ТОС как социальный ресурс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 04:34, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. В переходный период развития общества становится очевидным, что на пути возрождения России первоочередными являются подъем территорий, раскрепощение их внутренних сил при одновременном укреплении центра. Решение вопросов формирования гражданского общества, целостности российского государства, развертывание демократического механизма функционирования политической власти все в большей мере перемещаются в муниципалитеты.

Содержание работы

Введение______________________________________________________3
1. Понятие, сущность и виды социальных ресурсов___________________9
2. Особенности управления социальными ресурсами на муниципальном уровне________________________________________________________21
3. Анализ технологий управления социальными ресурсами в практике муниципального управления.
Реализации потенциала местного сообщества_________________________30
4. Формы поддержки ТОС со стороны муниципальной власти. Реализация социальных проектов ТОС_______________________________________55
Заключение___________________________________________________62
Список использованных источников________________________________63

Файлы: 1 файл

ТОС КР.docx

— 107.61 Кб (Скачать файл)

Обобщая проблемный анализ, отметим, что, в отношении местного самоуправления решаются две задачи - обеспечение гарантий местного самоуправления и выработка единой государственной  политики в сфере местного самоуправления. Указанные задачи решаются несколькими  способами. Во-первых, на федеральном  уровне законодательно устанавливаются  общие принципы организации местного самоуправления, что сделано принятием  соответствующего федерального закона.

Во-вторых, федеральные органы государственной власти принимают  программы государственной поддержки  местного самоуправления. Такие программы  приняты и реализованы или  реализуются.

В-третьих, в обеспечение  Федерального закона «Об общих принципах  организации местного самоуправления Российской Федерации» должен быть принят пакет федеральных законов.

Однако указанные законодательные  акты не содержат конкретных инструментов по налаживанию взаимодействия местных  органов власти с населением муниципального образования. Следовательно, данный вопрос нуждается в дальнейшем усовершенствовании.

На сегодняшний день существует необходимость реализации не просто отдельных мер борьбы с манипуляцией, а создание целостной системы  защиты местного населения от манипулятивных технологий управления. Такая система  защиты должна, прежде всего, исходить из концепции публичного управления, что предъявляет к современным муниципальным образованиям такие требования, как открытость органов управления; возможность самоорганизации жителей муниципального образования; предоставление населению средств, достаточных для влияния на принятие управленческих решений; возможность выбора населением поставщиков предоставляемых услуг; организация и стимулирование систематической обратной связи населения и муниципальных органов власти.

Главными условиями публичности  являются свободный доступ населения  к информации о работе органов  местного самоуправления и социальная активность граждан. Однако, реализация этой системы только «сверху» не приведет к решению проблемы, необходимы объединение  усилий, консолидация местного сообщества и властных структур. Последнее возможно лишь при равенстве положений  субъекта и объекта управления в  системе управленческих отношений.

Тем самым, можно сказать, что социальный ресурс во многом является определяющим. Его использование позволяет правильно определить цели местного сообщества, с учетом коренных интересов населения наметить пути их достижения и сконцентрировать ресурсы на главных направлениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Формы поддержки ТОС со стороны муниципальной власти. Реализация социальных проектов ТОС.

Согласно данным опроса должностных  лиц органов власти, территориальное общественное самоуправление заслуживает поддержки в 67% городских округов, 53% городских поселений, 39% муниципальных районов, 37% сельских поселений1. Это является еще одним подтверждением более высокой востребованности этой формы участия населения в местном самоуправлении на урбанизированных территориях, где между властью и населением значительная дистанция, имеющая не только социальную, политическую, психологическую выраженность, но и конкретно физическую.

Причем предел распространения  ТОС в российских муниципальных  образованиях еще не достигнут: в 48% муниципальных образований называют эту форму в ряду наиболее эффективных  в современных условиях, хотя пока ТОС там не реализуется, а значит может быть учреждено населением (возможно, при содействии органов  местного самоуправления) и начать функционировать. В городских округах  доля муниципальных образований, где  реализуется ТОС, может увеличиться  примерно на 30% к имеющимся 49%; в муниципальных  районах – на 44% (имеется 30%); в  городских поселениях – на 57% (имеется 33%); в сельских поселениях – на 54% к 21% имеющихся муниципальных образований, где ТОС реализуется.

