Сущность,структура и функции общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 23:19, контрольная работа

Описание работы

Социальное общество - это общественная система, утверждающая общественные приоритеты во всех сферах общественной жизни, в первую очередь, в социально-экономической и законодательно-правовой. При этом общественный приоритет трактуется не как простое предпочтение интересам большинства, а как законодательно-правовое обеспечение равных прав и возможностей для всех социальных групп общества, составляющих его базовую основу.

Содержание работы

Признаки общества. Типология обществ.
Основные элементы структуры общества.
Социальные нормы и социальные санкции.

Файлы: 1 файл

социология.doc

— 159.00 Кб (Скачать файл)

17. СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ОБЩЕСТВА

 

План

  1. Признаки общества. Типология обществ.
  2. Основные элементы структуры общества.
  3. Социальные нормы и социальные санкции.

 

Введение

 

    Социальное  общество - это общественная система,  утверждающая общественные приоритеты во всех сферах общественной жизни, в первую очередь, в социально-экономической и законодательно-правовой. При этом общественный приоритет трактуется не как простое предпочтение интересам большинства, а как законодательно-правовое обеспечение равных прав и возможностей для всех социальных групп общества, составляющих его базовую основу. Каждый класс и социальная группа имеют право на представительство в соответствующих органах власти и возможность отстаивать свои интересы.

 

   Социальное общество  является переходным от капитализма к социализму и может сочетать элементы обоих формаций, но с учетом новых основных приоритетов. Поэтому идеология коллективизма и общественных форм собственности должна иметь право на официальный приоритет в жизни социального общества.

 

   Стремление к  богатству, как главный побудительный  мотив деятельности человека  в капиталистической формации, недоступно  всем и требует тайны деятельности, что открывает дорогу к правонарушениям  и преступлениям. Социальное общество  должно быть открытым, и не только для правоохранительных органов, но в нем не должно быть недоступных тайн и для официальной общественности. Уровень личных доходов в социальном обществе также должен контролироваться и ограничиваться разумными приделами. Поэтому еще один тезис социального общества и состоит в том, что человек должен получать за свой труд долю благ пропорционально своему вкладу в производимое богатство. В то же время общество должно гарантировать номинальный уровень жизни каждого человека для данного этапа своего развития независимо от его вклада, но при условии выполнения им определенных общественных обязанностей. Таким образом, снимается серьезная причина социальной напряженности. Социальные гарантии должны входить в Конституции социальных государств и защищаться всеми государственными структурами. Для этого необходима перестройка на новых принципах широкой демократии всей системы власти социального государства. Конституционно социальное общество должно отличаться тем, что человек, его жизненные права и потребности, определяемые самим народом, становятся главной целью общества. Каждый имеет право на всё, но вместе со всеми.

 

 

1. Признаки общества. Типология обществ

 

 

 Вся история социологической  мысли есть история поисков  научных подходов и методов  построения теории общества. Это история теоретических подъемов и спадов. Она сопровождалась разработкой различных концептуальных подходов к категории «общество».

 

 Древнегреческий философ  Аристотель понимал общество  как совокупность группировок,  взаимодействие которых регулируется определенными нормами и правилами. Французский ученый 18 века Сен-Симон считал, что общество- это огромная мастерская, призванная осуществлять господство человека над природой. Для мыслителя первой половины 19 века Прудона – это множество противоречивых групп, классов, осуществляющее коллективные усилия по реализации проблем справедливости. Основатель социологии Огюст Конт определял общество как двоякого рода реальность: 1. как результат органического развития моральных чувств, скрепляющих воедино семью, народ, нацию, наконец, все человечество; 2. как автоматически действующий «механизм», состоящий из взаимосвязанных частей, элементов, «атомов» и т.д.

 

 Среди современных  концепций общества выделяется  «атомистическая» теория, согласно  которой общество понимается как совокупность действующих личностей и отношений между ними. Ее автором является Дж. Девис. Он писал: «Все общество, в конце концов, можно представить как легкую паутину межличностных чувств и установок. Каждый данный человек может быть представлен сидящим в центре сотканной им паутины, связанным прямо с немногими другими, а косвенно со всем миром».

