Теоретические основы социальной работы с неформальными группами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 20:18, курсовая работа

Описание работы

Современная социально-политическая ситуация в России показывает, что неформальные молодежные объединения – это очень актуальная проблема на сегодняшний день, так как огромное количество подростков становятся «неформалами» не из-за каких-либо убеждений, целей, а только из-за того, что им нравится атрибутика «неформалов», относительная независимость и самостоятельность.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….….3
Глава 1.Теоретические основы изучения неформальных групп…....5
Понятие и классификация малых неформальных групп…………………………………………………………………....5
Факторы возникновения малых неформальных групп…….....12
Глава 2. Теоретические основы социальной работы с неформальными группами………..……………………………….…16
Специфика социальной работы в современных условиях с МНГ……………………………………………...……………….……17
2.2. Особенности работы социального работника с малыми неформальными группами …………………………………..………21
Заключение…………………………………………...……………….24
Список литературы…………………………………………………...27

Файлы: 1 файл

2436 Курсовая СР с МНГ.docx

— 56.66 Кб (Скачать файл)

Необходимым условием выступает вхождение социального работника в доверительные и контактные отношения с членами группы. Так как наладить подобные отношения непросто, для повышения эффективности взаимодействия следует применять методы опосредованного взаимодействия (через референтных лиц); контактировать в первую очередь с участниками, занимающими антагонистические позиции в группе (с целью изменения их потребностей, мотивов, интересов, направленностей, ценностных ориентации и т.п.).

Важно учитывать, что каждая группа оказывает сопротивление  и даже принимает ответные контрмеры  тем воспитательным воздействиям, которые  направлены на пресечение ее деятельности или разрушение ее структуры. Чтобы  нейтрализовать деятельность уже сложившейся  группы подростков, специалисты советуют:

· выявить  наиболее авторитетных лиц; изучить  их направленность, интересы и склонности, роли, в которых они выступают  в различных видах деятельности (учебной, игровой, спортивной, трудовой и т.п.);

· осуществлять за их поведением постоянный контроль и по возможности включать в общественно  значимые виды деятельности, в некоторых  случаях привлекать к руководящей  работе на общественных началах;

· вести  работу с лидерами групп, побуждая их к раскрытию, изменению своих  взглядов, позиций, поведения; проводить  воспитательную работу с членами  группы с целью отрыва их от лидера и нейтрализации его влияния;

· находить способы развенчания лидеров  в глазах подростков, подрывать их авторитет;

· постепенно вводить в группу положительно направленных подростков с целью разрушения группы изнутри. С этой целью можно перегруппировывать официальные группы.

Если  не удается переориентировать группу, неизбежно встает вопрос о ее разрушении. По мнению И. П. Башкатова, к разрушению группы ведут:

· уменьшение взаимных выборов в группе и увеличение отрицательных выборов;

· усиление недовольства в группе в связи  с распределением ролей; эмоциональная  не удовлетворенность в результате постоянных неудач, ссор, конфликтов;

· ослабление межличностных связей в группе; девальвация  групповых норм и ценностей;

· стремление отдельных членов выйти из состава  группы.

К числу  наиболее распространенных приемов  воздействия при разрушении группы можно отнести:

· организацию  социально полезной деятельности группы, которая рассчитана на выдвижение определенных членов группы,

· обладающих ярко выраженными знаниями, умениями и навыка

· хорошо знать интересы и склонности членов группы;

· организацию  ситуаций, способствующих закреплению  за «нужным» лидером на некоторое  время ведущих официальных ролей;

· привлечение  группы к интересным и увлекательным  делам без разрушения установившихся дружеских связей между членами  группы (например, выезд в военно-патриотический лагерь, участие в соревнованиях  и т.п.). При этом важно, чтобы эти  дела были повышенной трудности;

· искусственное  создание противоречий между лидером  и членами группы, что должно привести к ситуации, которая срабатывает  по методу «взрыва», разбивает внутренние позиции лидера и влечет за собой  его отрыв от группы; привлечение  лидеров неформальных групп к  участию в организации социально  полезной деятельности.

