ряде случаев он используется для обозначения описательного уровня исследований в отличие от этнологии, рассматриваемой в качестве теоретической, обобщающей науки об этносах. Это разделение основывается на традициях зарубежной этнографии выделять в этой науке описательную (собственно этнографию) и теоретическую (этнологию) составные части. Кроме того, в немецкой этнологии принято различать этнологию как науку о собственном этносе и этнологию как науку о других этносах. В первом случае понятие «Volkskunde» предполагает этнографическое описание и изучение немецкоязычных народов (немцев, австрийцев, швейцарцев), а понятие «Volkerkunde» подразумевает этнографическое направление в этнологии, изучающее все другие народы.

Информация о работе Становление этнологии как науки