Теория социального прогресса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 07:56, реферат

Описание работы

Тема социального прогресса является стержневой в социологической мысли. На пороге третьего тысячелетия в эпоху глобальных трансформаций социальной жизни процессы, происходящие в обществе, требуют коренного переосмысления именно с точки зрения определения степени их прогрессивности, то есть выявления таких изменений в социальной сфере, при которых общество или его отдельные элементы переходят на более высокую ступень развития, что сопровождается смягчением социальных противоречий и конфликтов, упрочением социальных связей, улучшением условий жизни все более широких масс.

Содержание работы

Тема социального прогресса
Прогрессивное развитие системы
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

МИНОБРНАУКИ РОССИИ.docx

— 48.69 Кб (Скачать файл)

В мотыжноземледельческих и во всех других племенах, где естественное разделение труда не породило эксплуатации мужчин женщинами, матриархат уступил место патриархату много позже, а именно в период рождения грабительских походов племен друг на друга, т.е. опять же в период, когда мужчины стали «производить» посредством грабежа основные жизненные блага.

Племена, где трудовой вклад  мужчин и женщин в производство жизненных  благ был примерно равным и которые  в силу тех или иных обстоятельств  оставались в стороне от грабительских  войн, и поныне остаются матриархатными.

Система распределения благ в соответствии с трудовым вкладом, уничтожая первобытнокоммунистическую форму эксплуатации, создает возможность накопления различных ценностей отдельными индивидами, отдельными моногамными семьями. Эти семьи стали тяготеть самостоятельному ведению хозяйства, когда отпала необходимость в коллективном способе производства жизненных благ.

Но значительному выделению  отдельных семей своими богатствами  среди сородичей препятствовал  родоплеменной коллективизм и родственные  узы родоплеменной власти с членами  племени.

Поэтому рождались такие  обычаи, как периодическое раздаривание или уничтожение ценностей богатых семей. Иногда уничтожались и сами владельцы ценностей (4).

То есть рождалась новая  форма эксплуатации – эксплуатация более способных в плане производства жизненных благ индивидов менее  способным.

Уничтожение этой формы эксплуатации могло быть осуществлено только посредством  уничтожения родоплеменных обычаев, традиций и форм организации родоплеменной  власти, т.е. опять же посредством  уничтожения старой диалектической формы развития правоотношений между  членами общества, что и стало  осуществляться посредством разложения племени на отдельные моногамные семьи.

Вместе с рождением  возможности накопления отдельными семьями различных ценностей  рождаются грабительские войны.

Поэтому вместе с разложением  родоплеменных обществ, для организации  и отражения набегов образовываются территориальные (соседские) общины.

Форма власти этих общин  – военная демократия во главе  с военным предводителем, который  был в первую очередь заинтересован  в свободе накопления отдельными семьями ценностей, и потому пропагандировал  соответствующие правоотношения, что, в конечном счете, привело к рождению имущественного неравенства, рабского или наемного труда и частной  собственности на средства производства.

Общество раскалывается  на классы. Рождаются классовые формы  эксплуатации.

Новые производственные отношения  не могут рождаться и развиваться  иначе, как только в своей новой  диалектической форме – новой  власти, которая, как правило, вначале  не может быть иной, как только неформальной властью в виде авторитета революционеров-лидеров.

Эти лидеры, пропагандируя  новые производственные отношения  и критикуя старые, революционизируют  общественное сознание и организовывают революционную борьбу за смену производственных отношений.

«Самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что прежде чем строить  ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове» (5).

Именно в такой последовательности организовывается строительство всего  того, что строится в человеческом обществе, включая строительство  новых производственных отношений.

Деятельность индивида, –  которая имеет целью удовлетворение его потребностей, – организовывается его сознанием, в котором вначале  рождается образ этой деятельности.

Деятельность различных  групп индивидов, – которая имеет  целью удовлетворение их потребностей, – организовывается общественным сознанием  той или иной группы индивидов, где  вначале рождается образ этой деятельности в виде определенных идей и теорий, рожденных отдельными индивидами, затем внедренных в общественное сознание этой группы.

Сначала родилась революционная  идея: не убивать пленных, а использовать их для производства жизненных благ. Затем эта идея, овладевая сознанием  остальных членов общества, становится движущей силой развития рабовладельческих  производственных отношений.

Сначала родилась революционная  идея: все земли объявить собственностью господина, а с арендатора брать  часть произведенных им благ. Затем  стали развиваться феодальные производственные отношения.

Сначала родилась революционная  идея: посредством частной собственности  на средства производства и наемного труда производить товары, цена которых  с излишком покрывает все издержки их производства. Затем стали развиваться  капиталистические производственные отношения.

Сначала родилась революционная  идея: посредством диктатуры пролетариата и огосударствления всех средств производства распределять произведенные жизненные блага в соответствии с трудовым вкладом в их производство. Затем развитие этих производственных отношений показало ошибочность этой идеи.

Сначала родилась революционная  идея: распределение доходов в  соответствии с трудовым вкладом  в их производство можно организовать посредством коллективно-долевой  формы собственности на средства производства, рыночной экономики и  совершенствования демократических  форм организации общества. Затем  внедрение этой идеи в практику положит  начало строительства социалистических производственных отношений.(6).

Таким образом, в основе социального  прогресса, как и прогресса вообще, лежит прогрессивная идея.

Напомним: в мире нет ничего, кроме материи.

Идея, мысль, сознание – не менее материальные явления, чем бронзовый бюст мыслителя.(7).

Так что, теория прогресса, где  движущей силой является прогрессивная  идея, не является идеалистической  теорией.

Деятельность индивида определяется его сознанием, организующим эту  деятельность после осознания рожденной  потребности и путей ее удовлетворения.

