Технология социальной работы с неполной семьей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 10:35, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: проанализировать технологию социальной работы с неполной семьёй.
Задачи работы:
1. Изучить понятие неполной семьи и источники формирования неполной семьи.
2. Рассмотреть проблемы неполных семей.
3. Проанализировать понятие технологий социальной работы.
4. Изучить направления социальной работы с неполной семьей.

Содержание работы

Введение 3
1 Социально-психологическая характеристика 5
семей
1.1 Понятие неполной семьи. Источники формирования неполной 5
семьи
1.2 Проблемы неполных семей 8
1.3 Нормативно - правовые основы социальной работы
с неполными семьями 14
2 Технологии социальной работы с неполной
семьей 16
2.1 Понятие технологий социальной работы 16
2.2 Основные направления социальной работы с неполными
семьями 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 25

Файлы: 1 файл

курсовая . новая.doc

— 193.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Социально гуманитарный факультет

Кафедра Социальные технологии

Специальность: Социальная работа

 

 

Работа допущена к защите

_______________________

«_____» __________201    г.

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

тема       Технология социальной работы с неполной семьей

по дисциплине Технологии  социальной работы

 

      Разработал               ____________                                  
                                                                    подпись, дата                                                                          инициалы, фамилия

                                                                       группа 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

Введение           3

1       Социально-психологическая характеристика        5

семей

1.1    Понятие  неполной семьи. Источники формирования неполной 5

семьи

1.2    Проблемы неполных семей         8

1.3    Нормативно - правовые основы социальной  работы 

с неполными  семьями                14

2       Технологии социальной работы с неполной

  семьей           16

2.1     Понятие технологий социальной работы     16

2.2     Основные направления социальной  работы с неполными 

семьями           19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                               23

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК                                                           25

 

 

 

   ВВЕДЕНИЕ 

Актуальность  исследования.  

Трансформация социальных отношений в современном  обществе порождает новые формы  семейных отношений. Возрастает число  внебрачных рождений в общей доле рождений, увеличивается количество разводов, не компенсируемых последующими вступлениями в брак, в силу высоких показателей смертности среди мужчин активного детородного, трудоспособного возраста. Наблюдается приоритет гражданских (нерегистрируемых) браков перед официальными, что приводит к формированию новых семейных структур.

   Подобные тенденции появились еще в 70-х годах XX века, когда нуклеарная семья вступила в полосу кризиса. Следствием ослабления внутрисемейных отношений, распространения внебрачных связей, спада рождаемости, увеличения разводов стал рост неполных семей.

   Неполные  семьи - это категории семей,  где одинокий родитель проживает  с ребенком (детьми) несовершеннолетнего  возраста и несет за него (них)  основную ответственность. 

   В России  сейчас более 72 миллионов семей. Среди семей более 11% неполных. В неполных семьях ежегодно остаются более полумиллиона детей (20; 64).

   Произошедшие  изменения ослабили традиционные  функции семьи, регулятивный характер  половой морали в распределении  обязанностей в семье, повлияли на социальный статус женщины, сделали ее более ответственной и самостоятельной. Женщины вынуждены не только четко выполнять домашние обязанности и воспитывать детей, но и больше участвовать наравне с мужчиной в производственных делах, заниматься бизнесом и предпринимательством.

   Материнство  в неполной семье сопряжено  с рядом жизненных затруднений,  преодоление которых во многом  зависит от социальных условий,  личностных и духовно-нравственных  качеств одиноких матерей. 

 Особую категорию одиноких матерей представляют юные женщины, которые, как правило, являются социально и личностно незрелыми, не имеют образования и профессии, представлений о социальном предназначении материнства, умений и навыков воспитания ребенка. Это самым существенным образом отражается на поведении женщин и их отношении к детям.

   Все более  наглядным становится противоречие  между возрастающими социальными  и личностными проблемами одиноких  матерей и содержанием деятельности  социальных служб, призванных  оказывать им помощь и осуществлять социальную защиту.

   Степень разработанности.

