Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 01:36, реферат
Осуществляемые в России экономические реформы существенно изменили статус предприятия – как основного звена народного хозяйства. Рынок поставил организацию в принципиально новые отношения с государственными организациями, с производственными и иными партнерами, работниками. В связи с этим меняются отношения между руководителями организаций, между руководителями и подчиненными, между всеми работниками внутри организации. Меняется и отношение к персоналу организаций, так как социальная направленность экономических реформ поворачивает их лицом к человеку, персоналу организаций.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теория конфликта. Краткий исторический обзор 4
2. Конфликт 5
2.1. Понятие «конфликт» 5
2.2. Ситуация. Причины. Участники 6
2.3. Типы конфликтов 7
2.4. Функции и причины конфликтов 10
2.5. Этапы прохождения конфликтов 11
3. Управление конфликтами 12
3.1. Методы управления конфликтами 12
3.2. Поведение участников в конфликте 14
3.3. Общая схема разрешения конфликта 16
3.4. Конфликт в организации. Стратегия разрешения кофликта 18
3.4.1. Действия руководителя в конфликте 23
3.4.2. Пример практической ситуации 24
Заключение 29
Литература 30
Особенности организационного конфликта определяются тремя моментами:
- различия в объемах социальных
систем. В сравнении с обществом
организация более локальная
и простая система. Это
- ролевая структура организаций,
- организация — это «замкнутая
община». Локальность
Кроме этого, в организационных конфликтах четко проявляются две особенности, свойственные и другим конфликтам в обществе.
Первая — референтность, сплоченность конфликтующих групп. В различных коллизиях референтные группы контролируют поведение всех членов, возводя мотивы конфликтов в надындивидуальные ценности. Отчужденные таким образом ценности получают самостоятельное существование и довлеют затем над поведением индивидов и локальных групп, превращая конфликт в самоцель.
Другой важный момент проявляется в том, что структурные" образования организации складываются не только по объективным признакам, но и в виде так называемых групп сознания, объединяющих людей по убеждениям, ценностным ориентациям, настроениям и т. д. Переплетение объективных и субъективных факторов затрудняет прогнозирование конфликтных групп, делает эти группы неопределенными, а состав их довольно разнообразным.
Сложность управления организационным конфликтом в том, что на том или ином этапе развития организации важнейшей задачей руководства может стать поддержание оптимального уровня конструктивного (позитивного) конфликта. Отсутствие конфликта порождает самодовольство работающих, и особенно управленцев, создает основу для «летаргического сна» коллектива. Конфликт в организации можно сравнить с болезнью в человеческом организме. Известно, что люди, долгое время не знавшие болезней, при первом серьезном недомогании нередко «ломаются» и становятся мнительными, посвящают жизнь поиску различных симптомов. Точно так же реагируют и социальные системы. Чем система централизованное, организованнее, тем чувствительнее она оказывается к потрясениям. Производственные конфликты не только неизбежны, но и необходимы. Задача состоит в том, чтобы конфликт с деловых рельсов не сползал на личностные, не переходил во взаимное дискредитирование, не разрушал формировавшуюся годами совместимость.
Как правило, каждое подразделение
организации создается с
Слишком много гармонии в организации, считает американский специалист по менеджменту Б. Уоррен, — вещь опасная, гармония в управлении всегда отдает фальшью. Два известных в США руководителя — Дж. Бурке из корпорации «Джонсон энд Джонсон» и Э. Гроун из «Инеп» — настаивают на важности в управлении организациями такого фактора, который они охарактеризовали как «созидательная конфронтация». Они не только поощряют расхождение во взглядах менеджеров, они просто требуют от них этого. Они окружают себя людьми, которые достаточно подготовлены, чтобы знать правду, и достаточно независимы в своих суждениях, чтобы открыто их, излагать, особенно, в тех случаях, когда правда не совпадает с взглядами высших руководителей.
Здесь важны не столько формы производственных действий, сколько их тактические (функциональные или дисфункциональные) последствия и стратегический (обострение или сглаживание будущих конфликтов) результат. Поэтому само по себе управленческое действие вполне может быть конфликтным: делая дисфункциональными отношения одного уровня, оно .способно придать функциональный характер отношениям другого уровня: некоторый инициированный конфликт первого порядка действительно обостряет конфликт второго порядка, но в то же время сглаживает конфликты третьего, четвертого и пятого порядков.
Таким образом, управленческое действие во многих вариациях не только допустимо, но и необходимо воспринимать в качестве конфликтного, особенно с учетом того фактора, что оптимизация конфликта лишь в научных дискуссиях рассматривается в абстрактнопозитивном ключе, а в реальной жизни она производится, как правило, в интересах конкретного социального субъекта. Управление конфликтом в определенном ракурсе становится конфликтным управлением, управлением, имеющим в основе инициирование одного конфликта в целях редукции другого. Другими словами, несколько маленьких конфликтов могут в значительной степени нейтрализовать один большой.
