Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 11:50, курсовая работа
Данная тема актуальна в наше время, так как условия жизни очень быстро меняются и оказывают большое влияние на формирование базовых ценностей молодежи. Будущее состояние общества во многом зависит от того, какой ценностный фундамент будет сформирован у молодого поколения.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Структура ценностей у студентов.
1.1 Определение и виды ценностей……………………………………….……..5
1.2 Система ценностных ориентаций ………………………………………….19
Глава 2. Исследование ценностных ориентаций студентов.
2.1 Общая характеристика исследования………………………………………22
2.2 Анализ результатов исследования………………………………………….23
Заключение……………………………………………………………………….25
Список литературы ………………………..…………………………………….27
Приложения……………………………………………………………………...29
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КУРГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Юридический факультет
Кафедра социологии и социальной работы
Тема: Структура ценностей студентов.
Курсовая работа
по предмету: Социальная психология личности
Студентка 2860 группы Геворгян Т. А.
Специальность – социальная работа (номер специальности)
Руководитель
Курган 2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Структура ценностей у студентов.
1.1 Определение и виды
ценностей……………………………………….……..
1.2 Система ценностных ориентаций ………………………………………….19
Глава 2. Исследование ценностных
ориентаций студентов.
2.1 Общая характеристика исследования………………………………………22
2.2 Анализ результатов исследования………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Список литературы ………………………..…………………………………….27
Приложения……………………………………………………
Введение
Данная тема актуальна в наше время, так как условия жизни очень быстро меняются и оказывают большое влияние на формирование базовых ценностей молодежи. Будущее состояние общества во многом зависит от того, какой ценностный фундамент будет сформирован у молодого поколения. В новой социальной структуре российского общества продолжает формироваться средний класс, основой которого должны стать образованные, компетентные и грамотные специалисты со своими жизненными позициями и ценностями. Актуальность изучения ценностей студентов обусловлена тем, что именно они являются той социальной группой, от которой зависит передача сформировавшихся ценностей подрастающему поколению.
Объектом изучения данной работы выступают студенты КГУ Юридического факультета, специальности «социальная работа» 2 курса.
Предметом исследования является структура ценностных ориентаций студентов «социальная работа» 2 курса.
Цель данной работы заключается в определении основных жизненных ценностей студентов.
Цель предполагает решение следующих задач:
1.Описать структуру ценностей студентов.
2.Используя методику М. Рокича, определить ценностные ориентации студентов.
3.Проанализировать данные, полученные в результате проведенного исследования.
Использование результатов исследования в практической работе социального психолога позволит разработать рекомендации для создания необходимых условий формирования структуры корпоративных ценностей в организациях, фирмах, учреждениях образования и т.д.
Исследование по выявлению ценностных ориентаций проводилось среди студентов, ранее не опрашиваемых по методике Рокича. Ответы несут в себе новые положения, позволяющие сделать выводы по определению наиболее важных ценностей для студентов.
Методы исследования: анализ литературы и тестирование.
Можно выдвинуть гипотезу, что для современных студентов наибольшую значимость имеют ценности, которые в первую очередь направлены на их личные интересы.
Данная работа состоит из 2-х частей: теоретической и эмпирической.
В теоретической главе будет непосредственно решаться первая задача, то есть рассмотрение структуры ценностей студентов.
В эмпирической части будет исп
Глава 1. Структура ценностей у студентов.
1.1. Определение и классификация ценностей.
Понятие ценности изучается во многих общественных науках. Однако в современном обществе остро встаёт проблема ценностей. Для социальной психологии крайне важно обозначить некоторые принципы. Важнейшим из них является признание различной значимости разных ценностей для групповой жизнедеятельности, различное их соотношение с ценностями общества. Когда речь идёт об относительно общих и абстрактных понятиях, например о добре, зле, счастье и т.п. то можно сказать, что на этом уровне ценности являются общими для всех общественных групп и они могут быть рассмотрены как ценности общества. Однако при переходе к оцениванию более конкретных общественных явлений, например, таких, как труд, образование, культура, группы начинают различаться по принимаемым оценкам. Ценности различных социальных групп могут не совпадать между собой, и в этом случае трудно говорить уже о ценностях общества. Специфика отношений к каждой из таких ценностей определяется местом социальной группы в системе общественных отношений.
