Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 14:00, курсовая работа
В настоящее время без знания основ делового общения невозможно добиться успеха. Проблема делового общения является очень актуальной темой, особенно во время мирового экономического кризиса. Ведь умение правильно и адекватно вести себя во время делового общения – одно из основных составляющих успеха делового человека, руководителя, министра и даже президента. Умение бесконфликтно и продуктивно провести этот процесс является одним из самых необходимым качеств для того, кто хочет достичь успеха.
ВВЕДЕНИЕ 3
СУЩНОСТЬ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ 5
Понятие и структура делового общения 5
Виды и формы делового общения 6
Анализ методов развития культуры делового общения 13
АНАЛИЗ МЕТОДОВ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ В ТУРИСТИЧЕСКОЙ КОМПАНИИ «РОЗОВЫЙ СЛОН» 16
Краткая характеристика организации 16
Анализ поведения персонала организации в различных ситуациях делового общения 17
Предложения по развитию культуры делового общения 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 24
Приложение 1 27
Приложение 2 28
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Филиал РГСУ в г. Таганроге
Кафедра экономики и менеджмента
К У Р С О В А Я Р А Б О Т А
по учебной дисциплине
«Социология и психология управления»
на тему:
«Теоретические основы и методы развития культуры делового общения в организации»
Выполнила студентка
4 курса, очного отделения,
Группа № 4УПП
(подпись) (ФИО)
Курсовая работа допущена к защите «____» ______________ 20___г.
Руководитель:
______________________________
(уч. степень, уч. звание, должность) (подпись) (ФИО)
Курсовая работа допущена к защите «____» ______________ 20___г.
Руководитель:
______________________________
(уч. степень, уч. звание, должность) (подпись) (ФИО)
Таганрог, 2012г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Многие виды человеческой деятельности, в какой бы форме они не протекали, реализуется коллективными условиями людей, опосредуются процессами их общения. Умение общаться, добиваться взаимопонимания в процессе выполнения профессиональных функций является важнейшим условием высокой эффективности труда в любой сфере производства и, особенно, в ситуациях делового взаимодействия[17, с. 35]. Большое значение здесь имеет выдержка и эмоциональная устойчивость, умение правильно вести себя в любой ситуации, логическое построение и аргументация своей точки зрения, владение культурой речи. Общение выступает в качестве одного из важнейших факторов человеческой деятельности. Поэтому владение культурой делового общения является частью профессионализма и компетентности сотрудника[1, с. 78].
В настоящее время без знания основ делового общения невозможно добиться успеха. Проблема делового общения является очень актуальной темой, особенно во время мирового экономического кризиса. Ведь умение правильно и адекватно вести себя во время делового общения – одно из основных составляющих успеха делового человека, руководителя, министра и даже президента. Умение бесконфликтно и продуктивно провести этот процесс является одним из самых необходимым качеств для того, кто хочет достичь успеха.
Степень разработанности
проблемы. Проблемам делового общения
посвящены многочисленные научные
труды отечественных и
Целью данной работы является изучение методов развития культуры делового общения.
Объектом исследования данной работы является деловое общение. В свою очередь предмет исследования - это совершенствование приемов делового общения в конкретной организации.
Курсовая работа включает введение, две главы, заключение, список используемой литературы.
В первой главе даются теоретические основы формирования культуры делового общения. Рассмотрено, какие бывают виды делового общения, его структура и различные формы делового общения. Проведен анализ возможных методов развития культуры делового общения.
Во второй главе
Общение – искусство и наука, где важны не только природные способности, но и образование. От уровня развития коммуникативных способностей во многом зависит эффективность труда и успеха в достижении намеченных целей. [5, с. 5]
По характеру и содержанию общение бывает деловое (формальное) и неформальное (светское, обыденное, бытовое).
Деловое общение – это взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата в ходе профессиональной деятельности. [6, c. 6]
Особенностью делового общения является то, что оно не служит самоцелью, а служит средством для достижения каких-либо других целей.
Деловое взаимодействие организуется на основе принятых правил и норм, которые устанавливаются законодательными актами, служебными инструкциями, этическими кодексами, а также определяются принципами делового этикета.
Деловое общение можно условно разделить на прямое (непосредственный контакт) и косвенное (когда между партнерами существует пространственно-временная дистанция). Прямое деловое общение обладает большей результативностью, силой эмоционального воздействия, чем косвенное.
К формам непосредственного (прямого) общения относятся: переговоры, беседы, деловая переписка, презентации и т. д. Формами опосредованного (косвенного) общения являются реклама, наглядная информация или, например, меню в ресторане, несущее основную информационную нагрузку. [6, c. 8].
Деловое общение предполагает наличие трех взаимосвязанных сторон:
а) коммуникативная сторона общения - обмен информацией;
б) интерактивная сторона - обмен действиями;
в) перцептивная сторона общения - обмен на уровне чувств.
Во время коммуникативного общения люди не просто обмениваются информацией, они стремятся при этом выработать общий смысл. А это возможно лишь в том случае, если информация не только принята, но и осмыслена.
Интерактивная сторона делового общения заключается в организации взаимодействия между людьми, т.е. в обмене не только знаниями и идеями, но и действиями. Описывая действие, мы часто используем термины действий. Например, "он нанес мне удар" или "он подстроился под меня". Также очень важно уметь соотносить действия и ситуацию. Ведь одна и та же ситуация может быть по-разному "прочтена" партнерами и соответственно их действия в одной и той же ситуации могут быть различными.