Вот как это происходит: аналитическое пространство конфликта содержит в себе бесконечно большой набор показателей, однако в каждом случае они выливаются примерно в одинаковую сумму. В одних случаях эта сумма складывается из немногих крупных и чрезвычайно опасных конфликтов, а в других происходит ее дробление на огромное количество конфликтов незначительных, не подрывающих общественную стабильность в целом. Инициируя маленькие конфликты, мы «распыляем», «растворяем» в них большой конфликт (как имеющийся, так и потенциальный). Частые маленькие конфликты снимают давление в некоторой части общества, а блокирование, недопущение таких конфликтов, напротив, повышает его.
Чтобы избежать ненужных конфликтных
ситуаций в условиях производства,
надо постоянно совершенствовать систему
управленческих отношений. Эффективна
такая организационная
3.4.1.
Действия руководителя в
Какие действия должен предпринять руководитель, если конфликт в организации очевиден? Прежде всего вскрыть этот конфликт. Правильно оценить ситуацию. Отличить внешний повод от подлинной причины столкновения. Причина может быть не осознанной самими конфликтующими или сознательно скрываться ими, но она, как в зеркале, отражается в тех средствах и действиях, которые каждый применяет для достижения своей цели. Необходимо понимать, насколько противоречивы интересы спорящих. Например, при всем желании невозможно работать на одном компьютере одновременно двум подразделениям. Это жесткий конфликт, где вопрос решается «либо либо». Чтобы нейтрализовать неудовольствие обойденного, надо дать ему возможность выиграть в другом. Зачастую интересы более совместимы, и можно путем «переговоров» найти вариант, частично удовлетворяющий обе стороны без победителей и побежденных.
Западные конфликтологи
Термин “опасения” означает озабоченность,
тревогу личности при невозможности
реализовать какуюто из своих
потребностей. В данном случае не следует
обсуждать с участниками
В результате составления карты проясняются точки совпадения интересов конфликтующих сторон, более ясно проявляются страхи и опасения каждой и сторон, определяются возможные пути выхода из создавшейся ситуации.
Использование метода картографии конфликта рассмотрим на примере ситуации, сложившейся в отделе статистики информационного центра крупного производственного объединения.
3.4.2. Пример практической ситуации
Отдел статистики информационного
центра крупного производственного
объединения состоит из 9 женщин.
Руководителем подразделения
В отдел не так давно, около года, поступил на работу новый сотрудник Тюрина Н.Н. молодая, симпатичная женщина, которая заканчивает заочно политехнический институт. Ее приход был встречен достаточно дружелюбно со стороны всех сотрудников отдела и, в первую очередь начальника, у которой есть дочь такого же возраста.
Начальник отдела Иванова М.А. некоторое
время “поматерински” опекала новую
сотрудницу, но потом наступил перелом
в их взаимоотношениях, и по непонятным
для Тюриной Н.Н. причинам отношения
резко ухудшились. Иванова М.А. стала
постоянно придираться к
Другие сотрудницы отдела внешне никак не реагировали на создавшуюся ситуацию. По своему характеру Иванова М.А. достаточно властный человек, и давно находится на руководящей должности.
Участниками этого конфликта являются: Иванова, Тюрина и работники отдела. Основная проблема заключается во взаимоотношениях начальника и подчиненной. Потребности и опасения каждой из сторон представлены в таблице 3.
При составлении картограммы
Следует подчеркнуть еще раз
важность точного определения проблемы
конфликта и того, насколько она
затрагивает интересы каждого участника
противостояния. Чтобы эффективно управлять
развитием конфликта, необходимо с
максимальной точностью составить
его диагноз. Идеальным является
восприятие конфликта таким, каков
он есть на самом деле. Достижение соответствия
между субъективной оценкой данного
конфликта руководителем и
Недооценка конфликта может
привести к тому, что его анализ
будет проведен поверхностно и высказанные
на основе такого анализа предложения
окажутся малопригодными. Недооценка
конфликта может иметь
Вредна не только недооценка, но и
переоценка существующего противостояния.
В этом случае предпринимаются усилия
гораздо большие, чем это действительно
необходимо. Переоценка конкретного
конфликта или перестраховка
в отношении возможности
Есть три основных способа, применяемых руководителем для преодоления конфликтной ситуации:
- воспитательное воздействие,
- разделение объекта спора.
- организационные мероприятия.
Создание так называемого «
Информация о работе Стратегия поведения в конфликтной ситуации