Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 10:35, курсовая работа
Цель данной работы: проанализировать технологию социальной работы с неполной семьёй.
Задачи работы:
1. Изучить понятие неполной семьи и источники формирования неполной семьи.
2. Рассмотреть проблемы неполных семей.
3. Проанализировать понятие технологий социальной работы.
4. Изучить направления социальной работы с неполной семьей.
Введение 3
1 Социально-психологическая характеристика 5
семей
1.1 Понятие неполной семьи. Источники формирования неполной 5
семьи
1.2 Проблемы неполных семей 8
1.3 Нормативно - правовые основы социальной работы
с неполными семьями 14
2 Технологии социальной работы с неполной
семьей 16
2.1 Понятие технологий социальной работы 16
2.2 Основные направления социальной работы с неполными
семьями 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 25
Особенность правового статуса неполных семей, образовавшихся в результате развода супругов, заключается в том, что несовершеннолетний ребенок из такой семьи обладает правом получать на свое содержание и воспитание алименты. Ребенок, чьи родители до своего расставания фактически проживали семьей без официального оформления своих отношений путем государственной регистрации брака (так называемый внебрачный союз), также имеет право на алименты в том случае, если отцовство его родителя является официально установленным – через добровольное признание отцовства путем указания в свидетельстве о рождении ребенка и в паспорте, или – через суд.
2. Технологии социальной работы с неполной семьей
2.1. П о н я т и е т е х н о л о г и и с о ц и а л ь н о й р а б о т ы
Технология (от греч. tесhпе —
искусство, мастерство, умение + lоgоs —
учение) — система знаний о способах
и средствах обработки и
Социальные технологии в широком смысле слова – это особая область научного знания, которая ставит и обосновывает вопрос о том, каким образом и в какой последовательности возможны специфические операции с результатами познавательной деятельности.
В узком смысле слова понятие «социальные технологии» имеет два значения.
Во-первых, социальные технологии – это, прежде всего, процесс целенаправленного воздействия на социальный объект, обусловленный необходимостью и потребностью получения заданного результата. В этом плане технологичность воздействия наполнена такими понятиями, как этапность, процедурность, операциональность.
Во-вторых, социальные технологии – это теория, исследующая процессы целенаправленного воздействия на социальные объекты, разрабатывающая и обосновывающая эффективные способы и приемы такого воздействия.
Характер воздействия, его технологичность определяются той системой операций целенаправленного воздействия, которая основывается на социальном и социологическом знании объекта – это первый уровень технологического воздействия.
Второй уровень
В соответствии с вышесказанным есть смысл различать базовые и частные социальные технологии.
Базовые – технологии стратегического (долгосрочного) проектирования социального объекта. Смысл базовых технологий состоит в: 1) гармонизации индивидуального, личностного и общественного; 2) выдвижении таких целей социальных технологий, которые гуманистичны по своей природе; 3) развитии творческих способностей и активности социального субъекта.
Частные – разновидность форм тактико-оперативного (краткосрочного) воздействия на социальный объект. Это социальное конструирование, практически-предметное урегулирование отношений и операций, оптимизация социального взаимодействия на разных уровнях.
Таким образом, социальные технологии олицетворяют собой разные ипостаси социальной самоорганизации.
Сегодня можно сформулировать две основные точки зрения на сущность социальных технологий.
Первая точка
зрения (Дж. Томас) состоит в том,
что социальные технологии имеют
смысл, только если вводят социальные
инновации в различные направле
Необходимость применения социальных технологий обусловлена тем, что практическому действию всегда предшествует какая-либо модель, макет, проект этого действия, т.е. возможный вариант его реализации. Социальная технология рационализирует последовательность возможных практических действий, упорядочивает их. Суть социальной технологии – не в том, что делать, а в том, в какой последовательности. Наконец, согласно данной точке зрения, суть социальных технологий состоит также в том, что необходимо проектировать и прогнозировать не только сами практические действия, но и их возможные последствия. Таким образом, согласно данной точке зрения социальные технологии необходимы как инструмент для внедрения социальных инноваций в различные направления социальной практики.
