Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 19:07, курсовая работа
Согласно Конституции РФ, защита Отечества является долгом и обязанностью ее граждан. В настоящее время происходит планомерное сокращение вооруженных сил. Причины этого разные: и окончание холодной войны, когда отпала необходимость поддерживать паритет между противостоящими блоками (фактически между СССР и США), и тяжелое состояние экономики России, из-за чего наша страна просто не в состоянии содержать большую армию. Но, несмотря на все сокращения, Вооруженные Силы остаются существенной частью общества, а военнослужащие - неотъемлемой частью народа.
Введение………………………………………………………………………………..3
1. Специфика проблем военнослужащих……………...........................................…5
1.1. Модели теоретического обоснования военно-социальной работы……....8
1.2. Социальная работа с военнослужащими…………………………………11
2. Технологии военнослужащих в условиях военной реформы…………………..15
2.1. Пенсии за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца и случаи получения нескольких пенсий………....................................................16
2.2. Перспективы развития нормативно-правовой базы о правах и льготах военнослужащих в ходе реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации…………………………………………………………………….…26
2.3 Военнослужащие на КМВ.………………………………………………...29
Заключение…………………………………………………………………………...32
Список используемых источников…………
Анализ содержания вышеуказанных теорий и концепций, основных положений современной литературы позволил выявить ряд присущих им закономерностей развития социальной работы в целом .
С учетом их содержания, а также с учетом закономерной специфики развития
В качестве основания для классификации использованы положения, предложенные школой социальной работы профессора С.И. Григорьева. См.: Григорьев С.И. и др. Основы теории и практики социальной работы. – Барнаул-Москва, 2003; Теория и методология социальной работы / Под ред. С.И. Григорьева. М.: Наука, 2003 г.
Следует иметь в виду, что
систематизация
социальной военной среды стало возможным обоснование следующих принципов военно-социальной работы.
Принцип личностного
социально-деятельностного
а) постановку в центр военно-социальной работы человека (офицера, прапорщика, мичмана, сержанта, старшину, солдата, матроса) как члена семьи, внутри семьи и вместе с его семьей;
б) учет в социальной
работе всей совокупности потребностей
военнослужащего (и каждого члена
его семьи): индивидуально-физиологических,
социально-личностных, профессионально-
в) организацию военно-социальной работы с ее ориентацией на конкретный воинский социум с учетом специфики окружающей социальной среды;
г) активно-деятельностный характер участия в социальной работе военнослужащих и членов их семей, их переориентацию с пассивно-потребительской на активно-преобразовательную социальную деятельность в воинских частях, гарнизонах и местах их компактного проживания.
Полный учет и удовлетворение всего комплекса потребностей человека возможно только с опорой на семью; поэтому ядро военно-социальной работы составляет работа с семьей. Однако семья не может быть только потребителем определенной совокупности социальных услуг, она должна быть и их сопроизводителем. Только активное участие членов семьи в разрешении своих проблем совместно с конкретным специалистом соответствующей службы социальной работы способствует активному развитию и человека, и воинского социума, и механизмов их взаимодействия.
Военная служба, как уже подчеркивалось выше, связана с особым риском, военнослужащий может не только получить травму, но и погибнуть. В таком случае члены его семьи получают право на пенсию по случаю потери кормильца. Общий принцип пенсионного обеспечения в РФ заключается в том, что все имеют право только на одну пенсию.
Военно-социальная
работа призвана удовлетворять социальные
потребности представителей таких
специфических групп населения,
к которым относятся
Периодическое удовлетворение
социальных потребностей лиц, находящихся
в состоянии социального
Следовательно, военно-социальная работа является наиболее широким понятием, обозначающим комплекс различных видов и сфер деятельности разнообразных субъектов по удовлетворению социальных потребностей ее клиентов, осуществляемых на концептуально-политическом, нормативно-юридическом и практическом уровнях.
На всех этих уровнях она предусматривает: теоретическую разработку и научное обоснование проблем, т.е. формирование теории военно-социальной работы; обеспечение функционирования образовательных учреждений военно-социальной работы (подготовка военных социальных работников как специалистов конкретной профессиональной деятельности), т.е. разработку военно-социальной работы как научно-образовательного комплекса, реализацию целей и задач практической социальной работы с военнослужащими и членами их семей, т.е. военно-социальной работы как практики.
Герасимов А.В., Лоза Г.Г. Социальная защищенность военнослужащего. М., Норма, 2001.
По своему характеру военно-социальная работа является активно-преобразовательной деятельностью.
Социальная военная
среда - это окружающие военнослужащего
условия его жизнедеятельности.
