Теоретические основы социальной работы с неформальными группами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 20:18, курсовая работа

Описание работы

Современная социально-политическая ситуация в России показывает, что неформальные молодежные объединения – это очень актуальная проблема на сегодняшний день, так как огромное количество подростков становятся «неформалами» не из-за каких-либо убеждений, целей, а только из-за того, что им нравится атрибутика «неформалов», относительная независимость и самостоятельность.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….….3
Глава 1.Теоретические основы изучения неформальных групп…....5
Понятие и классификация малых неформальных групп…………………………………………………………………....5
Факторы возникновения малых неформальных групп…….....12
Глава 2. Теоретические основы социальной работы с неформальными группами………..……………………………….…16
Специфика социальной работы в современных условиях с МНГ……………………………………………...……………….……17
2.2. Особенности работы социального работника с малыми неформальными группами …………………………………..………21
Заключение…………………………………………...……………….24
Список литературы…………………………………………………...27

Файлы: 1 файл

2436 Курсовая СР с МНГ.docx

— 56.66 Кб (Скачать файл)

1) просоциальные, или социально-активные, с позитивной направленностью деятельности. Эти объединения решают социальные проблемы культурно-защитного характера (защита памятников, реставрация храмов, экологические проблемы...).

2) асоциальные,  или социально-пассивные, стоящие  в стороне от основных социальных  проблем, их деятельность нейтральна  по отношению к социальным  процессам, например, музыкальные  и спортивные фанаты;  В основном  выполняют рекреационные функции. 

3) антисоциальные (социально отрицательные) – хиппи,  панки, преступные группировки, наркоманы и т.п. [16]

Формирование  неформальных группы должно рассматриваться  сквозь призму внутренних связей в  ней. Группа характеризуется определённой целостностью и устойчивостью, что  обусловливается её целями и задачами. Наличие общих целей и задач  становится фактором формирования и  развития структуры группы.

Группа  имеет свою систему жизненных  ориентаций, норм поведения, психологию, культурные и моральные ценности. В неформальных группах отношения  внутренне организуются, структурируются. Членство человека в группе определяет его статус и роли.

Признаками  внутренней организованности группы является наличие в ней органов управления, системы контроля, разграничение  функций её членов. Важным признаком  внутренней организованности группы является также элемент обособления. Члены  данной группы отделяют себя от других, которые для них «чужие». Группа сформирована, если между ее членами  установилась система взаимодействий, определяющая ее жизнеспособность. Система  взаимодействий в группе предполагает ориентацию на всех её членов, коллектив.

Существует, по крайней мере, два способа возникновения  асоциальных групп: они складываются на основе объединения несовершеннолетних, социализация и личностное развитие которых нарушены рядом объективных  и субъективных причин, или в недрах социально полезных групп в результате накопившихся деформаций в социальных отношениях и общении.

Иногда  неформальные группы, особенно организующиеся по месту жительства, постепенно криминализируясь, преобразуются в преступные. Молодежные неформальные объединения представляют собой форму альтернативной культуры или контркультуры. Это сложное, многоплановое и динамично изменяющиеся явление, имеющее ряд специфических черт и характерных особенностей. Прежде всего, это критическое отношение и стремление к отрицанию или пересмотру традиционных ценностей, частичный или полный (иногда скрытый, неосознанный, иногда демонстрационный) отказ от существующей официальной идеологии, отрицательное отношение к официальной культуре, традиционному искусству, ориентация на собственные идеалы, ценности, образ жизни, характерные данной субкультуре, объединению или группе. Участниками этих образований становятся молодые люди, оказавшиеся невостребованными обществом, выброшенные государством на обочину жизни. В группе практически всегда есть лица, в прошлом осужденные или вернувшиеся из мест лишения свободы, которые оказывают криминализирующее влияние на окружающих.

Изучив  литературу, можно сделать вывод, что малая группа выступает как субъект конкретного вида социальной деятельности, «как звено определенной общественной системы, как часть общественной структуры». Неформальная группа – малая группа, стихийно сложившаяся на основе межличностных отношений, общих интересов, взаимных симпатий. Существуют различные основания для классификации малых групп: группы долговременные и кратковременные, первичные и вторичные, формальные и неформальные, группы членства и референтные группы, по степени тесноты контакта между членами, по способу вхождения индивида. Подростковые группы по месту жительства подчеркнуто развивают свою субкультуру, для которой характерна замкнутость и альтернативность. Эти объединения зачастую формируют криминогенную субкультуру. Развитие малой группы проходит через следующий ряд этапов: диффузная группа; группа-ассоциация, группа-коллектив, группа-кооперация. Высшей формой развития малой группы является коллектив. Возможно развитие группы в отрицательном направлении, когда развитие группы приводит ее к положению замкнутой из вне группы, но отличающейся внутригрупповой антипатией, межличностным эгоцентризмом и эгоизмом, агрессивностью.

