Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2015 в 16:54, курсовая работа
Когда люди говорят о досуге, чаще всего они имеют в виду свободное от работы время. Однако ученые-исследователи и менеджеры, работающие в области организации досуга населения, не отождествляют эти явления, хотя они тесно связаны между собой. Под досугом современного человекa подразумевается время, которое свободно от необходимого труда в сфере общественного производства, а также от воспроизводства человеком своих жизненных функций в рамках домашнего хозяйства и социальных отношений.
Введение
1. Специфика досуговой деятельности в санаторно-курортных учреждениях
1.1.Значение отдыха и рекреации в жизни человека.
1.2.Возможности выбора населением различных видов и способов проведения досуга.
1.3. Анимационный сервис как новое направление в организации досуга отдыхающих
2. Традиционные формы организации досуговой деятельности в санаторно-курортных комплексах
2.1 Спортивно-массовая работа
2.2 Экскурсионная работа
2.3 Показы кинофильмов
2.4 Вечера отдыха.
2.5 Развлечения на воде.
2.6 Библиотечная работа
2.7 Организация досуга детей
Заключение.
Список использованной литературы
Культурно-досуговая деятельность.
Это понятие означает специфическую активность людей во время досуга. Формы активности выбирает сам человек, исходя из своих предпочтений, возможностей и уровня культурного развития.
Уточним, почему эта деятельность одновременно обозначена как культурная. Понятие «культура» пришло в Россию из европейских языков и не сразу обрело строгий научный статус. Нужнова Н. М. Методы организации зрелищно-игрового досуга: Учеб. пособие. - Улан-Удэ, 2000
В XIX в. оно ассоциировалось с позитивным развитием человека, высокой степенью его владения определенными нормами деятельности, совершенствованием каких-либо явлений или процессов. Не случайно в повседневной жизни закреплена именно такая трактовка культуры, что отражено в выражениях «культурный человек», «культурное поведение», «дом культуры».
Раскроем смысловое многообразие понятия «культура».
1. В науке термин
«культура» используется, прежде
всего, в качестве общетеоретической
категории анализа, по масштабу
охвата сходной с категорией
«общество». Культура означает целостный,
устойчивый способ
2. Немало устойчивых
представлений формируется на
основе понимания культуры как
высокого уровня владения
3. Немалое число
терминов используется в связи
с прикладными аспектами
Перечисленные значения термина «культура» не противоречат друг другу, они определенным образом соподчинены и дополняют друг друга. Культура, понимаемая как основа общественного бытия, включает в качестве частных значений все остальные смыслы данного термина.
С учетом указанных
смысловых аспектов
Во-вторых, это понятие отражает общественную значимость досуговой деятельности и ее причастность к определенным этическим нормам и правилам. Подразумевается, что человек может использовать свой досуг либо с пользой, либо во вред себе и окружающим. Конструктивное использование досуга предполагает свободное владение развитыми и общественно приемлемыми нормами поведения.
Культура досуга и есть такое проведение человеком свободного времени, которое сбалансировано по разным видам рекреационной, развивающей и развлекательной активности, наполнено социально значимым смыслом и оценивается в данном обществе как согласованное с отечественными традициями и отвечающее современным требованиям. Название «культурно-досуговая деятельность» отображает ее конструктивный характер, а также высокую общественную и индивидуальную значимость. Это позволяет сформулировать определение культурно-досуговой деятельности.
Культурно-досуговая деятельность выступает целесообразно организованной и содержательно наполненной активностью больших групп людей или конкретного человека в свободное время, которая развивается на базе человеческой потребности в перемене характера деятельности, а также с целями рекреации и социально-культурного развития. Формы и виды этой деятельности человек выбирает самостоятельно, исходя из индивидуальных предпочтений, возможностей и уровня культурного развития, а также с учетом традиций, моды, влияния окружающих людей.
Когда говорят о культурно-досуговой деятельности, имеют в виду прежде всего, что она обозначает совокупную активность многих людей, которые нуждаются в рекреации.
Частным моментом культурно-досуговой деятельности, ее проявлением и своеобразной единицей измерения служит досуговое занятие, которое предполагает вовлеченность человека или многих людей в конкретный целостный процесс.
Данный процесс может быть ограничен по времени от нескольких минут (например, прослушивание музыкальной звукозаписи, участие в настольной игре) до нескольких дней или недель (участие в туристском походе, праздничном марафоне). Каждое досуговое занятие имеет свои темп и ритм, которые задаются субъектами этой активности, подчинены особенностям их психологии и духовным запросам.
1.2.Возможности выбора населением различных видов и способов проведения досуга
В советский период
организованному досугу власти стремились
придать идеологические, воспитательно-
В новых условиях функциональный характер организованного досуга кардинально меняется. В первой половине 90-х годов для основной части населения оставались доступными досуговые занятия, которые проводились дома или в семейно-родственном кругу, которые реализовывались на традиционно-самодеятельной основе.
На примере досуговых занятий представителей интеллигенции русского среднего города рассмотрим трансформации, которые происходят в указанный период в содержании досуга работников бюджетной сферы, принадлежащих частью к среднеобеспеченным, частью к низкообеспеченным слоям российского общества.
Значительная часть российского населения, переживавшая в этот период затяжной социальный стресс, испытывавшая повышенные трудовые нагрузки, увеличивала в свободное время долю пассивного отдыха, тяготела к самодеятельному досугу в рамках частной жизни, ограничивалась контактами с близкими или знакомыми людьми.
