Структура ценостей студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 11:50, курсовая работа

Описание работы

Данная тема актуальна в наше время, так как условия жизни очень быстро меняются и оказывают большое влияние на формирование базовых ценностей молодежи. Будущее состояние общества во многом зависит от того, какой ценностный фундамент будет сформирован у молодого поколения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Структура ценностей у студентов.
1.1 Определение и виды ценностей……………………………………….……..5
1.2 Система ценностных ориентаций ………………………………………….19
Глава 2. Исследование ценностных ориентаций студентов.
2.1 Общая характеристика исследования………………………………………22
2.2 Анализ результатов исследования………………………………………….23
Заключение……………………………………………………………………….25
Список литературы ………………………..…………………………………….27
Приложения……………………………………………………………………...29

Файлы: 1 файл

Kursovaya.doc

— 189.00 Кб (Скачать файл)

5.Стремление  к знаниям, овладение культурой  понимается как естественные дополнения интеллектуальности и интеллигентности. Усердное учебная деятельность мотивируется двояко: не многие, не более10 % студентов испытывают бескорыстную, неутолимую жажду познания. Большинство же рассматривает знания как доходный вид собственности, способный приносить не малые дивиденды в капиталистическом обществе. Его представители свидетельствуют: «Мы готовы сделать все, чтобы потенциальный работодатель смог найти в нас гармоничное сочетание профессиональных качеств, обаятельной внешности, интеллекта и многого другого.

6. Альтруизм,  доброта, дружелюбие, гуманизм, честь,  правдивость, порядочность, вообще  – высокие моральные качества. Например: «Истинная жизнь – это  жизнь по законам нравственности, гуманности и справедливости. Я точно знаю, что я альтруист».

7. Патриотизм, любовь  к Родине. Несколько примеров: «Я  верю в будущее своей страны, и горжусь, что являюсь ее  гражданином»; «Равнодушный человек,  не любящий свою Родину, это хуже всего».

 Здесь прослеживается  некая неординарность ответов студентов, но это и понятно. Каждый несет  в себе разные ценности, для одних что-то более важное, для других - менее, поэтому происходит дифференциация, некоторое несоответствие.5

Данная дифференциация ценностей закономерна, так как если бы для всех мировосприятие было единым, то среди нас не было бы выдающихся личностей. Жизнь казалась бы скучной и единообразной, в том случае если бы все «мыслили и думали» одинаково.6

Следует заметить, что к понятию ценности имеется  достаточно много разных подходов. Для исследователя важно придерживаться хотя бы одного из них для достижения грамотного результата.

 

 

 

 

 

1.2 Система ценностных ориентаций.                                                                     Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизнедеятельности, основу жизненной концепции и «философии жизни».   Процесс формирования ценностных ориентаций – это центральный момент личностного самоопределения, которое имеет ценностно-смысловую природу и заключается в активном определении своей позиции относительно общественно выработанной системы ценностей и определении на этой основе смысла своего собственного существования. От протекания этого процесса во многом зависит дальнейшее становление зрелой личности, обретение человеком своего ценностно-смыслового единства и успешная самореализация.

М. Рокич предложил  теоретическую модель для изучения ценностных ориентаций человека и представил действенный инструмент их измерения.

Ценности - это обобщенные представления о благах и приемлемых способах их получения, на базе которых человек осуществляет сознательный выбор целей и средств деятельности. Ценности личности выступают в качестве основы для формирования жизненной стратегии, во многом определяют линию профессионального развития.

Ценностная  ориентация - это понятие социальной психологии, под которым понимается:

  1. идеологические, политические, моральные, эстетические и другие основания оценки человеком социальных объектов и событий;
  2. способ организации человеком своего поведения в соответствии с осознанными мотивами, возведенными в ранг смысложизненных ориентиров.

В последнем  случае ценностные ориентации выступают в качестве индивидуальной идеологии стиля жизни. Они формируются при усвоении социального опыта и проявляются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и других элементах внутреннего мира, реализуются в поведении личности. В структуре деятельности ценностные ориентации тесно связаны с познавательными и волевыми сторонами, они обеспечивают устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения. Система ценностных ориентаций составляет содержательную сторону направленности личности и отражает внутреннюю основу ее отношения к действительности.