 

1.2. Факторы возникновения малых неформальных групп

Основными социальными факторами, способствующими  возникновению неформальных молодежных групп, как считает Кофырин Н.В., являются: невозможность самореализации в кругу семьи, в школе, институте или формальных общественных организациях, отсутствие взаимопонимания или разногласие, расхождение во взглядах с родителями и преподавателями.

Причина стремления подростков к неформальным группам состоит в том, что, с  одной стороны, принадлежность к  группе дает поддержку еще достаточно слабому «Я» подростка, заменяя  его сильным «МЫ». Таким образом, у подростка возникает иллюзия  собственной силы. С другой стороны, она дает ему иллюзию свободы. Подростки, принадлежащие к подобным организациям, считают себя исключительно  свободными людьми, независимыми от родителей  и общества. В реальности же группами руководят сильные лидеры, стремящиеся  подавить всех остальных членов.

Необходимо  отметить, что общение может содействовать  реальному или иллюзорному усилению «Я» подростка через возможность самоутверждения среди сверстников, достижение и поддержание высокого общественного статуса. Иногда некоторое усиление «Я» осуществляется через ощущение принадлежности к группе, позволяющее подростку почувствовать сильное «Мы».

Пребывание  подростка в неформальной группе обеспечивает ему своеобразную переработку  его переживаний о себе. Консолидация пессимистических и оптимистических  позиций подростков в группе позволяет  выравнивать общую картину их жизни в данный период.

Однако  часто группа сверстников дает лишь иллюзию силы. Но если кто-то прибегает  к этой иллюзии, значит она им необходима. Действительно, к такому лже-статусу стремятся подростки с несформированной из-за слишком быстрого отделения от семьи, и отсутствия этапа идентификации с родителями эго-идентичностью. Часто это происходит в тех семьях, где взрослые сами не ощущают своей личной значимости. Внешне это может выглядеть как социальная или семейная неуспешность, например, плохо оплачиваемая работа или отсутствие полноценной семьи, конфликты в ней. Поэтому и подростки полагают, что эти взрослые не могут быть образцами поведения, поскольку не обеспечили даже себе достойную жизнь. Другая причина слишком быстрой эмансипации — это отсутствие в семье чувства защищенности, поиск которой осуществляется в группе сверстников. [9]

Рассмотрим  основные способы, которые используют подростки для создания иллюзии  силы.

Первый  можно условно назвать поиск  «общего враг». В этом случае для  ощущения собственной силы подростковой группе обязательно требуется общий  враг, вокруг которого концентрируются  их объединенные агрессивные воздействия. Иллюзия собственной силы ощущается  в этом случае подростками через  наличие рядом с собой более  слабого человека, в отношении  которого можно позволить себе совершать  объединенные насильственные действия.

Другой  вариант — это вступление в  неформальные группы — стихийно образующиеся компании подростков на основе общего интереса, увлечения, вида досуговой  деятельности, подражания выбранному типу поведения («фанаты», «хиппи», «панки», рокеры, «металлисты» и т. д.). Неформальные объединения обычно нигде не зарегистрированы, у них нет своего устава или положения. Условия членства в них не оговорены, численность группировок колеблется. В то же время эти объединения являются достаточно устойчивыми и жизнеспособными, для их членов существуют свои правила, ненаписанные, но обязательные для исполнения.

Среди побуждающих  мотивов стремление к уходу молодежи в неформальные группировки, объединения  можно назвать такие, как стремление обрести единомышленников, оказаться  в зрелищной среде себе подобных, получить возможность общения и  взаимопонимания, уйти от одиночества, заполнить свое свободное время, уйти от постоянного надзора родителей, учителей, противопоставить силе общества коллективную силу объединения или  группы. [19]

Социологические опросы показывают, что при отрицании, неприятии форм досуга, предлагаемых подросткам обществом и государством, они, подростки, вполне удовлетворены  своим альтернативным, часто асоциальным, времяпрепровождением: дворовыми, дискотечными, рок – тусовками, прогулками по городу или просмотром остросюжетных, лишенных интеллектуального содержания боевиков, сопровождением «культовых» музыкальных  групп или спортивных команд и  т.п.

Приверженность  к насилию формируется, с одной  стороны, принципами группы, с другой – давлением на подростка со стороны  отца или матери. Это порождает  склонность разрешать конфликты  силой, готовность использовать различное  вооружение в драке. В группе практически  всегда есть лица, в прошлом осужденные или вернувшиеся из мест лишения  свободы, которые оказывают криминализирующее  влияние на окружающих.