Вторая точка зрения (Н.С. Данакин) состоит в том, что существование социальных технологий связано с самой социальной действительностью (реальностью). Дело в том, что социальные технологии обусловливают протекание социальных процессов, ведь если рассматривать социальные технологии как последовательность операций, то они и есть социальный процесс. Однако отождествление этих понятий было бы неправильным. Суть социальной технологии, согласно данной точке зрения в том, чтобы, учитывая все объективные и субъективные условия, спроектировать оптимальное развитие социального процесса. Для этого процесс анализируется с точки зрения его вида, типа, характерных особенностей, внутреннего механизма, сопутствующих условий, интенсивности, направленности. Таким образом, посредством социальных технологий формируется исчерпывающий «реестр» социальных процессов.
2.3 Технологии
социально-психологической
В неполных семьях, как правило, возникают проблемы в социализации, в неправильном общении в семье, в неправильном воспитании детей, в общении с родителем из-за того, что нет удовлетворения потребностей. Выделяют следующие потребности ребенка, необходимые для его нормального развития:
– потребность в теплых, близких, стабильных отношениях;
– потребность в физической защите, в адекватных и устойчивых жизненных условиях;
– потребность в знаниях, опыте соответственно возрасту и уровню развития ребенка;
– потребность в адекватных ограничениях, структурированности повседневной жизни, а также обязанностях согласно возможностям ребенка;
– потребность в признании индивидуальности, наличия частных интересов;
– потребность проживания в стабильном обществе, в получении поддержки со стороны последнего.
Но не всегда в неполной семье могут удовлетворяться данные потребности. Поэтому целью данного вида поддержки (социально-психологической) "является оказание помощи ребенку в процессе его социализации и создание условий для его самореализации в обществе" [26]
а также помочь неполной семье в воспитании, в решении различных проблем появляющихся в семье.
Мы
можем выделить технологии
– информирование;
– реабилитация;
– консультирование;
– патронаж;
– анимационные услуги (экскурсии, встречи с деятелями литературы и искусства, посещение театров, выставок и другие культурные мероприятия);
– координация;
– помощь в предоставлении способов для получения средств для существования;
– помощь в получении знаний ребенком и много других.
Рассмотрим подробнее.
Для
достижения поставленной цели
специалисту, осуществляемому
- осуществлять деятельность по изучению личности ребенка и окружающих его людей, проанализировать влияние социальной среды на формирование личности ребенка;
-
прогнозировать развитие
- организовывать взаимодействие всех членов неполной семьи на основе диалога;
-
помочь исправить ошибки
-
помочь матери и ребенку из
неполной семьи найти и
-
информировать о возможных
- оказать помощь в сфере эмоционально-психологического здоровья;
-
формировать нравственно-
Таким
образом, специалист, работающий
с неполными семьями,
Объектом
воздействия в неполной семье
может быть ребенок, взрослые
члены семьи и сама неполная
семья, в целом, как коллектив.
Образовательная
составляющая включает в себя
два направления деятельности
социального педагога: помощь в
обучении и воспитании. Помощь
в обучении направлена на
Психологическая
составляющая социально-
Посреднический
компонент социально-
В
процессе реализации
Например, такие неблагоприятные периоды сопряжены с возрастными кризисами ребенка, когда в неполной семье усиливаются психолого-педагогические проблемы. В этом случае матери (отцу) необходимы знания возрастной психологии. Поскольку кризисная ситуация требует быстрого реагирования, ее оценка не предполагает детальной диагностики, а фокусирует свое внимание на масштабах дезадаптации и имеющихся средствах ее преодоления. При этом используются как внутренние ресурсы неполной семьи, так и внешние формы помощи.
Информация о работе Технология социальной работы с неполной семьей