Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 04:34, курсовая работа
Актуальность темы исследования. В переходный период развития общества становится очевидным, что на пути возрождения России первоочередными являются подъем территорий, раскрепощение их внутренних сил при одновременном укреплении центра. Решение вопросов формирования гражданского общества, целостности российского государства, развертывание демократического механизма функционирования политической власти все в большей мере перемещаются в муниципалитеты.
Введение______________________________________________________3
1. Понятие, сущность и виды социальных ресурсов___________________9
2. Особенности управления социальными ресурсами на муниципальном уровне________________________________________________________21
3. Анализ технологий управления социальными ресурсами в практике муниципального управления.
Реализации потенциала местного сообщества_________________________30
4. Формы поддержки ТОС со стороны муниципальной власти. Реализация социальных проектов ТОС_______________________________________55
Заключение___________________________________________________62
Список использованных источников________________________________63
Эта уникальная сфера может
быть восстановлена прежде всего
путем развития и оздоровления местного
хозяйства и развертывания
Необходимо также отметить,
что сегодняшняя ситуация характеризуется
крайне низким уровнем освоения социальных
ресурсов на разных уровнях управления.
Прежде всего, слабо используются мотивационные
ресурсы, побуждающие людей к
активной деятельности, особенно на уровне
местного самоуправления, где люди
пока плохо привлечены к решению
местных проблем. Местные сообщества
располагают хорошим
В целом, состояние социальных ресурсов муниципальных образований в России характеризуется:
- ростом численности населения за счет миграции, снижением нагрузки на трудоспособное население;
- высоким уровнем мобильности трудовых ресурсов и недостаточно рациональным их использованием;
- «дефицитом» высокопрофессиональных кадров в отдельных районах области; высоким образовательным уровнем населения и высокими темпами роста численности студентов;
- невысоким уровнем социальной информированности;
- недостаточным использованием компаративно-состязательных и инновационных ресурсов региона;
- невысоким уровнем социальной удовлетворенности и социальной защищенности. Вместе с тем, отмечается преобладание оптимизма в социальном самочувствии граждан их высоким уровнем общественно-политической заинтересованности и невысоким уровнем общественно-политической активности, доверия к органам власти;
- отрицательной динамикой взаимоотношений людей на производстве и в общественных местах, правовым нигилизмом среди значительной части населения;
- потребностью граждан в социальной поддержке государства и высокой готовностью к социальной интеграции; высоким социальным потенциалом предпринимательства и его слабым использованием .
Отметим, что большая часть
населения пока сдержанно оценивает
социальный потенциал местного самоуправления
и связывает перемены к лучшему
с реформами, осуществляемыми «сверху».
Привлечение населения к
Проблема взаимоотношения индивида и общества, гражданина и государства в сущности является составной частью системы социального контроля. Поэтому одна из причин создавшегося кризиса в современной России - это сознательная установка власти на обман населения и циничное манипулирование общественными настроениями с помощью СМИ [26].
Ослаблен соревновательный
ресурс местного самоуправления. Мало
сравнительной информации о достоинствах
и недостатках, успехах и проблемах.
В заброшенном или зачаточном
состоянии находятся
Нарастает тенденция ухудшения
демографической ситуации, что проявляется
прежде всего в депопуляции
Подавляющее большинство населения пока не принимает практического участия в решении местных проблем [23].
Осуществлению нововведений мешают два основных фактора: экономическая нестабильность; бесконечные согласования, хождения по различным инстанциям. Нововведения связаны, как правило, с риском. Приходится рисковать психологическим комфортом, отношениями с руководством и подчиненными и т.п. Вступая в стадию инновационной деятельности, нужно быть готовым к риску, но в то же время почти треть муниципальных служащих старается избегать ситуаций риска.
В недостаточной мере используется технологический ресурс местного самоуправления, а именно:
- при постановке и согласовании управленческих целей, постановке управленческих проблем, информационном обеспечении управленческих решений и действий;
- при диагностировании и прогнозировании управленческих проблем и ситуаций, поведения партнеров, ресурсного обеспечения управленческих целей;
- при планировании (программировании) управленческих воздействий, принятии решений, выборе оптимальных способов и методов управленческого действия;
- при организации коммуникативного взаимодействия, выборе и применении способов регулятивного и мотивационного воздействия, критериев оценки сотрудников и процедур их отбора [25].
Что касается духовно-нравственного ресурса, то отсутствие общенациональной идеи, перспективы улучшения качества жизни, смена ценностей, массовое обнищание и пр. свидетельствуют о низкой степени его использования.
Отмечается и низкая правовая культура населения. Правовым образованием людей на местах практически не занимаются.
