Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 23:19, контрольная работа
Социальное общество - это общественная система, утверждающая общественные приоритеты во всех сферах общественной жизни, в первую очередь, в социально-экономической и законодательно-правовой. При этом общественный приоритет трактуется не как простое предпочтение интересам большинства, а как законодательно-правовое обеспечение равных прав и возможностей для всех социальных групп общества, составляющих его базовую основу.
Признаки общества. Типология обществ.
Основные элементы структуры общества.
Социальные нормы и социальные санкции.
множества социальных позиций, или статусов, которые занимают люди, а также социальных функций (граждане, руководители, депутаты разных уровней, деятели политических и общественных организаций);
множества разнообразных норм и ценностей, определяющих в той или иной степени особенности и содержание деятельности людей, общественных институтов и систем.
Из приведенного определения видно, что общество имеет очень сложную структуру, причем все ее элементы находятся в состоянии непрерывного и неопределенного движения.
Вместе с тем, общество представляет собой относительно целостный (хотя и не свободный от противоречий) социальный организм. Общество состоит их множества людей, но не является простой суммой людей. Общество — это крупное образование, отличающееся устойчивыми формами взаимодействия и взаимозависимости составных частей — людей, социальных институтов, социальных общностей (групп) и социальных норм. В этом смысле понятие общества может считаться совпадающим с понятием государства.
Социальная структура — это сеть устойчивых и упорядоченных связей между элементами социальной системы, обусловленных отношениями классов и других социальных групп, разделением труда, характером социальных институтов. Различают социальную структуру в целом, охватывающую совокупность всех общественных отношений, и социальную структуру отдельных подсистем и сфер данного государстве! — производства, политики, науки, культуры и т. д.
Основные элементы общества в социологическом понимании этого термина
Иногда, говоря о структуре общества, имеют в виду только одну сторону: либо институты, либо органы власти, либо сообщества и т. п. Такой ограниченный взгляд на общество не дает возможности понять его реальной сложности и прогнозировать его дальнейшее развитие.
Общество характеризуется
относительным единством
Каждый элемент, в свою очередь, также является сложной и динамической системой.
Так, экономика представлена различными отраслями промышленности, сельского хозяйства, добывающей и обрабатывающими отраслями. Действуют и различные виды собственности — индивидуальная, групповая, государственная. Правовая область включает конституционную, гражданскую, уголовную, административную, международную, таможенную отрасли. Политическое пространство включает партии, идеологию, политическое управление, политическую и правовую культуру.
Важно подчеркнуть, что в каждом обществе существуют наиболее значимые процессы и тенденции, которые оказывают то или иное влияние на зависимые процессы. Правда, нередко второстепенные (или считающиеся таковыми) процессы оказываются весьма влиятельными.
Необходимость особенно тщательно учитывать динамику общества и оценивать взаимосвязи между его элементами в наши дни объясняется значительным ускорением всех социальных, экономических, политических и международных процессов. Еще в начале XX века скорость общественных процессов была медленной, и это оставляло много времени для поиска обоснованных оценок и практических решений. В наши дни динамизм общества требует оперативной и относительно безошибочной реакции на происходящее. Это требование относится не только к институтам власти, но и к каждому гражданину.
Некоторые представления о строении общества:
Базисные элементы и процессы общества подобны клеткам и метаболическим процессам живых организмов. Но живой организм состоит из разных органов (сердце, артерии, вены и т. д.) и их систем (кровеносная, пищеварительная, нервная и т. д.). Структурно-функциональная социология пытается обнаружить общественные органы и системы органов, позволяющие рассматривать общество как организм.
Огюст Конт, как мы уже говорили, выделил в общественном организме три основных системы органов (институтов):
регулятивную (управление);
производственную (сельское хозяйство, ремесло, промышленность);
распределительную (дороги, транспорт, торговля и т. п.). Главным институтом-органом общественного организма у него был управленческий (государство, право, церковь).
Для К. Маркса строение общества имело подчиненный характер, было средством выделить его важнейшую структуру — общественно-экономическую формацию, которая поглощает все общество как социальный организм. Маркс выделял в обществе две части (сферы, системы): базисную (экономика), определяющую производство материальных благ, и надстроечную (государство, церковь, право, формы общественного сознания и т. п.). Главной частью общества он считал экономику, что выразил формуле «Базис определяет надстройку».
