Технологии организации досуга элитных групп

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 12:16, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является всесторонний анализ понятия досуга и рассмотреть понятие модели элиты. Исходя из обозначенной цели в рамках данного исследования необходимо решить следующие задачи:
- привести теоретические определения самого понятия, изучить виды досуга и основные его функции;
- рассмотреть специфику досуга человека в условиях современного технологичного урбанизированного общества;
- изучить понятию элиты;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….1-3
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ ДОСУГА И ИХ ФУНКЦИИ, ПРИНЦИПЫ
1.1. Понятие досуга, свободного времени и рекреации………………4-7
1.2. Функции и принципы досуга…………………………………………...8-12
ГЛАВА 2. ЭЛИТНЫЕ ГРУППЫ, ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ.
2.1. Элита: история термина………………………………………………..13-18
2.2. Этимология термина и его применение………………………………19-29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..30-31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………32-33

Файлы: 1 файл

КУРС АДЫГБАЙ (2).doc

— 197.50 Кб (Скачать файл)

    Представление, которое формируется в любой культуре о назначении досуга, более конкретно, и главное, связано с позитивной его оценкой, с пониманием важности его конструктивного содержания. Общество исходит из того, что человек должен использовать это время прежде всего на восстановление собственного здоровья и для внутреннего развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                   1.2. Функции и принципы досуга.

    Можно вывести следующие основные характеристики досуга:

- досуг имеет ярко  выраженные физиологические, психологические  и социальные аспекты;

- досуг основан на  добровольности при выборе рода  занятий и степени активности;

-досуг предполагает не регламентированную, а свободную творческую деятельность;

- досуг формирует и  развивает личность;

-досуг способствует  самовыражению, самоутверждению  и саморазвитию личности через  свободно выбранные действия;

- досуг стимулирует  творческую инициативу;

- досуг есть сфера  удовлетворения потребностей личности;

- досуг способствует  формированию ценностных ориентаций;

- досуг формирует позитивную  «Я - концепцию»;

-досуг обеспечивает  удовлетворение, веселое настроение  и персональное удовольствие;

- досуг способствует самовоспитанию личности;

    Таким образом, можно констатировать, что сущностью молодёжного досуга является творческое поведение (взаимодействие с окружающей средой) людей в свободном для выбора рода занятий и степени активности пространственно-временной среде, детерминированный внутренне (потребностями, мотивами, установками, выбором форм и способов поведения) и внешне (факторами, порождающими поведение). Студенты выросшие в малых городах не реализуются в перечисленных выше факторах.

    Творческая деятельность есть «родовая сущность человека», реализуя которую «он преобразует мир» (К. Маркс)3. Досуг – это зона активного общения, удовлетворяющая потребности студентов в контактах. Такие формы досуга как самодеятельное объединение по интересам, массовые праздники – благоприятная сфера для осознания себя, своих качеств, достоинств и недостатков в сравнении с другими людьми. В сфере досуга студенты более открыты для влияния и воздействия на них самых социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение. В процессе коллективного досугового времяпрепровождения происходит упрочение чувства товарищества, возрастание степени консолидации, стимулирование трудовой активности, выработка жизненной позиции, научение нормам поведения в обществе. Жизнедеятельность студентов предельно насыщена и относительно строго регламентирована, а потому требует больших затрат физических, психических и интеллектуальных сил. На этом фоне досуг помогает снять создавшееся напряжение. Именно в рамках досугового времени происходит восстановление и воспроизводство утраченных сил, то есть, реализуется рекреационная функция. Более того, заложенное от природы стремление человека к получению удовольствия также преимущественно реализуется в сфере досуга.

    Всякая деятельность зиждется на общих закономерностях ее развития. Досуг развивается по своим законам, принципам, теоретически обоснованным и апробированным на практике.

    К ним относятся:

1. Принцип всеобщности  и доступности – то есть  возможность приобщения, вовлеченности  всех людей в сферу деятельности  досуговых учреждений с целью  удовлетворения творческих потенций, их досуговых запросов и интересов.

2. Принцип самодеятельности  – реализуется на всех уровнях:  от любительского объединения  до массового праздника. Самодеятельность, как сущностное свойство личности, обеспечивает высокий уровень  достижений в любой индивидуальной и коллективной деятельности. Принцип индивидуального подхода – предполагает учет индивидуальных запросов, интересов, склонностей, способностей, возможностей, психофизиологических особенностей при обеспечении их досуга. Дифференцированный подход обеспечивает комфортное состояние каждого участника досуговой акции.

