Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2015 в 02:00, курсовая работа
В связи с этим, целью настоящей работы является разработка концепции комплекса упражнений для обучения диалогическому высказыванию на уроках английского языка.
Для реализации поставленной цели в настоящей дипломной работе будут решаться следующие задачи:
- анализ английского диалога, как вида речевой деятельности;
- анализ трудностей при обучении диалогу;
Введение
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы обучения диалогическим высказываниям...................................................................................................6
1.1. Понятие «диалог». Содержание и факторы, влияющие на его развитие...............................................................................................................6
1.2. Средства, методы и приемы обучения английскому диалогу...............12
1.3. Психолого-педагогические аспекты формирования диалога как компонента иноязычного обучения.................................................................25
1.4. Психологические и лингвистические особенности диалога, трудности диалогического общения на иностранном языке
Выводы по первой главе....................................................................................31
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа...................................................32
2.1. Особенности формирования знаний, умений и навыков для обучения диалогическому высказыванию в английском языке (цель, задачи, методика, результаты, констатирующего эксперимента).................................................32
2.2. Система знаний, необходимых школьнику для развития у него навыков диалога (цель, задачи, методика, результаты, формирующего эксперимента)......................................................................................................41
2.3. План-конспект урока...................................................................................46
2.4. Эффективность разработанной системы обучения
(цель, задачи, методика, результаты, контрольного эксперимента)...............54
Заключение
Библиография
Коммуникативное задание не всегда обязательно включать в СКУ, иногда оно может быть самостоятельно выведено учеником из других условий, ситуаций. Так, например, в ситуации посещения «Бюро обмена жилплощади» КЗ «убедить партнера» в том, что ему предлагают выгодный обмен, естественно, вытекает из предметной ситуации, или в ситуации: «Вам холодно, в комнате (поезде, автобусе) открыто окно», просьба «пожалуйста, закройте окно» будет следовать как нечто само собой разумеющееся. Самостоятельную, вне рамок СКУ, постановку перед собой коммуникативного задания можно рассматривать как одну из важнейших задач обучения иноязычному общению [16].
Ролевая социализация осуществляется с помощью предлагаемых учащимся ролей. Это может быть «Я-роль», то есть выступление от своего имени или принятая на себя воображаемая роль.
Воображаемые учебно-ситуативные роли имеют много общего, как с социальными, так и со сценическими и игровыми ролями, объединяя в себе ряд черт, заимствованных в каждой из этих категорий ролей.
С социальными ролями учебные роли роднит их обобщенный характер (друг, брат, клиент, отдыхающий, деловой человек, звезда экрана), типологические особенности (социальные роли, психологические, межличностные), но отличает от них то, что социально-психологические отражают реально выполняемую в человеческом взаимодействии функцию, в то время как учебно-ситуативные роли воображаемы, их «играют» в сценическом смысле этого слова, а это сближает учебно-ситуативную роль с театральной [25].
Общим между учебно-ситуативной ролью и сценической является также и то, что она может быть не только обобщенной, но и конкретной. Однако между ними имеется и существенное различие. Текст театральной роли является принудительным, он предлагается исполнителю, заучивается им. Весь смысл учебно-ситуативной роли состоит в том, что она побуждает учащегося к самостоятельному продуцированию текста. Учебно-ситуативная роль ближе всего по своим особенностям к роли в условиях детской ролевой игры. Однако полного тождества не наблюдается и в этом случае. Различия обусловлены тем, что учебный процесс всегда направляется, регулируется преподавателем, который предлагает учащимся ситуации, выдвигая, таким образом, задачу, решаемую в рамках учебной роли. Роль определяет и модальную программу высказывания.
Таким образом, роль является одним из наиболее экономных способов накладывания ограничения на содержание и форму высказывания, и это позволяет говорить о её программирующей функции.
Удачно подобранная роль также оказывает побуждающее к общению воздействие. Из психологической литературы известно, что ведущими мотивами для учащихся являются мотивы, связанные с потребностью общения, а также самоутверждения. Мотивы в значительной степени реализуются через роль. Интересные и престижные роли вызывают у учащихся мотивационную готовность к речевым действиям, которые направлены на формирование умения мобилизовать усвоенный речевой материал для общения в конкретных коммуникативных целях.
Одно из исходных положений суггестопедии состоит в том, что принятые роли позволяют устранять такие факторы, как стеснение, страх, скованность, тревожность, избегать стрессовых состояний. Создается непринужденная обстановка, ситуация благоприятного личностного общения. Возможность «спрятаться за роль» позволяет учащимся освободиться от страха показать незнание, показаться смешными. А именно этот страх, как известно, формирует «психологический барьер», сковывающий школьников, создающий эмоциональную напряженность. Таким образом, роль, управляя эмоциональным состоянием учащихся, выполняет защитную функцию.
Хотя возможности использования ролевого общения для овладения элементами культуры страны изучаемого языка в условиях средней школы весьма ограничены, в тех случаях, когда проигрывает взятую из текста учебника или книги для чтения роль носителя языка учащийся, его ролевое поведение обогащается некоторыми элементарными правилами социального диалога страны, на языке которой он говорит. Это выражается в функции вторичной социализации роли [27].