Ценностная  ориентация есть, с одной стороны, конкретное проявление отношения личности к фактам действительности, а с  другой - система фиксированных установок, регулирующих поведение в каждый данный отрезок времени.

Ценностные ориентации - сложное образование, в котором можно выделить три основных компонента: когнитивный, эмотивный и поведенческий. Когнитивный есть элемент знания, эмотивный - эмоциональная составляющая, вытекающая из оценки; поведенческий - связан с реализацией ценностных ориентаций в поведении личности.

Ценностные ориентации относятся к важнейшим компонентам структуры личности, по степени их сформированности можно судить об уровне развития личности. Развитые ценностные ориентации - признак зрелости, показатель меры социальности. Устойчивая и непротиворечивая совокупность ценностных ориентаций обуславливает такие качества личности, как цельность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей, активность жизненной позиции. Противоречивость ценностных ориентаций порождает непоследовательность в поведении. Неразвитость ценностных ориентаций - признак инфантилизма, господства внешних стимулов во внутренней структуре личности.

В процессе совместной деятельности, определяющей отношения  людей в группах, складываются групповые  ценностные ориентации. Совпадение важнейших  ценностных ориентаций членов группы обеспечивает ее сплоченность.

М. Рокич предложил  теоретическую модель для изучения ценностных ориентаций человека (в рамках когнитивного подхода) и представил действенный инструмент их измерения. И теория, и методика широко используются психологами, экономистами, а также специалистами в области политических наук. Теория М. Рокича объясняет, что такое ценности, что люди ценят и в чем состоят функциональные цели системы ценностей.

В качестве основного  диагностического конструкта автор  теста рассматривает направленность личности, понимаемую как значимость для человека тех или иных жизненных целей и ценностных ориентаций, которыми он руководствуется в своей жизни. В зависимости от устремлений, которые человек пытается реализовать, жизненные сферы (профессиональная, обучения и образования, семейная, общественная жизнь и сфера увлечений) представляют для разных людей различную степень значимости.7

В данной главе  мы рассмотрели теоретические подходы  к пониманию понятия ценностей, их классификацию. Также было показано, что для изучения системы ценностей  наиболее эффективной является методика Рокича «Ценностные ориентации». Именно с её помощью и было проведено исследование, описанное в следующей главе.

Глава 2.  Исследование ценностных ориентаций студентов

2.1. Общая характеристика  исследования.

        В данном исследовании будет использоваться методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич). В методике предложены терминальные и инструментальные ценности. Терминальные - убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться. Инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Это деление соответствует традиционному делению на ценности - цели и ценности-средства. Испытуемые  должны в порядке значимости для себя выбрать наиболее важные ценности. В списках А и Б было предложено по 18  ценностей. [Приложение 1]

        Опрос проводился в КГУ на Юридическом факультете, специальности «Социальная работа» (2 курс). Количество опрошенных – 10 человек. Время проведения теста не ограниченно, так как методика требует внимательного изучения и  вдумчивости, для достижения наиболее истинных результатов.

       Достоинством данной методики является ее универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость - возможность варьировать как стимульным материалом (списки ценностей), так и инструкцией. Существенным ее недостатком является влияние социальной желательности, возможность неискренности. Поэтому особую роль в данном случае играет мотивация диагностики, добровольный характер тестирования и наличие контакта между психологом и испытуемым. Обследование лучше проводить индивидуально, но возможно и групповое тестирование.

         Доминирующая направленность ценностных ориентаций человека фиксируется как занимаемая им жизненная позиция, которая определяется по критериям уровня вовлеченности в сферу труда, в семейно-бытовую и досуговую активность. Качественный анализ результатов исследования дает возможность оценить жизненные идеалы, иерархию жизненных целей, ценностей-средств и представлений о нормах поведения, которые человек рассматривает в качестве эталона.

