Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 04:34, курсовая работа
Актуальность темы исследования. В переходный период развития общества становится очевидным, что на пути возрождения России первоочередными являются подъем территорий, раскрепощение их внутренних сил при одновременном укреплении центра. Решение вопросов формирования гражданского общества, целостности российского государства, развертывание демократического механизма функционирования политической власти все в большей мере перемещаются в муниципалитеты.
Введение______________________________________________________3
1. Понятие, сущность и виды социальных ресурсов___________________9
2. Особенности управления социальными ресурсами на муниципальном уровне________________________________________________________21
3. Анализ технологий управления социальными ресурсами в практике муниципального управления.
Реализации потенциала местного сообщества_________________________30
4. Формы поддержки ТОС со стороны муниципальной власти. Реализация социальных проектов ТОС_______________________________________55
Заключение___________________________________________________62
Список использованных источников________________________________63
Основополагающей предпосылкой
подключения муниципальных
Таким образом, в современной
отечественной и зарубежной литературе
сложилось несколько концепций
понимания и исследования ресурсов
в контексте целей и задач
социологии управления. Это концепции
человеческого фактора, человеческих
ресурсов, человеческого потенциала,
человеческого капитала, социального
капитала. Необходимо отметить, что
данные концепции взаимодействуют
и дополняют друг друга и выражают
различные структурные и
Социальные ресурсы
Социальные ресурсы - это не только частично, но и целиком возобновляемые ресурсы. Используя, к примеру, состязательный ресурс, мы отнюдь не уменьшаем и не уничтожаем его, а, напротив, оставляем в целости и сохранности и даже наращиваем. Чем активнее используем соревновательный ресурс, тем в большей мере способствуем его развитию.
В современных условиях задачей
управления социальными ресурсами
муниципального образования является
необходимость выявления и
Анализируя особенности управления социальными ресурсами на муниципальном уровне необходимо отметить, что в качестве руководящих ориентиров принимаются определенные принципы. Оптимальное управление социальными ресурсами муниципального образования возможно на основе соблюдения следующих принципов: приоритетов, гуманизации, баланса интересов, баланса целевых ориентаций, баланса текущих и перспективных целей, системности, нормативного принципа, рациональности, дифференцированного подхода, адресной социальной поддержки, обратной связи.
3. Анализ технологий управления социальными ресурсами в практике муниципального управления. Реализация потенциала местного сообщества
Вопросы управления социально-экономическим
развитием местных сообществ
приобретают все большую
Проблема участия местных
сообществ в местном
Во-первых, местное сообщество
как субъект местного самоуправления.
По сути дела, такая постановка вопроса
делает тему местного сообщества синонимичной
теме местного самоуправления как такового.
Рассматривать население
Во-вторых, местные сообщества как единицы и организованности социально-культурной ткани места. Эта постановка требует внимательного анализа того, как устроена социально-культурная ткань места, какие организованности ее складывают, как они возникают, живут, исчезают, как оформляются, как взаимодействуют и т.д. Все это очень важно для реального понимания жизни места и ответа на вопрос о механизмах, адекватных природе места и способных работать на складывание "местного сообщества".
В-третьих, формы участия
местных сообществ в местном
самоуправлении. Эта постановка вопроса
о местных сообществах обращает
к вопросу о формах организации
и механизмах местного самоуправления,
позволяющих включить интересы и
потенциал местных сообществ
в процессы принятия управленческих
решений. Другой стороной этого вопроса
является организация профессиональной
деятельности муниципального управления,
применительно к данному
На сегодняшний день огромные
совокупные ресурсы, которые сосредоточены
на территориях местных сообществ:
природные, народнохозяйственные, информационные,
интеллектуальные, культурные и другие,
прежде всего социальные, — используются
неэффективно. Местные сообщества,
располагая богатыми ресурсами, не обеспечивают
свое население условиями для
достойной жизни. В этом заключается
главное противоречие современного
состояния нашего общества. Разрыв,
между имеющимся ресурсным
Реализация задач развития
и наращивания человеческого
потенциала, вложения средств в укрепление
физического здоровья, образование,
культурное развитие населения, социальную
поддержку отдельных категорий
граждан способствует наращиванию
и эффективному использованию социальных
ресурсов муниципального образования.
