Структура ценостей студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 11:50, курсовая работа

Описание работы

Данная тема актуальна в наше время, так как условия жизни очень быстро меняются и оказывают большое влияние на формирование базовых ценностей молодежи. Будущее состояние общества во многом зависит от того, какой ценностный фундамент будет сформирован у молодого поколения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Структура ценностей у студентов.
1.1 Определение и виды ценностей……………………………………….……..5
1.2 Система ценностных ориентаций ………………………………………….19
Глава 2. Исследование ценностных ориентаций студентов.
2.1 Общая характеристика исследования………………………………………22
2.2 Анализ результатов исследования………………………………………….23
Заключение……………………………………………………………………….25
Список литературы ………………………..…………………………………….27
Приложения……………………………………………………………………...29

Файлы: 1 файл

Kursovaya.doc

— 189.00 Кб (Скачать файл)

       Исследование ценностей в социальной  психологии стали проводиться в 70-е годы, и были направлены на изучение особенностей мотивации, регуляции социального поведения, социального прогнозирования. Изучались особенности собственно социалистических ценностей и их отличие от капиталистических. Велся поиск основания для оптимального регулирования социальных процессов на производстве и в социальных сферах жизнедеятельности человека.

       Понятие "ценность" возникло  в рамках социологии, а впоследствии  было привлечено в психологию  в качестве компонента, составляющего структуру личности. Это отразилось на определении понятия "ценности" в зависимости от области психологии, в которой они рассматривались. Так, в социальной психологии ценности и ценностные ориентации рассматривались в аспекте иерархических структур, регулирующих поведение человека; в общей психологии ценности включались в проблематику смысловой основы жизнедеятельности индивида.

       А.Н. Занковский  указал, что ценностные  ориентации являются важнейшими  элементами внутренней структуры  личности. Они закреплены жизненным опытом индивида и ограничивают значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного. То, что мы считаем важным или правильным, оказывает сильное влияние на нашу жизнь, формирует наше отношение к другим людям и ко всему окружающему. Совокупность сложившихся, устоявшихся ценностных ориентаций образует своего рода систему личностных координат, обеспечивающую устойчивость определенного типа поведения и деятельности, выраженную в направленности потребностей и интересов человека в силу этого ценностные ориентации выступают важнейшим фактором, регулирующим и детерминирующим поведение человека. Формирование индивидуальных ценностей можно представить как процесс интериоризации личностью социальных ценностей.

        Исследователи выделяют три взаимопереходящие формы существования ценностей: общественные идеалы, предметное воплощение этих идеалов в деяниях или в произведениях конкретных людей и мотивационные структуры личности ("модели должного") побуждающие ее к предметному воплощению в своем поведении и деятельности общественных идеалов. Упрощенно схема взаимопереходов между формами существования ценностей выглядит так: общественные идеалы усваиваются личностью и начинают в качестве "моделей должного" побуждать ее активность, в процессе которой происходит предметное воплощение этих моделей, предметно воплощенные ценности, в свою очередь, становятся основой для формирования общественных идеалов и т. д. по бесконечной спирали.3 В течение жизни человека одни ценности подкрепляются, другие отбрасываются или видоизменяются - формируется индивидуальная структура ценностей, не похожая ни на какую другую. Столкновение индивида с новыми ценностными системами, а также противоречия между реальной жизнью и уже усвоенными ценностями нередко приводят к формированию "многослойных" ценностных систем, в которых декларируемые ценности в значительной степени расходятся с действительными.

      Ценности не всегда осознаются  индивидом, при этом их регулятивное  влияние остается. Сам человек может вообще не осознавать, осуществляет ли он ценностное отношение к действительности, и если да, то, какое. Действенная же сила ценностного отношения от этого не потеряется.        Одним из важных вопросов в исследовании ценностей является роль ценности, как критерия выбора альтернативных способов действий. Г.Е.Залесский при рассмотрении процесса формирования ценностных ориентации как регуляторов социального поведения классифицирует способы ценностно-смысловой ориентировки, выделяет их как важные факторы, влияющие на выборы личности в значимых жизненных ситуациях. По его мнению, становление и формирование ценностно-смысловых образований происходит в особом виде деятельности - в индивидуальном способе ценностно-смысловой ориентировке (ЦСО). С помощью этого способа в отдельных ориентировочных актах (в выборах мотивов, целей, поступков) реализуются ценности личности, фиксированные в ее притязаниях, самооценках, мотивах и убеждениях. Способ ЦСО при этом как процесс должен включать в себя три компонента - когнитивный, операциональный и мотивационный. Г.Е.Залесский выделяет три вида ЦСО: ситуативный, конформный и мировоззренческий (концептуальный).

