Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 11:50, курсовая работа
Данная тема актуальна в наше время, так как условия жизни очень быстро меняются и оказывают большое влияние на формирование базовых ценностей молодежи. Будущее состояние общества во многом зависит от того, какой ценностный фундамент будет сформирован у молодого поколения.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Структура ценностей у студентов.
1.1 Определение и виды ценностей……………………………………….……..5
1.2 Система ценностных ориентаций ………………………………………….19
Глава 2. Исследование ценностных ориентаций студентов.
2.1 Общая характеристика исследования………………………………………22
2.2 Анализ результатов исследования………………………………………….23
Заключение……………………………………………………………………….25
Список литературы ………………………..…………………………………….27
Приложения……………………………………………………………………...29
Исследование ценностей в
Понятие "ценность" возникло в рамках социологии, а впоследствии было привлечено в психологию в качестве компонента, составляющего структуру личности. Это отразилось на определении понятия "ценности" в зависимости от области психологии, в которой они рассматривались. Так, в социальной психологии ценности и ценностные ориентации рассматривались в аспекте иерархических структур, регулирующих поведение человека; в общей психологии ценности включались в проблематику смысловой основы жизнедеятельности индивида.
А.Н. Занковский указал, что ценностные
ориентации являются
Исследователи выделяют три взаимопереходящие формы существования ценностей: общественные идеалы, предметное воплощение этих идеалов в деяниях или в произведениях конкретных людей и мотивационные структуры личности ("модели должного") побуждающие ее к предметному воплощению в своем поведении и деятельности общественных идеалов. Упрощенно схема взаимопереходов между формами существования ценностей выглядит так: общественные идеалы усваиваются личностью и начинают в качестве "моделей должного" побуждать ее активность, в процессе которой происходит предметное воплощение этих моделей, предметно воплощенные ценности, в свою очередь, становятся основой для формирования общественных идеалов и т. д. по бесконечной спирали.3 В течение жизни человека одни ценности подкрепляются, другие отбрасываются или видоизменяются - формируется индивидуальная структура ценностей, не похожая ни на какую другую. Столкновение индивида с новыми ценностными системами, а также противоречия между реальной жизнью и уже усвоенными ценностями нередко приводят к формированию "многослойных" ценностных систем, в которых декларируемые ценности в значительной степени расходятся с действительными.
Ценности не всегда осознаются
индивидом, при этом их
Мировоззренческий способ
Ситуативный способ предполагает учет в актах внутреннего выбора, прежде всего, признаков, задаваемых ситуацией. Здесь отчетливо проступает недостаточная готовность субъекта соотносить внешние признаки ситуации с личностными ценностями. Система последних еще не сложилась (в ней слабо выражена иерархичность, упорядоченность, обобщенность).
Социальную психологию как
В представлении студентов выделяются положительные и отрицательные ценности.
Отрицательные ценности:
1. Бесцельное
существование (жизнь
2. Алкоголизм, пьянство, наркомания, курение - способы разрушения личного здоровья. Отмечая, что, к сожалению, в молодёжной среде «принимать наркотики стало модным, престижным и почти обязательным действием», более 70% студентов категорически осуждают эту «повальную тягу» и решительно отвергают для себя перспективу наркомании или алкоголизма.
3. Эгоизм, корыстолюбие, жадность,
зависть, отсутствие
4. Агрессивность, насилие, жестокость, озлобленность, цинизм, хулиганство, преступность. «Страшно то, что ради достижения своей цели люди готовы идти по головам других. Это может быть аморальное ущемление прав другого человека, но также и физическое насилие, порой даже смерть»; « Очень страшно, когда видишь проявление детской жестокости».
5. Хамское поведение, бескультурье, грубость, бездуховность, неуважение к старшим. По словам студентов, типичными проявлениями подобных недугов являются «Утрата женственности девушками и рыцарской галантности юношами»; « Неуважение к окружающим»; «Замусоривание среды обитания».
