Технологии организации досуга элитных групп

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 12:16, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является всесторонний анализ понятия досуга и рассмотреть понятие модели элиты. Исходя из обозначенной цели в рамках данного исследования необходимо решить следующие задачи:
- привести теоретические определения самого понятия, изучить виды досуга и основные его функции;
- рассмотреть специфику досуга человека в условиях современного технологичного урбанизированного общества;
- изучить понятию элиты;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….1-3
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ ДОСУГА И ИХ ФУНКЦИИ, ПРИНЦИПЫ
1.1. Понятие досуга, свободного времени и рекреации………………4-7
1.2. Функции и принципы досуга…………………………………………...8-12
ГЛАВА 2. ЭЛИТНЫЕ ГРУППЫ, ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ.
2.1. Элита: история термина………………………………………………..13-18
2.2. Этимология термина и его применение………………………………19-29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..30-31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………32-33

Файлы: 1 файл

КУРС АДЫГБАЙ (2).doc

— 197.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….1-3

 

ГЛАВА I.  ПОНЯТИЕ ДОСУГА И ИХ ФУНКЦИИ, ПРИНЦИПЫ

 

    1. Понятие досуга, свободного времени и рекреации………………4-7

1.2. Функции и принципы досуга…………………………………………...8-12

 ГЛАВА 2. ЭЛИТНЫЕ ГРУППЫ, ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ.

2.1. Элита: история термина………………………………………………..13-18

 

2.2. Этимология термина и его применение………………………………19-29

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..30-31

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………32-33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

    Проблемы массовой развлекательной культуры, индустрии досуга элитных групп весьма актуальны. Мнения ученых  сходятся в одном - наблюдается сдвиг ценностных ориентации из сферы труда в сферу массового потребления, досуга и развлечений. Одновременно меняется характер развлечений элитных групп: из камерных и индивидуально ориентированных они превращаются в публичные массовые, глобальные.

    Характеризуя ситуацию  вокруг проблему досуга элитных групп можно, отметить, с одной стороны, обилие эмпирических исследований, в которых описываются их виды и формы, новые возможности «индустрии досуга», а с другой – пробелы теоретическом изучении и связанный сними недостаток объективных оценок.

   Рассматривая вопросы досуга  в рамках социологии, необходимо  подчеркнуть, что социология досуга изучает особенности современного досуга, соотношения досуга с основными сферами жизни людей, досуг и трудовая деятельность, досуг и быт, досуг и семья. Изучаются влияние досуга на формирование образа жизни людей, их ценностные ориентации.

    Целью данного исследования является всесторонний анализ понятия досуга и рассмотреть понятие модели элиты. Исходя из обозначенной цели в рамках данного исследования необходимо решить следующие задачи:

- привести теоретические  определения самого понятия, изучить виды досуга и основные его функции;

- рассмотреть специфику  досуга человека в условиях  современного технологичного урбанизированного общества;

- изучить понятию элиты;

- рассмотреть историю термина «элита».

Объектом исследования: досуг и  учреждение.

Предметом исследования: системы привлечения досуга элитных групп, то есть методы элиты.

Методы исследования:  методологической основой исследования является методы анализа и синтеза. Анализ использовался для определения основных понятий. Метод анализа – для выделения основных составляющих и основных функций ключевых понятий и явлений. Метод синтеза- для обобщения материала курсовой работы в единое целое.

        Сфера свободного времени и досуга всегда являлась объектом научного интереса. Философами рассматривается свободное время в качестве пространства для осуществления специфических социальных процессов, выявляются истоки возникновения свободного времени и его взаимосвязь со временем рабочим, его социальную ценность. Социология и экономика осуществляют количественный и статистический анализ указанных процессов, исследуют характер, и содержание свободного времени личности, деятельность социальных институтов досуга по его наполнению, аксиологию досуга. Психология обращает внимание на потребности и мотивы, определяющие поведение и поступки человека в этой временной сфере. Таким образом, можно сделать вывод о том, что свободное время является доминирующим пространством, в котором происходит физическое и духовное развитие человека. [6,с.9]. Существенный вклад в осмысление сущности досуга, внесли ученых как Дж. Дюмазедье, М.А. Ариарский, Д. М.Генкин, Б.А. Грушин, А.А. Гордон, В.Г. Давыдович, Г.А. Евтеева, В.Т. Лисовский, Г.П. Орлов, В.Д. Патрушев, Б.Д. Парыгин, В.А. Ядов, А.Н. Кротова, Б.Г. Мосалев, Ю.А.Стрельцов, В.Е.Триодин, И.А.Новикова, С.Н.Лебедева, Л.П. Подоба, А.П.Марков, Б.А.Титов, А.Ф.Воловик, А.Д. Жарков, А.А. Сукало и др.[4, с.15]