       Мировоззренческий способ обеспечивает  включение глубоких, смысло-жизненных  ценностей в структуру внутреннего выбора и реализует внешний уровень развития личности. Готовность субъекта к реализации собственных ценностей поддерживается здесь чувством внутреннего долженствования, сохранение которого становится необходимым условием самоуважения.            Конформный способ затрудняет использование ценностей в актах внутреннего выбора, реализуя ценности, принятые окружающими (даже если они субъективно не одобряются). За счет такого ценностно-социального единства с ближайшим социальным окружением и поддерживается самоуважение субъекта.         

Ситуативный способ предполагает учет в актах внутреннего  выбора, прежде всего, признаков, задаваемых ситуацией. Здесь отчетливо проступает недостаточная готовность субъекта соотносить внешние признаки ситуации с личностными ценностями. Система последних еще не сложилась (в ней слабо выражена иерархичность, упорядоченность, обобщенность).

         Социальную психологию как науку,  возникшую и развивающуюся на  стыке социологии и общей психологии, интересует в равной степени  и социальные (внешние) и психологические (внутренние) регуляторы социального поведения. Одним из изучаемых, действующих на самых разных уровнях - в обществе и в социальных группах, а также присущих личности регуляторов социального поведения являются нормы и ценности. Нормы и ценности тесно взаимосвязаны друг с другом. В целом ценностно - нормативная система регуляции социального поведения является основанием процесса социализации. 4

В представлении  студентов выделяются положительные  и отрицательные ценности.

Отрицательные ценности: 

1. Бесцельное  существование (жизнь сегодняшним  днём), потребительское отношение  к жизни («прожигание жизни»), апатичность, пассивность, иждивенчество,  лень, тунеядство, разгильдяйство. Типичные формулировки: Очень многие люди «не знают, чего хотят в жизни, как достичь чего-то»; «надеются просто на случай, предпочитают ничего не делать»; « очень много в обществе молодёжи, которая не хочет учиться и зарабатывать себе на жизнь, а надеется и дальше жить на деньги родителей».

2. Алкоголизм, пьянство, наркомания, курение - способы разрушения личного здоровья. Отмечая, что, к сожалению, в молодёжной среде «принимать наркотики стало модным, престижным и почти обязательным действием», более 70% студентов категорически осуждают эту «повальную тягу»  и решительно отвергают для себя перспективу наркомании или алкоголизма.

3. Эгоизм, корыстолюбие, жадность, зависть, отсутствие коллективизма,  взаимопомощи. Характерны типичные  сетования: «Теперь человек видит  только себя, почитает себя центром  Вселенной и не считается с остальным миром»; «В душах ничего не осталось, кроме денег»; « В обществе главной ценностью стали деньги, а не человеческие отношения»; « Эгоизм и равнодушие -  характерные черты нашего времени» ; «Большинство людей вокруг занято погоней за наживой, материальными благами, в которой теряются настоящие человеческие качества, а порой и человеческое достоинство»; « Деньги стали не средством, а целью».

4. Агрессивность, насилие,  жестокость, озлобленность, цинизм, хулиганство, преступность. «Страшно то, что ради достижения своей цели люди готовы идти по головам других. Это может быть аморальное ущемление прав другого человека, но также и физическое насилие, порой даже смерть»; « Очень страшно, когда видишь проявление детской жестокости».

5. Хамское поведение, бескультурье, грубость, бездуховность, неуважение к старшим. По словам студентов, типичными проявлениями подобных недугов являются «Утрата женственности девушками и рыцарской галантности юношами»; « Неуважение к окружающим»; «Замусоривание среды обитания».

6. Лживость, лицемерие, безответственность, расхлябанность, предательство. Эти  пороки превратились в обычное  явление, и вместе с тем они  особенно ненавистны для дружелюбных  и откровенных молодых людей.  Около трети студентов заявили,  что считают ложь и предательство самыми гнусными отвратительными явлениями в общении между людьми.

7. Аморальность, распущенность,  разврат. Степень порочности оценивается  по - разному. Некоторые студенты  сдержанно констатируют: молодёжь  всё больше и больше отклоняется от моральных и эстетических принципов и полностью отдаёт себя миру игры и виртуальных развлечений. Другие более категоричны: « У нас сплошной беспредел, никто не знает границ порядка, морали и приличного поведения, а точнее сказать, знают, но совершенно с ними не считаются». Рассадником порока по мнению многих являются пресса и телевидение где царствуют « Разврат и вульгарность, превращение самого сокровенного и таинственного в общедоступное и даже навязанное».

