Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 13:21, курсовая работа
Цель работы - рассмотреть сущность социальной работы как технологического процесса. Так, например, в наиболее полном и обобщенном социальном технологическом процессе в процедуре целеполагания одной из операций является диагностика, которая в конкретных условиях социальной работы с клиентом приобретает, самостоятельное значение.
Для реализации данной цели предполагает решение следующих задач:
1. выявить предмет и задачи технологии социальной работы, как учебной дисциплины;
2. рассмотрим сущностные характеристики технологического процесса в социальной работе;
3. рассмотрим технологии социальной работы с лицами пожилого возраста.
Введение 3
Глава 1. Предмет и задачи технологии социальной работы как учебной дисциплины.
1.1. Технология социальной работы как отрасль социальной технологии 6
1.2. Задачи технологии социальной работы 11
Глава 2. Технологический процесс в социальной работе.
2.1. Сущность и структура технологического процесса 14
2.2. Содержание технологического процесса 17
Глава 3. Технология социальной работы с лицами пожилого возраста. 22
Заключение 32
Список используемой литературы
Социальная работа как специфическая
профессиональная деятельность и как
самостоятельная система научных знаний
с собственным предметом исследования
по всем параметрам отвечает указанным
основным условиям технологизации. Следовательно,
проблема заключается не столько в возможности
технологического подхода к социальной
работе, сколько в разработке и совершенствовании
ее технологии, методологии, инструментария,
в усвоении опыта их применения на практике.
Технологию социальной
работы можно рассматривать в двух аспектах.
Во-первых,
в широком плане — как систему
теоретических знаний и
Во-вторых, как совокупность частных технологий, специфика которых обусловлена конкретным субъектом и объектом социальной работы. Этот подход к проблемам технологии социальной работы присущ прежде всего непосредственным организаторам социальной работы с клиентами социальных учреждений, с различными категориями населения по месту жительства или работы. Выработка технологии решения социальных проблем — процесс сложный, требующий как научных обоснований, так и практической апробации теоретических выводов и рекомендаций.
Можно выделить три основных этапа разработки технологии социальной работы: теоретический, методический и процедурный. Их совокупность представляет собой систему. Теоретический этап связан с формулированием целевой установки, определением предмета технологизации, выделением структурных элементов и выявлением причинно-следственных связей и отношений, в которые включен объект социальной политики или клиент социальной работы. Методический этап характеризуется решением задач выбора источников, путей и способов получения информации о состоянии объекта социальной политики или клиента социальной работы, определения приемов и средств обработки и анализа этой информации и принципов трансформации выводов в конкретные рекомендации для преобразующей деятельности. Процедурный этап предполагает решение задач, связанных с организацией практической деятельности по апробации и устранению недостатков рекомендаций, и с составлением алгоритма действий. Содержание технологии социальной работы заключается в обосновании проекта, программы деятельности, определенного алгоритма и логической последовательности действий в процессе решения поставленных задач, стандарта или норматива предписанных процедурных действий, объективных критериев оценки организации, хода и результатов деятельности.
Технологию
социальной работы
Таким образом, технология социальной работы отражает ее прикладной, практический аспект. Глубокое проникновение и усвоение сущности, содержания и специфики технологических процессов — основа профессионализма кадров социальной , сферы деятельности и специалистов социальных служб.
