Технологический процесс в социальной работе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 13:21, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - рассмотреть сущность социальной работы как технологического процесса. Так, например, в наиболее полном и обобщенном социальном технологическом процессе в процедуре целеполагания одной из операций является диагностика, которая в конкретных условиях социальной работы с клиентом приобретает, самостоятельное значение.
Для реализации данной цели предполагает решение следующих задач:
1. выявить предмет и задачи технологии социальной работы, как учебной дисциплины;
2. рассмотрим сущностные характеристики технологического процесса в социальной работе;
3. рассмотрим технологии социальной работы с лицами пожилого возраста.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Предмет и задачи технологии социальной работы как учебной дисциплины.
1.1. Технология социальной работы как отрасль социальной технологии 6
1.2. Задачи технологии социальной работы 11
Глава 2. Технологический процесс в социальной работе.
2.1. Сущность и структура технологического процесса 14
2.2. Содержание технологического процесса 17
Глава 3. Технология социальной работы с лицами пожилого возраста. 22
Заключение 32
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 184.00 Кб (Скачать файл)

Социальное  противоречие — это взаимодействие взаимоисключающих сторон или тенденций  в явлениях социальной жизни, взаимодействие противоположностей. Оно является прежде всего результатом несовпадения интересов людей или социальных групп в их совместной жизнедеятельности. Характер проявления социальных противоречий зависит от специфики взаимодействия противоборствующих сторон (тенденций), от условий, обстановки, в которых оно происходит, а также от степени обостренности. 
При отсутствии нейтрализующих факторов социальное противоречие развивается, достигая крайних степеней обострения. В своем развитии противоречие проходит несколько стадий.

1. Стадия тождества.  Она характеризуется возможностью  возникновения противоречия из-за  наличия пусть даже несущественных различий.

2. Стадия существенных различий. Она характеризуется перерастанием несущественных различий в существенные и их периодическим проявлением.

3. Стадия противоположностей. Эта стадия характеризуется поляризацией  антогонизма в отношениях, перерастанием  существенных различий во взаимоотрицающие противоположности.

4. Стадия конфликта.  На этой стадии взаимоотношения  сторон достигают крайней степени  обострения и достигают степени  открытого противоборства. 
Понятно, что любая личность в процессе жизнедеятельности вступает в супружеские и семейные отношения, во взаимоотношения с родителями, родственниками, с детьми, друзья ми и товарищами, с коллективом и различными объединения ми, общественными организациями, и наконец, обществом в целом. В процессе этих взаимоотношений в силу объективно имеющихся личностных различий в потребностях, интересах, степени их реализации могут возникать проблемы.

Личностная  проблема — это по существу столкновение между притязаниями человека и степенью их удовлетворения. Такое столкновение может носить материальный или духовный характер, физиологический или нравственный, социальный или психологический, производственный или бытовой характер, а иногда и их сочетание. Как показывает опыт, распознание, формулирование и решение личностных проблем составляют содержание основной функции специалиста в области социальной работы. Разрешение личностных проблем – дело не только сложное, но и деликатное, непосредственно затрагивающее вопросы психологии, права, морали, умения и такта проникать в мир личной жизни и оказывать на нее влияние. Поэтому творческое применение технологических приемов, недопущение в работе с людьми штампов и шаблона, казенщины и бездушия, умение своевременно вносить коррективы в технологический процесс — важнейший показатель профессионализма специалиста социальной работы.

С технологических  позиций, в социальной работе при  решении личностных проблем следует  придерживаться следующих принципов:

— системный  подход при анализе и решении личностных проблем;

— соответствие инструментария конкретно решаемым проблемам;

— опора на физические и духовные ресурсы клиента;

— контроль действенности применяемого инструментария;

— коррекция  содержания, форм и методов в процессе работы. 
В совокупности эти принципы обеспечивают эффективность решения социальных проблем, однако их реализация требует постоянной проверки действенности избранных средств воз действия на клиентов. Вместе с тем технологическая последовательность решения проблем не только полезна, но и необходима. И чем жестче ей следуют на практике, тем явственнее проявляется ее благотворная значимость. 
Замкнутый цикл технологического процесса включает следующие этапы и операции:

  1. Предварительный этап. На этом этапе осуществляются операции выявления, оценки и ранжирования проблемы, выяснения совокупности факторов, обусловивших ее возникновение. В психологическом плане организатор социальной работы настраивается на ее решение, мобилизуя свой интеллектуальный, морально-психологический и профессиональный потенциал. Одновременно уточняются критерии действенности и эффективности деятельности социальных служб при решении обозначенной конкретной социальной проблемы. При этом критерии оценки успеха действий социальных служб и специалистов могут отражаться в постановке и формулировании цели и конкретных задач социальной работы.
  2. Этап целеполагания. На этом этапе осуществляется первичное формулирование целевой установки деятельности специалистов и организаторов социальной работы. Цель обусловливает выбор возможных средств и способов ее достижения, определяет направления поиска дополнительных источников информации об условиях и социальной среде жизнедеятельности клиентов.В целевой установке находит выражение замысел и намерения организаторов социальной работы с учетом реально имеющегося инструментария и условий его использования. Цель должна быть сформулирована ясно и конкретно; она должна быть понятна для конкретных исполнителей. С получением дополнительной информации она может корректироваться, уточняться, модифицироваться и даже полностью изменяться.
  3. Этап обработки информации. На этом этапе технологического процесса идет поиск дополнительных источников ин формации, сбор и систематизация информации, ее анализ и обобщение. Выводы, вытекающие из результатов аналитической работы, составляют содержательную базу для уточнения цели и задач, для выработки программы действий, определения содержания, организационных форм и методов социальной работы.
  4. Этап процедурно-организационной работы. На этом этапе осуществляется последовательная реализация намеченных программой мер социального воздействия конкретными исполнителями в обозначенное время и сроки, сопоставление и соизмерение результатов с критериями успешности социальной работы.
  5. Контрольно-аналитический этап работы. Это завершающий этап технологического цикла, на котором организаторы социальной работы анализируют итоги деятельности специалистов, выявляют факторы, способствовавшие положительному разрешению социальных проблем, выясняют причины, мешавшие успешному решению задач социальной работы, и намечают пути устранения этих причин в дальнейшем.

Таковы основные этапы технологического процесса социальной работы. 
Как и любой вид деятельности, технологический процесс социальной работы требует постоянного совершенствования. Пути совершенствования технологического процесса в социальной работе, во-первых, лежат в плоскости разработки новых методик выполнения операций на всех этапах технологического процесса; во-вторых, касаются совершенствования способов использования всех компонентов инструментария социальной работы; в-третьих, состоят в обеспечении правильного сочетания общих методов социальной работы со спецификой конкретных условий жизнедеятельности клиентуры социальных служб; в-четвертых, заключаются в умении постоянно учитывать социально-психологические факторы при выборе методов воздействия на объекты социального воздействия и умении органично использовать достижения социальных наук для выработки новых технологий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Технологии социальной работы лицами пожилого возраста.

 

Пожилые люди и  инвалиды в Российской Федерации  обладают всей  полнотой социально-экономических и личных прав и  свобод,  закрепленных  Конституцией РФ, конституциями республик, входящих в ее состав, другими  законодательными актами. Однако  изменение  социального  статуса  человека  в   старости   и инвалида, связанное с прекращением или ограничением трудовой и  общественной деятельности; трансформацией ценностных ориентиров, образа жизни и  общения; испытанием затруднений в социально-бытовой  и  психологической  адаптации  к новым условиям, порождает серьезные социальные проблемы.

 Наиболее  острой  проблемой  является  ограничение   жизнедеятельности пожилых людей и инвалидов.  Под  ограничением  жизнедеятельности  понимается полное или частичное  отсутствие  у  человека  способности  или  возможности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию,  общение,  контроль за своим поведением, а также заниматься трудовой деятельностью.

В  решении   этой   проблемы   первостепенное   значение   приобретает совершенствование  системы  социальной  реабилитации  и  социальной   помощи престарелым и инвалидам.

Социальная  реабилитация  представляет   собой   комплекс   социально-экономических, медицинских,  юридических,  профессиональных  и  других  мер,

направленных  на обеспечение необходимых условий  и  возвращение  этих  групп

населения к  полнокровной жизни в обществе.

Составным элементом  социальной защиты пожилых  людей  и  инвалидов  на современном этапе является оказание социальной  помощи  т.е.  обеспечение  в денежной и натуральной форме, в виде  услуг  или  льгот,  предоставляемое  с учетом законодательно  установленных  государством  социальных  гарантий  по социальному обеспечению.  Она носит,  как правило,   характер периодических и единовременных доплат  к  пенсиям  и  пособиям,  натуральных выдач и услуг  в  целях  оказания  адресной,  дифференцированной  социальной поддержки этих  категорий,  ликвидации   или   нейтрализации    критических жизненных  ситуаций,  вызываемых неблагоприятными  социально-экономическими условиями.

Таким образом, наряду с предоставлением традиционных форм  социального обеспечения: денежных выплат (пенсий,  пособий);  натурального  обеспечения; услуг и льгот; стационарных и нестационарных видов  обслуживания,  -  важное значение   придается   новым    формам    экстренной    социальной    помощи нетрудоспособным, остронуждающимся гражданам Российской Федерации.

Социальное  обслуживание и обеспечение пожилых  людей  включает  в  себя пенсии  и  различные  пособия;  содержание  и  обслуживание  престарелых   и инвалидов в специальных учреждениях  органов  социальной  защиты  населения; протезирование;    льготы    инвалидам;    оказание    помощи     бездомным.

