Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 10:35, курсовая работа
Цель данной работы: проанализировать технологию социальной работы с неполной семьёй.
Задачи работы:
1. Изучить понятие неполной семьи и источники формирования неполной семьи.
2. Рассмотреть проблемы неполных семей.
3. Проанализировать понятие технологий социальной работы.
4. Изучить направления социальной работы с неполной семьей.
Введение 3
1 Социально-психологическая характеристика 5
семей
1.1 Понятие неполной семьи. Источники формирования неполной 5
семьи
1.2 Проблемы неполных семей 8
1.3 Нормативно - правовые основы социальной работы
с неполными семьями 14
2 Технологии социальной работы с неполной
семьей 16
2.1 Понятие технологий социальной работы 16
2.2 Основные направления социальной работы с неполными
семьями 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 25
Среднесрочная социальная и психологическая работа, ориентированная на стабилизацию семейных отношений, на социальное развитие неполной семьи и ее членов, включает в себя нормализацию и гармонизацию отношений между членами семьи, взаимоотношений всех членов семьи с окружающими. По мере достижения конкретных результатов, эта работа может вылиться в программу более долгосрочного характера, направленную на постепенное повышение психологической устойчивости матери и ребенка, формированию у них навыков здорового образа жизни, выработке активной социальной позиции, навыков самодостаточности и т.д. Мероприятия, проводимые центрами и отделениями социальной помощи семье и детям в этих случаях, включают в себя, как правило, и «детские», и «взрослые», и совместные мероприятия, акции, групповые занятия.
Важно отметить, что социальная работа с неполными семьями имеет ярко выраженный межведомственный характер. Социальному работнику, осуществляющему поддержку конкретной неполной семьи, часто приходится взаимодействовать с социальными службами различной ведомственной подчиненности (школа, служба занятости, детская комната милиции и пр.), а также с общественными и религиозными организациями, и с самыми разными людьми – учителями, соседями и др. При этом схема действий социального работника не должна ограничиваться только организацией разовой материальной помощи, но и дополняться решением педагогических, психологических и иных проблем семьи.
Одним из значимых направлений поддержки неполных семей в рамках среднесрочной и долгосрочной работы является оказание им психологической помощи и поддержки. Дети и подростки, растущие в неполных семьях, особенно в неблагополучных, в большинстве случаев остро нуждаются в проведении с ними постоянной психологической работы. Как правило, острую потребность в психологической поддержке испытывают и их одинокие родители или опекуны.
Следует отметить, что оказание индивидуальной психологической помощи неполным семьям проводится в рамках среднесрочной и долгосрочной социальной работы, через социальный патронаж и по отдельным индивидуальным запросам. В каждом центре и отделении социальной помощи семье и детям работают психологи. Они берут на себя основную ответственность за психологическое состояние своих подопечных, в числе которых дети и родители и из семей после развода, и семей одиноких родителей, никогда не состоявших в браке, и из многодетных неполных семей, и из опекунских. Число проживающих в неполной семье лиц, обращаются за психологической поддержкой из года в год растет, что говорит о большой значимости такого вида социальной работы.
Сегодня для российских социальных служб это направление является одним из приоритетных. Утилитарные задачи проведения профилактической работы с подростками, особенно с девушками, – просветить их в вопросах планирования семьи, методах предотвращения нежелательной беременности; в целом помочь им стать сексуально образованными и воспитать у них половую культуру, и, тем самым, предотвратить их риск оказаться в юношеском возрасте брошенными «мадоннами». Одновременно с предоставлением подросткам чисто утилитарных знаний о том, как лучше предохраняться от беременности, необходимо также воспитывать в них уважение к духовным началам отношений полов, пропагандировать такие понятия, как «гордость», «девичья честь», «мужское поведение» и т.п.