На рубеже XX-XXI вв. многие тенденции в социальной практике и экономике России приобрели более стабильный и определенный характер, что позволило осмыслить как утраты, так и конструктивные сдвиги в освоении новых видов досуговой деятельности.
К этому времени возникли новые культурные производства, появились современные типы информационных сетей, в сфере досуга родилось предпринимательство. Речь идет о производстве компакт-дисков, рекламных клипов, развитии сети Интернет, шоу-бизнеса, модельного и игрового бизнеса.
Многие способы организации досуга, ранее удовлетворявшие культурные потребности населения, в изменившихся условиях были переструктурированы на коммерческой основе, обретя динамичные импульсы развития.
Ведущим фактором, определившим стремительное развитие культурно-досуговой сферы, стало становление российского среднего класса. Средний класс в современном обществе, как правило, включает в себя профессионалов, мастеров своего дела, имеющих среднее специальное или высшее образование, свободно ориентирующихся в рыночной среде, достигших среднего и выше среднего (по меркам конкретной страны) уровня материального обеспечения, формирующих свои досуговые потребности высокого качества.
Российский средний класс зарождался в столицах (Москве, Санкт-Петербурге), затем его структуры начали появляться в крупных промышленных и культурных центрах.
В отличие от рубежа 1980-1990-х годов, когда слой состоятельных граждан был невелик, новая волна граждан с соответствующими социальными признаками сформировала более многочисленный средний класс, давая о себе знать не только в крупных городах, но и в российских регионах в целом (например, в средних и малых городах с возрождающимся производством).
Именно здесь определенная часть жителей добивается относительно высокого уровня доходов. Численность среднего класса в России пока невелика (20-25% от числа занятых), но его становление предоставляет отечественной сфере культуры и досуга возможность ориентироваться на обеспеченный спрос потребителей современного типа.
Представители среднего
класса стимулируют
По мере распространения
в России новых организованных
форм досуга и конкуренции
на рынке культурных услуг
выбор многих видов отдыха
становится более доступным
Но для значительной
части населения страны
При рассмотрении категории «отдых», как правило, используют два понятия: «досуг» и «рекреация». В первое вкладывают коммерческо-развлекательный смысл, в понятие «рекреация» – социальный (восстановление сил и оздоровление). Оба этих компонента находятся в тесном взаимодействии, ярким примером тому может служить организация анимационного сервиса.
В последние годы сферу развлечений на российских курортах стали также именовать анимационной, что свидетельствует о внедрении в индустрию развлечений западных подходов.
Под туристской анимацией (анимационным сервисом) понимают оживление отдыха и организацию непосредственных впечатлений от личного участия в мероприятиях. Это социально-культурная и туристско-оздоровительная категория, интегрирующая представления об определенном типе туристской деятельности человека и характеризующаяся его общественной деятельностью, бытом, формой удовлетворения материальных и духовных потребностей, правилами индивидуального и социального поведения. Она в значительной степени обусловлена социально-экономическими условиями, но вместе с тем во многом зависит от мотивов физиологической деятельности конкретного человека, от особенностей его психики, состояния здоровья и функциональных возможностей организма.
Это также комплекс оперейтинга по разработке и предоставлению специальных программ проведения свободного времени, организация развлечений и спортивного проведения досуга.
Анимационно-культурная деятельность наиболее полно представлена на Западе. За рубежом постепенно увеличивается объем свободного времени у населения, а, следовательно, идет процесс качественного увеличения досуговых программ и услуг. Индустрия развлечений начала там развиваться более полувека тому назад, результатом чего является развитая система организации досуга. Наиболее всего в этом деле преуспели США, Канада, страны Западной Европы. Туристский анимационный сервис наиболее развит в курортных зонах, где он способствует повышению аттрактивности туристических путешествий и качества отдыха Туризм как важнейшее средство активного отдыха предполагает использование этого средства, направленного на всестороннее развитие личности, снятие нервных нагрузок и восстановление здоровья.
В курортных зонах всего мира существует четкое осознание того, что особая роль принадлежит организации досуга отдыхающих: игровым мероприятиям, активным соревнованиям, различным шоу и праздникам, иными словами, – анимационному сервису. На Западе основной деятельностью анимационного сектора являются ежедневные программы развлечений, включающие в себя ассортимент бесплатных услуг анимации для взрослых и детей.
Переоценить роль системы анимации сложно, поэтому в бюджетах многих стран отдельной строкой предусмотрены расходы на анимационные мероприятия. Опыт работы сочинских студентов на практике в отелях Испании (Мальорка, Балеарские острова), а также подробный анализ анимационного сервиса других стран позволяют говорить о высоком уровне анимационного сервиса за рубежом, а также о разнообразии анимационных структур в отелях. В одних гостиничных структурах функции анимации возложены на одного специалиста, в других существует единая система качественной подготовки аниматоров, а где-то особое значение придается дорогостоящему реквизиту, инвентарю и униформе, а временные и финансовые затраты на обучение специалистов минимальны. Так или иначе, но первостепенной задачей является организация качественного досуга для клиентов.
У каждого объекта туристского размещения имеется своя ежедневная развлекательная программа, структура которой зависит от количества и контингента отдыхающих, расположения объекта, персонала, графиков питания, экскурсий и др.
Анализ опыта стран с успешно развивающейся туристической отраслью показывает, что в индустрии развлечений требуются качественные программы, дорогостоящее и высококачественное оборудование, новые подходы в управлении, высококвалифицированный персонал.