    Социально-педагогическими  проблемами неполных семей, причинам их формирования посвящены работы Агеевой О.В., Бахуташвили Т.В., М. Босанац, Дементьевой И.Ф., Т.А. Гурко, Калабихиной И.Е., М. Киблицкой, Л. Г. Луняковой, Медяной Н.В. Психологическим проблемам посвящены работы  Суворовой О.В., Тамоновой Д.М., Лидерс А.Г. и Макаренко. Агеева О.В. изучала влияние неполной семьи на развитие личности ребенка. Бахуташвили Т.В. рассматривала формирование педагогической культуры родителя в неполной семье в условиях деятельности социального учреждения. Медяная Н.В. занималась изучением особенностей работы социального педагога по социальной адаптации детей из неполных семей. А.С. Макаренко придавал особое значение структуре семьи. Он вел понятие «полная» и «неполная семья», понимая под этим семью которая не имеет отца или матери. Он считал, от того, какая семья по структуре, зависит и воспитание, и успешная социализация ребенка. Тенсин М.О. изучал состояние здоровья несовершеннолетних из неполных семей. Рубан М.Л. рассматривала неполную семью как субъект конструктивного взаимодействия с социальным педагогом школы. Суворова О.В. и Тамонова Д.М. изучали особенности я-концепции младших школьников из неполных семей. 

   Объект исследования - неполная семья.

   Предмет исследования - технология социальной работы с неполной семьёй.

   Цель данной работы: проанализировать технологию социальной работы с неполной семьёй.

   Задачи работы:

1. Изучить понятие неполной семьи и источники формирования неполной семьи.

2. Рассмотреть  проблемы неполных семей. 

3. Проанализировать  понятие технологий социальной  работы.

4. Изучить направления  социальной работы с неполной  семьей.

 

1. Социально-психологическая характеристика семей

1.1  П о  н я т и е  н е п  о л н ой  с е м ь и. 

 И с т  о ч н и к и   ф о  р м и ро в а н и я   н е п о л н о й   с е м ь и

Семья во все  времена находилась в центре внимания общественности. Особое внимание заслуживает положение в нашем обществе неполных семей. Неполная семья - это один из основных социально- демографических типов современной семьи. Неполная семья -  это малая группа с частичными неполными связями, где нет традиционной системы отношений «мать- отец- ребенок». 1 (13)

Рост неполных семей непосредственно связан со сферой брачно-семейных отношений:

- изменение  моральных норм в области взаимоотношений  полов; 

- распространение  добрачных связей,

- изменение  традиционных ролей (семейных) мужчины  и женщины; 

- утрата семей своей производственной функции;

- неподготовленность  молодежи к браку; 

- завышенные  требования по отношению к  брачному партнеру; - алкоголизм  и наркомания.2 (15)

 Выделяют несколько источников формирования неполных семей.

Наиболее массовый из них связан с распадом семьи вследствие развода супругов.

Накопленная исследователями  социологическая информация свидетельствует  о том, что наиболее распространенными причинами разводов являются алкоголизм, несхожесть характеров, измена или создание другой семьи. Обращает на себя внимание тот факт, что в подавляющем большинстве случаев инициатором развода выступает женщина. Что касается ранних браков, то они оказываются менее жизнестойкими, чем обычные. Этот процесс, несомненно, стимулируется социальной и гражданской незрелостью супругов, их безответственным, легкомысленным отношением к семье, а также увеличением числа вынужденных браков, вследствие беременности и рождения ребенка. Формированию неполных семей в значительной мере также способствует наблюдаемый в последнее десятилетие непропорциональный рост смертности мужчин в трудоспособном возрасте от неестественных причин (отравление, производственных травмы, военные действия и т. д.).

В связи с  изменением моральных норм в области  взаимоотношений полов, распространением добрачных связей, неподготовленности молодежи к браку, завышении требований к брачному партнеру увеличивается число детей, рожденных вне брака.

По данным социологических  исследований, число неполных семей, т. е. семей, состоящих из одного родителя с ребенком (детьми), может составлять от 13% (по статистическим данным) до 40-45% (фактически существующих.) от общей численности семей.

Следует отметить, что изменение указанных выше показателей (высокая разводимость, рост внебрачной рождаемости и нерегистрируемых брачных союзов) свидетельствует не только об изменениях функции брака и брачной морали в современном обществе. За ними стоят также и существенные изменения в социально-демографической сфере жизнедеятельности человека.

