Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 20:18, курсовая работа
Современная социально-политическая ситуация в России показывает, что неформальные молодежные объединения – это очень актуальная проблема на сегодняшний день, так как огромное количество подростков становятся «неформалами» не из-за каких-либо убеждений, целей, а только из-за того, что им нравится атрибутика «неформалов», относительная независимость и самостоятельность.
Введение…………………………………………………………….….3
Глава 1.Теоретические основы изучения неформальных групп…....5
Понятие и классификация малых неформальных групп…………………………………………………………………....5
Факторы возникновения малых неформальных групп…….....12
Глава 2. Теоретические основы социальной работы с неформальными группами………..……………………………….…16
Специфика социальной работы в современных условиях с МНГ……………………………………………...……………….……17
2.2. Особенности работы социального работника с малыми неформальными группами …………………………………..………21
Заключение…………………………………………...……………….24
Список литературы…………………………………………………...27
Курсовая работа
Тема: Теоретические основы социальной работы с неформальными группами
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1.Теоретические основы изучения неформальных групп…....5
Глава 2. Теоретические основы социальной работы с неформальными группами………..……………………………….…16
2.2. Особенности работы социального работника с малыми неформальными группами …………………………………..………21
Заключение…………………………………………...…
Список
литературы………………………………………………….
Введение
Современная социально-политическая ситуация в России показывает, что неформальные молодежные объединения – это очень актуальная проблема на сегодняшний день, так как огромное количество подростков становятся «неформалами» не из-за каких-либо убеждений, целей, а только из-за того, что им нравится атрибутика «неформалов», относительная независимость и самостоятельность.
Также актуальность в том, что существуют два обстоятельства, обуславливающие необходимость социально-педагогического исследования в данной сфере. Во-первых, стихийное, неуправляемое общение молодых людей в группах опасно перерождением объединений в асоциальные. Во-вторых, в настоящее время наблюдается скачкообразный рост неформальных молодежных объединений. Участие подростков в неформальных молодежных объединениях может привести к различным последствиям в их дальнейшей жизни. Среди причин и условий, способствующих отклоняющемуся поведению, следует выделить участие молодежи в неформальных объединениях.
Проблема отклоняющегося поведения молодежи в отечественной и в зарубежной специальной литературе рассматривается в ракурсе взаимоотношений человека или группы людей с окружающим миром, отношений к социальным нормам и духовным ценностям определенной общественной среды (Б.А. Ермолаев, С.А. Завражин, Е.А. Плеханов, А.К. Попова, В.А. Попов, Л.В. Мардахаев [12], Х.Х. Боле, Х. Ейферт, Х.-У. Отго, Х. Тирш, Р. Бауер, Х. Бекер, З. Ламнек [18]).
В отечественной
науке исследованием
Следует отметить, что в то время как исследованию неформальных групп молодежи посвящен ряд серьезных работ и монографий, объединения экстремистской направленности, причины их возникновения и методы работы с ними изучены и освещены в отечественной педагогической, социально-педагогической и психологической литературе недостаточно глубоко. Отдельным аспектам данной проблемы посвящены лишь разрозненные публикации и разделы в исследованиях, посвященных молодежной тематике.
Цель данного исследования – выявление особенностей социальной работы с малыми неформальными группами подростков.
Объект исследования – социальная работа с малыми неформальными группами (МНГ).
Предмет исследования – содержание и формы социальной работы с малыми неформальными группами.
Задачи исследования:
1. Провести
теоретический анализ
2. Изучить
структуру и причины
3. Выявить особенности социальной работы с малыми неформальными группами.
Методы исследования – анализ научной литературы по различным аспектам социальной работы с малыми неформальными группами.
Работа состоит: из введения, двух разделов, заключения, списка литературы.
1.1. Понятие и классификация малых неформальных групп
Малые неформальные группы – это явление массовое. Малая неформальная группа играет важную роль в жизнедеятельности общества и конкретного человека представляет собой относительно устойчивое объединение людей, имеющее общие социальные признаки. В последнее время в крупных городах страны, молодежь стала объединяться в так называемые «неформальные» группировки («самодеятельные любительские объединения молодежи») для возможности реализации своих потребностей. В зависимости от того, какие интересы людей положены в основу объединения, возникают и различные типы объединений [11].
Группа – это реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены каким-то общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства, определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию (стр. 106) [1].
В качестве
признаков группы выделяют: осознание
отдельным индивидом своей
При таком понимании, малая группа выступает как субъект конкретного вида социальной деятельности, «как звено определенной общественной системы, как часть общественной структуры» (стр. 71) [7]. Определение фиксирует и специфический признак малой группы, отличающий ее от больших групп: общественные отношения выступают здесь в форме непосредственных личных контактов.