В социологии и теории общения рассматривается возможность влияния роли на личность ее носителя. Эта черта ролевой деятельности особенно значима в детском коллективе. Опыт проигрывания ролей людей искренних, честных, справедливых, активных, волевых, смелых влияет на формирование характера подростка, так как затрагивает его эмоциональную сферу, заставляет сопереживать этим героям, вместе с ними (или вместо них) отстаивать добро. Ярко и эмоционально окрашенные нравственные поступки, включенные в целостную систему образа, с которым учащийся соотносит себя, вызывает «возмущение чувств», заставляя «измерять жизнь приобретенными мерками». Нормы, которые включены в принятую учащимся роль, становятся в процессе ее проигрывания источником развития морального поведения самого учащегося. Сказанное дает нам основание выделить воспитательную функцию роли. Одна из воспитательных возможностей роли состоит в том, что она может помочь педагогу решить одну из важнейших задач формирования системы личных ценностей подростка - помогать подростку осваивать ценности мира взрослых, вводить его в этот мир [25].
2.3. План-конспект урока
Учебно-методическая задача урока:
Целевая установка:
Комплексные цели урока:
Воспитательные задачи урока:
Общеобразовательные задачи урока:
Развивающие задачи урока:
Тематика содержания учебных материалов:
Оснащение урока:
Место урока в изучении темы:
1. Приветствие.
Учитель: Good morning. How are you, Dima?
Ученик: I'm fine, thanks, and you?
Учитель: I'm fine, too, thanks. (How's life? How are you getting on? How are things?)
2. Выяснение числа, дня недели, погоды. Повторение времен, прилагательных и степеней сравнения прилагательных.
Учитель: First of all I would like to know what date it is today?
Ученик: Today is the twenty-third of November.
Учитель: What day is it today?
Учитель: It's Wednesday.
Учитель: What is the weather like today?
Ученик: It's very nice. It's warm and sunny.
Учитель: What was the weather like yesterday?
Ученик: It was terrible. It was windy and cold.
Учитель: Is the weather today as cold as it was yesterday?
Ученик: No, it's much warmer.
Учитель: Who knows the forecast for tomorrow?
Ученик: They say that it will be changeable: it will be cool and dull in the morning, and warm and clear in the afternoon.
3. Объявление темы, плана урока.
Учитель: Today we'll go on our theme "Royal London". First we'll train our tongues, after that we'll review the sightseeings of London, then we'll check your homework. Later we'll work with video, the London map, train grammar structure “Have you ever been?” and train exclamatory sentences in exersises.
And now let's begin our lesson. Say after me:
Now let's pronounce the Tongue-twister Challenge on page 108.
Three gray geese in the green grass grazing,
Grey were the geese and green was the grazing.
Now let's revise the London sights:
Учитель: Buckingham Palace, Albert Hall, St. Paul's Cathedral, the Houses of Parliament, Big Ben, Tower Bridge, Westminster Abby, Fleet Street, Whitehall with Government Offices, Downing Street, 10, Hide Park.
Now lеt's check your homework and remember some facts from Royal London life.
After this I would like you to watch a filmstrip about London. But, of course, you shouldn't have a rest, but try to remember all names of the sightseeings you have already heard. Is the sound clear enough? Now look this way, please.
Учитель: Well, what have you seen there?
Ученик 1: The Houses of Parliament and Big Ben.
Ученик 2: Hide park and Speakers' Corner.
Ученик 3: White Tower and ravens (etc.).
Учитель: Good. I think it was very interesting to watch them! Now look at this map. Find any place of interest you like and ask your neighbour if he or she has ever been to it or if he or she has ever seen it.
Ученик 1: Have you ever been to Natural History Museum?
Ученик 2: No, I haven't (etc.).
Ученик 3: Have you ever seen Albert Memorial?
Ученик 4: Yes, I have (etc.)
Учитель: Who hasn't answered a question yet? O.K. The next exercise will be the following.
Учитель: Looking at this map I would like you to add one more question and, of course, the answer. Please find out what is this place famous for and answer this question. Who wants to begin?
Ученик 1: Have you ever seen St. Paul's Cathedral?
Ученик 2: No, I haven't. But why do you ask me, what is it famous for?
Ученик 1: It was built by the famous English architect Sir Christopher Wrem and it took him 35 years.
Ученик 3: Have you ever seen Albert Memorial?
Ученик 4: No, I haven't. But what is it famous for?
Ученик 3: Have you heard about Queen Victoria and Prince Albert?
Ученик 4: Yes, Queen Victoria ruled for 64 years! She married a German, Prince Albert.
Ученик 3: So you should know, that this place reminds us of their love (etc.).
Учитель: O.K. Thank you very much. It was interesting and useful information, wasn't it?
And now let's revise exclamatory sentences. What words help us to make such sentences?
Ученик: What and how.
Учитель: Quite right. For the last thing today, let's do exersise № 29 on page 135 part a).
Информация о работе Теоретическое обоснование проблемы обучения диалогическим высказываниям