Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 07:56, реферат
Тема социального прогресса является стержневой в социологической мысли. На пороге третьего тысячелетия в эпоху глобальных трансформаций социальной жизни процессы, происходящие в обществе, требуют коренного переосмысления именно с точки зрения определения степени их прогрессивности, то есть выявления таких изменений в социальной сфере, при которых общество или его отдельные элементы переходят на более высокую ступень развития, что сопровождается смягчением социальных противоречий и конфликтов, упрочением социальных связей, улучшением условий жизни все более широких масс.
Тема социального прогресса
Прогрессивное развитие системы
Заключение
Список литературы
Хотя сила эта формируется
не как арифметическая сумма стремлений
всех членов общества, и не всегда этот
процесс обходится без
Прогресс системы «общество
– природа» определяется прогрессом
общественного сознания: постоянным
пополнением накапливаемых
Все эти знания накапливаются
в форме научных теорий, производственных
технологий, разнообразных продуктов
производства, т.е. в форме продуктов
деятельности всех поколений образующих
общество индивидов, продуктов, которые
непосредственно или
То есть продукты деятельности
индивидов по существу являются овеществленными
знаниями, которые посредством
Но овеществленные знания общественного сознания – мертвый, не способный к саморазвитию объект.
Живые, способные к саморазвитию, знания это знания индивидуального сознания.
Поэтому основная форма общественного сознания это совокупность знаний образующих общество индивидов.
А развитие общественного сознания это не только увеличение объема овеществленных знаний, но и прежде всего постоянное из поколения к поколению увеличение субъективных знаний образующих общество индивидов.
Процессу объективизации субъективных знаний предшествует процесс субъективизации объективных знаний – процесс приобретения индивидом части накопленных обществом знаний, на базе которых индивид в процессе самостоятельной исследовательской деятельности может приобрести новые знания.
Возможность приобретения индивидом
новых знаний по какому-либо вопросу
определяется не только его интеллектуальными
возможностями, но и обладанием уже
накопленных человечеством
Поэтому, кроме процессов приобретения знаний индивидуальным сознанием и объективизации этих знаний, – процессов, определяющих прогресс системы «общество – природа», – невероятно важным для прогресса этой системы, особенно для скорости его протекания, является процесс распространения добытых отдельными индивидами знаний.
Так как этот процесс, кроме того, что сам является процессом непосредственного развития общественного сознания, он еще и создает базу для дальнейших открытий другими индивидами. И чем шире процесс распространения знаний, т.е. чем больше индивидов включается в процесс развития общественного сознания, тем больше скорость прогресса системы «общество – природа».
Деятельность индивидов, в процессе которой происходит открытие новых знаний, их объективизация и распространение, в процессе которой происходит развитие системы «общество – природа», всегда направлена на удовлетворение их собственных потребностей, даже если это забота об удовлетворении потребностей других людей.
Поэтому источником процесса развития общественного сознания, источником прогресса системы «общество – природа» является развитие диалектической системы, являющейся основой онтогенеза индивида.
Это система «потребность – деятельность», диалектической формой развития, которой является индивидуальное человеческое сознание – физиологический процесс, обеспечивающий приобретение индивидом знаний о действительности и на базе этих знаний организующий деятельность индивида, направленную на удовлетворение его потребностей.
Человеческое общество в целом, как и отдельные государства можно представить в виде диалектической системы «индивид – индивид», различные формы отклонения от состояния равновесия которой, образуют все внутриобщественные (социальные) противоречия.
Это межличностные или индивидуальные противоречия, межгрупповые, классовые и межгосударственные противоречия.
Понятно, что системы «класс – класс», «государство – государство» являются производными формами системы «индивид – индивид», ибо формируются посредством объединения индивидов в группы, классы и государства.
Абсолютно все акты деятельности
человека своей целью имеют
Поэтому, в конечном счете, все социальные противоречия возникают по поводу неодинаковой степени удовлетворения индивидами, классами, нациями своих потребностей, что через «борьбу», имеющую характер сравнения, системы «мое – не мое», может привести к «борьбе» противоположностей систем: «индивид – индивид», «класс – класс», «государство – государство».
И эта «борьба» может принимать форму разнообразнейших конфликтов – от беззлобной зависти между индивидами до военных действий между государствами.
В конечном счете, все социальные противоречия определяются отклонением от состояния равновесия системы «индивидуализм – коллективизм».
Имея в виду, что эти побуждения рождаются не только индивидуальным сознанием, но и общественным сознанием классов, наций, государств.
Под индивидуализмом имеется
в виду стремление класса, нации, государства
к удовлетворению своих классовых,
национальных, государственных интересов,
а под коллективизмом – способность
класса, нации, государства осознать
необходимость ограничения
Например, несмотря на, казалось
бы, высокую степень
Это, например, касается вопроса о наличии права для этого большинства наций иметь свое независимое национальное государство, тогда как некоторые нации лишаются этого же права этим же большинством.
И хуже всего то, что эта
дикость зафиксирована в
С момента рождения человеческого общества и по сей день, главной проблемой, рождающей подавляющее большинство социальных противоречий, является проблема распределения между индивидами, классами, нациями и государствами жизненных благ.