Анализируя  иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, выделяются «конкретные» и «абстрактные» ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т.д. Инструментальные ценности, ценности общения, ценности дела, ценности самоутверждения и ценности принятия других и т.д. Это далеко не все возможности субъективного структурирования системы ценностных ориентаций8.                                       

При интерпретации результатов психолог должен попытаться уловить индивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у респондента системы ценностей или даже неискренность ответов. Обследование лучше проводить индивидуально, но возможно и групповое тестирование.

 

    1. Анализ результатов исследования.

В результате проведённого тестирования удалось определить, какие ценности являются первостепенными для студентов «социологов» 3 курса, а какие нет.

         Что касается группировки ценностей по блокам, то среди конкретных жизненных ценностей для студентов наибольшее значение имеют ценности здоровья, активной деятельной жизни, а также её материального обеспечения. Высокая степень таких выборов говорит о рациональности студентов, о чётком видении своего будущего. Такие люди отдают много сил и времени работе, считая, что главное – это карьера. В блоке абстрактных жизненных ценностей студенты отметили ценность любви, творчества и жизненной мудрости как наиболее значимые, а ценности семейной жизни и счастье других оказались наименее значимыми. Это может служить поводом к выводу о высоком уровне эгоизма, желании жить только ради себя.

В блоке ценностей профессиональной самореализации ведущее место  в жизни студентов заняла ценность активной деятельной жизни. В целом можно сказать о невысокой заинтересованности студентов трудовой деятельности. Такие люди не отдают много времени работе, и не считают, что профессиональная деятельность является главным содержанием жизни человека.  В  блоке личной жизни преобладающей была ценность любви.

          Среди инструментальных ценностей, в блоке этических ценностей высокие запросы оказались для студентов на первом месте в их жизни, а такая ценность, как ответственность заняли у студентов последнюю позицию. В блоке ценности общения преобладали чуткость и воспитанность. А в блоке ценности дела, первостепенное место заняла эффективность в делах.

Таким образом, можно сделать вывод, что гипотеза подтвердилась, и что для современных студентов наибольшую значимость имеют ценности, которые в первую очередь направлены на их личные интересы. Это говорит прежде всего о том, что современная молодежь живет в первую очередь для себя, а не для общества. Такой вывод напрашивается сам собой, исходя из того, что для студентов счастливая семейная жизнь занимает одно из последних мест в структуре ценностей. И это не может не огорчать.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

    В своей работе мы рассмотрели результаты тестирования студентов 2-го курса, проанализировали литературу по теме «Структура ценностей студентов». Результаты анализа литературы показывают, что если раньше в своем выборе молодежь опиралась на опыт предшествующих поколений, то сейчас в обществе, основанном на рыночных отношениях, она лишена этих ориентиров и вынуждена приобретать новый социальный опыт. Это связано с тем, что «кризис в российском обществе породил острейший конфликт поколений, который не исчерпывается традиционным для любого общества расхождением «отцов» и «детей» во взглядах на одежду, музыку, на манеры поведения. В России он касается политических, философских, мировоззренческих, духовных основ развития общества и человека, базисных взглядов на экономику и производство, материальную жизнь общества.

       Социальные ценности, которыми жили  старшие поколения, в новой  исторической ситуации во многом  утратили практическое значение  и в силу этого не наследуются, поскольку, как считает современная молодежь, не пригодны ей ни для настоящей, ни для будущей жизни. Молодое поколение оказалось в ситуации, когда оно, логикой истории призванное продолжать развитие общества на базе унаследованных материальных и духовных ценностей, вынуждено, находясь в стадии становления, участвовать в выработке этих ценностей, зачастую самостоятельно, нередко вопреки представлениям старшего поколения.9

Некоторые из авторов отмечают, что студенты последних двух десятилетий были поставлены в достаточно сложные условия: им приходилось самим решать, что ценнее: обогащение любыми способами или приобретение высокой квалификации, обеспечивающей способность адаптироваться к новым условиям; отказ от ограничительной функции прежних моральных норм вообще или скорейшая их выработка в соответствии с новыми социально-политическими ориентирами общества, основанными на критериях нравственности; безграничная свобода межличностных взаимоотношений или семья как оплот успешного существования.10

Информация о работе Структура ценостей студентов