Но что касается путей  удовлетворения тех потребностей, которые  порождаются социальными противоречиями (например, пути совершенствования  системы распределения благ в  обществе) – то осознать (открыть) эти  пути нисколько не проще, чем делать открытия в любой другой области  знаний, где открытия делаются лишь как редкое исключение параллельно  несколькими людьми, а, как правило, одним человеком, с последующим  распространением открытых знаний среди  остальных членов общества.

Поэтому подавляющее большинство  людей приходит к осознанию путей  совершенствования производственных отношений не в процессе самостоятельного осмысления своего социальноэкономического положения, а в процессе восприятия революционных идей, разрабатываемых и пропагандируемых лидерами-революционерами.

Исходя из чего, можно  утверждать, что не верна мысль о том, что революционная деятельность людей определяется их социально-экономическим положением.

Социально-экономическое  положение людей определяет лишь предрасположенность их сознания к  восприятию революционной или контрреволюционной пропаганды.

Революционизация или контрреволюционизация сознания подавляющего большинства людей происходит в процессе пропаганды соответствующих идей и теорий, разрабатываемых лидерами соответствующих социальных сил.

Да, историю делают массы. Но массами управляют лидеры.

Влияние личности на развитие социальных процессов тем больше, чем большее влияние оказывает  эта личность на сознание отдельных  людей и таким образом на общественное сознание групп, классов и наций.

Определяющим моментом развития общества (как развития системы «общество  – природа», так и развития системы  «индивид – индивид») является развитие общественного сознания, развитие которого осуществляется посредством внедрения  в сознание членов общества и, через  их деятельность, в практику общественных и экономических отношений разнообразных  открытий, сделанных отдельными членами  общества – малыми и большими личностями.

Если социальный прогресс определяется всего лишь успешной революционизацией общественного сознания, а насколько она будет успешной, определяется результатом противоборства революционной и контрреволюционной пропаганды, чем же в таком случае определяется наблюдаемая в истории развития человечества неизбежность социального прогресса.

Неизбежность социального  прогресса определяется неизбежностью  победы (в конечном счете, независимо от возможных частных поражений) революционной пропаганды за счет того, что она в основном отражает истину: о факте эксплуатации, о ее механизмах, о возможности построить производственные отношения, исключающие существующие формы эксплуатации и т.д. А контрреволюционная пропаганда в основном отражает ложные представления о действительности: об отсутствии эксплуатации, о том, что дальнейшая демократизация ведет  к хаосу, идеализирует существующие производственные отношения и т.д.

Поэтому, даже просто общее  развитие общественного сознания эксплуатируемых  и естественные (нецеленаправленные) формы распространения революционной  информации, в конечном счете, неизбежно  приведет их к осознанию истины.

Хотя иногда при очень  талантливой контрреволюционной пропаганде общественное революционное сознание может переживать в своем развитии регрессивные моменты, однако бесконечно долго дурачить народ невозможно.

Неизбежность прогрессивного развития общественного революционного сознания в частности определяется неизбежностью прогрессивного развития общественного сознания в целом.

То есть как неизбежно  развитие (открытие и распространение) знаний о действительности в целом, точно также неизбежно развитие (открытие и распространение) знаний о путях уничтожения существующих в обществе форм эксплуатации в частности.

Движущей силой социального  прогресса является потребность  людей в социальной справедливости, и эта потребность, точно также  как и все другие, может быть удовлетворена только при полном осознании путей и способов ее удовлетворения по воле имеющих эту потребность людей.

И вне их воли и сознания нет никакой силы, способной детерминировать  направленную на удовлетворение этой потребности деятельность, как отдельной  личности, так и различных их объединений.

Что касается формулы социального  прогресса Маркса: развивающиеся  производительные силы общества, перерастая производственные отношения, сбрасывают их и рождают новые – то она  верна, но лишь с поправкой Ленина: «главной производительной силой всего  человечества является человек, трудящийся» (1).

Главным моментом развития производительных сил человечества является развитие общественного сознания в направлении осознания того, что базирующиеся на данной форме  собственности производственные отношения  в своем развитии достигли предела.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

  1. При рассмотрении триады "человек - культурно-исторический тип - всечело-вечество" как основных субъектов социального прогресса нами было выявлено, что достаточно часто место конкретного человека как субъекта прогресса в этой триаде занимает коллектив, как некая социокультурная общность, или государство. Таким образом, господствующим в российской социологической мысли второй половины 19 - начала 20 веков становится социологический антииндивидуализм. Фактором социального прогресса человек мог быть не как отдельная индивидуальность, а как член коллектива, разделяющий его социально-государственный и даже нравственный идеал. Основную ценность он представляет собой как гражданин, жертвующий ради общества своими правами и свободами, часто материальным благополучием и даже жизнью. А.И. Кравченко Социология: Общий курс: Учебное пособие для вузов. – М.: ПЕРСЭ; Логос, 2002.– 271 с.

 

Противоречие между этическим  индивидуализмом и социологическим антииндивидуализмом, существовавшее в отечественной обществоведческой мысли, могло выявляться в виде выведения человека из исторического процесса, признания антагонистичности прогресса личности и прогресса общества, а также резкого расхождения реальной действительности и идеала человека, для которого требовалось его онтологическое преображение.

Исследование таких массовых субъектов социального прогресса  как человечество в целом и  отдельное национально-культурное образование, а также анализ такой  проблемы как соотношение исторического  процесса и социального прогресса  в отечественной социологической  мысли исследуемого периода нами рассматривались с позиций их эволюции от эволюционистской парадигмы  объяснения процессов социальной динамики к плюралистической.

Информация о работе Теория социального прогресса