Марксовое понимание строения общества было развито в советской марксистской социальной философии. Владимир Барулин выделил в обществе четыре основных сферы-органа:
материально-производственная сфера (экономика);
социальная (народ, экономические классы, нации);
политическая (государство, партии, профсоюзы);
духовная (обыденное сознание, общественная психология, идеология, формы общественного сознания и т. д.).
Экономику он считает определяющей все остальные сферы жизни общества.
Современный американский антрополог Джулиан Стюард в своей книге «Теория культурных изменений» отошел от классического социального эволюционизма Спенсера, основанного на дифференциации труда. Каждое общество, по Стюарду, состоит из нескольких культурных полей:
технико-экономического;
социально-политического;
законодательного;
художественного и т. д.
Каждое культурное поле имеет свои законы эволюции, а все общество в целом находится в уникальных природных и общественных условиях. В результате развитие каждого общества уникально и не подчиняется никакой экономико-формационной линейности. Но чаще всего ведущей причиной развития локальных обществ является технико-экономическая сфера.
Марш (1967), в частности, указал признаки, при которых социальная общность может считаться обществом:
постоянная территория,
имеющая государственную
пополнение численности сообщества в результате деторождения и иммиграции;
развитая культура (понятия опыта, понятия о связи элементов опыта, ценности-верования, нормы поведения отвечающие ценностям и т. д.);
политическая (государственная) независимость.
Как можно видеть, экономика среди перечисленных признаков отсутствует.
Строение общества в социологии Парсонса
Самое известное, сложное и используемое в современной социологии — понимание общества, предложенное Т. Парсонсом. Он рассматривает общество как разновидность социальной системы, которая в свою очередь является структурным элементом системы действия. В результате возникает цепочка:
система действия;
социальная система;
общество как форма социальной системы.
Система действия включает в себя
следующие структурные
социальная подсистема, функцией которой является интеграция людей в социальную связь;
культурная подсистема, состоящая в сохранении, воспроизводстве и развитии образца поведения людей;
личностная подсистема, заключающаяся в реализации целей и исполнении процесса действия, заложенного в культурной подсистеме;
поведенческого организма, функция которого состоит в осуществлении физических (практических) взаимодействий с внешней средой.
Внешней средой системы действия является, с одной стороны, «высшая реальность», проблема смысла жизни и действия, заключенная в культурной подсистеме, а с другой стороны, — физическая среда, природа. Социальные системы — это открытые системы, находящиеся в постоянном обмене с внешней средой, «образуемые состояниями и процессами социального взаимодействия между действующими субъектами ».
Общество — это «тип социальной
системы во всей совокупности социальных
систем, которая достигла высшей степени
самодостаточности в отношении
со своим окружением». Оно состоит
из четырех подсистем — органов,
выполняющих в структуре
социетальная подсистема — субъект социального действия, она состоит из совокупности норм поведения, служащих интеграции людей и коллективов в общество;
культурная подсистема сохранения и воспроизводства образца, состоящая из совокупности ценностей и служащая для воспроизводства людьми образца типичного социального поведения;
политическая подсистема, служащая для постановки и достижения целей социетальной подсистемой;
экономическая (адаптивная) подсистема, включающая в себя совокупность ролей людей, взаимодействия с материальным миром (табл. 1).
Ядром общества выступает социетальное сообщество — своеобразный народ, а остальные подсистемы выступают инструментами сохранения (стабилизации) этого сообщества. Оно представляет собой сложную сеть взаимопроникающих коллективов(семей, предприятий, церквей, государственных учреждений и т. д.), в рамках которых люди обладают общими ценностями и нормами и распределены между статусам и-ролям и. «Общество, — пишет Парсонс, — есть такой тип социальной системы во всей совокупности социальных систем, которая достигла высшей степени самодостаточности в отношениях со своим окружением». Самодостаточность включает в себя способность общества контролировать как взаимодействие входящих в него подсистем, так и внешние процессы взаимодействия.