Формы поддержки ТОС со стороны органов местного самоуправления могут находиться в следующих  направлениях2:

1. Повышение эффективности взаимного сотрудничества органов местного самоуправления с органами ТОС путем:

- разработки правовой базы, регламентирующей деятельность ТОС;

- организации деятельности Совета по ТОС при главе местного самоуправления;

- создания и организации работы рабочих групп по направлениям деятельности ТОС;

- проведения совместных мероприятий органов местного самоуправления и органов ТОС;

- проведения конкурсов на получение грантов для поддержки общественно полезных проектов органов ТОС;

- обучения представителей ТОС;

- организации встреч должностных лиц органов местного самоуправления с населением и представителями ТОС, организация личного приема граждан в микрорайонах ТОС;

- проведения тематических семинаров, круглых столов, конференций для представителей ТОС.

2. Развитие активности населения в деятельности ТОС путем:

- разработки и выполнения общегородских целевых программ, обсуждения проблем развития территорий на общих собраниях (сходах), конференциях, обобщения поступивших предложений и доведения их до разработчиков программ;

- содействия участию в публичных слушаниях;

- привлечения к участию в мероприятиях по обеспечению сохранности жилищного фонда, санитарной очистке, благоустройству и озеленению территории муниципального образования;

- организации социально значимых работ;

- развития системы поддержки представителей ТОС: компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, материальное поощрение, награждение грамотами, благодарственными письмами и другие формы поддержки.

3. Укрепление взаимодействия между органами ТОС и малым/средним бизнесом посредством:

- оказания содействия в разработке и осуществлении совместных общественно полезных программ и инициатив;

- организации и проведения совместных мероприятий;

- обобщения и распространения положительного опыта работы органов ТОС.

4. Информационное обеспечение  деятельности ТОС, осуществляемое  в следующих формах:

- подготовка и издание брошюр, информационных бюллетеней, справочников по вопросам деятельности ТОС;

- выпуск информационных листков комитетов для населения;

- привлечение средств массовой информации к освещению опыта и результатов работы комитетов, практики взаимодействия комитетов с органами местного самоуправления, малым/средним бизнесом и населением.

Потенциал форм взаимодействия органов власти и ТОС не является до конца реализованным в муниципальных  образованиях, поскольку большинство  из этих форм получают косвенную оценку эффективности, которая превосходит  меру их распространенности. Чаще всего  в перечне наиболее эффективных  форм фигурируют общественные советы. На втором месте по частоте упоминания находится участие НКО в реализации муниципальных программ (без социального  заказа) и участие НКО в совместных с органами власти рабочих группах, переговорных площадках, согласительных и конфликтных комиссиях. На третьем  месте располагаются следующие  формы: предоставление муниципальных  грантов, предоставление НКО имущественной  поддержки от органов власти, получение  НКО информации и методической помощи от органов власти.

Чаще всего эффективность  рассматриваемых форм взаимодействия оценивается выше в городских  округах.

Практика предоставления органами местного самоуправления муниципальных  грантов получила применение в каждом третьем городском округе, в каждом пятом муниципальном районе, в  каждом десятом городском поселении  и лишь в каждом восемнадцатом  сельском поселении.

Формы поддержки и сотрудничества: 
распространенность и эффективность (мнения должностных лиц органов местного самоуправления, %)

В некоторых муниципальных  образованиях сложились разветвленные  системы поддержки ТОС со стороны  органов местного самоуправления. И  если говорить о системе в работе, то нельзя не сказать об условиях, создаваемых  мэром города для эффективности  ее работы. Вот наиболее значимые из них: поддержка социально значимых инициатив жителей через муниципальные  гранты;  поддержка деятельности ТОС, обеспечение советов ТОС помещениями и оплата затрат на их содержание; создание МУДО «Спортивный город» с целью обеспечения каждого ТОС инструктором по физической культуре и спорту; поддержка трудовых отрядов по месту жительства (питание, поощрение); поощрение актива ТОС; совершенствование взаимодействия структурных подразделений мэрии с органами ТОС и др.

