Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 13:36, курсовая работа
Проблема: данной работы состоит в поиске новых гуманистических принципов и методов социальной работы в Российской пенитенциарной системе.
Объектом: работы является социальная работа в исправительных учреждениях.
Предмет: сущность, принципы и методы социальной работы с различными группами осужденных.
Цель: выявить основные теоретические подходы к построению профессиональной деятельности социального работника, определить ее основные направления, принципы, методы и роль в пенитенциарной системе РФ
Введение…………………………………………………………………………………..2
1. Теоретические основы пенитенциарной социальной работы………………….5
1.1 Предмет и категориально-понятийный аппарат пенитенциарной социальной работы
1.2 Принципы и задачи пенитенциарной социальной работы…………………..15
1.3 Объект и субъект социальной работы в уголовно-исполнительной системе…………………………………………………………………………………...20
2 Система социальной работы в пенитенциарных учреждениях
2.1 Система социальной работы с осужденными и ее место в структуре учреждений исправления наказаний………………………………………………...25
2.2 Основные формы и методы социальной работы с осужденными…………...30
2.3 Социальная работа по подготовке осужденных к освобождению…………...32
Заключение……………………………………………………………………………...37
Литература………………………………………………………………………………40
Важный аспект социальной работы – медико-санитарное обеспечение осужденных. В соответствии со статьей 101 уголовно-исполнительного кодекса РФ, в исправительных учреждениях для медицинского обслуживания осужденных организуются лечебно-профилактические учреждения, и администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение требований, обеспечивающих их охрану здоровья. Охрана здоровья осужденных является так же одним из аспектов пенитенциарной социальной работы, так как одной из задач, стоящих перед ней является вернуть в общество полноценного человека, и прежде всего здорового, способного нормально жить и трудиться после освобождения.
В уголовно-исполнительном кодексе уделяется внимание профессиональному образованию и профессиональной подготовке осужденных к лишению свободы. Так, в статье 108 говорится о том, что в исправительных учреждениях организуется начальное профессиональное образование или профессиональная подготовка осужденных, не имеющих профессии, по которой осужденный может работать в исправительных учреждениях во время отбывания наказания и после освобождения. Получение профессии в исправительном учреждении, по которой осужденный может работать не только в исправительных учреждениях, но и на свободе, является важной составляющей подготовки осужденных к освобождению. Ведь получение осужденным профессии позволит ему эффективнее адаптироваться к условиям жизни на свободе; найти работу и вести нормальный образ жизни. Поэтому получение профессии так важно для социальной работы с осужденными, а закрепление этого в уголовно-исполнительном кодексе РФ указывает на косвенное отражение правовых норм социальной работы с осужденными в Уголовно-исполнительном законодательстве.
В уголовно-исправительном кодексе можно выделить и нормы, которые являются правовой основой такого важного направления социальной работы, как подготовка осужденных к освобождению.
Освобождению от отбывания наказания предшествует большая подготовительная работа, осуществляемая администрацией пенитенциарных учреждений, территориальными органами внутренних дел в тесном контакте с органами местного самоуправления по предполагаемому месту проживания освобождаемого. Так как отбывание наказания в виде лишения свободы в большинстве случаев вызывает полный разрыв или существенное ослабление социально полезных связей осужденного с родными, близкими, трудовыми коллективами, законодатель предусмотрительно обязывает администрацию исправительных учреждений за шесть месяцев до истечения срока наказания уведомлять органы местного самоуправления по избранному месту жительства о его предстоящем освобождении, а также наличии или отсутствии у него жилой площади, его трудоспособности и имеющихся специальностях.
В соответствии со статьей 181 осужденным, освобождаемым из мест лишения свободы обеспечивается бесплатный проезд к месту жительства, они обеспечиваются продуктами питания или деньгами на время проезда в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. При отсутствии необходимой по сезону одежды или средств на ее приобретение осужденные обеспечиваются одеждой за счет государства. В этой статье, как видно из ее содержания, также содержатся правовые аспекты социальной работы с осужденными. А в соответствии со статьей 182 уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденные, освобождаемые от лишения свободы, имеют право на трудовое и бытовое устройство и получение других видов социальной помощи в соответствии с законодательством РФ и нормативно-правовыми актами.
