Традиционные формы организации досуговой деятельности в санаторно-курортных комплексах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2015 в 16:54, курсовая работа

Описание работы

Когда люди говорят о досуге, чаще всего они имеют в виду свободное от работы время. Однако ученые-исследователи и менеджеры, работающие в области организации досуга населения, не отождествляют эти явления, хотя они тесно связаны между собой. Под досугом современного человекa подразумевается время, которое свободно от необходимого труда в сфере общественного производства, а также от воспроизводства человеком своих жизненных функций в рамках домашнего хозяйства и социальных отношений.

Содержание работы

Введение
1. Специфика досуговой деятельности в санаторно-курортных учреждениях
1.1.Значение отдыха и рекреации в жизни человека.
1.2.Возможности выбора населением различных видов и способов проведения досуга.
1.3. Анимационный сервис как новое направление в организации досуга отдыхающих
2. Традиционные формы организации досуговой деятельности в санаторно-курортных комплексах
2.1 Спортивно-массовая работа
2.2 Экскурсионная работа
2.3 Показы кинофильмов
2.4 Вечера отдыха.
2.5 Развлечения на воде.
2.6 Библиотечная работа
2.7 Организация досуга детей
Заключение.
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

досуговая деятельность санаторно-курортных учреждениях (1) Давыдова.docx

— 59.09 Кб (Скачать файл)

Культурно-досуговая деятельность.

      Это понятие означает специфическую активность людей во время досуга. Формы активности выбирает сам человек, исходя из своих предпочтений, возможностей и уровня культурного развития.

    Уточним, почему эта деятельность одновременно обозначена как культурная. Понятие «культура» пришло в Россию из европейских языков и не сразу обрело строгий научный статус. Нужнова Н. М. Методы организации зрелищно-игрового досуга: Учеб. пособие. - Улан-Удэ, 2000

    В XIX в. оно ассоциировалось с позитивным развитием человека, высокой степенью его владения определенными нормами деятельности, совершенствованием каких-либо явлений или процессов. Не случайно в повседневной жизни закреплена именно такая трактовка культуры, что отражено в выражениях «культурный человек», «культурное поведение», «дом культуры».

Раскроем смысловое многообразие понятия «культура».

   1. В науке термин  «культура» используется, прежде  всего, в качестве общетеоретической  категории анализа, по масштабу  охвата сходной с категорией  «общество». Культура означает целостный, устойчивый способ жизнедеятельности  многих поколений конкретного  сообщества (этнического, национального, цивилизационного). Говорят также  о культуре определенной эпохи  в ее типологической сущности, а также о масштабной составной  части этнической или общенациональной  культуры. В этом смысле употребляют  термины «первобытная культура»; «культура древних греков», «английская  культура», «культура арабо-мусульманского  мира», «крестьянская культура», «молодежная  культура» и др.

   2. Немало устойчивых  представлений формируется на  основе понимания культуры как  высокого уровня владения людьми  нормами, стандартами деятельности, закрепленной в той или иной  области социальной практики. В этом смысле говорят о культуре речи, культуре общения, культуре потребления, культуре досуга, профессиональной или корпоративной культуре и др. В близком к указанному смысле используется термин «культура» в обыденной практике и некоторых сферах деятельности. В этом случае к культуре относят преимущественно интеллектуально-образовательные, художественные, религиозно-нравственные достижения общества, т.е. все то, что ученые считают высокой культурой. Этот случай представлен в следующих понятиях: «культурный человек», «культурные потребности общества», «культурное развитие молодежи».

   3. Немалое число  терминов используется в связи  с прикладными аспектами культурной  деятельности людей. В этом случае культурная активность рассматривается как часть или срез какой-либо инструментально-прикладной деятельности: либо как направление в хозяйственно-экономической практике (сфера культуры, социокультурный сервис), элемент международных связей (говорят о культурном обмене между странами), аспект политической практики государственного строительства (культурная политика, учреждения культуры и др.) или как объект правового регулирования (культурные права человека, правовая защита интеллектуальной собственности в сфере культуры).

    Перечисленные значения термина «культура» не противоречат друг другу, они определенным образом соподчинены и дополняют друг друга. Культура, понимаемая как основа общественного бытия, включает в качестве частных значений все остальные смыслы данного термина.

   С учетом указанных  смысловых аспектов культурологическая  трактовка досуговой деятельности  также приобретает многозначность. Во-первых, в понятии «культурно-досуговая  деятельность» отображено, что она  развивается в рамках культуры  конкретного сообщества (народа  или граждан определенной страны). Она организуется на основе  общественно значимых норм ради  тех рекреационных целей, которые  закреплены в данной культуре. Немаловажная роль в досуговой деятельности отводится этнонапиональным представлениям о прекрасном, о художественно-эстетической активности в целом.