3. Принцип систематичности  и целенаправленности – предполагает  осуществление этой деятельности  на основе планомерного и последовательного  сочетания непрерывности и взаимозависимости  в работе всех социальных институтов, призванных обеспечивать досуг людей. Это процесс ограниченного превращения человека в общественное существо, в активную и творческую личность, живущую полной жизнью в согласии с самим собой и обществом.

4. Принцип преемственности – предполагает культурное взаимодействие и взаимовлияние поколений. Реализация принципов организации досуга на практике по своим масштабам воздействия на личность выходит далеко за рамки досугового времяпрепровождения, это крупномасштабная социальная акция, цель которой – разностороннее развитие личности человека.

    Потребность человека в отдыхе вызывается утомлением, точнее, она— следствие этого утомления. Отдых предполагает осуществление человеком одной из фундаментальных своих потребностей в релаксации, расслаблении, в переключении усилий и внимания с одного предмета на другой.

    Таким образом, потребность в отдыхе обусловлена в первую очередь биологической природой человеческого организма, его физиологией, а также разного рода психологическими и социальными нагрузками. Потребность человека в отдыхе неотделима от его противоположной потребности — активности. В деятельности людей эти потребности реализуются в ритмическом чередовании активности—расслабления, бодрствования—сна.

    Как уже говорилось, в бюджете суточного времени человека обязательно должен быть период (чаще всего ночное время) для физиологического отдыха, связанного с полным расслаблением. Это непреложное условие восстановления сил, ликвидации утомления, недопущения глубокой усталости. Физиологический отдых становится средством воспроизводства жизненных функций человека, занимая внерабочее время. Эта разновидность отдыха, как и ряд других первичных потребностей (в пище, питье, гигиенических процедурах), создают условия для воспроизводства человеческой активности, поэтому они не связываются с досугом. Другое дело, что усталый человек может днем потратить часть свободного времени на пассивный отдых (дрема, релаксация).

    Понятие отдыха гораздо шире его физиологической основы, связанной с пассивной релаксацией. Отдых может быть реализован через активные досуговые формы, что связано с актуализацией социальных и культурных ресурсов человека. Например, как активная форма отдыха рассматривается замена одного динамичного занятия другим, а также перемена окружающей обстановки, смена впечатлений, отвлечение от повседневных и однообразных забот и др. Исключительно эффективен активный отдых — занятия физическими упражнениями, а также любимым делом, особенно в том случае, если оно насыщено творческими элементами. Подобный отдых и восстановительные процессы предоставляют человеку возможность выбора различных занятий в свободное время, включая и те, которые носят ярко выраженный социокулътурный характер, например, направлены на общение с другими людьми, собственное духовное развитие, раскрытие творческих возможностей, на занятия любимым делом (хобби) или физическими упражнениями.

    Конечно, активный отдых проходит в иных формах, нежели отдых в состоянии сна и безделья, он сопровождается быстрым и глубоким восстановлением сил, его последствия конструктивны и приобретают более устойчивый характер. для такого отдыха, как правило, используются нерабочие дни недели, а также отпускное время. В период краткого или длительного отдыха, когда человек варьирует выбор разных занятий в соответствии со своими предпочтениями, происходит его эффективное оздоровление, восстанавливается работоспособность. Таким образом отдых в целом имеет сложное строение, влияя на разные - биофизиологические, психологические, социокультурные — аспекты структуры личности. Отдых лишь частично пересекается со свободным временем или досугом человека, выходя в целом за их рамки.

    В широком смысле феномен отдыха сближается с действием рекреации (от лат. recreatiо — возвращение к здоровью, восстановление). До недавнего времени понятие рекреации оставалось малораспространенным, использовавшимся лишь в узких кругах специалистов по медицинскому оздоровлению человека. Это понятие связывалось преимущественно с релаксацией и регенерацией жизненно-физиологических сил человека.

    Теперь рекреацию понимают как биологическую активность человека, которая направлена на восстановление физиологического, физического потенциала, на оздоровление душевных и духовных сил, которые ослабляются в процессе работы, однообразных занятий или болезни. Поэтому ныне рекреация трактуется как целостное физическое и социально-культурное оздоровление.

    Рекреационная активность человека соответствует, во-первых, его потребностям и интересам, во-вторых, традициям его родной культуры, в-третьих, поведенческим и оценочным стандартам ближайшего социального окружения. Рекреационная активность отдельного человека складывается из суточных, недельных, годовых и жизненных циклов. На каждом этапе жизни человека они образуют сложную сеть многообразных предпосылок и мотиваций, которые определяют характер, направленность и эффективность рекреационной активности, данная активность считается результативной, если в итоге возникают восстановительные (рекреационные) эффекты.