Очевидно, что опасаться всех неформальных подростковых групп не стоит. Большинство  из них возникает на основе потребности  в общении, дружбе, понимании, как  замещение не сложившихся отношений  в первичных социальных группах (семье, классе, организации). Разрушение подобных групп нельзя считать панацеей. Зачастую они лишь временно приостанавливают свою деятельность, так как дезорганизуется  лишь внешняя оболочка группы. Внутреннее содержание (психология группы, асоциальная  направленность деятельности ее членов) остается нетронутым. Будучи живыми социальными  образованиями, разрушенные группы проявляют готовность к самовоспроизводству. Они как бы делятся на более мелкие группы, которые со временем могут увеличиваться, объединяться. Чтобы приостановить этот процесс, необходимо больше внимания уделять не разрушению, а реорганизации группы, созданию социально-педагогических условий, нейтрализующих основные причины асоциального неформального поведения несовершеннолетних. [18]

Рассматриваемые теоретические данные дают нам возможность  выделить систему средств для оказания поддержки и помощи подросткам из неформальных молодежных объединений. При изучении характеристик неформальных молодежных объединений следует узнать, выявить:

- присутствует  ли иерархическая лестница;

- кто  является лидером; 

- состав  неформальных молодежных объединений; 

- степень  влияния лидера на остальных  «неформалов»;

- направленность  неформальных молодежных объединений и другое.[17]

Таким образом, специалист по социальной работе, работающий с подростками, прежде всего, должен помнить о необходимости индивидуального подхода к каждому участнику группы, дифференцированном подходе к каждой группе. Запрещение группы может только спровоцировать противоправные действия подростков. Важно разобраться в проблемах, волнующих ребят, попытаться помочь в их решении, убедить их в том, что они заблуждаются, показывая истинные ценности отечественной и зарубежной культуры. Необходимо найти с этими подростками общий язык, найти пути создания условий для их самовыражения и самореализации.

 

2.2. Особенности работы специалиста по социально работе с малыми неформальными группами учащихся в образовательном учреждении

Социально-педагогическая деятельность в качестве субъекта имеет  многочисленные неформальные группы учащихся. Самостоятельным направлением этой деятельности выступает использование  возможностей групповой деятельности в интересах реабилитации, поддержки  личности.

Замеченные  вовремя отклонения в поведении  детей и подростков, а также  правильно организованная психолого-медицинская  и педагогическая помощь могут сыграть  решающую роль в предотвращении деформации личности подростка, которая приводит к правонарушениям и преступлениям.

Раннее  выявление в школе и семье  несовершеннолетних, склонных к асоциальному поведению, необходимо рассматривать  в качестве начального этапа профилактики.

К группам  особого психологического внимания можно отнести детей, имеющих: физические изъяны; различные психологические  проблемы и комплексы; различия в  умственных способностях (учащиеся с  опережающим и отстающим развитием).

Для того чтобы школа могла выступить  в качестве одного из уровней профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних, став более привлекательной для  учащихся, требуется:

- развитие  школьного самоуправления как  средства формирования демократического  и толерантного уклада школьной  жизни;

- изменение  институциональных условий жизни  школы в сторону большего многообразия  и гибкости, увеличения для учащихся  ситуаций самостоятельного выбора, вариативности содержания образования;

- включение  в образовательную программу  школы технологий, направленных  на формирование социально ответственного  поведения и расширения социальной  практики учащихся;

- расширение  возможностей системы дополнительного  образования;

- создание  условий для осуществления детских  проектов и инициатив за рамками  школы, в реальном жизненном  пространстве;

- обеспечение  возможностей для «встречи» с  состоявшимися взрослыми;

- развитие  социального партнерства школы  и уход от практики взаимных  претензий: социум - школе и наоборот;

- включение  в содержание школьного образования  программ развития функциональных  умений, в том числе практических  социальных умений, необходимых  для реализации определенных  социальных ролей.

В современных  условиях очень важно чтобы специалист по социальной работе работал совместно  с родителями и педагогами, находил способы взаимодействия с детьми в неорганизованных (неформальных) структурах. Стратегия строится на проявлении взрослым искреннего, неподдельного интереса к тому, чем живет и дышит, на каких принципах строится общение в той или иной группировке, что ценного видит подросток, участвуя в таких объединениях. Отсутствие со стороны взрослого осуждения, критики делает подростков более открытыми в общении. Социальный работник, сумевший найти контакт с такими ребятами, может в дальнейшем использовать наиболее сильные, положительные стороны деятельности подростков и постепенно привлечь их к участию в организованных действиях.