Социальное  обеспечение  осуществляется   государственными   органами, предприятиями, частными лицами,  за  счет  взносов (вычетов из  заработной платы) трудящихся. В последнем случае  выплата  из  фондов  определяется  не трудовым вкладом  и  стажем,  а  размерами  взносов.  Такая  практика  очень распространена в западных странах.

Существенное  значение в условиях кризисной обстановки в  России  имеет адресная социальная защита пожилых людей. Она оказывается в  первую  очередь наиболее нуждающимся: одиноким пенсионерам,  инвалидам,  престарелым  старше 80 лет. Социологические исследования в нашей стране  показали,  что основными направлениями  обеспечения  благосостояния  престарелых   (по   их   мнению) являются: повышение  пенсий,  совершенствование  пенсионного   обеспечения, развитие услуг по уходу  за  ними  на  дому,  увеличение  числа  домов  для престарелых и улучшение условий жизни проживания в них.

Совершенствование пенсионного обеспечения является одним из  важнейших направлений социального обеспечения в современных государствах.

Необходимо  обратить  внимание   на   социально-бытовое   обслуживании престарелых. Здесь  важно  предусмотреть,  с  учетом  потери  способности  к самообслуживанию,   обеспечение   специальной   удобной   обувью,   одеждой, различного рода приборами и приспособлениями, которые  бы  облегчили  старым людям  передвижение  по  улице,  ведение  домашнего  хозяйства,   выполнение некоторых гигиенических процедур.

Для решения  этих проблем архитекторами, дизайнерами, геронтологами уже давно   определены   перспективные   направления   разработки   и    выпуска соответствующей бытовой техники. Эти предложения сводятся к созданию:

      - автоматизированных кухонных комплексов, позволяющих  программировать операции по приготовлению пищи;

      - системы подъемников для ухода  за лежачими  больными  и   оказания  им санитарно-гигиенической помощи;

      - специальной мебели  и  механизмов  для  уборки  помещений  с   учетом возрастной специфики престарелых и т п , а  также  ряда  простых,  но  очень нужных устройств и  приспособлений,  создающих  удобства  людям  преклонного возраста     и     повышающих      безопасность      бытовых      операций;

- системы поручней  и опорных скоб для принятия  старым человеком ванны;

- специальных  подставок, облегчающих надевание  обуви;

 - пологих пандусов вместо порогов и т. п.

 Предложения   хорошие,  однако,  к  сожалению,  в  нашей   стране   они реализуются крайне неудовлетворительно.

С 1986 года в нашей  стране начали создаваться  так  называемые  Центры социального обслуживания пенсионеров,  в  состав  которых  помимо  отделений социальной помощи на дому вошли совершенно новые  структурные  подразделения— отделения дневного пребывания.

Целью организации  таких отделений было создание  своеобразных  центров досуга для пожилых людей, независимо от того, проживают  они  в  семьях  или одиноки. Предусматривалось, что  в  такие  отделения  люди  будут приходить утром, а вечером возвращаться  домой;  в  течение  дня  они  будут иметь возможность находиться в уютной  обстановке,  общаться,  содержательно проводить время, участвовать в  различных  культурно-массовых  мероприятиях, получать  одноразовое  горячее  питание  и  при  необходимости   доврачебную медицинскую помощь.

 Основной  задачей деятельности таких отделений  является помощь  пожилым людям  в  преодолении  одиночества,  замкнутого  образа  жизни,   наполнение существования новым смыслом, формирование активного образа  жизни,  частично утраченного в связи с выходом на пенсию. Первоначально такие Центры  создавались при домах-интернатах   для престарелых, поскольку эти учреждения  имеют  такую  материально-техническую базу, которая могла обеспечить для  отделения  соответствующую  площадь,  ее оборудование, обеспечить посетителей горячим питанием.

Отделения были рассчитаны на 25-50 посетителей в  день. Срок  посещения в первое  время  функционирования  отделений не  ограничивался.  Оплата  за питание взималась с посетителей отделения дифференцирование,  в  зависимости от размера получаемой пенсии.

 При  создании  первых  центров  еще  не  была  предусмотрена   ротация посетителей отделений дневного пребывания через определенное  время.  Однако положительный опыт работы этих учреждений сделал их популярными у  населения пенсионного  возраста,  обнаружил  большое   число   желающих   пользоваться услугами отделения дневного пребывания. В связи с этим с учетом  численности пенсионеров, проживающих  в  зоне  обслуживания  Центра  и  числа  подавших заявления на посещение отделения,  во  многих  территориях  были  просчитаны сроки, на которые должна набираться одна группа,  с  тем,  чтобы  в  течение года все желающие могли посещать центр два и более раз.

Информация о работе Технологический процесс в социальной работе