Главная общественная проблема, по мнению Парсонса, — проблема порядка, стабильности и адаптации общества к изменяющимся внутренним и внешним условиям. Он уделяет особое внимание понятию «нормы» как важнейшего элемента социальной связи, института, организации. В реальности ни одна социальная система (и общество в том числе) не находится в состоянии полной интеграции и корреляции с другими системами, потому что постоянно действуют деструктивные факторы, вследствие чего необходим постоянный социальный контроль и другие корректирующие механизмы.
Парсонсовская концепция социального действия, социальной системы, общества была подвергнута критике с разных социологических точек зрения. Во-первых, общество у него оказалось втиснутым между культурной и антропологической (личность и поведенческий организм) подсистемами, при этом культурная подсистема осталась вне общества. Во-вторых, социетальное сообщество не входит в состав политической, экономической, культурной подсистем, поэтому социетальные статусы, ценности, нормы оказываются функционально недифференцированными по отношению к социальным системам. В-третьих, главным элементом общества оказывается социетальное сообщество, которое образовано ценностями и нормами, а не процесс деятельности, ведущий к определенному результату.
На мой взгляд, структуру общества, предлагаемую Парсонсом, можно существенно изменить. Имеет смысл добавить к подсистемам общества демосоциальную, связанную с воспроизводством и социализацией людей. Она не покрывается личностной и поведенческой подсистемами, играя фундаментальную роль в обществе. Нужно разделить культурную подсистему на духовную и психическую, так как их смешение в культурной подсистеме мешает самому Парсонсу при анализе отдельных культурных подсистем — например, церкви и религиозного мировоззрения. Следует включить в состав всех социальных систем общества социетальные части (функциональные социетальные сообщества).
Современные представления о строении общества
С моей точки зрения, общество состоит из следующих основных систем-сфер:
географическая (естественная основа существования и предмет производства);
демосоциальная (демографическая и социальная) — воспроизводство и социализация людей;
экономическая (производство, распределение, обмен, потребление материальных благ);
политическая (производство, распределение, обмен, потребление власти-порядка, обеспечение интеграции);
духовная (художественная, правовая, образовательная, научная, религиозная и т. п.) — производство, распределение, обмен, потребление духовных ценностей (знаний, художественных образов, моральных норм и т. п.), духовная интеграция;
психическая, сознательная, субъективная (совокупность инстинктов, чувств, взглядов, ценностей, норм, убеждений, присущих данному обществу).
аждая из перечисленных систем включает в себя подсистемы, которые можно рассматривать в качестве относительно самостоятельных частей общества. Данные представления схематически можно показать следующим образом (схема 1)
Схема 1. Основные системы общества
Системы общества, во-первых, расположены такой «лесенкой» прежде всего в зависимости от соотношения в них материального (объективного) и психического (субъективного). Если в географической сфере субъективная составляющая (мировоззрение, ментальность, мотивация) отсутствует, то в сознательной — присутствует в полной мерс. При движении от географической (бессознательной) к психической (сознательной) системе роль конструирующих социум значений, т. е. сознательной составляющей жизнедеятельности людей, возрастает. Одновременно происходит усиление рассогласования обыденных (эмпирических) и научных (теоретических) знаний и убеждений. Во-вторых, демосоциальная, экономическая, политическая, духовная системы ориентированы на удовлетворение функциональных потребностей (демосоциальных, экономических и т. п.). Поэтому понятие социальной связи (социальности) выступает методологической основой анализа этих систем общества. В-третьих, эти системы комплементарны, дополняют одна другую и надстраиваются одна над другой. Между ними возникают разнообразные причинно-следственные, сущностно-явленческие и функционально-структурные связи, так что «конец» одной общественной сферы является одновременно «началом» другой. Они образуют иерархию, где результат функционирования одной системы является началом другой. Например, демосоциальная система является исходной для экономической системы, а последняя — для политической и т. д.
Один и тот же человек выступает субъектом разных общественных систем, а значит — и социетальных сообществ, реализует в них разные мотивационные механизмы (потребности, ценности, нормы, убеждения, опыт, знания), выполняет разные роли (мужа, рабочего, гражданина, верующего и т. п.), образует разные социальные связи, институты, организации. Это, с одной стороны, обогащает статусно-роле вой набор людей, а с другой стороны сохраняет единство общественных систем и обществ. Индивид, его деятельность, мотивация являются в конечном счете одним из основных интеграторов народонаселения в общество-народ. В понимающей социологии, социологии Парсонса и