Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 23:19, контрольная работа
Социальное общество - это общественная система, утверждающая общественные приоритеты во всех сферах общественной жизни, в первую очередь, в социально-экономической и законодательно-правовой. При этом общественный приоритет трактуется не как простое предпочтение интересам большинства, а как законодательно-правовое обеспечение равных прав и возможностей для всех социальных групп общества, составляющих его базовую основу.
Признаки общества. Типология обществ.
Основные элементы структуры общества.
Социальные нормы и социальные санкции.
феноменологической
социологии индивидуальное
Общественное, социальное, социетальное бытие - это совокупность демосоциальной, экономической, политической, духовной систем и связей между ними. Перечисленные термины выражают, в сущности, одно и то же. Системы социальной связи, общественного бытия, социальные системы представляют собой процессы производства, распределения, обмена и потребления каких-то социальных благ (товаров, порядка, истин и т. д.).
Социум - это совокупность общественных систем за исключением географической. В учебниках по социологии, как правило, выделяют раздел культуры общества, под которым в узком смысле слова понимается характерный для данного общества строй ценностей, норм, мыслей, действий. В широком смысле слова социум и культура общества - тождественные понятия, поэтому в настоящем учебном пособии я исключил раздел «культура»: она рассматривается в разных темах вследствие большой расплывчатости самого понятия «культура». Культура человека была рассмотрена раньше.
Общество - это совокупность всех общественных систем и связей между ними, его основные метасистемы — народ, формация и цивилизация. В социальных системах (общественном бытии) можно выделить три основные части, чтобы упростить их понимание и роль в обществе. Во-первых, это исходная, субъектная, социетальная часть социальных систем включает в себя функциональные общности (демосоциальные, экономические и т. п.), обладающие функциональной субъективностью (потребностями, ценности, знаниями), способностями к действиям, а также ролями.
Во-вторых, это базисная, деятельностная часть — процесс производства каких-то общественных благ — представляющая собой согласованные действия индивидов с разными ролями, их взаимное общение, использование предметов и орудий (ситуация деятельности). Примером могут служить менеджеры, инженеры и рабочие вместе со средствами производства в деятельности промышленного предприятия. Эта часть является базисной, потому что от нее зависит данная социальная система.
В-третьих, это результативная, вспомогательная часть, включающая в себя произведенные социальные блага: например, автомобили, их распределение, обмен и потребление (использование) другими социальными системами. К результативной части социальной системы нужно отнести и подкрепление исходных и базисных частей, подтверждение их адекватности своему назначению. Такая, реалистическая, точка зрения смягчает крайности субъективистской, понимающей, позитивистской и марксистской социологии.
В отличие от Парсонса, функциональное социетальное сообщество в такой трактовке является исходным элементом каждой социальной системы, а не выступает в качестве отдельной системы. В него входит также статус но-ролевая структура, характеризующая данную социальную систему. Оно, а не культурная подсистема, выступает конкретной функциональной культурной частью социальной системы.
Далее, не только экономическая и политическая, но также демосоциальная и духовная системы выступают социальными, т. е. обладают своими функциональными социетальными сообществами, со своими потребностями, ментальностью, способностями, а также действиями, нормами, институтами и результатами.
И, наконец, во всех социальных системах культурная, социетальная, личностная, поведенческая подсистемы находятся в единстве, а индивидуальное (элементарное) действие входит в базисную часть каждой социальной системы, включая в себя: а) ситуацию (предметы, орудия, условия); б) ориентации (потребности, цели, нормы); в) операции, результаты, блага.
Таким образом, общество можно определить как природно-социальный организм, состоящий из психической, социальной, географической систем, а также связей и отношений между ними. Общество имеет разные уровни: деревни, города, регионы, страны, системы стран. Человечество включает в себя как развитие отдельных стран, так и медленное становление общечеловеческого суперорганизма.
