Структура ценостей студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 11:50, курсовая работа

Описание работы

Данная тема актуальна в наше время, так как условия жизни очень быстро меняются и оказывают большое влияние на формирование базовых ценностей молодежи. Будущее состояние общества во многом зависит от того, какой ценностный фундамент будет сформирован у молодого поколения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Структура ценностей у студентов.
1.1 Определение и виды ценностей……………………………………….……..5
1.2 Система ценностных ориентаций ………………………………………….19
Глава 2. Исследование ценностных ориентаций студентов.
2.1 Общая характеристика исследования………………………………………22
2.2 Анализ результатов исследования………………………………………….23
Заключение……………………………………………………………………….25
Список литературы ………………………..…………………………………….27
Приложения……………………………………………………………………...29

Файлы: 1 файл

Kursovaya.doc

— 189.00 Кб (Скачать файл)

        В общественном сознании существуют  «фундаментальные» ценности, которые  являются стержневыми в любой  сфере деятельности. К ним можно  отнести образованность, трудолюбие, честность, порядочность, воспитанность,  интеллигентность и некоторые  другие. Снижение значимости этих ценностей в тот или иной период вызывает в нормальном обществе серьезное беспокойство.11 Соответствующим образом на это реагирует студенчество: «Это общество не ценит честных, ответственных людей, оно не платит им деньгами и признанием. Поэтому образование я получаю для познания себя и других объектов, а не для того, чтобы снискать с его помощью общественное признание и послужить этому обществу».12

Вместе с  тем, исследования показали, что разрушились многие иллюзии и стереотипы. Но сфера нравственная, ориентация на порядочность и искренность в межличностных отношениях оказалась более устойчивой. Это доказано проведенным нами исследованием, в котором участвовали студенты университета. И это – позитивный момент.

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

    1. Абульханова-Славская К.А. Жизненные перспективы личности.  Психология и образ жизни. М: Наука-2001. С.137-145.
    2. Андреева  Г. М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2000.
    3. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного   перспектива и профессиональное самоопределение молодежи.-Киев:1998. С.144.
    4. Головатый Н.Ф. Социология молодежи: Курс лекций. К., 1999.
    5. Джамирзе Н. К. К проблеме самоорганизации и самоопределения человека в условиях современного общества./ Мир психологии. Научно-методический журнал.2005. - №3.
    6. Дубровина И. В. Проблемы социализации человека./ Вопросы   присологии.2005. - №3.
    7. Задорожнюк И. Е. Ценности современных россиян. Вопросы психологии.2006. - №6 
    8. Заславская, Т.И. Социетальная трансформация российского общества: Деятельностно-структурная концепция. – 2-е изд., М.: Дело, 2003.
    9. Здравомыслов А.Г., Ядов В.А. Отношение к труду и ценностные ориентации личности // Социология в СССР. М., 1966.
    10. Знаков В. В. Методический анализ направления исследований межличностного познания./ Психологический журнал. - №2, 1994.
    11. Зоркая Н. Ценности и установки российской молодежи /Н.Зоркая, М.Дюк / Мониторинг общественного мнения. – 2003 – № 4.
    12. Исламшина Т.Г., Максимова О.А., Хамзина Г.Р. Дифференциация ценностных ориентаций студентов. Социс -1999.-№6
    13. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения – Ростов Н./Д.: Изд-во "Феникс",2003.
    14. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. – 1999. – № 4.
    15. Попов, В.А., Кондратьева, О.Ю. Изменение мотивационно-ценностных ориентаций учащейся молодежи. Социс. – № 6. – 1999.
    16. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи / Под. ред. С.Н. Чистяковой, А.Я. Журкиной. – М.: Ин-т профессионального самоопределения молодежи РАО, 1993.
    17. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М.: Изд-во "Институт практической психологии"; Воронеж: НПО "МОДЭК", 2003.
    18. Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина: В 2 т.-М., 2001.- Т.1.
    19. Рокич М. Определение ценностных ориентаций. http://www.hr-portal.ru/article/opredelenie-tsennostnykh-orientatsii
    20. Семенов В.Е. Ценностные ориентации современной молодежи // Социологические исследования. – 2007 – № 4.
    21. Соколов В. Н. Интеллектуально-нравственная дифференциация современного студенчества. Социс. – 2004 - №5
    22. Шрейдер Ю. А. Ценности, которые мы выбираем. Смысл и предпосылки ценностного выбора. – М.,1999.
    23. Яницкий, М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система.
    24. http://lib.socio.msu.ru/l/library.
    25. http://www.kapital-rus.ru/articles/article/1014

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

МЕТОДИКА "ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ" (М. Рокич)

Бланк тестируемого________________

Список А (терминальные ценности):

– активная деятельная жизнь (полнота  и эмоциональная насыщенность жизни);

 

–жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);

 

– здоровье (физическое и психическое);

 

– интересная работа;

 

– красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе  и в искусстве);

 

– любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);

 

– материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);

 

– наличие хороших и верных друзей;

 

– общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей  по работе);

 

– познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);

 

– продуктивная жизнь (максимально  полное использование своих возможностей, сил и способностей);

 

– развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);

 

– развлечения (приятное, необременительное  времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);

 

– свобода (самостоятельность, независимость  в суждениях и поступках);

 

– счастливая семейная жизнь;

 

– счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);

 

– творчество (возможность творческой деятельности);

 

– уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).

 

 

Список Б (инструментальные ценности):

– аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;

 

– воспитанность (хорошие манеры);

 

– высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);

 

– жизнерадостность (чувство юмора);

 

– исполнительность (дисциплинированность);

 

– независимость (способность действовать  самостоятельно, решительно);

 

– непримиримость к недостаткам  в себе и других;

 

– образованность (широта знаний, высокая  общая культура);

 

– ответственность (чувство долга, умение держать свое слово);

 

– рационализм (умение здраво и логично  мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);

 

– самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);

 

– смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов;

 

– твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);

 

– терпимость (к взглядам и мнениям  других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);

 

– широта взглядов (умение понять чужую  точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);

 

– честность (правдивость, искренность);

 

– эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);

 

– чуткость (заботливость).

 

 

1 Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи / Под. ред. С.Н. Чистяковой, А.Я. Журкиной. – М.: Ин-т профессионального самоопределения молодежи РАО, 1993. – 212 с.

2 Дубровина И. В. Проблемы социализации человека./ Вопросы   психологии.2005. - №3.

3Задорожнюк И. Е. Ценности современных россиян. Вопросы психологии.2006. - №6.

4Знаков В. В. Методический анализ направления исследований межличностного познания./ Психологический журнал. - №2, 1994.

5 Соколов В. Н. Интеллектуально-нравственная дифференциация современного студенчества./ «Социс». - №5, 2004 

 6Шрейдер Ю. А. Ценности, которые мы выбираем. Смысл и предпосылки ценностного выбора. – М.: Эдиториал УРСС,1999.

7 Рокич М. Определение ценностных ориентаций. http://www.hr-portal.ru/article/opredelenie-tsennostnykh-orientatsii

8 Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина: В 2 т. - М., 2001.- Т. 1, с. 25-29

9Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М.: Изд-во "Институт практической психологии"; Воронеж: НПО "МОДЭК", 2003. – С.256.

10 Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи / Под. ред. С.Н. Чистяковой, А.Я. Журкиной. – М.: Ин-т профессионального самоопределения молодежи РАО, 1993. – С.212.

11Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. – 1999. – № 4. – С. 28 – 38.

12 Абульханова-Славская К.А. Жизненные перспективы личности // Психология и обрз жизни.-М:Наука,2001.с.137




Информация о работе Структура ценостей студентов