Социальная военная микросреда представляет
собой непосредственное социальное
окружение конкретного
Воинский социум - социальное пространство жизнедеятельности военнослужащих, членов их семей, гражданского населения военных гарнизонов, городков и воинских частей; их устойчивая социальная общность, объединенная местом и условиями жизнедеятельности, обусловленных спецификой воинского труда и быта.
Клиентами военно-социальной работы являются, как правило, представители трех специфических групп населения:
1. Военнослужащие
(офицеры, прапорщики и
2. Семьи военнослужащих
и граждан, уволенных с
Эта часть клиентов
является приоритетной для военно-социальной
работы в связи с тем, что именно
семья является одной из ячеек
гражданского общества. Именно в семье
формируется соответствующая
Основными характеристиками работы с членами семей военнослужащих являются следующие. Она проводится по месту жительства военнослужащих: в военных городках гарнизонов, воинских частей, полигонов, баз (к сожалению, она практически не ведется в местах компактного проживания семей военнослужащих в крупных населенных пунктах). Ее организация фактически не определена какими-либо руководящими документами и не входит в функциональные обязанности тех или иных должностных лиц (за исключением инструктора по работе с семьями военнослужащих). Также не развита социальная работа с членами семей граждан, уволенных с военной службы, хотя они относятся к этой части клиентов.
3. Бывшие военнослужащие;
совокупность видов
Исследования показали, что в настоящее время зародилась и усиливается тенденция расширения числа и состава клиентов военно-социальной работы. К ним все чаще причисляются сотрудники органов Внутренних дел, военнослужащие пограничных и внутренних войск, других войск и специальных служб Российской Федерации (а, следовательно, и члены их семей; граждане, уволенные в запас и отставку из этих ведомств). Кроме того, клиентом военно-социальной работы может являться и гражданский персонал воинских частей и соединений, штабов и управлений, полигонов и баз. Однако такими клиентами могут быть не только отдельные люди, но и различные социальные группы; например, объединения семей; ассоциации; фонды и пр. При этом следует иметь в виду специфику их групповых социальных потребностей.
Целью военно-социальной работы является гармонизация взаимодействия человека и социальной военной среды, конкретного воинского социума. Принципиально важным является акцентирование внимания специалистов военно-социальной работы на том факте, что не только сам человек как таковой, не только сама по себе социальная военная среда или конкретный воинский социум являются объектом и предметом этого вида социальной деятельности (на их изучение направлены усилия и других социальных наук). Именно взаимосвязь человека и социальной военной среды обусловливает три основных задачи военно-социальной работы, а, следовательно, и потребности в соответствующих специалистах.
2. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В УСЛОВИЯХ ВОЕННОЙ РЕФОРМЫ.
Министерством обороны Российской Федерации прилагаются большие усилия по созданию достойных условий для жизни и деятельности всех категорий военнослужащих и членов их семей, чтобы военная служба стала привлекательной и почетной. Одним из основных направлений этой деятельности является законодательное закрепление социальных льгот и гарантий и их последующее расширение с целью улучшения социальной защищенности военнослужащих и членов их семей.
Основополагающим нормативным актом в этой сфере является Закон Российской Федерации «О статусе военнослужащих», который устанавливает следующие правовые основы их социальной защиты:
- правовые основы
защиты свободы, чести и
- право на труд;
- право на
регламентированное служебное
- право на денежное довольствие, дополнительные денежные выплаты;
- право на
продовольственное и вещевое
обеспечение, торгово-бытовое
- право на жилище;
- право на охрану жизни, здоровья, медицинскую помощь;
- право на собственность, льготы по налогам;
- страховые гарантии
- право на образование и права в области культуры;
- права при увольнении с военной службы и право на трудоустройство;
- основы социальной защиты членов семей военнослужащих;
- право военнослужащего на обжалование неправомерных действий.
Защита чести, свободы и достоинства военнослужащих (ст.5) определяется тем, что ее гарантирует государство. Никто не вправе вмешиваться в служебную деятельность военнослужащих, кроме лиц, уполномоченных на то законодательством. Оскорбление военнослужащих, насилие и угроза применения насилия, посягательство на их жизнь, здоровье, честь и достоинство, жилище, имущество, а равно другие действия, нарушающие и ущемляющие их права в связи с исполнением обязанностей военной службы, признаются отягчающими вину обстоятельствами при определении ответственности и назначении наказания .
1. Пенсии за выслугу лет.
Основным законом, регулирующим право военнослужащих на пенсионное обеспечение, является Закон РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12 февраля 1993 г. № 4468-1.
Пенсионное обеспечение по Закону «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу...» осуществляется в зависимости от последнего места службы Министерством обороны, Министерством внутренних дел и Федеральной службой безопасности РФ (ст. 11).
Информация о работе Технологии военнослужащих в условиях военной реформы