Различают формальные и неформальные группы. Неформальная группа – малая группа, стихийно сложившаяся на основе межличностных отношений, общих интересов, взаимных симпатий и т.д. Такая группа характеризуется: относительной независимостью от социальных структур; нечетко выраженной целью групповой деятельности; неформальным контролем, основанным на традиции и зависящим от степени осознанности группового членства, не имеет четко определенного статуса в обществе, не выполняет однозначно описанных «обязанностей» перед другими общностями, возникает самопроизвольно (спонтанно) в рамках формальной социальной организации на основе межличностных отношений, общих интересов, взаимных симпатий, является скорее спонтанной реакцией на неудовлетворенные индивидуальные потребности. [7] В неформальных группах отношения внутренне организуются, структурируются. Членство человека в группе определяет его статус и роли.
Неформальные подгруппы являются неотъемлемым атрибутом подавляющего большинства малых групп, представляют собой такое же реальное явление, как и сама группа. Они возникают и играют важную роль в различных типах малых групп.
Донцов А.И. выделяет общие качества, относящиеся к формальным и неформальным группам:
- интегративность – мера единства, слитности, общности членов группы друг с другом, (отсутствие интегративности – разобщенность, дезинтеграция);
- микроклимат
определяет самочувствие
- референтность – степень принятия членами группы групповых эталонов;
- лидерство
– степень ведущего влияния
тех или иных членов группы
на группу в целом в
- интрагрупповая активность – мера активизации групповой составляющих ее личностей;
- интергрупповая активность – степень влияния данной группы на другие группы. [7]
Кроме вышеперечисленных, рассматриваются следующие качества:
- направленность группы – социальная ценность принятых ею целей, мотивов деятельности, ценностных ориентаций и групповых норм;
- организованность – реальная способность группы к самоуправлению;
- эмоциональность
– межличностные связи
- интеллектуальная коммуникативность – характер межличностного восприятия и установления взаимопонимания, нахождения общего языка;
- волевая коммуникативность – способность группы противостоять трудностям и препятствиям, ее надежность в экстремальных ситуациях. [15]
Различают «формальное» и «неформальное» лидерство. «Формальное» лидерство связано с установленными правилами назначения руководителя и подразумевает функциональное отношение. «Неформальное» лидерство возникает на основе личных взаимоотношений участников. Это так называемый характер лидерства. Поэтому в школьных классах официальный лидер, занимающий руководящие должности, не всегда бывает самым авторитетным человеком в коллективе. Так как лидер в процессе взаимоотношений влияет на общество, в котором он находится, то важно узнать какое значение для юноши или подростка имеет общество сверстников.
Обилие малых групп в обществе предполагает их огромное разнообразие, и поэтому необходима их классификация. Неоднозначность понятия малой группы породила и неоднозначность предлагаемых классификаций. В принципе допустимы самые различные основания для классификации малых групп: группы различаются по времени их существования (долговременные и кратковременные), по степени тесноты контакта между членами, по способу вхождения индивида и т.д. В настоящее время известно около пятидесяти различных оснований классификации. Целесообразно выбрать из них наиболее распространенные, каковыми являются три классификации:
1) деление малых групп на «первичные» и «вторичные» Ч. Кули. Он ввел в классификацию малых групп такой признак, как непосредственность контактов. [15]
2) деление
их на «формальные» и «
3) деление
на «группы членства» и «
Исследователи, изучающие особенности малых неформальных групп в научной и молодёжной среде, выделяют их специфические черты. Профессор С.А. Сергеев предлагает следующую типологизацию молодежных субкультур [16]:
- романтико-эскапистские
субкультуры (хиппи,
- гедонистическо-развлекательные (мажоры, рэйверы, рэперы и т.п.);
- криминальные («гопники», «люберы»);
- анархо-нигилистические
(панки, экстремистские
Специалисты дают и несколько иную характеристику малых неформальных групп молодежи с учетом того, что причастность к той или иной группе может быть связана:
1) способом времяпрепровождения - музыкальные и спортивные фанаты, металлисты, люберы и даже нацисты;
2) с социальной позицией – эко-культурные (защита культурной среды);
3) с образом жизни – «системники» и их многочисленные ответвления. [10]
Остаются
в тени подростковые группы по месту
жительства, возникающие и существующие
ради удовлетворения своих потребностей,
интересов и поддерживающие полулегальный
статус. Их деятельность, как и других
неформальных групп, не регламентирована
правовыми документами, неподотчетна
государственным и общественным
организациям. Они подчеркнуто развивают
свою субкультуру, для которой характерна
замкнутость и
Их антиобщественная деятельность основана на двух тенденциях:
1) институционализации
путем осуществления
2) криминализации из-за невозможности добиться цели легально.
По направленности интересов М. Топалов так классифицирует малые неформальные группы учащихся:
- увлечение
современной молодежной
- устремление к правопорядковой деятельности;
- активно занимающиеся определенными видами спорта;
- философско-мистические [16].
А.Н Сухов выделяет различные спонтанные группы (компании) по характеру социальной направленности:
Информация о работе Теоретические основы социальной работы с неформальными группами