 

Обратимся к основным итогам реализации социально значимых проектов органов некоторых ТОС. Совет микрорайона «Русь» отреставрировал эстрадную площадку, установил скамейки для зрителей и места отдыха для лиц преклонного возраста, для дошкольников оборудовал участок с грибком и песочницей, во дворе дома соорудил малый спортивный комплекс, состоящий из площадок для баскетбола, волейбола, минифутбола, бадминтона и гандбола. Комитет ТОС микрорайона «Центральный» возвел спортивно-игровую площадку. Совет микрорайона «Фрунзенский» организовал строительство универсальной спортивной площадки с ограждением. Совет ТОС микрорайона «Правые Чемы» благоустроил придомовую территорию с созданием зоны отдыха (цветники, скамейки, детская площадка). Совет ТОС микрорайона «Ельцовский» соорудил модули для детской площадки, организовал разбивку клумб, газонов, а также аллеи памяти воинов-афганцев. Совет ТОС микрорайона «Мало-Кривощеково» построил водовод. Совет ТОС микрорайона «Бронный» воссоздал музей им. В.И. Полосухина на базе школы, организовал наведение санитарного порядка улиц микрорайона, благоустройство территории дворов участников Великой Отечественной войны, воинов-интернационалистов. Совет ТОС 7-го микрорайона Октябрьского района организовал летний труд и отдых детей из социально незащищенных слоев населения микрорайона.

При создании концепции «Открытая  школа» соединились интересы образовательных  учреждений и ТОС в организации  целесообразного воспитательного  процесса по месту жительства. Профессиональные ресурсы центра образования и  здоровья «Магистр» используются населением по месту жительства для организации  социальной, оздоровительной, воспитательной деятельности в социуме, различных  видов сотрудничества взрослых и  детей, содействия в развитии социальных инициатив, творчества, физического  и нравственного совершенствования.

В настоящее время в  рамках концепции выстраивается  взаимодействие с ТОС по вопросам наркопрофилактики, реабилитации детей  и подростков «группы риска», развития партнерских отношений с родителями, взрослыми по месту жительства. Большая  роль отводится индивидуальной работе. Создаются общественные комиссии по делам несовершеннолетних, которые строят свою деятельность во взаимодействии с инспектором ИДН, социальными педагогами, классными руководителями, совместно посещают трудных подростков, выявляют неблагополучные семьи, составляют акты обследования жилищно-бытовых условий. Совместно с ТОС формируется автоматизированный банк данных семей, находящихся в социально опасном положении. Положительной динамикой является увеличение процента снятия с учета, а общественные комиссии при ТОС и активность общественности способствуют улучшению положения в семье.

Следует отметить такое направление  в работе ТОС как создание трудовых отрядов по месту жительства, работа и деятельность в которых создают  благоприятные условия для профилактики противоправных действий среди детей  и подростков. В Год семьи перспективное  направление - организация работы женских  клубов по месту жительства.

Еще одна форма, помогающая решать социальные проблемы по месту  жительства – спортивно-массовая, физкультурная  работа во дворах с разными возрастными  категориями граждан.

Перечисленные выше формы  решении социальных проблем не  навязаны сверху, а являются инициативой  ТОС. Задача власти – создать условия  для их реализации.

ТОС на сегодня является единственным универсальным инструментом, способным наладить взаимодействие горожан и власти по самым разным вопросам и направлениям.

Во-первых, это организованная структура, имеющая определенный материальный и кадровый ресурс, необходимый для  проведения подобной работы.

Во-вторых, ТОС уже  наладили взаимодействие со структурами  власти по самым разным направлениям — фонды социального страхования, ветеранские организации, управляющие  компании и пр. Любой гражданин, придя в свой ТОС, не только получит информацию, куда ему нужно обратиться со своей проблемой, но и может рассчитывать на помощь. Наконец, законом о территориальном самоуправлении ТОС даны огромные права по контролю работы государственных органов и управляющих компаний.

Но на данный момент этот влиятельный инструмент используется малоэффективно.

К тому же ТОС находятся  в состоянии информационного  вакуума. Давно стало понятно, что  в наше время любой проект, даже социальный, нуждается в определенном маркетинговом продвижении. Только когда про проект знают — тогда  он работает.

Информация о работе ТОС как социальный ресурс