В целом весь
арсенал видов, форм, методов и технологий, используемых
центрами и отделениями социальной помощи
семье и детям при проведении конкретной
практической социальной работы с неполными
семьями, достаточно разнообразен. Как
правило, их использование зависит от
местной специфики, реалий и наиболее
актуальных потребностей жителей конкретных
населенных пунктов.
Заключение
Семья как социальная группа, в которой совершаются определенные процессы и которая осуществляет определенные функции, исторически развивается. Неполные семьи – это та форма семейного жизнеустройства, которая на нынешнем отрезке человеческой истории стала достаточно распространенной. И это исторический факт.
На основании вышесказанного можно сделать вывод:
Социальные проблемы неполных семей:
- социально-экономические (материальные трудности, испытываемые семьей);
- социально-психологические
(влияние на социализацию
- социально-правовая
(недостаточная социальная
- социально-
медицинская (низкая
- социально-педагогическая
(отсутствие полноценного
Государственная социальная политика в отношении неполных семей включает:
- предоставление гарантии защищенности, т.к. семьи входящие в эту категорию в силу не зависящих от них причин не могут самостоятельно выйти на общественно приемлемый уровень достатка и социального благополучия;
- создание государством
необходимых условий для
- формирование
полноценной системы
Неполным семьям необходима социальная помощь, которая носит нематериальный характер, а предполагает индивидуальную поддержку в решении социально-психологических, педагогических, правовых, медико- социальных и других проблем, осуществляемых через сеть специализированных социальных служб. В условиях социально-экономического кризиса в России семейная политика имеет особое значение и должна быть направлена на создание благоприятного пространства для функционирования семьи.
Основными направлениями организации социальной поддержки неполных семей является:
- экономические
(выплаты пособий,
-психолого-педагогические
(профилактика и коррекция
- правовое направление (усиление правовой поддержки, правовое просвещение неполных семей);
- медицинское
направление (доступность
Основными технологиями социальной поддержки неполным семьям является:
- оказание экстренных неотложных мер, направленных на выживание семьи;
- меры различного характера направленные на социальное развитие неполных семей и ее членов.
Таким образом исследования достигнуты, определены основные направления организации социальной поддержки неполных семей, а также обозначены технологии социальной работы с неполными семьями.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Антонов А.И.,
Медков В.М. Социология семьи.
– М.: Изд-во МГУ: Изд-во
2. Дементьева
И.Ф. Негативные факторы
3. Зимняя И.А Семья как объект социальной работы. - Сер. "Социальная работа". Выпуск №7. - 2003. С. 71-81.
4. Методика и технологии работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Б.Н.Алмазов, М.А.Беляева, Н.Н.Бессонова и др.; Под ред. М.А.Галагузовой, Л.В.Мардахаева. – М.: «Академия», 2002.
5. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. - М.: СК "Сфера", 2001.
6. Психология социальной работы / О.Н.Александрова, О.Н.Боголюбова, Н.Л.Васильева и др.; Под общ. ред. М.А.Гулиной. – СПб.: Питер, 2002.
7. Рубан М.
Л. Неполная семья как субъект
конструктивного
8. Семья как объект и субъект социальной работы. Методическое пособие к курсу «Семьеведение». Ч.1 / Сост. Т.Н. Мартынова. Кемерово: Изд-во Кузбассвузиздат. 2000.
9. Технологии социальной работы [
10. Торохтий
В.С. Психология социальной
11. Тюгашев Е.А. Семьеведение. М., 2003.
12. Холостова, Е. И. Социальная работа [Текст] : учеб. пособие для вузов / Е. И. Холостова. - М. : Дашков и К, 2004. - 692 с.
13. Шапиро Б.Ю. Содержание социальной работы с семьей: проблемы и перспективы //
1 Семья как объект и субъект социальной работы. Методическое пособие к курсу «Семьеведение». Ч.1 / Сост. Т.Н. Мартынова. Кемерово: Изд-во Кузбассвузиздат. 2000.
2 Тюгашев Е.А. Семьеведение. М., 2003.
Информация о работе Технология социальной работы с неполной семьей