 

 Крайним выражением  этой концепции была теория  Г. Зиммеля. Он считал, что общество  представляет собой взаимодействие  индивидов. Социальное взаимодействие - это любое поведение индивида, группы индивидов, общества в целом, как в данный момент, так и в определенный период времени. Эта категория выражает характер и содержание отношений между людьми и социальными группами как постоянными носителями качественной различных видов деятельности. Следствием такого взаимодействия являются социальные связи. Социальные связи – это связи, взаимодействия индивидов, преследующих определенные цели в конкретных условиях места и времени. Вместе с тем, такое представление об обществе как сгустке социальных связей и взаимодействий только в определенной степени соответствует социологическому подходу.

 

 Дальнейшее развитие  основные положения этой концепции  получили в «сетевой» теории  общества. Главный акцент эта теория делает на действующих индивидах, принимающих социально значимые решения изолированно друг от друга. Эта теория и ее разновидности в центр внимания при объяснении сущности общества ставят личностные атрибуты действующих индивидов.

 

 В теориях «социальных групп» общество интерпретируется как совокупность различных пересекающихся групп людей, которые являются разновидностями одной доминирующей группы. В этом смысле можно говорить о народном обществе, что означает всевозможные группы и совокупности, существующие в пределах одного народа или католической общины. Если в «атомистической» или «сетевой» концепциях существенным компонентом в определении общества является тип отношений, то в «групповых» теориях – группы людей. Рассматривая общество как наиболее общую совокупность людей, авторы этой концепции отождествляют понятие «общество» с понятием «человечество».

 

 В социологии существуют  два основных конкурирующих подхода  к изучению общества: функционалистский  и конфликтологический. Теоретические  рамки современного функционализма составляют пять основных теоретических положений:

 

 общество – это  система частей, объединенных в  единое целое;

 

 общественные системы  сохраняют устойчивость, поскольку  в них существуют такие внутренние  механизмы контроля, как правоохранительные органы и суд;

 

 дисфункции (отклонения  в развитии), конечно, существуют, но они преодолеваются сами  себе;

 

 изменения обычно  имеют постепенный, но не революционный  характер;

 

 социальная интеграция  или ощущение, что общество является  крепкой тканью, сотканной из различных нитей, формируется на основе согласия большинства граждан страны следовать единой системе ценностей.

 

 Конфликтологический  подход был сформирован на  основе произведений К. Маркса, который считал, что классовый  конфликт находится в самой основе общества. Таким образом, общество – это арена постоянной борьбы враждебных классов, благодаря которой происходит его развитие.

Типология общества.

 

 

 В современном мире  существуют различные типы обществ,  различающихся между собой по многим параметрам, как явным (язык общения, культура, географическое положение, размер и т.п.), так и скрытым (степень социальной интеграции, уровень стабильности и др.). Научная классификация предполагает выделение наиболее существенных, типичных признаков, отличающих одни признаки от других и объединяющих общества одной и той же группы. Сложность социальных систем, именуемых обществами, обусловливает как многообразие их конкретных проявлений, так и отсутствие единого универсального критерия, на основе которого их можно было бы классифицировать.

 

 В середине 19 века  К. Маркс предложил типологию  обществ, в основание которой  были положены способ производства  материальных благ и производственные  отношения – прежде всего отношения  собственности. Он разделил все общества на 5 основных типов (по типу общественно-экономических формаций): первобытнообщинные, рабовладельческие, феодальные, капиталистические и коммунистические (начальная фаза – социалистическое общество).

 

 Другая типология  делит все общества на простые и сложные. Критерием выступает число уровней управления и степень социальной дифференциации (расслоения). Простое общество – это общество, в котором составные части однородны, в нем нет богатых и бедных, руководителей и подчиненных, структура и функции здесь слабо дифференцированы и могут легко взаимозаменяться. Таковы первобытные племена, кое-где сохранившиеся до сих пор.

 

Сложное общество – общество с сильно дифференцированными структурами  и функциями, взаимосвязанными и  взаимозависимыми друг от друга, что обусловливает необходимость их координации.