Изучение опыта ряда развитых
муниципальных образований
Для дальнейшего развития
местного самоуправления наряду с экономическими
и политико-правовыми
Основополагающей
Возможность и необходимость
участия населения в работе местных
органов подчеркивается «типовыми»
ответами: «Каждый человек может
принимать участие и
Однако две трети опрошенных проявили традиционный патернализм, слабое знакомство с организационно-правовыми реалиями и личную незаинтересованность в активной самодеятельности. Одна треть респондентов определяет понятие «местное самоуправление» через органы власти городского и районного (иногда даже республиканского) уровня: мэрия, администрации районов и городские советы. Основным критерием градации, по мнению данной, части опрошенных, выступает выборность подобных структур. Исходя из рассмотренных ответов, можно утверждать, что различие между государственным и муниципальным управлением не осознается значительной частью населения. Еще одна треть опрошенных относит к местному самоуправлению управленческие звенья более низкого уровня (поселковые советы, муниципальные органы), т.е. в систему местного самоуправления включаются все органы, в компетенцию которых входит решение местных проблем. Наиболее типичный ответ: местное самоуправление - это «орган, куда мы можем обратиться, который ближе простым людям». Отсутствие в массовом сознании единого, адекватного представления о местном самоуправлении, а тем более доминирования представлений о его «народности», относительной независимости от государства объясняется рядом причин, выявленных в ходе проведенного социологического опроса.
Прежде всего, это отсутствие диалога, слабая степень непосредственного взаимодействия населения и местных властей: 59,5% респондентов в органы местной власти не обращались вообще, 18% обращались очень редко, 15% - редко. Высокий процент «не обращающихся» можно объяснить слабой эффективностью решения поставленных гражданами проблем. «Игра не стоит свеч» в силу потерянных индивидом физиологических, организационно-временных и прочих усилий. Как утверждает проф. С.А.Кравченко, анализирующий в своей статье нелинейные реалии российского общества в контексте гуманистической концепции Томаса Лукмана, «немногочисленные попытки реформировать страну по пути развития самоуправленческой инициативы социальных агентов, институционализации прав человека и индивидуальных свобод встречали противодействие со стороны бюрократов-чиновников и сталкивались с инерцией социальной субъективности многих граждан, особенно рельефно проявляющейся в периоды эволюционного развития».
Признавая наличие бюрократического
противодействия и высокий
В чем заключается причина
подобной «неразрешенности» отсутствие
властных полномочий, финансово-правовых
ресурсов, профессиональная некомпетентность,
бюрократическая
Респондентам был предложен
перечень органов всех уровней власти
с просьбой выбрать «ответственных»
за решение злободневных проблем
города. В результате выяснилось, что
с низовыми органами местного самоуправления
связывают ответственность
К основным проблемам, которые местная власть «не способна решить» или «пытается, но с недостаточной степенью эффективности», респонденты относят жилищно-коммунальные - 56%, безработицу - 35%, низкую заработную плату - 31%, бытовые проблемы города (освещение улиц и дворов, неработающие лифты и т.д.) - 30%, уровень медицинского обслуживания - 25%, экологическую обстановку -23%, коррупцию в городских структурах - 23%, распространение наркомании - 22%, уличную преступность - 20% .
Разумеется, представленные
респондентами социально-
Патерналистская ориентация
общественного сознания, поиск «ответственного»
в лице государства сохраняется,
а значит нынешние органы власти вынуждены
учитывать подобные массовые настроения.
Ситуация осложняется слабой готовностью
населения к самоорганизации
для решения местных проблем.
Гипотетическое «предложение жильцов
поработать старшим по дому на общественных
началах» «огорчило или было бы безразлично»
42% опрошенных (39% - затруднились ответить).
Результаты опроса населения коррелируют
с данными экспертного опроса,
проведенного в августе 2006 г., в виде
глубинных полуформализованных
интервью с муниципальными служащими,
чья профессиональная деятельность
связана с процессом
Интересно в данном отношении
отметить результаты опроса руководителей
муниципальных органов власти, проведенного
социологической лабораторией АСДГ
(Ассоциация сибирских и дальневосточных
городов) в 2005 г. Один из вопросов, задаваемых
респондентам, звучал так: «Кто, по вашему
мнению, в вашем городе в большей
степени влияет на решение вопросов
местной жизни?». Никто из опрошенных
не отметил, что население города
играет определяющую роль в решении
местных проблем; основная доля респондентов
убеждена в незначительном влиянии
населения (52,2%) или его отсутствии
(8,7%). И хотя лишь один человек считает,
что нет необходимости в