Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 16:48, контрольная работа
Современное социологическое знание имеет сложную разветвленную и многоуровневую структуру. Все великое многообразие проявлений общественной жизни находит свое отражение в структуре социологии.
Разделение социологического знания на уровни носит сугубо методологический характер.
Объектом исследования является социология. В качестве предмета исследования выделяется структура и функции социологии.
Целью работы является анализ
структуры и функций
Для достижения поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:
- Определить сущность социологии;
- Рассмотреть взаимодействие социологии с другими науками;
- Изучить структуру социологии;
- Выявить функции социологии.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Контрольная работа написана на основании изучения учебных пособий, анализа монографий и статей периодических изданий. Список литературных источников включает в себя 16 наименований.
Глава 1. Сущность социологии и ее взаимодействие с другими науками
1.1 Сущность социологии
Слово "социология" (от. лат. societas - общество и греч. logos - слово, понятие, учение) - наука о законах становления, функционирования, развития общества в целом, социальных отношений и социальных общностей. Термин введен французским социологом О. Контом в середине XIX в. и первоначально означал "обществоведение".
Социология и обществознание понятия однопорядковые, хотя и не совпадающие по объему. В книге современного английского ученого Дж. Херда "Введение в социологию" она определяется как учение о человеческом обществе(Херда Дж. Введение в социологию. М. 2008. С. 14.). Его соотечественник Э. Гидденс рассматривает общество во всех формах его проявления - социальном пространстве (среда, территория, коммуникация), социальном времени (историческое прошлое, современность и будущее). Социология - это учение о человеческой жизни, группах и обществах. Американский социолог Дж. Снелзер утверждает, что социология - наука об обществе( Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. М. 2005. С. 87.). Социология - наука о закономерностях становления и развития социальных систем[->0], общностей[->1], групп, личностей, то есть она изучает социальную специфику развития общества. Смелзер[->2] считает, что социология - способ изучения людей. Социологи стремятся выяснить, почему люди ведут себя определенным образом, объединяются по разным признакам и основаниям в группы, поклоняются чему-то, женятся, воруют, голосуют, бастуют и т.п( Верховин В. И. Экономическая социология. М. 2008. С. 71.).
Социологию можно определить как научное изучение специфики общества и социальных отношений. Это обстоятельство крайне важно подчеркнуть еще и потому, что есть экономическая, политическая, идеологическая специфика развития общества и соответствующие отношения в обществе. Социология также определяется как изучение истории развития, организации и проблем совместной жизни людей как представителей определенных социальных групп, общностей.
Социальная общность[->3]
- это группа людей, которые объединены
благодаря исторически
Изучаемая социологией социальная жизнь общества - это область социальных отношений как отношений между более или менее широкими общностями людей (классами, социальными слоями и группами, нациями и народностями, коллективами и т.д.) и самими людьми, выступающими в качестве представления этих общностей. Таким образом, в центре социальной жизни находятся действие и взаимодействие людей и их объединений, а социология в этой связи выступает прежде всего как наука о поведении людей в среде себе подобных.
Своеобразие социологии как самостоятельной науки среди других общественных наук находит свое выражение в том, что она изучает общество, его функционирование и развитие под специфическим углом зрения - сквозь призму социальных явлений, процессов, отношений, составляющих основное содержание социальной реальности - социума как объекта социологии.
Своеобразие социальных отношений состоит прежде всего в том, что они носят комплексных характер и не сводимы к отношениям только экономическим, только политическим или духовным. Они по-своему проявляются по всех сферах общественной жизни и включают в себя так или иначе и социально-экономическое, и социально-политическое, и социально-духовное, социально-культурное содержание. Именно потому, что личность, класс, нация, демографическая или профессиональная группа всегда и одновременно являются носителями, субъектами всей совокупности общественных отношений. Именно такое понимание социального и социальных отношений позволяет правильно уяснить, каким образом социология, изучая общество как целое, тем не менее не подменяет и не поглощает другие общественные науки, имея свой, специфический объект и предмет исследования. Социология изучает не все и вся в обществе, а только социальную сферу его функционирования и развития.
Итак, социологии - то, на что
направлено социологическое внимание
и исследование. Но это не просто
общество, или некая совокупность
общественных отношений людей. Во-первых,
это прежде всего современное
общество. Во-вторых, отчасти это
и прошлое общество, поскольку
необходимы исторические сравнения
для лучшего понимания
1.2 Взаимодействие социологии с другими науками
В настоящее время социология[->
Социология, как и многие другие науки, вычленилась из философии. В течение длительного времени социологическое знание накапливалось в недрах философии.