Положение о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденное Указом Президента РФ от 13 октября 2004г. №1314, также составляет правовую основу социальной работы с осужденными, так как одной из задач Федеральной службы исполнения наказаний Минюста России является организация деятельности по оказанию осужденным помощи в социальной адаптации.
В выше перечисленных федеральных законов, в Законе РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», в уголовно-исполнительном кодексе РФ и в Положении о Федеральной службе исполнения наказаний регулируются и некоторые организационные отношения в области социальной работе с осужденными. Однако конкретизацию и развитие организационная и правовая основы этой области деятельности получают в ведомственных нормативных документах.
Уголовно-исполнительная система как система управления имеет свою структуру, которая представляет собой набор определенных и определенным образом расположенных и взаимосвязанных органов и учреждений, входящих в нее. Организационную структуру можно сравнить с каркасом, несущей конструкцией, которая связывает воедино все части системы или подсистемы. Она выявляет и устанавливает взаимосвязи и иерархию взаимоотношений сотрудников внутри пенитенциарных учреждений. Приказ ГУИН МЮ РФ «Об утверждении типовых структур штатов подразделений уголовно-исправительной системы МЮ РФ» от 20 марта 2000 года №41 в соответствии со ст. 6 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21 июля 1993 года утвердил типовые структуры всех видов исправительных учреждений и следственных изоляторов, типовые перечни их подразделений и должностей начальствующего состава, рабочих и служащих исправительных учреждений и следственных изоляторов за счет сметы исправительных учреждений и примерную штатную численность должностей начальствующего состава, рабочих и служащих исправительных учреждений и следственных изоляторов, содержащихся за счет сметы уголовно-исполнительной системы. Впервые указанным нормативным актом образован отдел (группа) социально-психологической работы с осужденными как структурное подразделение исправительных учреждений. Он образован вместо отдела (группы) по воспитательной работе с осужденными. Отделы (группы) социально-психологической работы с осужденными образованы только исправительных колониях и участках исправительных колоний для содержания лиц, отбывающих пожизненное лишение свободы. Непосредственное руководство отделом осуществляет заместитель начальника колонии по кадрам и воспитательной работе. В состав этого отдела входят: начальник отдела (группы); старший специалист по социальной работе; старший психолог; психолог.
Кроме того, в структуре исправительных колоний, лечебных исправительных учреждений, следственных изоляторов и тюрем образована группа социальной защиты и учета трудового стажа осужденных, в которую входят старший инспектор и инспектор. Должность старшего инспектора (по бытовому и трудовому устройству) введена во всех колониях. Должность старших инспекторов и инспекторов (по учету трудового стажа осужденных) вводится в штаты колоний всех видов режима.
Таким образом, впервые
в истории в структуре
С учетом изложенного
можно сделать вывод, что функциональную
структуру указанных
Таким образом, Положение определяет назначение и содержание деятельности групп социальной защиты и учета трудового стажа осужденных исправительных колоний Минюста России, ее основные цели, задачи, функции. Кроме того в нем содержатся обязанности и права сотрудников группы, а также перечень документации, которую ведет ее личный состав.
К правовым источникам социальной работе относятся и другие ведомственные нормативно-правовые акты. Например, Правила приема благотворительной, гуманитарной помощи (содействия) учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, Положение о порядке формирования и деятельности самодеятельных организаций осужденных в исправительной колонии уголовно-исполнительной системы Минюста России, которым определяется, наряду с другими, порядок деятельности секции социальной помощи.
Источниками социальной работы с осужденными являются и локальные правовые акты начальников конкретных исправительных учреждений по вопросам социальной работы.
2.2 Основные формы и методы социальной работы с осужденными
Любая целенаправленная деятельность предполагает подробное изучение специфики объекта воздействия. Не составляет исключения и социальная работа в исправительном учреждении как практическая деятельность. Специалисты по социальной работе при планировании своей деятельности должны постоянно осуществлять диагностику актуальных социальных проблем исправительного учреждения и в соответствии с результатами такой диагностики осуществлять свою работу.