Несмотря на всё богатство  теоретических материалов, системных  исследований, посвященных рассмотрению культурно-досуговой деятельности как средства развития социальной активности проблема досуга подростков остаётся недостаточно разработанной и до настоящего времени особо острой не только для теоретиков, но и для специалистов-практиков, так как большой объём неорганизованного свободного времени подростков и неумение распорядиться им нередко приводит детей к социальным проблемам. Формы проведения досуга, безусловно, зависят от возрастных особенностей личности. Досуг оказывает огромное влияние на все сферы жизнедеятельности человека. Особенно велико его значение в подростковом возрасте, являющемся периодом интенсивного развития и формирования личности.

Структура работы – обусловлена целями и задачами исследования, курсовая работа содержит   введение, двух глав, выводы и список использованной литературы, который содержит 21 источников. Основное содержание работы изложено на 33 страницах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ДОСУГА И ИХ ФУНКЦИИ, ПРИНЦИПЫ.

1.1. Понятие досуга, свободного времени и рекреации.

    В настоящее время все большее внимание ученых привлекают проблемы досуга. Во многом это диктуется масштабом тех изменений, которыми характеризуется эта область жизнедеятельности. Становится возможным говорить о возрастающей роли досуга.

    Социологический анализ досуга требует предварительного уточнения ряда важнейших понятий, связанных в первую очередь с его предметом.

    Поскольку понятие «досуг» является исходным для характеристики досугового пространства жизнедеятельности , то возникает потребность в его детальном рассмотрении. Важно уточнить его содержательную сторону и те подходы, которые существуют к его определению.

    Необходимо отметить, что мы не ставим своей задачей дать полный анализ понятия «досуг». Прежде всего, необходимо рассмотреть, вопрос, связанный с историей употребления данного термина. Большой интерес представляет и то, какое понимание вкладывали в данное понятие представители различных народов в разное время. Теория досуговой деятельности неотделима от исторического аспекта.

    Этимологически слово «досуг», на английском «licere», означает позволение, разрешение. От последнего берет начало английское слово licsense (разрешение) и французское loisir (свободное время). Таким образом, слово leisure означает свободу действий. Именно так определяется данный термин в Оксфордском словаре.

    Здесь приведены следующие значения:

1) свобода делать нечто специфическое  или подразумеваемое, 

2) возможности, открывающиеся вне  сферы профессиональной деятельности,

3) возможность распоряжаться временем  по своему усмотрению,

4) дискуссия, общение.1

    Слово «досуг» в русском языке употреблялось уже в XV веке. Древне-славянское слово «досуг» происходит от глагола «досягать», «досягнуть». Буквально оно означает возможность что-то совершить. «Досужесть» есть достижение чего-то, на что требуется определенный труд и время. Следовательно, досуг осмыслялся как время, когда можно чего-то достичь.2

    Конкретные исторические условия придают особую специфику пониманию досуга. Для первобытного племени досуг означал одно, для греков -другое, для деятелей Ренессанса или Просвещения - третье, для нынешних россиян - четвертое. Возможно, что первобытные люди и пуритане не проводили резкого различия между трудом и досугом, поскольку первые, удовлетворив элементарные потребности в пище, значительную часть времени проводили в отдыхе, играх, сакральных ритуалах и т.д., а вторые свободно избирали изнурительный труд в качестве главной добродетели.

    Греки считали работу (скульптора или художника) функцией досуга, поскольку творчески работать мог только свободный гражданин, но не раб, а современная цивилизация понимает досуг как отсутствие работы. Это свидетельствует о диаметральности расстановки культурных акцентов двумя цивилизациями. В Афинах досуг был первичен, а труд - вторичен.

    Достаточно глубоко проблему досуга рассмотрел Аристотель «Вся человеческая жизнь, - писал он, - распадается на занятие и досуг.., а вся деятельность человека направлена частью на необходимое и полезное, частью на прекрасное... Ведь нужно, чтобы граждане имели возможность заниматься делами и вести войну, но, еще предпочтительнее, наслаждаться миром и пользоваться досугом. Совершать все необходимое и полезное, а еще больше того прекрасное. Досуг неотъемлемая составная часть жизни человека в связи с потреблением благ, ощущением удовлетворенности, счастья, блаженства, и т.п. Досуг не просто свободное время, а время, заполненное разнообразными занятиями: философскими умосозерцаниями, играми, упражнениями, забавами, искусством, музыкой, беседами, общением и т.д. Досуг требует многих предметов широкого потребления, поэтому рабы не имеют досуга. Количество и качество досуга зависит от форм государственного устройства. Счастье царей - в досуге, тираны же заинтересованы в его отсутствии». Отсутствие досуга Аристотель связывал со свободой. Он рассматривал вопросы досуга, касаясь политиков, воинов и очень осторожно говорил о досуге низших слоев общества - землевладельцев, ремесленников и др., потому что их занятия не создают возможностей для благородных и высоких форм деятельности.