В настоящем учебном пособии общество изображено в виде иерархической структуры, которая включает в себя: 1) базисные элементы общества; 2) системы (подсистемы), сферы, органы; 3) метасистемы (народы, характеризующие «метаболическую» структуру общества; формации, характеризующие «социальное тело» общества; цивилизации, характеризующие его «душу»).
Сен-Симон, Конт, Гегель и
другие полагали, что движущая сила
изменений обществ находится
в сфере сознания, в тех идеях,
методах мышления и проектах, с
помощью которых Человек
Социальные санкции и нормы
Одним и самых важных условий нормального функционирования общества (или другой социальной единицы) является предсказуемость действий людей. В обратном случае ему угрожает полное разрушение.
Для того чтобы поддерживать необходимые нормы социального поведения, общество использует специальные механизмы воздействия на сознание людей с целью обеспечения постоянства существующих взаимодействий и отношений.
Одним из этих механизмов является социальный контроль, функции которого заключаются в создании условий для социальной стабильности.
Существует точка зрения, что личность формируется как способ выживания в обществе вследствие контроля над поведением человека, который осуществляют окружающие люди.
Именно они обучают человека определенным нормам и правилам, принятым в этом обществе. Постепенно, осваивая и закрепляя полученные образцы поседения, человек становится личностью. Т.е. он обучается соответствовать социальным нормам исходя из собственных индивидуальных особенностей.
В случае нарушения принятых в сообществе норм, личность ожидают социальные санкции, которые представляют собой любые средства, стимулирующие человека соблюдать установленные порядки. Чаще всего под санкциями понимают некие средства наказания, которым подвергается человек, отступивший от определенных правил.
Однако социальные санкции могут выглядеть и как поощрение или поддержка правильного поведения.
Социальные нормы и
санкции всегда взаимосвязаны, одно
не существует без другого. Постепенное
смягчение санкций может
С помощью них осуществляется социальный контроль над соблюдением норм, которые, в свою очередь, стоят на страже ценностей, принятых в обществе. Например, процветание семьи является важной ценностью для общества. Значит, все, что способствует благу семьи, воспринимается как норма, в том числе способность мужчины защитить своих близких. Поэтому общественный стереотип подразумевает, что он должен быть сильным. Слабость подвергается санкциям в виде презрения и насмешек окружающих, а сила поощряется, что ярко видно на примере традиционных обществ, где мужчина всегда был главой семьи, и ему принадлежала власть. Если нормы начинают «расплываться», теряют четкие границы, возникает нестабильность. Например, в современном обществе роль мужчины как лидера и защитника уже не столь очевидна. Отношения в семьях, соответственно, далеко не так стабильны, как в традиционных культурах.
Можно выделить 4 вида санкций: позитивные, негативные, неформальные и формальные.
Последние подразумевают поощрение или наказание, исходящее от официальных организаций.
Неформальные позитивные или негативные санкции – публичное одобрение или осуждение, не носящее официальный характер. Это может быть дружеская похвала, молчаливое одобрение или, напротив, игнорирование и насмешки.
Позитивные социальные санкции всегда подразумевают поощрение какой-либо деятельности, а негативные – наказание.
В зависимости от серьезности санкций, применяемых в случае нарушения той или иной нормы, можно выделить типы социальных норм. Первый имеет отношение к особенностям поведения человека в той или иной ситуации. Это манеры и этикет. Следующий тип подразумевает более глубокий уровень изменения личности. Сюда относят традиции и нравы, а также групповые привычки. И третий пункт, подразумевающий жесткое наказание за отклонение – это законы и табу.
Неподчинение нормам в некоторой степени характерно для любого сообщества. Всегда существуют люди, по тем или иным причинам отвергающие не только традиции, но и законы. Обычно они подвергаются наказанию, но на их место приходят другие. По мнению социологов, процент людей, нарушающих нормы, постоянен в любом сообществе. Именно за счет этого достигается равновесие и гибкость системы, а также появляется возможность для развития социальной единицы. Нарушители всегда выявляют слабые места всей общественной системы и показывают, что может угрожать ей.