6. Лживость, лицемерие, безответственность,
расхлябанность, предательство. Эти
пороки превратились в обычное
явление, и вместе с тем они
особенно ненавистны для
7. Аморальность, распущенность,
разврат. Степень порочности
8. Бездумное следование моде, глупое подражательство. Мода порождает «Вредные привычки, нелепые наряды, отвратительное поведение»; «Даже друзей некоторые модники выбирают по моде или по своему стилю». Эта слабость воспринимается не без юмора. Например: « Ныне в моде пирсинг и все побежали прокалывать себе что нужно и не нужно»; «Иногда видишь девушку на которой столько разных серёжек что если к ней преподнести магнит она притянется». Мода может быть и благотворной: к примеру, «Стало модно получать высшее образование»; « В моду входит здоровый образ жизни».
9. Отсутствие патриотизма,
неумение ценить свою историю,
равнодушие к судьбе России. Часто
молодые люди самокритично
В связи с изменением ценностных ориентаций, расширением сферы досуга, появлением новых интересов значительно снизился у студентов интерес к военной службе. Особо следует отметить существенное увеличение количества лиц с негативным отношением к военной службе. Среди студентов с негативным отношением к военной службе можно выделить две подгруппы: первая – с осознанием необходимости « отслужить», вторая – с установкой любым путём уклониться от призыва. Студенты, у которых сложилось негативное отношение к армии, мотивируют его следующим: падением престижа военной службы, неуставными отношениями, в частности « дедовщиной», участием в локальных вооружённых конфликтах. Прослеживается общий для всех молодых людей страх перед срочной службой в армии. Они «напичканы» продукцией СМИ касающейся «дедовщины», неуставных отношений, плохого питания, неустроенности армейского быта и т.д.
Несмотря
на это, позитивное отношение
к военной службе, ещё сохранилось.
Более высокие качественные
10. Зависимость от техники. Технический прогресс – несомненно, благо, которое признаётся молодёжью. Но всякое благо имеет оборотную, не всегда безобидную сторону, и наиболее чуткие и вдумчивые студенты толкуют об опасности «отгораживания техникой от реального мира», потому что люди, « помешанные на техническом прогрессе, перестают чувствовать красоту мира и человеческие души».
Положительные ценности:
1. Целеустремлённость, целенаправленность, деловитость, организованность. Эти черты отмечаются очень многими (но не всеми), что не удивительно. Ведь стать студентом – значит сделать жизненный выбор, дать заявку на вхождение в интеллектуальную элиту, принять на себя определённые обязательства перед близкими людьми и перед самим собой, мобилизовать свои духовные ресурсы. Большинство студентов это понимает и вырабатывает деловитость и целеустремлённость как качества характера.
2. Самостоятельность, самодостаточность, независимость, свободолюбие. Отмечая эти черты, нельзя не приветствовать такие высказывания студентов: «Многие хотят стать независимыми материально, желают не сидеть на шее у родителей, а напротив, помогать им. И добиваться всего самим своим умом, талантом, рвением».
Молодые люди не без гордости заявляют: «Мы - первое свободное русское поколение, не знающее старых русских обычаев, нравов, догматов». Вместе с тем многие из этих раскрепощённых юношей и девушек проявляют мудрую озабоченность: «Избыток свободы вреден».
3. Жизненная активность, оптимизм, уверенность в будущем, предприимчивость, трудолюбие, напористость. Жизнерадостные оптимисты заявляют: « Моё поколение сделает не только лучше настоящее, но и подаст хороший пример будущему». Новаторство провозглашается атрибутом поколения: «Нашему поколению свойственна очень хорошая черта - стремление к изменениям, причём к резким и большим изменениям к лучшему»; « Мы - абсолютно новые люди, с новым мировоззрением и новыми идеалами. У нас есть пыл, жар и стремление к познанию и движению».
4. Интеллектуальность, умственное развитие, творческие способности (креативность), талантливость - это черты, которыми не без основания гордится молодое поколение. Часто упоминается «быстрое освоение новой информации», «высокий творческий потенциал», «универсальные таланты и способности».