И потому социальный прогресс,
с момента рождения человеческого
общества и по сей день, есть прогресс
системы распределения в
И потому подавляющее большинство социальных революций, с момента рождения человеческого общества и по сей день, имели своей целью более справедливое распределение жизненных благ между членами общества.
Прогресс системы «индивид
– индивид» это, прежде всего, совершенствование
системы распределения
В закономерностях развития социальных диалектических систем и несоциальных есть очень важное отличие.
Отклонение от состояния равновесия любой несоциальной системы сразу же, автоматически, ведет к рождению «борьбы», направленной на устранение этого неравновесия.
Отклонение же от состояния равновесия социальной системы не ведет к автоматическому рождению «борьбы», т.к. разрешение социальных диалектических противоречий всегда опосредовано сознанием образующих системы индивидов, классов, наций и государств, сознанием, организующим и контролирующим разрешение социальных противоречий.
Например, при отклонении от состояния равновесия системы «потребность – деятельность» (диалектической формой развития которой является индивидуальное сознание), т.е. с рождением потребности организма при нарушении его гомеостаза, рождение «борьбы» (в данном случае, рождение деятельности, направленной на восстановление гомеостаза организма) осуществляется в следующем порядке.
Первое – осознание
индивидом своего состояния, положения
(осознание рожденной
Второе – осознание путей, форм, методов удовлетворения этой потребности.
Третье – организация практической деятельности для удовлетворения этой потребности.
То есть по существу отклонение от состояния равновесия системы «потребность – деятельность» происходит не при нарушении гомеостаза организма, а при осознании индивидом рожденной этим нарушением потребности, (понятно, что речь здесь идет об осознаваемых человеком потребностях).
Точно также и отклонение
от состояния равновесия системы
«индивид – индивид» и ее производных
форм определяется, например, не самим
фактом эксплуатации человека человеком,
а осознанием этого факта
Если же этот факт осознан, например, только эксплуататорами – «борьба» проявляется лишь в форме пропаганды эксплуататоров, где существующие производственные отношения, позволяющие осуществлять эксплуатацию, преподносятся как верх совершенства.
И только когда происходит осознание эксплуатируемыми факта их эксплуатации, когда происходит открытие знаний о возможности организации новых производственных отношений, исключающих существующие формы эксплуатации, только после этого рождается «борьба» в форме каких-то конкретных способов борьбы эксплуатируемых за преобразование производственных отношений.
Эксплуатация человека человеком сопровождает человечество с первых шагов его зарождения.
Например, в охотничьих, плужноземледельческих, скотоводческих племенах, т.е. в племенах, где основные продукты питания производились мужчинами, осуществлялась их эксплуатация женщинами посредством определяемого матриархатом равнообеспечивающего (первобытнокоммунистического) распределения продуктов при неравном трудовом вкладе мужчин и женщин в их производство.
Именно в этих племенах произошли первые в истории развития человеческого общества социальные революции, определившие переход этих племен от матриархата к патриархату – от власти женщины-матери к власти мужчины-лидера, от первобытного коммунизма к первобытному социализму.
Эксплуатация человека человеком не может осуществляться иначе, как только посредством различным образом организованной власти эксплуататора над эксплуатируемым.
Этот факт наиболее очевиден на классовом этапе развития общества, где власть эксплуататоров над эксплуатируемыми закрепляется посредством государственного аппарата.
Это рабовладельческие государства, феодальные и капиталистические государства, периода так называемого классического капитализма.
Современные государства
развитого, цивилизованного капитализма
имеют довольно сильные институты
социальной защиты малоимущих слоев
населения, институты, перераспределяющие
доходы от высокодоходных граждан в
пользу низкодоходных и снижающие
таким образом своей
Эксплуатация мужчин женщинами при естественном разделении труда между ними, определившим неравный трудовой вклад мужчин и женщин в производство основных жизненных благ, осуществлялась посредством власти в форме авторитета матери, пропагандирующей и поддерживающей (формирующей) соответствующие правоотношения и таким образом обеспечивающей соответствующее её равной привязанности ко всем своим детям равнообеспечивающее распределение жизненных благ.
Уничтожение этой формы эксплуатации
не могло происходить иначе, как
только посредством осознания
Осознание происходит посредством открытия всех этих знаний индивидуальным сознанием и их распространением в мужских коллективах, где появляются свои лидеры, пропагандирующие новые производственные отношения, которые, естественно, не могли развиваться в своей старой диалектической форме – авторитета матери. В связи с чем начинается борьба за власть, породившая такие обычаи, как раздельное поселение мужчин и женщин, тайные мужские и женские союзы, тайные языки (2).
Мужчины, имея большое преимущество – производство основных жизненных благ, завоевывают власть в племени.
Учреждаются новые производственные отношения, породившие обычаи «добровольной смерти» престарелых родителей, умерщвление малолетних детей в трудные периоды жизни племени (3). То есть внедряется принцип: кто не работает – тот не ест.