Диагностика социальных проблем исправительных учреждениях осуществляется прежде всего традиционным набором методов конкретных социологических и социально-психологических исследований: метод анализа документов (контент-анализ), наблюдение, включая аудиовизуальную симптоматику, интервьюирование руководителей исправительных учреждений и других сотрудников, анкетирование осужденных, метод социометрии и др.
С помощью перечисленных методов и исходя из основных задач, стоящих перед социальной службой исправительных учреждений, специалисты по социальной работе выясняют наличие и уровень злободневности следующих социальных проблем в конкретном исправительном учреждении:
1) удовлетворение осужденных
питанием в столовой, в магазине
при исправительном учреждении (стоимость
питания в сутки, наличие
2) соблюдение в данном
исправительном учреждении
3) соблюдение санитарной гигиены осужденными (чистота в жилых и производственных помещениях, чистота одежды, свежесть воздуха, работа медсанчасти и т.д.);
4) соблюдение личной безопасности осужденных (случаи насилия по отношению к отдельным осужденным со стороны представителей администрации и других осужденных, меры профилактики насилия в исправительном учреждении);
5) удовлетворение культурных потребностей осужденных (наличие библиотеки и количество, тематическая структура книг в ней, наличие школы и возможность обучения, количество обучающихся и отношение к учебе);
6) удовлетворение потребности
в общении, досуг осужденных (наиболее
типичные формы проведения
7) оказание правовой помощи осужденным (возможность правовой консультации, обращения за помощью к адвокату, юристу, наличие правовой литературы в библиотеке исправительного учреждения);
8) соблюдение законности
сотрудниками исправительного
9) трудовая занятость
осужденных и возможность
10) анализ социально-
На основе периодической диагностики актуальных проблем социальные работники разрабатывают и регулярно обновляют впоследствии социальный паспорт ИУ /см. Приложение В/.
Социальный паспорт любой организации представляет собой совокупность упорядоченных сведений социального характера о составе персонала этой организации. Применительно к исправительным учреждениям социальный паспорт представляет собой описание наиболее социально значимых характеристик, как осужденных, так и коллектива сотрудников исправительного учреждения. Кроме социального паспорта коллектива осужденных исправительного учреждения специалисты по социальной работе в будущем будут периодически разрабатывать социальный паспорт всего учреждения. А это предполагает диагностику социальных проблем персонала учреждения и составление соответствующего документа о коллективе сотрудников.
Помимо социальных паспортов на коллективы осужденных и сотрудников социальный паспорт должен, по идее, содержать и блок по социальной инфраструктуре исправительного учреждения, включая и обеспеченность жильем сотрудников, наличие базы отдыха (профилактория), столовой для персонала и т.п. На основе всей этой сводной информации можно разрабатывать совместно с руководством план социального развития исправительного учреждения и раз в пять лет рассматривать и утверждать его на различных уровнях управления, начиная с общего собрания всех сотрудников.
Характеристика методов социальной работы вообще, и социальной работы с осужденными в частности представляет собой весьма сложную, недостаточно разработанную, но актуальную проблему теории и практики нового для пенитенциарной системы направления профессиональной деятельности.
2.3 Социальная
работа по подготовке
Отбывание наказания в виде лишения свободы связано с рядом негативных факторов, которые затрудняют социальную адаптацию лиц, освобождаемых из исправительного учреждения. Ослабление семейных, родственных связей, потеря навыков рационального использования материальных ресурсов и принятия адекватных решений в различных жизненных ситуациях выдвигают задачу подготовки осужденных к жизни на свободе в ранг приоритетных направлений деятельности социального работника в исправительном учреждении.
В литературе нет единого понятия подготовки осужденных к освобождению. Отдельные авторы определяют понятие подготовки осужденных к освобождению, как комплекс мер, проводимых в период отбывания наказания и направленных на облегчение адаптации осужденных в условиях жизни на свободе в целях предупреждения с их стороны новых преступлений и приобщения к честной трудовой жизни. Другие включают этап нравственной, психологической и организационной подготовки осужденных в исправительном учреждении к жизни на свободе.
Информация о работе Теоретические основы пенитенциарной социальной работы