Социальный контроль и социальные санкции в ходе воспитания «закрепляются» в сознании человека. Если неосознаваемая часть психики является хранилищем неконтролируемых импульсов, то сознание должно обеспечивать сдерживающую функцию. Но это не всегда так. Глубоко заложенные общественные запреты также могут уходить в сферу бессознательного и оттуда управлять поведением человека. Таким образом формируется культура того или иного общества. Запреты и табу становятся частью коллективного бессознательного и не требуют постоянного контроля.
Чрезмерный внешний
контроль приводит к тому, что общество
деградирует, так как человек
перестает нести
3.Социальные нормы и социальные санкции
Одним и самых важных
условий нормального
Для того чтобы поддерживать необходимые нормы социального поведения, общество использует специальные механизмы воздействия на сознание людей с целью обеспечения постоянства существующих взаимодействий и отношений.
Одним из этих механизмов является социальный контроль, функции которого заключаются в создании условий для социальной стабильности.
Существует точка зрения, что личность формируется как способ выживания в обществе вследствие контроля над поведением человека, который осуществляют окружающие люди.
Именно они обучают человека определенным нормам и правилам, принятым в этом обществе. Постепенно, осваивая и закрепляя полученные образцы поседения, человек становится личностью. Т.е. он обучается соответствовать социальным нормам исходя из собственных индивидуальных особенностей.
В случае нарушения принятых в сообществе норм, личность ожидают социальные санкции, которые представляют собой любые средства, стимулирующие человека соблюдать установленные порядки. Чаще всего под санкциями понимают некие средства наказания, которым подвергается человек, отступивший от определенных правил.
Однако социальные санкции
могут выглядеть и как
Социальные нормы и
санкции всегда взаимосвязаны, одно
не существует без другого. Постепенное
смягчение санкций может
С помощью них осуществляется социальный контроль над соблюдением норм, которые, в свою очередь, стоят на страже ценностей, принятых в обществе. Например, процветание семьи является важной ценностью для общества. Значит, все, что способствует благу семьи, воспринимается как норма, в том числе способность мужчины защитить своих близких. Поэтому общественный стереотип подразумевает, что он должен быть сильным. Слабость подвергается санкциям в виде презрения и насмешек окружающих, а сила поощряется, что ярко видно на примере традиционных обществ, где мужчина всегда был главой семьи, и ему принадлежала власть. Если нормы начинают «расплываться», теряют четкие границы, возникает нестабильность. Например, в современном обществе роль мужчины как лидера и защитника уже не столь очевидна. Отношения в семьях, соответственно, далеко не так стабильны, как в традиционных культурах.
Можно выделить 4 вида санкций: позитивные, негативные, неформальные и формальные.
Последние подразумевают поощрение или наказание, исходящее от официальных организаций.
Неформальные позитивные или негативные санкции – публичное одобрение или осуждение, не носящее официальный характер. Это может быть дружеская похвала, молчаливое одобрение или, напротив, игнорирование и насмешки.
Позитивные социальные санкции всегда подразумевают поощрение какой-либо деятельности, а негативные – наказание.
В зависимости от серьезности санкций, применяемых в случае нарушения той или иной нормы, можно выделить типы социальных норм. Первый имеет отношение к особенностям поведения человека в той или иной ситуации. Это манеры и этикет. Следующий тип подразумевает более глубокий уровень изменения личности. Сюда относят традиции и нравы, а также групповые привычки. И третий пункт, подразумевающий жесткое наказание за отклонение – это законы и табу.
Неподчинение нормам в некоторой степени характерно для любого сообщества. Всегда существуют люди, по тем или иным причинам отвергающие не только традиции, но и законы. Обычно они подвергаются наказанию, но на их место приходят другие. По мнению социологов, процент людей, нарушающих нормы, постоянен в любом сообществе. Именно за счет этого достигается равновесие и гибкость системы, а также появляется возможность для развития социальной единицы. Нарушители всегда выявляют слабые места всей общественной системы и показывают, что может угрожать ей.