    Римляне отошли от идеальных представлений о досуге, свойственных грекам. В латинском языке досуг описывается через понятие «otium», а бизнес - через понятие «negotium». Римляне еще больше закрепили свойственное грекам негативное представление за трудом, а позитивное - за досугом. Однако на первое место у римлян, отличавшихся экономичностью, чистотой быта, усердием в работе, прилежанием, был поставлен труд, а не досуг. Досуг стал рассматриваться как время, свободное от работы.

    Однако ученые-исследователи и менеджеры, работающие в области организации досуга населения, не отождествляют эти явления, хотя они тесно связаны между собой.

    Под досугом современного человека подразумевается время, которое свободно от необходимого труда в сфере общественного производства, а также от воспроизводства человеком своих жизненных функций в рамках домашнего хозяйства и социальных отношений.

    Для определения свободного времени отдельного человека из его суточного бюджета времени (24 часа) следует вычесть время, которое он затрачивает:

• на производственно-трудовые функции, включал дорогу к месту работы и обратно;

• физиологический отдых (ночной сон);

• оздоровительные и  санитарно-гигиенические нужды (включая  утренний туалет, гимнастику, стирку белья, мытье посуды и др.);

• покупку продуктов, их приготовление, прием пищи;

• приобретение необходимых  вещей, товаров повседневного спроса и длительного пользования;

• воспитание малолетних детей, неотложную помощь близким людям (например, уход за больным) и др.

    Доля суток, которая остается в распоряжении человека после указанных вычислений, может быть определена как его досуг, или «чистое» свободное время в течение дневного бодрствования. Именно этой частью времени человек может распорядиться по своему усмотрению.

    В будний день доля свободного времени у работающего человека — относительно небольшая величина, 1—3 часа, а в некоторых случаях — несколько минут. Это время человек может увеличивать или сокращать за счет некоторых видов индивидуальной активности. Например, хозяйка нередко использует свой досуг на домашние дела; кто-то может заняться проблемами, связанными с основной работой, а кто-то проведет время, ничего не делая.

    Таким образом, человек в состоянии варьировать увеличивать или уменьшать свое свободное время, затрачивая его на занятия, не связанные с досугом. Однако эти его возможности не безграничны. Если труд на производстве или многочисленные заботы по хозяйству выходят за рациональные рамки, то человек резко ограничивает свое свободное время, что может вызвать стресс из-за переутомлении, люди, проводящие свободное время дома в пассивном бездействии, сдерживают свое развитие, их существование приобретает однообразный характер.

    Сравнительно небольшой объем досуга в суточном ритме характерен, как правило, для представителей делового мира, у которых рабочее время не нормировано, а также для женщин, занятых на производстве и одновременно воспитывающих малолетних детей или имеющих большую семью. Кроме того, у многих категорий работников свободное время не четко выражено, например, у тех, кто временно не занят на общественном производстве, находясь в поисках работы, а также у тех, кто трудится нестабильно или выполняет работу по договору на дому. Эти люди располагают возможностью выбирать по своему усмотрению время для занятий, связанных либо с трудовой деятельностью, либо с семейными обязанностями, либо с досугом. Наибольшим объемом свободного времени располагают домохозяйки и чаще всего пенсионеры. У работающих и неработающих людей доля досуга в объеме суточного времени заметно возрастает в выходные дни и в отпускной период. Многие граждане стремятся использовать эти дни преимущественно с рекреационно-досуговой целью, минимизируя повседневные нагрузки и домашние дела.

    Как видим, понятия «досуг» и «свободное время» взаимозаменяемы. Однако они не идентичны по смыслу. Когда говорят о свободном времени, акцентируется потенциальная возможность вариативно использовать его на что угодно. Человек в этот период может заняться хозяйством, домашними делами. Некоторые люди проводят его неэффективно (в состоянии «ничегонеделания», или в ущерб собственному здоровью, или нарушал общественный порядок и досуг окружающих и др.).

Информация о работе Технологии организации досуга элитных групп