В период социально
Перед современным студентом стоит проблема профессионального самоопределения как процесса его интеграции в социально-профессиональную структуру общества. Этот процесс реализуется на личностном уровне через ценностный выбор студентов вариантов профессионального развития. Выбор профессии связан с выбором того или иного вуза, специальности, с перспективами самоактуализации не только в трудовой деятельности, но и в других сферах: общественной деятельности, семейной жизни, собственных увлечений.
Социокультурная среда образовательного учреждения оказывает комплексное воздействие на личность студента: его профессиональные качества, социально-психологические характеристики, жизненные ценности и идеалы.
Одной из важнейших на
Наиболее широко в
Человек изначально, с момента своего рождения помещен в социальную, культурную среду. Фиксация гигантского человеческого опыта в человеке происходит различными способами: это верования, традиции, установки, культурные приоритеты и т.д. Человек в своей деятельности, поступках, мыслях опирается на общечеловеческие духовные и нравственные ценности. Сознание человека развивается внутри социально-культурного пространства, в котором сконцентрирован опыт деятельности, общения, мировосприятия. Человеку необходимо не только усвоить этот опыт, но и преобразовать на его основе свои естественные возможности и способности таким образом, чтобы сформировался свой собственный жизненный путь.
Опыт осмысления человеческого
бытия, истории и культуры, в
особенности в XX столетии, свидетельствует,
что своеобразие различных
Подтверждением этих идей
Главный смысл человеческого бытия составляют те или иные ценности.
Д.А.Леонтьев справедливо указывал, что проблемы, связанные с человеческими ценностями, относятся к числу важнейших, так как "ценности выступают интегративной основой как для отдельно взятого индивида, так и для любой малой и большой социальной культуры, нации, наконец, для человечества в целом"
Ценности - это не только то, что можно употребить на что-то, имеется в виду в материальном смысле, но и то, во имя чего совершаются поступки, проживается жизнь, причем, жизнь, как отдельного индивида, так и целого общества. Человек иногда готов расстаться с жизнью во имя того, что он считает самым ценным в своей жизни. Ценности, даже реализованные, не теряют своего качества должного. Они всегда оказываются впереди человека, его деятельности: человек сознательно оценивает свои жизненные перспективы исходя из имеющейся у него системы личностных ценностей. Ценности можно выразить в идеях, обосновывать их логически и т.д., но сами они не являются идеями, а тем, что можно характеризовать как некий путь жизни, как определенный способ бытия человека в мире, как способ отношения к миру. Они могут быть реально определяющими в повседневных действиях, поступках, пронизывают собой весь душевно - духовный мир человека, придавая смысл всей жизни, проявляясь в потребностях, помыслах, устремлениях, желаниях, мыслях. Человек не выбирает смысл или ценности. Они уже даны ему изначально, или связываются с ним культурой. Речь идет об общественных ценностях, которые предлагаются человеку в качестве "меню" на первых порах его жизни, из которого он уже может оценить. Что для него значимо и важно.
Ценности передаются из поколения в поколение. Родители передают модель должного и ценного своим детям, порой навязывая им то, что было накоплено самими. Но то, что навязано, не будет никогда смыслом существования, если человек сам не изберет нечто как ценное. Зрелая личность способна сама оценить степень важности объектов, событий, отношений.
То, что люди выбирают себе как ценность своей жизни, в чем они видят смысл своего существования, не оказывается в обязательно чем-то высоким, благородным. Оно может быть направлено против других людей, против общества. Это относится и к отдельным людям, и к целым коллективам, народам, цивилизациям.
Как утверждает В. Дильтей, на уровне личности ценности меняются с возрастом. Растет уровень самосознания, более осознанным становится выбор ценностей, изменения в ценностной системе возможны под влиянием жизненно важных трансформаций в судьбе человека, влекущих необратимые последствия.
На уровне общества, экономические, экологические, политические и другие кризисы, если не во всех, то в тех случаях, когда имеет место ценностный кризис, являются следствием и частью последнего.
Подтверждение этой мысли мы
находим у Д.А.Леонтьева,
В периоды стабильности