Таковы внешние  статистические показатели. Из них видно, что за последнее время в обществе произошли значительные изменения в представлении о семье, что сильно повлияло на такие показатели как увеличение количества разводов, неполных семей и снижением рождаемости.

 

    1.2  П р о б л е м ы   н е п о л н ы х с е м е й

    Неполная  семья – распространенное явление  в нашем мире. И хотя идеальных  семей почти не бывает, каждый  хотел бы расти, окруженный  любовью и отца, и матери. В  человеческом обществе семья  представляет собой комплексное социальное образование, в котором сплелись воедино многообразные формы общественных отношений и которому присущи многочисленные функции. Семья выполняет следующие функции:

- воспитательная  функция; 

- экономическая  - заключается в желании членов  семьи удовлетворить свои материальные потребности;

- эмоциональная   функция- удовлетворение базовых   психологических потребностей (потребность  в признании, уважении, симпатии, эмоциональной поддержке);

- функция   духовного общения - совместное  проведение досуга, взаимное духовное обогащение (данная функция играет значительную роль духовном развитии человека);

- функция   первичного социального контроля - обеспечение выполнения социальных норм членами семьи и др. (18).

Понятно, что  в монородительской (семья с одним родителем) семье перечисленные функции не могут реализовываться в полном объеме.

Существует  ряд проблем, касающихся неполных семей, которым относятся социально-экономические, педагогические, медицинские и психологические (6).

  Среди проблем  неполных семей в большинстве случаев особенно остро стоит проблема экономического характера (материальные трудности, испытываемые семьей). Совокупный бюджет семьи складывается из индивидуального трудового дохода, пособий, пенсий, компенсаторных выплат и льгот, определяемых государством, алиментов на детей после развода, подарков в деньгах или вещами, продуктов от родственников и друзей.

     Чаще  всего, главой такой семьи является  женщина. И стоит обратить внимание  на политику занятости в стране  в настоящее время. Сегодня идет вытеснение женщин с рабочих мест на биржу труда или в сферу низкооплачиваемых бюджетных учреждений. Необходимость содержания и воспитания ребенка/детей чаще побуждают женщин быть активнее и предприимчивее в поисках более оплачиваемой работы или дополнительного заработка.

     На  Западе неполные семьи, образовавшиеся  после развода, вообще далеко  не всегда являются материнскими. В США около 10% детей передают  после развода на воспитание  именно отцу. В Англии отцы  составляют 12% от всех одиноких родителей (13).    

 В России  же традиция «одиноких отцов»  сегодня фактически только зарождается.  В СССР такие случаи были  крайне редки. Консервативно настроенные  судьи, даже вопреки букве закона, требующего руководствоваться, прежде  всего, интересами ребенка, практически всегда отдавали детей на попечение матери. Если же ребенок и передавался на воспитание отцу, то только лишь «в виде исключения» - например, когда мать страдала алкоголизмом или психическим заболеванием.

     Сегодня  эта традиция постепенно начинает уступать свои позиции. Возник существенный фактор, способствующий этим изменениям - экономический. В России постепенно формируется средний класс: по подсчетам социологов, к нему сегодня можно отнести около 20% населения. И при разводах в этих обеспеченных семьях основные «добытчики» - мужчины все чаще начинают заявлять свои права на воспитание детей. Некоторое время назад была даже создана Всероссийская ассоциация «Союз защиты детства и отцовства», представители которой приводят в пример положительный опыт «одиноких отцов» в западных странах и настаивают на том, чтобы при передаче ребенка на воспитание одному из разведенных родителей предпочтение отдавалось именно отцу (20).

     Некоторые  исследователи отмечают, что более  предпочтительным является все же вариант, когда ребенка воспитывает родитель того же пола. Установлено, что более склонны к разводу, бывают впоследствии те лица, которые воспитывались одним родителем противоположного пола (мальчик – матерью, девочка – отцом). В то же время в ситуации повторного брака роль приемной матери считается намного более сложной, нежели роль приемного отца (22).

Информация о работе Технология социальной работы с неполной семьей