     Во-вторых, это понятие отражает общественную значимость досуговой деятельности и ее причастность к определенным этическим нормам и правилам. Подразумевается, что человек может использовать свой досуг либо с пользой, либо во вред себе и окружающим. Конструктивное использование досуга предполагает свободное владение развитыми и общественно приемлемыми нормами поведения.

     Культура досуга и есть такое проведение человеком свободного времени, которое сбалансировано по разным видам рекреационной, развивающей и развлекательной активности, наполнено социально значимым смыслом и оценивается в данном обществе как согласованное с отечественными традициями и отвечающее современным требованиям. Название «культурно-досуговая деятельность» отображает ее конструктивный характер, а также высокую общественную и индивидуальную значимость. Это позволяет сформулировать определение культурно-досуговой деятельности.

     Культурно-досуговая деятельность выступает целесообразно организованной и содержательно наполненной активностью больших групп людей или конкретного человека в свободное время, которая развивается на базе человеческой потребности в перемене характера деятельности, а также с целями рекреации и социально-культурного развития. Формы и виды этой деятельности человек выбирает самостоятельно, исходя из индивидуальных предпочтений, возможностей и уровня культурного развития, а также с учетом традиций, моды, влияния окружающих людей.

     Когда говорят о культурно-досуговой деятельности, имеют в виду прежде всего, что она обозначает совокупную активность многих людей, которые нуждаются в рекреации.

      Частным моментом культурно-досуговой деятельности, ее проявлением и своеобразной единицей измерения служит досуговое занятие, которое предполагает вовлеченность человека или многих людей в конкретный целостный процесс.

     Данный процесс может быть ограничен по времени от нескольких минут (например, прослушивание музыкальной звукозаписи, участие в настольной игре) до нескольких дней или недель (участие в туристском походе, праздничном марафоне). Каждое досуговое занятие имеет свои темп и ритм, которые задаются субъектами этой активности, подчинены особенностям их психологии и духовным запросам.

1.2.Возможности выбора  населением различных видов и  способов проведения досуга

     В советский период организованному досугу власти стремились придать идеологические, воспитательно-просветительские, развивающие функции, но одновременно недооценивали его рекреационный и развлекательный потенциал.

     В новых условиях функциональный характер организованного досуга кардинально меняется. В первой половине 90-х годов для основной части населения оставались доступными досуговые занятия, которые проводились дома или в семейно-родственном кругу, которые реализовывались на традиционно-самодеятельной основе.

    На примере досуговых занятий представителей интеллигенции русского среднего города рассмотрим трансформации, которые происходят в указанный период в содержании досуга работников бюджетной сферы, принадлежащих частью к среднеобеспеченным, частью к низкообеспеченным слоям российского общества.

     Значительная часть российского населения, переживавшая в этот период затяжной социальный стресс, испытывавшая повышенные трудовые нагрузки, увеличивала в свободное время долю пассивного отдыха, тяготела к самодеятельному досугу в рамках частной жизни, ограничивалась контактами с близкими или знакомыми людьми.

    На рубеже XX-XXI вв. многие тенденции в социальной практике и экономике России приобрели более стабильный и определенный характер, что позволило осмыслить как утраты, так и конструктивные сдвиги в освоении новых видов досуговой деятельности.

     К этому времени возникли новые культурные производства, появились современные типы информационных сетей, в сфере досуга родилось предпринимательство. Речь идет о производстве компакт-дисков, рекламных клипов, развитии сети Интернет, шоу-бизнеса, модельного и игрового бизнеса.

     Многие способы организации досуга, ранее удовлетворявшие культурные потребности населения, в изменившихся условиях были переструктурированы на коммерческой основе, обретя динамичные импульсы развития.

  Ведущим фактором, определившим стремительное развитие культурно-досуговой сферы, стало становление российского среднего класса. Средний класс в современном обществе, как правило, включает в себя профессионалов, мастеров своего дела, имеющих среднее специальное или высшее образование, свободно ориентирующихся в рыночной среде, достигших среднего и выше среднего (по меркам конкретной страны) уровня материального обеспечения, формирующих свои досуговые потребности высокого качества.

     Российский средний класс зарождался в столицах (Москве, Санкт-Петербурге), затем его структуры начали появляться в крупных промышленных и культурных центрах.

    В отличие от рубежа 1980-1990-х годов, когда слой состоятельных граждан был невелик, новая волна граждан с соответствующими социальными признаками сформировала более многочисленный средний класс, давая о себе знать не только в крупных городах, но и в российских регионах в целом (например, в средних и малых городах с возрождающимся производством).