1.2. Задачи технологии социальной работы
Современный специалист социальной работы — это профессионал, глубоко разбирающийся в вопросах социальных отношений, в правовых гарантиях граждан, тонко улавливающий нравственно-психологические проблемы жизнедеятельности людей и способный грамотно оказать им соответствующую ситуации помощь. Его профессиональная деятельность, будучи связанной с регуляцией человеческих отношений, призвана органично реализовывать целый ряд взаимосвязанных специфических и достаточно сложных функций, а именно: нравственно-гуманистическую, организационно-управленческую, информационно-коммуникативную (в том числе рекламно-пропагандистскую), аналитико-прогностическую, организационно-методическую, регуляционно-профилактическую, социоинтегративную и др. Как специалист в области социальных отношений социальный работник должен знать теоретические и методологические основы социального управления, специфику организации социальной работы с различными категориями населения, ее историю, отечественные традиции и мировой опыт организации социальной защиты населения. Кроме теоретических знаний, социальная работа требует и глубокой технологической подготовки, выражающейся в наличии навыков в области социально-психологического и ситуационного анализа, социально-организационной диагностики условий жизнедеятельности различных групп населения, проведения конкретно-социологических исследований, прогнозирования и выявления тенденций развития социальных процессов, оптимального выбора инструментария, регулирующего их протекание. Важными критериями профессионализма социального работника являются организаторские способности, высокая общая и правовая культура, психолого-педагогический такт. На учебный курс «Технология социальной работы» в Государственной образовательной программе подготовки специалистов социальной работы возлагается достижение его главной цели — формирование профессионализма у будущих специалистов. Уровень, глубина и качество подготовки определяют профессионализм работника в любой сфере деятельности. Не является исключением и деятельность социального работника. Следует заметить, что достижение указанной цели в курсе «Технология социальной работы» обеспечивается тесным сочетанием его содержания с другими дисциплинами образовательной профессиональной программы. Однако это не означает, что курс «Технология социальной работы» не имеет соответствующих образовательных и воспитательных целей. В этом курсе решаются следующие учебно-воспитательные задачи:
В сочетании с другими специальными дисциплинами учебный курс «Технология социальной работы» призван готовить специалистов, способных выполнять разнообразные виды деятельности. Для этого студенту необходимо:
Сформировать
высокий профессионализм
Глава 2. Социальная работа как технологический процесс.
Социальная работа, как деятельность представляет собой технологический процесс, который повторяется при решении новой задачи, поэтому необходимо остановиться конкретно на этом понятии. Процесс - это изменение (динамика) состояния предмета под воздействием внешних или внутренних факторов. В социальной работе в качестве внешних факторов рассматриваются социальные условия и обстоятельства жизнедеятельности клиента, а внутренними факторами – нравственно-психологические, физиологические и физические ресурсы человека.
Процесс рассматривается также
как синоним понятий «развитие»
Основу технологического процесса составляют, во-первых, алгоритм действий (операций). Алгоритм - это точное предписание относительно последовательности операций, которые осуществляют преобразование объекта социальной работы и перевод его в искомое состояние. Термин этот за последнее время не только широко применяется в электронно-вычислительной технике, но и все чаще используется в социально-экономических исследованиях. Он происходит от латинского слова algorithmi. Так звучало на латинском языке имя хорезмского математика IХ столетия аль-Хорезми, трактат которого в средние века был распространен в Европе. В то время алгоритмом называли десятичное счисление и искусство счета в этой системе. В современном смысле алгоритм определяет не только последовательность операций с числами, но и логических операций: при выработке управленческих решений, при формулировании целей и задач, при обработке информации и др. Во-вторых, существенным компонентом технологического процесса являются операции. Операция - это простейшее действие, направленное на достижение конкретной, не разлагаемой на более простые, осознанной цели (подцели). Совокупность операций, объединенных общей целью (подцелью), составляет процедуру технологического процесса. Важной характеристикой операции является степень соответствия ее результата поставленной цели или подцели. На результат действий, как известно, могут оказывать влияние целый ряд неконтролируемых факторов, связанных со спецификой социальной среды, господствующих социально-психологических явлений, экономического положения, а также связанных с факторами, обусловленными особенностями самой личности или социальной группы. Поэтому результат каждой операции, а следовательно, всего технологического цикла зависит от профессионально грамотных действий специалистов социальной сферы, от их умения оказывать влияние на условия и состояния, в которых находятся клиенты социальных служб. В-третьих, важным компонентом содержания технологического процесса является применяемый инструментарий. Инструментарий - это арсенал средств, обеспечивающих достижение цели воздействия на личность или социальную общность. Человек существует, развивается и формируется как личность благодаря взаимодействию со средой, которое осуществляется посредством его деятельности. Поэтому вовлечь клиента социальной работы в различные виды деятельности: преобразовательную, познавательную, ценностно-ориентационную, коммуникативную - это значит использовать главное, основное средство воздействия на личность. Для решения этой задачи специалист социальной службы использует целый комплекс вспомогательных средств и способов информационного, организационно-методического и процедурного характера. Процедуры и операции, входящие в технологический процесс, выступают в роли его структурных элементов до тех пор, пока они носят общезначимый, методологический характер для конкретных технологий. В конкретных же технологиях отдельные процедуры могут трансформироваться в самостоятельные технологии или расчленяться на технологии, имеющие частное значение. Так, например, в наиболее полном и обобщенном социальном технологическом процессе в процедуре целеполагания одной из операций является диагностика, которая в конкретных условиях социальной работы с клиентом приобретает самостоятельное значение. Последовательность процедур и операций, предписываемая алгоритмом, отражает структуру и содержание технологического процесса.