    Рекреационный эффект проявляется в том, что человек испытывает чувство бодрости и удовлетворения от проведенного отдыха, поскольку его организм достиг необходимого уровня энергообмена со средой в результате физиологического и психологического оздоровления, достижения душевного равновесия. Человек, переживающий рекреационный эффект находится в состоянии психофизиологического комфорта, у него появляется ощущение сбалансированности эмоциональных и социокультурных самооценок, он готов к новым нагрузкам. Благоприятные эмоции и высокая самооценка основаны не только на внутренних ощущениях, но и на понимании человеком важности общественных стандартов труда и отдыха.

    Организацией досуговой деятельности в учреждениях длительного отдыха людей занимались организаторы – методисты, профессиональная подготовка которых велась в училищах и институтах культуры. Настоящее время основное внимание организаторы досуговой деятельности уделяют активному использованию новейших достижений науки и техники, создают разнообразные инновационные досуговые программы, социально-культурные проекты, внедряют такие формы работы, которые способствуют восстановлению эмоционального равновесия людей, возможности участия населения в возрождении народных праздников и гуляний; акцентируют внимание на свободным творческом поиске в кружках и студиях, любительских объединениях и клубах по интересам, мастерских и творческих лабораториях. Инновационные технологии в досуговой сфере всегда предполагают прочную взаимосвязь и взаимодополнение традиций и новаторства. Среди множества инновационных технологий в области культуры, искусства, образования, досуга, спорта следует различать: 1) осуществленные на одном объекте (единичные) и распространенные во многим объектам (диффузные); 2) завершенные и незавершенные; 3) простые по структуре и расширенные. Кроме того, каждой инновационной технологии велико значение и сопутствующих факторов. К ним относятся общественный и административный контроль за содействием реализации технологии, обеспечение гласности, изучение отечественного и зарубежного опыта в этом направлении, а также учет и изучение спроса окружающей среды на социально-культурную новацию.

       Сам технологический процесс в сфере досуга включает следующие элементы:

- объект деятельности: коллективы людей и отдельные личности;

- субъект деятельности: социальные работники воспитатели, организаторы досуга;

- досуговую деятельность (процесс воздействия субъекта  на объект) со всеми его компонентами.

     Такими являются: цель и содержание ее деятельности, формы организации досуга, средства и методы используемые организаторами  досуга для осуществления  стоящих перед ними задач.

    Технологический процесс осуществляют организаторы, имеющие надлежащую методическую подготовку знающие и общие основы методики, и частные приемы, методические навыки организации культурного досуга.

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ЭЛИТНЫЕ ГРУППЫ, ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ.

2.1. Элита: история  термина

   Элита, элитная группа — чисто научные термины, означающие совокупность элементов, в чём-то лучших, чем остальные. Термин «элита» принадлежит известному итальянскому экономисту и социологу Паретто, который применял его к наиболее преуспевшим в своей профессиональной деятельности людям.  Но еще в античности Аристотель и Платон выделяли высший общественный слой людей, наделенных ярко выраженными «идеальными» и полезными качествами. В раннем христианстве трактовка элиты приобретает религиозную окраску, - избранность понимается как степень осеняющей человека божественной благодати. У Августина Аврелия, Фомы Аквинского человек ценится тем выше, чем ближе он к Богу, чем более он способен участвовать в открытии и исполнении божественного промысла.В эпоху возрождения, Бог постепенно утрачивает для человека реальность. Эпоха возрождения добавляет к элите ренессансный индивидуализм или «титанизм»: отбор и выдвижение элит происходит не только по велению свыше, но во многом является результатом активности, предприимчивости самого человека. Наибольшую осмысленность, определение  «элиты» получило в трудах немецких философов.

Ф.Ницше  противопоставлял человеку массы сначала человека- художника, а в дальнейшем творческую интеллигенцию. Его идеальным обобщенным образом стал сверхчеловек, как выражение здоровых черт аристократии. Общество, которое двигается путем омассовления, он считал  враждебным для жизни и способствующим ее вырождению.

В. Дильтей  выделил в элиту ученого, поэта, религиозного деятеля и философа. Разумеется, Дильтей как личность не мог себя обособить от элиты  и как истинный философ ввел в  ее трактовку свою специальность. Но если подменить поэта человеком творящим культурные ценности, то Дильтей сохранил в элите религиозность прошлого и ввел гениальность настоящего.

Информация о работе Технологии организации досуга элитных групп