    Именно здесь определенная часть жителей добивается относительно высокого уровня доходов. Численность среднего класса в России пока невелика (20-25% от числа занятых), но его становление предоставляет отечественной сфере культуры и досуга возможность ориентироваться на обеспеченный спрос потребителей современного типа.

   Представители среднего  класса стимулируют стремительное  развитие в крупных городах  страны развлекательных форм  досуга, функционирующих на базе  массовой культуры, а также использующих  индустриальные и эксклюзивные  способы обслуживания.

   По мере распространения  в России новых организованных  форм досуга и конкуренции  на рынке культурных услуг  выбор многих видов отдыха  становится более доступным для  всех, кто имеет возможность их  оплатить.

   Но для значительной  части населения страны характерными  остаются сниженные душевые доходы, ограниченный доступ к организованному  досугу. Таким образом, основная  часть населения страны в условиях  экономических и социальных преобразований  располагает ограниченными возможностями  восстанавливаться в свободное  время.

 

    1. Анимационный сервис как новое направление в организации досуга отдыхающих

 

        При рассмотрении категории «отдых», как правило, используют два понятия: «досуг» и «рекреация». В первое вкладывают коммерческо-развлекательный смысл, в понятие «рекреация» – социальный (восстановление сил и оздоровление). Оба этих компонента находятся в тесном взаимодействии, ярким примером тому может служить организация анимационного сервиса.

        В последние годы сферу развлечений на российских курортах стали также именовать анимационной, что свидетельствует о внедрении в индустрию развлечений западных подходов.

     Под туристской анимацией (анимационным сервисом) понимают оживление отдыха и организацию непосредственных впечатлений от личного участия в мероприятиях. Это социально-культурная и туристско-оздоровительная категория, интегрирующая представления об определенном типе туристской деятельности человека и характеризующаяся его общественной деятельностью, бытом, формой удовлетворения материальных и духовных потребностей, правилами индивидуального и социального поведения. Она в значительной степени обусловлена социально-экономическими условиями, но вместе с тем во многом зависит от мотивов физиологической деятельности конкретного человека, от особенностей его психики, состояния здоровья и функциональных возможностей организма.

        Это также комплекс оперейтинга по разработке и предоставлению специальных программ проведения свободного времени, организация развлечений и спортивного проведения досуга.

         Анимационно-культурная деятельность наиболее полно представлена на Западе. За рубежом постепенно увеличивается объем свободного времени у населения, а, следовательно, идет процесс качественного увеличения досуговых программ и услуг. Индустрия развлечений начала там развиваться более полувека тому назад, результатом чего является развитая система организации досуга. Наиболее всего в этом деле преуспели США, Канада, страны Западной Европы. Туристский анимационный сервис наиболее развит в курортных зонах, где он способствует повышению аттрактивности туристических путешествий и качества отдыха Туризм как важнейшее средство активного отдыха предполагает использование этого средства, направленного на всестороннее развитие личности, снятие нервных нагрузок и восстановление здоровья.

          В курортных зонах всего мира существует четкое осознание того, что особая роль принадлежит организации досуга отдыхающих: игровым мероприятиям, активным соревнованиям, различным шоу и праздникам, иными словами, – анимационному сервису. На Западе основной деятельностью анимационного сектора являются ежедневные программы развлечений, включающие в себя ассортимент бесплатных услуг анимации для взрослых и детей.

      Переоценить роль системы анимации сложно, поэтому в бюджетах многих стран отдельной строкой предусмотрены расходы на анимационные мероприятия. Опыт работы сочинских студентов на практике в отелях Испании (Мальорка, Балеарские острова), а также подробный анализ анимационного сервиса других стран позволяют говорить о высоком уровне анимационного сервиса за рубежом, а также о разнообразии анимационных структур в отелях. В одних гостиничных структурах функции анимации возложены на одного специалиста, в других существует единая система качественной подготовки аниматоров, а где-то особое значение придается дорогостоящему реквизиту, инвентарю и униформе, а временные и финансовые затраты на обучение специалистов минимальны. Так или иначе, но первостепенной задачей является организация качественного досуга для клиентов.

        У каждого объекта туристского размещения имеется своя ежедневная развлекательная программа, структура которой зависит от количества и контингента отдыхающих, расположения объекта, персонала, графиков питания, экскурсий и др.

         Анализ опыта стран с успешно развивающейся туристической отраслью показывает, что в индустрии развлечений требуются качественные программы, дорогостоящее и высококачественное оборудование, новые подходы в управлении, высококвалифицированный персонал.

Информация о работе Традиционные формы организации досуговой деятельности в санаторно-курортных комплексах