Перцептивная сторона делового общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой почве взаимопонимания. В процессе восприятия формируется представление о намерениях, мыслях, способностях, культуре.
Все три стороны общения
тесно переплетаются между
Эти три составляющие лежат в основе структуры делового общения. Такое разделение имеет не только теоретико-познавательное значение, но и практический смысл. Нельзя преувеличивать или недооценивать значимость какой-либо из этих сторон.
1.2 Виды и формы делового общения
Деловое общение можно классифицировать по различным признакам. Прежде всего, деловое общение подразделяется на вербальное и невербальное. Вербальное деловое общение использует в качестве средства человеческую речь. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации посредством речи менее всего теряется смысл сообщения.
Коммуникатор во
время коммуникативного
· открытая (открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения);
· отстраненная (держится, подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения);
· закрытая (умалчивает о своей точке зрения, скрывает ее). [5, с. 7]
Можно выделить 3 вида речевых актов, в зависимости от ожидаемой реакции адресата: вопросы, побуждения и сообщения.
Высказывание принадлежит к классу сообщения, если со стороны собеседника не предполагается никакой реакции. Они должны формулироваться ясно, кратко, быть правдивыми.
Побуждение - это вид речевого акта, когда говорящий ожидает реакцию на реплику.
Когда высказывание направлено на то, чтобы получить ответ, оно относится к классу вопросов. В зависимости от установки говорящего различают собственно вопросы, когда спрашивающий сам не знает правильного ответа, и так называемые "учительские" вопросы.
Вопросы позволяют деловому человеку направить процесс передачи информации в нужное русло, перехватить и удержать инициативу, активизировать слушателя.
Вербальное деловое общение в свою очередь делиться на устную и письменную речь. Устные виды делового общения разделяются на монологические и диалогические. К монологическим видам относятся:
· приветственная речь;
· торговая речь (реклама);
· информационная речь;
· доклад (на заседании, собрании).
Диалогические виды:
· деловой разговор - кратковременный контакт, преимущественно на одну тему;
· деловая беседа - продолжительный обмен сведениями, точками зрения, часто сопровождающийся принятием решений;
· переговоры - обсуждение с целью заключения соглашения по какому - либо вопросу;
· интервью - разговор с журналистом, предназначенный для печати, радио, телевидения;
· дискуссия;
· совещание (собрание);
· пресс-конференция;
· контактный деловой разговор - непосредственный, "живой" диалог;
· телефонный разговор (дистантный), исключающий невербальную коммуникацию. [5, с. 18]
Письменные виды делового общения - это всевозможные служебные документы: справка, запрос, деловое письмо, протокол, отчет, докладная и объяснительная записка, акт, заявление, договор, устав, положение, инструкция, решение, распоряжение, указание, приказ, доверенность и др.
Не менее важным средством передачи информации является невербальное общение. Установлено, что от 60 до 80% коммуникации человек получает за счёт невербальных средств общения.
Невербальное общение не так сильно структурировано, как вербальное, но можно укрупнено выделить четыре группы средств:
а) экстра- и паралингвистические – представляют собой различные околоречевые добавки, придающие общению определенную смысловую окраску: тип речи, интонирование, паузы, смех, покашливание и т.д;
б) кинестетические средства - это то, что человек "прочитывает" на расстоянии:
· жесты - это движение рук или кистей рук;
· мимика - это движение мышц лица;
· пантомимика - совокупность жестов, мимики и положения тела в пространстве (позы).
Такая знаковая система отображает эмоциональные реакции человека и придаёт общению определенные нюансы.
в) такестические прикосновения в процессе общения проявляются при помощи рукопожатия, похлопывания.
г) проксемика включает расположение людей в пространстве при общении – это расстояние до собеседника, персональное пространство и т. п.
Понимание невербального
языка позволяет точно
Помимо приведенной классификации деловое общение можно разделить по содержанию:
· материальное - обмен предметами и продуктами деятельности;
· когнитивное - обмен знаниями;
· мотивационное - обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями;
· деятельностное - обмен действиями, операциями, умениями, навыками.
Деловое общение разнообразно не только по видам, но и по формам. Форма делового общения характеризует способ реализации коммуникативного процесса делового общения.
Наиболее распространенная и общепринятая форма делового общения в современной деловой практике - деловая беседа. Деловая беседа- это передача или обмен информацией и мнениями по определенным вопросам или проблемам[2, с. 34]. Она является наиболее благоприятной, зачастую единственной возможностью убедить собеседника в обоснованности позиции с тем, чтобы он согласился и поддержал её.
Общепринятая структура деловой беседы, разработанная П. Мицичем, включает пять этапов:
1) начало беседы;
2) передача информации;
3) аргументирование;
4) подведение итогов;
5) принятие решений. [12, c. 68]
На каждом из этапов реализуются особые типы психологического влияния. Так в начале беседы основным типом психологического влияния служит побуждение, расположение, а на этапе аргументации - убеждение. Залог успеха деловой беседы - компетентность, тактичность и доброжелательность ее участников.
Наряду с деловой беседой, которая относится к диалоговому общению, существуют различные формы группового обсуждения деловых вопросов. Наиболее распространенными формами являются совещания и собрания.
Информация о работе Теоретические основы и методы развития культуры делового общения в организации