Все это требует
Если говорить о такой форме реализации социальных ресурсов, как политические партии, то необходимо отметить, что они проявляют активность на местном уровне далеко не всегда. Все остальные перечисленные местные сообщества могут быть юридически оформленными и неоформленными.
ТОС и другие местные сообщества принимают участие в выработке муниципальной политики и в муниципальном управлении и готовы нести субсидиарную ответственность с муниципальной властью лишь в той мере, в которой это будет отвечать их интересам. Поэтому местная власть должна знать типы и состав местных сообществ, имеющихся в данном муниципальном образовании, внимательно изучать их интересы и потенциал и уметь работать с каждым из них.
Информированность населения
является важнейшей предпосылкой использования
человеческого ресурса в
Важным индикатором мнения населения о деятельности органов местного самоуправления служат муниципальные выборы.
Хорошая информированность населения о положении дел в муниципальном образовании и о перспективах его развития составляет основу «информированного согласия», когда люди знают, понимают и поддерживают муниципальную власть. Каналы информирования населения о политике и практической деятельности муниципальной власти исключительно разнообразны. Основные из них — личные встречи руководителей с населением, информационные стенды, справочно-информационные материалы, «горячие линии», справочно-информационная служба, средства массовой информации, библиотеки и т. п..
Личные встречи главы
муниципального образования, депутатов,
руководителей органов и
Справочно-информационные материалы
могут выпускаться в
Главы и другие должностные
лица муниципальных образований
могут проводить тематические «горячие
линии» с населением, обычно по телефону.
Такая форма общения позволяет
жителям не только получать оперативную
информацию из первых рук, но и помогает
руководителям местной
Отдельные вопросы решаются
с помощью справочно-
Среди всех форм информирования
населения особо выделяются печатные,
радио и телевизионные средства
массовой информации (СМИ), чаще всего
принадлежащие частным
Одной из форм информирования
населения могут стать
Население должно быть хорошо
информировано не только о ситуации
в своем муниципальном
Гласность в муниципальном
управлении и информированность
населения способствуют в конечном
итоге превращению обывателя
в гражданина. Рассмотрим механизмы
взаимодействия органов местного самоуправления
с некоммерческими
Учитывая значительный потенциал некоммерческих организаций как формы концентрации социальных ресурсов в решении местных проблем, органы местного самоуправления должны быть заинтересованы в налаживании эффективного взаимодействия с ними. Тем самым снижается социальная напряженность в муниципальном образовании, экономятся бюджетные средства за счет передачи ТОС некоторых административных функций, привлекаются дополнительные (от отечественных и зарубежных благотворительных фондов) источники финансирования путем создания силами ТОС социально значимых проектов и программ и получения грантов на их реализацию, использования ресурсов благотворительности и потенциала волонтерской деятельности.
Существуют различные формы взаимодействия муниципальных органов с ТОС и их поддержки. Чаще всего эти формы подразделяют на экономические и неэкономические.
В настоящее время в России целесообразная хозяйственная жизнь в местном сообществе, многообразная жизнедеятельность проживающих здесь людей не может регулироваться сверху. Главная задача центрального управления - не мешать местному сообществу развивать местное хозяйство, создавать условия и систему мотиваторов для налаживания социальных связей, улучшения самочувствия людей, их психического и физического здоровья.
Мировой и отечественный опыт показывают, что никто лучше проживающих там людей свои проблемы не решит. Однако сегодня в России установилась кривая вертикаль центральной власти, которая парализовала как социально-экономическую, так и духовно-культурную деятельность в этой первичной ячейке жизни людей.
Возрождение местного хозяйства, социальных связей, культуры в местном сообществе, формирование любви к своему краю - центральное звено в концепции муниципального менеджмента и его идеологии корпоратизма.
Местное сообщество, сохраняющее
теплоту человеческого общения,
непосредственного