Социология заявила о
своей самостоятельности по отношению
к философии именно потому, что
она поставила перед собой
задачу решения общественных проблем
на основе научных методов познания
действительности. Самостоятельное
развитие социологии как раз и
связано с тем, что она начала
активно осваивать при анализе
социальных процессов количественные
методы с применением сложных
математических процедур, в том числе
теорию вероятности, сбор и анализ эмпирических
данных, установление статистических
закономерностей, выработала определенные
процедуры эмпирического
Психология в основном сосредоточена на изучении индивидуального «Я», сфера социологии - это проблемы межличностного взаимодействия - «Мы». В той мере, в какой ученый исследует личность как субъект и объект социальной связи, взаимодействий и отношений, рассматривает личностные ценностные ориентации с социальных позиций, ролевых ожиданий и т. д., он выступает как социолог.
С точки зрения науковедения,
становление любой науки прежде
всего связано с внешней и
внутренней институционализацией данной
науки, то есть приобретением данной
наукой атрибутов социального
В этом процессе можно выделить
ряд необходимых моментов, каждый
из которых последовательно
Глава 2. Структура и функции социологии
2.1 Структура социологии
Современное социологическое знание имеет сложную разветвленную и многоуровневую структуру. Все великое многообразие проявлений общественной жизни находит свое отражение в структуре социологии.
Разделение социологического знания на уровни носит сугубо методологический характер. В действительности и теоретический, и эмпирический уровни существуют в органичном единстве, которое прослеживается в двух аспектах: функциональном и генетическом. Функциональный аспект предполагает движение исследователя от теоретического уровня к эмпирическому (проверка теории практикой); генетический – восхождение от эмпирического уровня к теоретическому (обобщение опыта и формулирование новой теории).
В западной социологической науке обычно речь идет о двух уровнях изучения общества: микро- и макросоциологии.
Микросоциология занимается изучением общения людей в их повседневной жизни (т.е. интеракция, их взаимодействие). Представители этого направления считают, что социальные явления можно понять только после проведения анализа тех смыслов, которые люди придают данным явлениям при взаимодействии друг с другом. Основное их внимание направлено на исследование поведения индивидов, их поступков, мотивов, которые оказывают определяющее влияние на взаимодействие между людьми, что в свою очередь влияет на стабильность общества и происходящие в нем перемены( Мосина Н. Структура социологии // Социологические исследования. 2009. №8. С. 9.). Сторонниками микросоциологического уровня являются представители теории обмена (Д. Хоманс), теории этно-методологии (Г. Гарфинкель) и символического интеракционизма.
Макросоциология уделяет
основное внимание моделям поведения,
помогающим понять общество как единое
целое. Под этими моделями (структурами)
понимаются различные общественные
институты, например, семья, образование,
религия и т.д. С самого своего
рождения люди включены в данную систему
социальных структур и испытывают на
себе их влияние. Сферу главного интереса
макросоциологии составляет изучение
взаимоотношений между
Необходимость выделения
нескольких уровней социологического
знания была признана и другими философами
и социологами. А.М.Румянцев и Г.В.Осипов
выделили следующие уровни: - общая
социологическая теория, то есть исторический
материализм, исследует наиболее общие
законы становления, развития и смены
общественно-экономической
- теория социальной структуры
общества. На этом уровне исследуются
законы взаимодействия и
- теория различных социальных
систем занимается
- эмпирический уровень
— исследование социальных
Все эти уровни не только взаимосвязаны, не только дополняют друг друга или служат основой друг друга, но и имеют самостоятельное значение.
В конечном итоге в конце 70-х — начале 80-х годов среди ученых нашей страны значительное распространение получила трехуровневая концепция структуры социологии:
- общая социологическая
теория как философская наука
(исторический материализм), она
являлась методологической
- частные социологические
теории (они рассматривались как
разделы научного коммунизма, также
считающегося философской
- конкретные социологические
исследования, выступали в качестве
прикладного инструментария
В настоящее время социология полностью и окончательно приобрела статус самостоятельной науки. Поэтому общепринятым считается, что социология имеет свою собственную структуру — это: общая социологическая теория, специальные (частные) социологические теории и конкретные (эмпирические) социологические исследования. Все три уровня социологического знания призваны выполнять функции социологии как науки. Общая социологическая теория и специальные (частные) социологические теории составляют теоретический уровень социологического знания, а конкретные (эмпирические) социологические исследования — эмпирический уровень. Частные социологические теории играют роль переходных звеньев от общей социологической теории к эмпирическим социологическим исследованиям.
Общая социологическая теория (теоретическая социология). Предмет ее исследования — общество в целом со всеми его законами развития и функционирования. Теория и законы, сформулированные в ней, показывают основные и необходимые связи, существующие между главными компонентами общества. Теоретическая социология рассматривает существующие социальные явления как элементы социальной целостности. Она формирует основные методологические установки для изучения разных социальных явлений и процессов, которые в дальнейшем находят свою конкретизацию на уровне специальных социологических теорий. Ценность общей социологической теории заключается в том, что благодаря ей можно соотнести отдельные социальные явления и процессы с социальным целым, в результате чего появляется возможность научно объяснить их, рассмотреть их генезис, структуру и функции.