 

К. Поппер различает два  типа обществ: закрытые и открытые. В основе различий между ними лежит  ряд факторов, и, прежде всего отношение  социального контроля и свободы  индивида. Для закрытого общества характерна статичная социальная структура, ограниченная мобильность, невосприимчивость к нововведениям, традиционализм, догматичная авторитарная идеология, коллективизм. К такому типу обществ К. Поппер относил Спарту, Пруссию, царскую Россию, нацистскую Германию, Советский Союз сталинской эпохи. Открытое общество характеризуется динамичной социальной структурой, высокой мобильностью, способностью к инновациям, критицизмом, индивидуализмом и демократической плюралистической идеологией. Образцами открытых обществ К. Поппер считал древние Афины и современные западные демократии.

 

 Устойчивым и распространенным  является деление обществ на  традиционные, индустриальные и  постиндустриальные, предложенное  американским социологом Д. Беллом  на основании изменения технологического базиса – совершенствования средств производства и знания.

 

Традиционное (доиндустриальное) общество – общество с аграрным укладом, с преобладанием натурального хозяйства, сословной иерархией, малоподвижными структурами и основанными на традиции способом социокультурной регуляции. Для него характерны ручной труд, крайне низкие темпы развития производства, которое может удовлетворять потребности людей лишь на минимальном уровне. Оно крайне инерционно, поэтому маловосприимчиво к нововведениям. Поведение индивидов в таком обществе регламентируется обычаями, нормами, социальными институтами. Обычаи, нормы, институты, освященные традициями, считаются незыблемыми, не допускающими даже мысли об их изменении. Выполняя свою интегративную функцию, культура и социальные институты подавляют любое проявление свободы личности, которая является необходимым условием постепенного обновления общества.

 

 Термин индустриальное  общество ввел А. Сен-Симон,  подчеркивая его новый технический  базис. Индустриальное общество  – (в современном звучании) это сложное общество, с основанным на промышленности способом хозяйствования, с гибкими, динамичными и модифицирующимися структурами, способом социокультурной регуляции, основанном на сочетании свободы личности и интересов общества. Для этих обществ характерно развитое разделение труда, развитие средств массовой коммуникации, урбанизации и т.д.

 

Постиндустриальное общество (иногда его называют информационным) – общество, развитое на информационной основе: добыча (в традиционных обществах) и переработка (в индустриальных обществах) продуктов природы сменяются приобретением и переработкой информации, а также преимущественным развитием (вместо сельского хозяйства в традиционных обществах и промышленности в индустриальных) сферы услуг. В результате меняется и структура занятости, соотношение различных профессионально-квалификационных групп. По прогнозам, уже в начале 21 века в передовых странах половина рабочей силы будет занята в сфере информации, четверть – в сфере материального производства и четверть – в производстве услуг, в том числе и информационных.

 

 Изменение технологического  базиса сказывается и на организации  всей системы социальных связей  и отношений. Если в индустриальном  обществе массовый класс составляли  рабочие, то в постиндустриальном – служащие, управленцы. При этом значение классовой дифференциации ослабевает, вместо статусной («зернистой») социальной структуры формируется функциональная («готовая»). Вместо руководства принципом управления становиться согласование, а на смену представительной демократии идет непосредственная демократия и самоуправление. В результате вместо иерархии структур создается новый тип сетевой организации, ориентированной на быстрое изменение в зависимости от ситуации.

 

 Правда, при этом  некоторые социологи обращают внимание на противоречивые возможности, с одной стороны, обеспечение в информационном обществе более высокого уровня свободы личности, а с другой, - на появление новых, более скрытых и потому более опасных форм социального контроля над ней.

 

 В заключение отметим,  что, помимо рассмотренных, в  современной социологии существуют  и другие классификации обществ.  Все зависит от того, какой  критерий будет положен в основу  данной классификации.

 

2. Основные элементы структуры общества

 

Ознакомившись с особенностями современных социальных общностей и людей, которые в них участвуют, мы можем подойти к пониманию более крупных структур, а именно — современных обществ. Вместе с тем, мы можем понять также причины сложности и неопределенности многих структур, систем и институтов, которые возникают и действуют в современных обществах.

 

Социология определяет общество как исторически сложившееся  множество отношений, систем и институтов, функционирующее на некоторой территории.

 

Таким образом, общество состоит:

из множества лиц, граждан, объединяемых по месту проживания (города, поселки, деревни), по месту работы (предприятия, государственные учреждения), по месту  учебы (школа, институт, университет);

Информация о работе Сущность,структура и функции общества