Важное  направление в работе специалиста  по социальной работе - работа с родителями «неформалов»: изучение семей, создание родительских активов совместно  с педагогами, проведение лекториев  по вопросам воспитания детей в семье. Эти направления очень важны  в работе специалиста с «неформалами». Но на данном этапе только этими  направлениями ограничиваться нельзя и поэтому ученые разработали  рекомендации специалисту по социальной работе, работающему с неформальными  молодежными объединениями.

Другим  профилактическим средством является выведение неформальных молодежных объединений из «подполья». Некоторые  специалисты предлагают путь разобщения групп, но практика показывает, что он малоэффективен. При работе с малыми неформальными группами учащихся возможны следующие варианты:

- переориентация  лидера группы и последующее  воздействие через него на  всю группу; в отдельных случаях  не исключена изоляция «неподдающегося»  вожака от группы (направление  его в специальное техническое  училище или в спецшколу);

- включение  нескольких участников группы (под  разными предлогами) в другие  объединения подростков с положительной  направленностью (спортивные команды,  поисковые группы и тому подобное) и организация последующего их влияния на остальных участников группы неформальных молодежных объединений;

- приобщение  всей группы к увлекательным  и вместе с тем полезным  видам деятельности под руководством  опытного, авторитетного воспитателя.  Прежде всего, необходим индивидуальный  подход к каждому участнику  группы и дифференцированный подход к каждой группе. В некоторых случаях следует применять и запрет, если в группе пропагандируются наркотики, пьянство, насилие, жестокость, неофашизм, и тогда, когда деятельность группы приобретает противоправный характер. [5]

Таким образом, важным условием успешной работы с малыми неформальными группами подростков является консолидация усилий социального педагога с родителями и педагогическим составом. В ходе изучения опыта работы с «неформалами» других людей (Мудрик, Думов), можно четко обозначить линию поведения и работы с неформальными молодежными объединениями.

В зависимости  от типа и характера объединения  «неформалов» выделяют три основных направления социально-педагогической работы: первое - это агитация молодежи, если движение просоциально; второе - это разобщение неформальных групп, хотя этот способ коррекции малоэффективен, что доказано практическим опытом; третье направление - перенацеливание лидера антисоциального неформального движения, а затем переориентация остальных подростков-«неформалов», находящихся в непосредственной близости.

 

Заключение

В ходе исследования проведен анализ теоретических аспектов формирования и динамики неформальных групп. Дано общее понятие группы, рассмотрены отличия неформальных групп от формальных, характеристика неформальной группы. Как мы выяснили, существуют два типа групп: формальные и неформальные.

Проведенный анализ литературы по проблеме показал, что малая группа выступает как субъект конкретного вида социальной деятельности, «как звено определенной общественной системы, как часть общественной структуры». Неформальная группа – малая группа, стихийно сложившаяся на основе межличностных отношений, общих интересов, взаимных симпатий. Существуют различные основания для классификации малых групп: группы долговременные и кратковременные, первичные и вторичные, формальные и неформальные, группы членства и референтные группы, по степени тесноты контакта между членами, по способу вхождения индивида. Подростковые группы по месту жительства подчеркнуто развивают свою субкультуру, для которой характерна замкнутость и альтернативность. Эти объединения зачастую формируют криминогенную субкультуру. Возможно развитие группы в отрицательном направлении, когда развитие группы приводит ее к положению замкнутой из вне группы, но отличающейся внутригрупповой антипатией, межличностным эгоцентризмом и эгоизмом, агрессивностью.

Важным условием успешной работы с малыми неформальными группами подростков является консолидация усилий специалиста по социальной работе с родителями и другими специалистами. В зависимости от типа и характера объединения «неформалов» выделяют три основных направления социально-педагогической работы: первое - это агитация молодежи, если движение просоциально; второе - это разобщение неформальных групп, хотя этот способ коррекции малоэффективен, что доказано практическим опытом; третье направление - перенацеливание лидера антисоциального неформального движения, а затем переориентация остальных подростков-«неформалов», находящихся в непосредственной близости.

Информация о работе Теоретические основы социальной работы с неформальными группами