В самом общем виде в технологическом процессе можно выделить четыре основных процедурных этапа:
1. Формулирование цели воздействия.
2. Выработка и выбор способов воздействия.
3. Организация воздействия.
4. Оценка и анализ результатов воздействия.
Этап формулирования цели
предусматривает выполнение таких операций,
как сбор и анализ информации, осуществление
социальной диагностики, социально-психологическое
прогнозирование развития проблемы, выработка
программы действий и определение конкретных
задач. Выработка и выбор способов воздействия
предполагает выявление и анализ проблемной
ситуации, изучение, обоснование и оценку
вариантов и способов действий, выбор
оптимального варианта решения проблемы. Этап
организации воздействия
Анализ и оценка результатов социальной работы сопровождаются выполнением таких операций, как сопоставление прогнозируемых и достигнутых результатов, выявление положительных и отрицательных моментов в организации, обеспечении и осуществлении намеченных мер, формулирование выводов для последующей деятельности. В практике социальной работы те или иные операции могут не фиксироваться, если управленческие взаимоотношения достаточно отлажены, поскольку многие проблемы, которые повседневно призван решать персонал социальных служб, зачастую однотипны. Однако это говорит лишь о предварительном и заблаговременном их решении, о наличии у организаторов социальной работы готовых результатов по этой операции, но не об игнорировании какой-либо операции в структуре технологического процесса. В практике социальной работы отдельные операции могут выпадать в силу отлаженности управленческих взаимоотношений, в силу повторяемости и однотипности многих проблем, разрешать которые повседневно призван персонал социальных служб. Однако это означает лишь о предварительном и заблаговременном их решении, о наличии у организаторов социальной работы готовых результатов по этой операции, но не означает игнорирования какой-либо операции в структуре технологического процесса.
Технологическая
задача социальной работы заключается
в выявлении социальной проблемы
и с помощью имеющегося в распоряжении
социальных служб инструментария и
средств своевременном
Социальная проблема — это сложная познавательная
задача, решение которой приводит к существенным
теоретическим или практическим результатам.
Для ее решения необходима соответствующая
информация об объекте социального воздействия,
об условиях, обстоятельствах и других
факторах, влияющих на его жизнедеятельность,
состояние и поведение. Социальные проблемы
могут носить глобальный характер, затрагивая
интересы значительной части человечества.
Так, демографические, экологические,
техногенные, продовольственные, энергетические
и другие проблемы в настоящее время приобретают
глобальный характер, и их разрешение
требует участия большинства государств
нашей планеты. Социальные проблемы могут
касаться интересов отдельных или нескольких
социальных систем. Например, социальные
кризисы, распространяющиеся на отдельные
страны, национально-этнические общности,
ассоциации, блоки или группировки. Проблемы
могут распространяться на те или иные
сферы жизнедеятельности группы людей
или личностей. Это могут быть проблемы,
охватывающие социально-экономическую,
социально-политическую, духовную или
собственно социальную сферы жизнедеятельности
людей. Для социальной работы особую значимость
приобретают личностные проблемы, возникающие
в процессе взаимодействия личности и
социальной среды. К социальной среде
относят все факторы, которые активизируют
(или блокируют) защиту социальных интересов
личности, реализацию ее потребностей.
Одним из
важнейших условий решения социальной
проблемы является точное ее формулирование.
Если проблема правильно сформулирована,
то это, во-первых, позволяет осуществлять
поиск недостающей информации в нужном
направлении; во-вторых, обеспечивает
выбор оптимального инструментария социального
воздействия, а следовательно, и эффективность
социальной работы. Одним из важнейших
требований к формулированию социальной
проблемы является ее обоснованность.
Она должна вытекать из реальных потребностей
и предпосылок. Отсутствие связи с реальными
практическими или теоретическими потребностями
делает проблему произвольной, надуманной.
Точно сформулированная проблема выступает
исходным, первоначальным звеном в сложной
познавательно-аналитической деятельности
социальных служб и организаторов социальной
работы. Практическая потребность и значимость
социальной проблемы не только активизируют
деятельность специалистов социальных
служб, мобилизуют их интеллектуальный,
организационный и физический потенциал,
но и придают поиску технологических решений
творческий, новационный характер.
Решение любой проблемы сводится в конечном
итоге к разрешению имеющихся внутренних
или внешних противоречий.
Информация о работе Технологический процесс в социальной работе