Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 10:35, курсовая работа
Цель данной работы: проанализировать технологию социальной работы с неполной семьёй.
Задачи работы:
1. Изучить понятие неполной семьи и источники формирования неполной семьи.
2. Рассмотреть проблемы неполных семей.
3. Проанализировать понятие технологий социальной работы.
4. Изучить направления социальной работы с неполной семьей.
Введение 3
1 Социально-психологическая характеристика 5
семей
1.1 Понятие неполной семьи. Источники формирования неполной 5
семьи
1.2 Проблемы неполных семей 8
1.3 Нормативно - правовые основы социальной работы
с неполными семьями 14
2 Технологии социальной работы с неполной
семьей 16
2.1 Понятие технологий социальной работы 16
2.2 Основные направления социальной работы с неполными
семьями 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 25
При кризисинтервентной модели работы используется непосредственная эмоциональная поддержка семьи, для того, чтобы смягчить воздействие стрессового события и мобилизовать усилия семьи на преодоление кризиса; образовательная помощь, заключающаяся в предоставлении информации по этапам выхода из кризиса и перспектив неполной семьи, подкрепляется документальными фактами. Эффект психологической поддержки достигается в индивидуальных беседах. Кроме того, неполная семья может быть вовлечена в программу семейной терапии и обучающих тренингов, целью которых является улучшение общения между членами неполной семьи и решение скрытых проблем которые обнаруживаются в кризисной ситуации.
Проблемно-ориентированная
модель направлена на решение
конкретных практических задач,
Уменьшить их остроту,
самостоятельно. Ведущим методом
проблемно-ориентированной
В
условиях низкой мотивации
Проведение
патронажа требует соблюдение
ряда этических принципов:
Наряду
с патронажем следует выделить
консультационные беседы как
одну из форм работы с
отношение к ребенку.
Также могут применяться
формах работы [19].
Неполная
семья имеет свои особенности
и социально-психологическая
Заключение
Важнейшим
институтом социализации
Семейная жизнь сложилась с давних пор так, что родительские обязанности делятся между отцом и матерью, и притом делятся неравномерно, но огромные проблемы в воспитании ребенка возникают с увеличением числа неполных семей и ныне не являются редкостью одинокая мать, разведенные родители.
А.С. Макаренко придавал особое значение структуре семьи. Он ввел понятие «полная» и «неполная семья», понимая под этим семью, которая не имеет отца или матери. От того, какая по структуре семья, зависит и воспитание, и успешная социализация ребенка. Дети из неполных семей, как правило, более ранимы, имеют ряд комплексов, мама обеспокоена своим социальным положением разведенной женщины. Мать не имеет психологической поддержки, ей не с кем разделить ответственность за своего ребенка. Она все проблемы взваливает на свои плечи. В результате - депривация ребенка и матери.
Неполная
семья образуется вследствие
расторжения брака,
Проблема
формирования положительного
Семья сама по себе, как таковая не может справиться с решением данных проблем. В своей деятельности в неполной семье социальный работник должен, прежде всего, создать такие условия, при которых бы наилучшим образом создался благоприятный психологический климат в семье, естественным образом поддерживался, продолжал бы развиваться в положительном направлении.
По
нашему мнению, основными условиями
улучшения положения неполной
семьи являются: сходство семейных
ценностей, функционально-
Результаты
проведенного исследования, изучения
и обобщения имеющегося опыта,
подтвердили наше
– уточнить режим работы учреждений, предоставляющих различные услуги населению, семье и детям, должен быть удобен для населения, чтобы каждый мог обратиться за помощью, консультацией в вечернее время;
– необходимо улучшить информирование населения об учреждениях и видах предоставляемых услуг;
– исходя из влияния, оказываемого средствами массовой информации на формирование общественного мнения, важно, чтобы телевидение, радио, газеты больше иллюстрировали положительный опыт неполных семей, пропагандировали лучшие образцы семейной жизни в стране;
– создания в
каждом городе, районе единого телефона
информации для семьи и детей,
внимательного отношения к
– пропагандировать достойные семьи, тем самым способствовать раскрытию собственных ресурсов семей.
Только
лишь при выполнения условий
формирования социально-
2.2 О с н о в н ы е н а п р а в л е н
и я с о ц и а л ь н о й р а б о т ы
с н е п о л н ы м и с е м ь
я м и
В России неполные семьи являются традиционным объектом социальной работы. С начала – середины 1990-х годов, т.е. с самого начала зарождения и становления сети российских территориальных социальных служб нового типа, неполные семьи стали считаться одной из основных категорий семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и потому особо нуждающихся в мерах социальной защиты и поддержки.
Сегодня в Российской Федерации таких семейных социальных служб насчитывается уже более 1200. Практически в каждом российском регионе существует развитая сеть территориальных служб (центров, отделений) социальной помощи семье и детям.
На сегодняшний день в этих центрах и отделениях социальной помощи семье и детям накоплен достаточно обширный опыт социальной работы с неполными семьями. Он включает в себя деятельность по оказанию различных видов и форм непосредственной социальной поддержки неполных семей, включая оказание материальной и бытовой поддержки, консультативной помощи (юридической, социально-педагогической, психологической и пр.), оказание социальной поддержки в рамках патронажа, привлечение детей и родителей из неполных семей в специально организуемые для них клубы общения, «службы знакомств» и т.д.
Суть этой широкой и многоплановой деятельности – оказание помощи одинокому родителю и его ребенку (детям) на личностном уровне в решении любых проблем их жизнедеятельности, начиная от получения положенного по закону пособия, содействия в трудоустройстве до оказания психологических, юридических, социально-бытовых и иных услуг. Как правило, потребность в этих услугах возникает в периоды кризисного состояния, при возникновении каких-либо затруднений (в семье, школе, на работе, с ближайшим окружением), при появлении различных психологических проблем и т.д.
В целом можно выделить четыре основных направления, сложившиеся на сегодняшний день в практике социальной работы с неполными семьями учреждений социальной защиты:
– оказание экстренных, неотложных мер, направленных на выживание семьи;
– среднесрочные меры различного характера, направленные на поддержание стабильности неполной семьи;
– долгосрочные меры различного характера, направленные на социальное развитие неполной семьи и ее членов;
– профилактические меры различного характера, направленные на предотвращение возникновения «случайных» неполных семей.
Экстренные меры включают в себя экстренную помощь, оказание разовой или регулярной материальной поддержки неполной семье, предоставление натуральной помощи (детская одежда, обувь, школьные принадлежности и т.п.).
Экстренные меры также необходимы в тех ситуациях, когда обнаруживается, что в неполной семье дети подвергаются жестокому обращению со стороны одинокого родителя, оставлены им без родительского попечения и т.п. Мерами экстренного реагирования в этих случаях должно быть немедленное удаление детей из неблагополучной семьи, предоставление им убежища через помещение их на временное пребывание в социальный приют, постановка перед органами опеки и попечительства вопроса о лишении такого одинокого родителя родительских прав, сбор необходимых для этого документов.
Информация о работе Технология социальной работы с неполной семьей