8. Бездумное следование  моде, глупое подражательство. Мода порождает  «Вредные привычки, нелепые наряды, отвратительное поведение»; «Даже друзей некоторые модники выбирают по моде или по своему стилю». Эта слабость воспринимается не без юмора. Например: « Ныне в моде пирсинг и все побежали прокалывать себе что нужно и не нужно»; «Иногда видишь девушку на которой столько разных серёжек  что если к ней преподнести магнит  она притянется». Мода может быть и благотворной: к примеру, «Стало модно получать высшее образование»; « В моду входит здоровый образ жизни».

9. Отсутствие патриотизма,  неумение ценить свою историю,  равнодушие к судьбе России. Часто  молодые люди самокритично повторяют:  « Наше поколение не способно  жертвовать собой ради ближних  страны и мира так как это  делали наши бабушки и дедушки. Мало кто сейчас мог бы повторить их подвиг». Однако упрёк в недостаточной патриотичности нельзя адресовать всему поколению. Массовые опросы показали, что потенциальными эмигрантами  готовыми сменить гражданство, « Если это окажется выгодным и полезным для меня», является треть студентов,  но есть другая треть, которую будущее страны глубоко волнует, потому что судьба России – моя судьба.

В связи с  изменением ценностных ориентаций, расширением  сферы досуга, появлением новых интересов  значительно снизился у студентов  интерес к военной службе. Особо  следует отметить существенное увеличение количества лиц с негативным отношением к военной службе. Среди студентов с негативным отношением к военной службе можно выделить две подгруппы: первая – с осознанием необходимости « отслужить», вторая – с установкой любым путём уклониться от призыва. Студенты, у которых сложилось негативное отношение к армии, мотивируют его следующим: падением престижа военной службы, неуставными отношениями, в частности « дедовщиной», участием в локальных вооружённых конфликтах.   Прослеживается общий для всех молодых людей страх перед срочной службой в армии. Они  «напичканы» продукцией СМИ касающейся «дедовщины», неуставных отношений, плохого питания, неустроенности армейского быта и т.д.

 Несмотря  на это, позитивное отношение  к военной службе, ещё сохранилось.  Более высокие качественные показатели  позитивного отношения к военной  службе, активной подготовке к военно-профессиональной деятельности имеют студенты, обучающиеся на военных кафедрах ВУЗов. Они получают военно - учётную специальность, многие занимаются различными военно- прикладными видами спорта.

10. Зависимость  от техники. Технический прогресс – несомненно, благо, которое признаётся молодёжью. Но всякое благо имеет оборотную, не всегда безобидную сторону, и наиболее чуткие и вдумчивые  студенты толкуют об опасности «отгораживания техникой от реального мира», потому что люди, « помешанные на техническом прогрессе, перестают чувствовать красоту мира и человеческие души».                       

Положительные ценности:

1. Целеустремлённость, целенаправленность,  деловитость,  организованность. Эти черты отмечаются  очень многими (но не всеми), что не удивительно. Ведь стать студентом – значит сделать жизненный выбор, дать заявку на вхождение в интеллектуальную элиту, принять на себя определённые обязательства перед близкими людьми и перед самим собой, мобилизовать свои духовные ресурсы. Большинство студентов это понимает и вырабатывает деловитость и целеустремлённость как качества характера.

2. Самостоятельность, самодостаточность, независимость, свободолюбие. Отмечая эти черты, нельзя не приветствовать такие высказывания студентов: «Многие хотят стать независимыми материально, желают не сидеть на шее у родителей, а напротив, помогать им. И добиваться всего самим своим умом, талантом, рвением».

Молодые люди не без гордости заявляют: «Мы - первое свободное русское поколение, не знающее старых русских обычаев, нравов, догматов». Вместе с тем многие из этих раскрепощённых юношей и девушек проявляют мудрую озабоченность: «Избыток свободы вреден».

3. Жизненная  активность, оптимизм, уверенность  в будущем, предприимчивость, трудолюбие, напористость. Жизнерадостные оптимисты заявляют: « Моё поколение сделает не только лучше настоящее, но и подаст хороший пример будущему». Новаторство провозглашается атрибутом поколения: «Нашему поколению свойственна очень хорошая черта - стремление к изменениям, причём к резким  и большим изменениям к лучшему»; « Мы - абсолютно новые люди, с новым мировоззрением и новыми идеалами. У нас есть пыл, жар и стремление к познанию и движению».

4. Интеллектуальность, умственное развитие, творческие  способности (креативность), талантливость - это черты, которыми не без основания гордится молодое поколение. Часто упоминается «быстрое освоение новой информации», «высокий творческий потенциал», «универсальные таланты и способности».

Информация о работе Структура ценостей студентов