Важным  фактором формирования МНГ является и дань моде, которая предлагает яркую атрибутику молодежной субкультуры, определенный сленг, стиль общения  и поведения, совместное привлекательное  времяпрепровождение. Из этого можно  сделать вывод, что, когда подросток  входит в неформальные молодежные объединения или решает стать «неформалом», то главной привлекающей силой становится не глубокое осмысление подростком сущности данного движения, а скорее внешняя оболочка неформальных молодежных объединений.

Причиной  возникновения неформальной группы в формальном классном коллективе является неизбежная ограниченность формального  класса, которая не может охватить и регулировать все процессы функционирования классного коллектива, а также  является следствием естественного  стремления человека к объединению  с другими людьми, к формированию устойчивых форм взаимодействия с ними. Неформальные группы несут в себе как отрицательное, так и положительное  влияние на деятельность формального  класса. К отрицательным сторонам относятся: распространение ложных слухов, преданность людей группе, тенденция к сопротивлению всяким переменам и тенденция к сохранению укоренившихся стереотипов задерживают  необходимую модернизацию в обучении и др.

Положительные стороны деятельности неформальной организации – преданность группе может перейти в преданность к классу, цели группы могут совпадать с целями формального классного коллектива, а нормы эффективности неформального класса могут превышать нормы формального класса, неформальные каналы связи могут помогать формальному классу, дополняя формальную систему коммуникаций т.д.

Таким образом, стало ясно, что в большинстве  случаев причинами вступления в  неформальные молодежные объединения  становятся недовольство, неудовлетворенность  общением и социальным статусом в  группе, а также такие факторы, как стремление к большей самостоятельности, независимости от законов, традиций, устоев мира взрослых. В большинстве  случаев решающим фактором при вступлении подростков в неформальные молодежные объединения становится атрибутика «неформалов»: их одежда, знаки, символика. Когда неформальные молодежные объединения  носят просоциальный характер, то это всех устраивает и родителей и педагогов, а также все общество в целом, но стоит только «неформалам» перейти границы дозволенного сразу же происходит ответная реакция от окружающего социума.

 

 

Глава 2. Теоретические основы социальной работы с неформальными группами

1.2. Специфика социально-педагогической работы в современных условиях с МНГ

В современных  условиях работы с подростками крайне необходима социально-педагогическая работа с неформальными молодежными  объединениями. Для наиболее эффективной работы специалиста не просто с молодежью, а с подростками являющимися членами неформальных молодежных объединений необходимы различные пути, методы и средства воздействия.

Социально-педагогическая деятельность с группами различной  направленности может реализовываться  по нескольким направлениям:

· использование  потенциала существующих просоциальных групп с целью решения задач педагогизации социальной среды, создания опосредованных условий развития, реабилитации или коррекции конкретной личности; оказание просоциальным группам необходимой поддержки;

· инициирование  создания групп социальной направленности, таких как группы «Милосердия», молодежных социальных инициатив, группы взаимопомощи и взаимоподдержки; включение данных групп в систему социально-педагогической деятельности учреждения, микросоциума;

· совместная работа с организаторами детского движения по переориентации асоциальных групп  в просоциальные; совместная деятельность с психологом, родителями, педагогами по выведению отдельных несовершеннолетних из групп асоциальной направленности, переориентации их установок и поведения. [21]

Последние два направления в современной  практике социальных педагогов преобладают. Остановимся на их характеристике подробнее. Возможными механизмами переориентации выступают дезорганизация и реорганизация. Дезорганизация асоциальной группы предполагает процесс, направленный на разрушение ее структуры - связей между членами группы, внутренней дисциплины, согласованности. При этом группа распадается, но асоциальная направленность отдельных ее членов может сохраняться. Реорганизация предполагает не только перестройку структуры асоциальной группы, но и изменение направленности. Необходимо помнить, что добиться перевода всех асоциальных групп в просоциальные - задача нереальная. Некоторые асоциальные группы, особенно криминогенные, приходится разрушать. Используемые при переориентации асоциальных групп методы целесообразно разделить на три вида: предупреждающие, пресекающие, разобщающие. Для эффективной деятельности по переориентации асоциальных групп необходимо не только знать особенности жизнедеятельности данной группы, но и иметь представление о причинах появления подобного рода групп. Специалисты считают, что успешность данной работы гарантирована лишь в том случае, когда практические работники свои усилия будут направлять не на подавление и разрушение групп, а на искоренение причин и условий, порождающих эти группы.

Информация о работе Теоретические основы социальной работы с неформальными группами